Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Костромы «Гимназия №28»
Проект по организации чтения школьников
Тема: Уроки классики – уроки жизни
Авторы: Бабошина Елена Юрьевна, заведующая БИЦ,
Киселева Галина Анатольевна, библиотекарь
Кострома 2014
Аннотация проекта
Проект направлен на повышение мотивации к чтению и воспитание «талантливого» читателя.
Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Проект «Уроки классики – уроки жизни» направлен на то, чтобы дети увлеклись чтением, познакомились с классической детской литературой.
Обоснование проекта
Одна из важнейших проблем российского общества на сегодня – это преодоление «критического предела пренебрежения чтением»1 (кризиса чтения). Без любви к чтению, читательской компетентности невозможно воспитать детей с активной гражданской позицией, с бережным отношением ко всему.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. А духовно полноценный человек – прежде всего человек читающий.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания. К сожалению, нынешние дети стали заложниками низкопробной литературы. Анкетирование среди учащихся 2-4-х классов показало, что самые любимые жанры для чтения – ужастики, книги про вампиров, фэнтези. Такие книги заполняют досуг пустой «развлекаловкой». Поэтому назрела острая необходимость помочь ребенку разобраться в обилии «рыночных» книг, пробудить интерес к чтению лучших произведений, помочь талантливо их прочесть, еще В. Белинский утверждал, что лучше ничего не читать, чем читать плохую литературу.
Цель проекта: формирование у младшего школьника качеств «талантливого» читателя посредством классической детской литературы.
Задачи проекта:
-
привлечение к чтению не читающих и мало читающих детей;
-
воспитание культуры восприятия качественной художественной литературы;
-
обогащение мира чувств, эмоций детей;
-
формирование и развитие интереса к чтению и потребности в нем.
Проект «Уроки классики- уроки жизни» - система библиотечных мероприятий, уроков информационной культуры, направленных на формирование и развитие читательского таланта детей.
Методы и формы реализации проекта:
Формы занятий: беседы, викторины, чтение вслух, просмотр видеоматериалов, конкурсы, создание творческих работ.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, используются активные формы проведения занятий как занятия-встречи с информантами, «задушевное» чтение.
Методы ведения занятий:
-
словесные методы: выразительное чтение, беседа, коллективное обсуждение прочитанного, сообщения;
-
наглядные методы: использование мультимедийных презентаций, видеоматериалов, коллекций, иллюстраций;
-
практические методы: рисунки, плакаты, конкурсы, творческие работы.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
-
объяснять значение чтения в жизни каждого человека;
-
отличать справочную и детскую художественную литературу;
-
знать структуру книги;
-
знать наизусть 3-5 стихотворений детских писателей;
-
называть 5-8 писателей для детей, вт.ч. костромских авторов;
-
вести диалог по прочитанному, оценивать поступки литературных героев.
Что участие в проекте даст его участникам
1. Более высокий уровень читательских способностей.
2. Приобретение и развитие навыков углубленного восприятия художественного произведения
Результаты проекта
-
Популяризация лучших образцов мировой и национальной художественной литературы.
-
Повышение активности учащихся в жизнедеятельности гимназии.
-
Изменение отношения к чтению.
-
Формирование читательской активности школьников.
Проект входит в программу внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?» и рассчитан на 15 часов в течение учебного года для учащихся 1А, 1Б, 2Б классов.
Мероприятия по проекту
1. сентябрь
|
Книжное царство, премудрое государство
|
Экскурсия по библиотеке гимназии.
Викторина «Давайте знакомые книжки откроем».
Игра «Узнай героя» (приложение 1)
|
2. сентябрь
|
От глиняной таблички к печатной страничке
|
Урок по развитию информационной культуры.
Работа с кроссвордом
|
3. октябрь
|
Чудо-книги Корнея Чуковского
|
Беседа-презентация, просмотр мультипликационного фильма «Мойдодыр»
Игра «Путаница»
|
4. октябрь
|
Что такое Чупакабра?
|
Литературный час по творчеству А. Сапгира с просмотром мультипликационного фильма «Сказка о жадности» или «Принцесса и людоед»
|
5. ноябрь
|
За цветами в зимний лес
|
Литературный час по творчеству А. Барто, конкурс чтецов
|
6. декабрь
|
Чародей слова
(Мамин – Сибиряк Д.)
|
Беседа-презентация, загадки,
Просмотр мультипликационного фильма «Серая шейка»
|
Итоговая работа: создание книжек-малышек
|
7. январь
|
Мудрец из страны детства
(Маршак С.Я.)
|
Беседа, конкурс чтецов, викторина по произведениям С.Я. Маршака (приложение 2)
Игра «Поиграем в рифму» (приложение 3)
|
8. февраль
|
«Лесная газета»
В.В. Бианки
|
Беседа с просмотром мультипликационного фильма «Муравьишка-хвастунишка»
|
9. март
|
Старые добрые сказки…
(Ушинский К.Д.)
|
Беседа с просмотром мультипликационного фильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
|
10. март
|
Почемучки, в путь!
|
Урок по развитию информационной культуры.
Групповая работа «Прикосновение»
|
11. март
|
Книга начинается…
|
Урок по развитию информационной культуры.
Викторина «Дружные сестрицы - книжкины страницы»»
|
12. март
|
Волшебники слова
|
Встреча с учителем Шитиковой Н.А. и учащимися гимназии, написавшими стихи о Костроме.
Конкурс чтецов «Тебе, моя Кострома»
|
13. март
|
Для ребят и о ребятах
|
Беседа с просмотром презентации по творчеству
И. Токмаковой.
Игра «Поэтическая переменка»
|
14. апрель
|
Сказка под подушкой
|
Литературный час по творчеству
Г. Андерсена с просмотром мультипликационного фильма «Гадкий утенок».
Викторина по сказкам Г. Андерсена (приложение 4)
|
15. апрель
|
Моя первая книжка
|
Выставка «Музей книги»
Конкурс рассказов о первой книге.
|
Итоговая работа: электронная выставка «Моя любимая книга».
Обобщение материала, создание электронной выставки, размещение на сайте гимназии
|
Промежуточное оценивание:
-
Устное словесное рисование: нарисовать словами картину, какая рождается при восприятии эпизода, изображенного в книге.
-
Творческий пересказ: пересказ прочитанного от имени героя или своего собственного «Я».
-
Иллюстрирование текста: «Если бы ты был(а) художником, какие иллюстрации ты нарисовал(а) к тексту прочитанной книги?».
-
Инсценировка: «Как бы ты изобразил(а) героя, если бы был(а) актером, актрисой?».
-
Продолжение рассказа: «Как ты себе представляешь дальнейший ход произведения?».
Итоговое оценивание:
-
Блиц-опрос «Самое, самый…»: назовите произведения, которым можно присвоить номинации: Самое грустное. Самое веселое. Самое таинственное. Самое страшное. Самое трогательное. Назовите персонажей, о которых можно сказать: Самый унылый. Самый беспечный. Самый злой. Самый веселый. Самый трусливый. Самый упрямый. Самый доверчивый. Самый чувствительный.
-
Тест - диагностика: Вспомни и назови:
-
какая книга тебя взволновала;
-
заставила задуматься; утешила;
-
рассмешила;
-
вызвала грусть;
-
заставила страдать;
-
испугала;
-
оставила равнодушной.
Итоговый продукт проекта:
-
Создание книжек-малышек: дети сами сочиняют и оформляют свои книги.
-
Создание электронной выставки «Моя любимая книга». Учащиеся пишут небольшие рекомендательные аннотации о своей любимой книге, рисуют иллюстрации. Затем весь материал обобщается и создается электронная выставка, которая в дальнейшем будет размещена на интернет-страничке БИЦ по адресу http://www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-28/icm/DocLib2/Forms/AllItems.aspx в папке «Внеурочная деятельность».
Информационно-методическое обеспечение:
-
Гендина Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-метод. пособие: в 2 ч. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова.- Кемерово: Кемеровск. Гос. Академия культуры и искусств, 1999.-
-
Лекомцев А. Учимся быть внимательными: стихи-загадки на внимание/ А. Лекомцев.- Ростов на Дону: Феникс, 2012.- 45с.: ил.- (Школа развития)
-
Лекомцев А. Учимся быть любознательными: стихи-загадки для малышей/ А. Лекомцев.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.- 63с.: ил.- (Школа развития)
-
Лекомцев А. Учимся фантазировать: смешные стихи-загадки на сообразительность/ А. Лекомцев.- Ростов на Дону: Феникс, 2012.- 31с.: ил.- (Школа развития)
-
Писатели нашего детства: 100 имен: биогр. словарь. Ч.1.— Москва: Либерия, 1999.
-
Праздник книги и чтения: сб. сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией/ РГДБ.- М.: Школьная библиотека, 2005.-288с.
-
Ребинник Ю. В. Азбука юного костромича. – Кострома: Костромаиздат-850, Б.г.
-
Русские народные сказки /сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992.
-
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – Москва: Детская литература , 1984
-
Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением/ И.Н. Тимофеева.- М.: РШБА, 2009.- 408с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1: вып. 1-2)
-
Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. ст. Ч.1: Чтение как творчество/ И.И. Тихомирова.- М.: РШБА, 2009.- 320с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1: вып. 3-4)
-
Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. ст. Ч.2: Растим читателя-творца/ И.И. Тихомирова.- М.: РШБА, 2009.- 288с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1: вып. 5-6)
-
Жук О. Н. Библиотечный урок как средство формирования информационного мировоззрения школьников / О. Н. Жук // Школьная библиотека : информационно-методический журнал. — 2009 .— № 1 .— С. 63-64 .— (Информационная культура личности)
-
Семяновская А. П. Библиотечные уроки в начальной школе / А. П. Семяновская // Школьная библиотека . — 2011 .— N 4 .— С. 79-88 : 12 фот. — (Звонок на урок)
-
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Литература для громкого (выразительного) чтения:
-
Аким Я. Девочка и лев: стихи, сказки.- М.: Детская литература, 1991.- 287с.- (Золотая библиотека).
-
Андерсен Х.К. Сказки. Истории: пер. с дат.- М.: Просвещение, 1987.- 271с.: ил.- (Школьная библотека).
-
Бианки В. Синичкин календарь: рассказы.- М.: Мир «Искателя», 2005.- 96с.- (Библиотека школьника).
-
Вежливые дети: стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- М.: ОНИКС, 2011.- 160с.: ил.- (Библиотека младшего школьника).
-
Волшебное слово: обязательная хрестоматия для начальной школы.- М.: Б.и., 2010.- 544с.
-
Драгунский А. Денискины рассказы.- М.: Эксмо, 2007.- 368с.: ил.- (Детская библиотека).
-
Зощенко М. Рассказы для детей.- М.: Астрель: АСТ, 2011.- 188с.- (Детская библиотека).
-
Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки/ худож. В. Цыганков.- М.: Мир «Искателя», 2012.- 64с.- (Библиотека школьника).
-
Рассказы об армии.- М.: Стрекоза, 2009.- 64с.- (Внеклассное чтение).
-
Стихи детских поэтов/ рис. О. Ионайтис.- М.: Детская литература, 2005.- 303с.: ил.- (Школьная библиотека).
-
Стихи и рассказы о маме.- М.: Астрель, 2008.- 224с.- (Хрестоматия школьника).
-
Токмакова И. Для ребят и о ребятах: стихи, повести-сказки.- М.: Астрель: АСТ, 2001.- 192с.: ил.- (Хрестоматия школьника).
-
Удивительное приключение: обязательная хрестоматия для начальной школы.- М.: Б.и., 2010.- 528с.
-
Усачев А. Мы играли в паповоз…/ худож. У. Шалина.- М.: Самовар, 2009.- 110с.- (Детские классики).
-
Чуковский К.И. Сказки/ худож. Б. Тржелицкий.- М.: Стрекоза, 2001.- 160с.: ил.- (Классика-детям).
Литература для семейного чтения:
Сказки, загадки:
Данько В. «Загадочные буквы»; Черный А. «Живая азбука»; Чарушин Е.
Природа:
Сапгир Г. «Про медведя». «Разговор с пчелой»; Трутнева Е. «Когда это бывает».
Дружба:
Ермолаев Ю. «Лучший друг»; Орлов В. «Кто первый»; Берестов В. «В магазине игрушек»; Пивоварова И. «Вежливый ослик».
О животных:
Сладков Н., Михалков С., Осеева В., Хармс Д., Чарушин Е.
Сказки:
«Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Красная шапочка», «Три поросенка», сказки братьев Гримм.
Русские писатели и поэты:
Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Тютчев Ф., Есенин С.; Толстой Л.Н. «Азбука», «Косточка», «Лгун»; Ушинский К. «Утренние лучи»; Горький М. «Воробьишко».
Современная литература:
Заходер Б., Мориц Ю., Пивоварова И., Сладков Н., Пришвин М., Носов Н., Драгунский В., Коваль Ю., Успенский Э., Остер Г., Родари Дж., Милн А., Биссет Д.
Мультипликационные фильмы для просмотра:
-
Баранкин, будь человеком!- Союзмультфильм, 1963.
-
Бобик в гостях у Барбоса.- Союзмульфильм, 1977.
-
Гадкий утенок.- Союзмультфильм, 1957.
-
Девочка в цирке.- Союзмультфильм, 1950.
-
Девочка и лев.- Пермьтелефильм, 1974.
-
Дедушка и внучек.- Союзмультфильм, 1950.
-
Дудочка и кувшинчик.- Союзмультфильм, 1950.
-
Крошка Енот.- Экран, 1974.
-
Мойдодыр.- Союзмультфильм, 1954.
-
Муравьишка-хвастунишка.- Союзмультфильм, 1961.
-
Мышонок Пик.- Союзмультфильм, 1978.
-
Первый урок.- Союзмультфильм, 1948.
-
Приключения точки и запятой.- Союзмультфильм, 1965.
-
Принцесса и людоед// Веселая карусель.- Вып. 9.- 1977.
-
Про Сидорова Вову.- Союзмультфильм, 1985.
-
Серая шейка.- Союзмультфильм, 1948.
-
Сестрица Аленушка и братец Иванушка.- Союзмультфильм, 1953.
-
Сказка о жадности.- Киев: Научфильм, 1976.
-
Снегурочка.- Союзмультфильм, 1952.
-
Умная девочка.- Пилот, 2004.
-
Чемпион.- Союзмультфильм, 1948.
Творческие работы учащихся
Маркиз
Маша Лодус 1 класс
Есть у бабушки сюрприз-
Серый с хвостиком Маркиз!
Это не мышонок,
Это наш котёнок!
Милый, добрый, озорной,
Норовит играть со мной.
Цап-царап за пятки!-
Хитрые повадки!
Я кормлю его сама,
Открываю закрома:
Молочко, сосиски _
Для любимой киски!
Приключения белого мишки на Олимпиаде
Диана Тюкова 1 класс
В далёкой и холодной Арктике жил белый медведь по имени Пух. Так его звали за белую, пушистую шубку. Мишка был сильный и смелый. Он охотился на морских птиц, нерпу и ловил рыбу. Пух был добрый и угощал рыбой других медвежат. Пух был отличный пловец, он мог проплыть больше шестидесяти километров и не замерзнуть. Однажды полярники устроили соревнования по плаванию. И наш Пух победил! За это ему подарили целую гору рыбы. И тогда Пух решил поехать на настоящую Олимпиаду в город Сочи, чтобы все узнали какой он сильный и ловкий! Собрался Пух в дальнюю дорогу. Он плыл через Ледовитый океан сам, потом добирался на ледоколе, и даже летел на самолёте. Ему помогали люди, им нравился такой смелый медвежонок. За время пути он нашёл много друзей. Вскоре наш медвежонок добрался до города Сочи. Много интересного и увлекательного встретилось ему на таком дальнем пути. Он впервые увидел деревья в листве, цветы. Травку, разных птиц и животных, большие города, дома и машины. Это его не пугало. Пух познавал мир и становился еще сильнее, добрее, смелее! Он хотел быть лучшим! На соревнованиях в Сочи ему не было равных в плавании, катании на лыжах, санках и сноуборде! И Пух победил!!!
Скакалочка
Анфиса Касьянова 1 класс
Очень любит Галочка
Быструю скакалочку
Скок да скок, скок да скок
Галочке не жалко ног,
А бывает жалко
Быструю скакалку.
Отдохни скакалочка!-
Еле шепчет Галочка.
Задумчивый котёнок
София Белова 1 класс
На окне сидит котёнок. Он очень красивый и умный. Живёт он в большом доме на пятом этаже. С пятого этажа ему почти не видно собак и других кошек, поэтому котёнок подолгу смотрит на пролетающих птиц. Голуби , воробьи и синицы давно любили сидеть на его балконе, а он сидит и думает: почему кошки не летают как птицы… Вот бы и мне.
Приложение 1
Игра «Узнай героя»
По одному предложенному предмету дети должны узнать героев сказок и по возможности назвать авторов. Заранее подготовить реквизит: зеркало, азбука (букварь), колпак (можно сделать из бумаги), туфелька, половинка грецкого ореха, роза, воздушный шарик, яблоко, игла, деревянное яйцо.
-
Азбука (букварь), колпак (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
-
Туфелька (Золушка. Ш.Перро «Золушка»)
-
Яблоко (Старуха А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
-
Роза (Кай и Герда Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
-
Половина грецкого ореха (Дюймовочка Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка»)
-
Зеркало (Царица А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
-
Воздушный шарик (Комарики К.И. Чуковский «Тараканище»).
-
Игла (Кащей Бессмертный «Царевна-лягушка» русская волшебная сказка)
-
Яйцо золотое («Курочка Ряба» русская народная сказка)
Приложение 2
Викторина по произведениям К.И. Чуковского
-
Самый добрый и бесстрашный человек, носит докторский белый халат, ему принадлежит саквояж с лекарством. (Доктор Айболит)
-
Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое…»
-
Закончите последнюю фразу сказки «Мойдодыр»: «Всегда и везде…»
-
Кто напал на муху – цокотуху? (паук)
-
Что нес в руках отважный комарик, который спас муху – цокотуху? (фонарик)
-
В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? (Бармалей)
-
На чём ехали животные в сказке «Тараканище»:
а) медведи (на велосипеде);
б) комарики (на воздушном шарике);
в) львы (в автомобиле);
г) зайчики (в трамвайчике).
8. Кто был злодеем – вором в стихотворении «Краденое солнце»? (крокодил)
9. Как звали муху именинницу? (Цокотуха)
10. От кого убежала вся посуда? (от Федоры)
Приложение 3
Игра «Поиграем в рифму»
Подбираем рифмы к словам:
Лягушка - подушка, квакушка, подружка, ватрушка.
Книжка – мартышка, пустышка, мышка.
Сказка – указка; подсказка.
Страница – сестрица, девица, львица.
Шутка – утка, минутка.
Ромашка – бумажка, букашка.
Дочка- точка, бочка.
Дрель- трель, апрель, тоннель.
Роща- чаща, пища.
Горка - корка, норка.
Опушка - ушко, подушка.
Дети могут сами предлагать слова для рифмования.
Приложение 4
Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена
-
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку.
(Дюймовочка)
-
Кого спасла от смерти Дюймовочка?
(Ласточку)
-
Жил-был принц. Он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую.
(Принцесса на горошине)
-
Что отдала Русалочка ведьме взамен на то, чтобы вместо хвоста иметь ноги?
(голос)
-
Из чего Элиза плела рубашки для диких лебедей?
(из крапивы)
-
Что не должна была делать Элиза, чтобы спасти своих братьев, изготавливая для них рубашки?
(говорить)
-
В кого превратился гадкий утёнок в конце сказки?
(в лебедя)
-
На поиски кого отправилась девочка Герда?
(Кая)
-
Что попало Каю в глаз?
(льдинка)
Приложение 5
Разминка «Загадки-перевертыши»
-
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду …(Волк)
-
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… (Белка)
-
Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый… (Медведь)
-
Быстрее всех, как стрелка,
Несется полем… (Заяц)
-
В теплой лужице своей
Громко квакал… (Лягушонок)
-
Под луною песни петь
Сел на веточку… (Соловей)
-
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает… (Обезьяна)
Приложение 6
Игра «Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … (низко)
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … (близко)
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь … (пол)
Скажу я слово «потерял»,
А ты скажи… (нашел).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
А ты скажи… (конец).
|