Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет Математической экономики и информатики
Кафедра Математические методы в экономике
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б2.В.ОД.1 Методы моделирования и прогнозирования экономики
Направление подготовки: 080100-62 Экономика
Профиль подготовки: Математические методы в экономике
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Москва - 2012
-
Цель дисциплины
Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по вопросам разработки и использования экономико-математических моделей и методов моделирования и прогнозирования экономических процессов.
Предметом дисциплины является изучение и анализ свойств и решений, возникающих при моделировании экономических процессов. В качестве объектов моделирования рассматриваются экономические системы, предприятия различных сфер деятельности, рынки товаров и услуг и финансовые рынки, кредитные учреждения, корпоративные финансы, спрос и предложение, микро- и макроэкономические процессы, научно-технический прогресс, а также социальные структуры и процессы.
Учебные задачи дисциплины
При изучении курса должны быть решены следующие задачи:
-
расширение и углубление теоретических знаний об основных методах и моделях анализа экономических систем и моделирования экономических процессов в народном хозяйстве на различных уровнях иерархии;
-
ознакомление с основными методами прогнозирования;
-
овладение методическими приемами моделирования экономики, построения прогноза и анализа полученных результатов.
Методы преподавания дисциплины и исследования и образовательные технологии:
В процессе преподавания дисциплины используются следующие педагогические методы обучения и образовательные технологии:
-
лекции;
-
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
-
компьютерные занятия;
-
обсуждение подготовленных студентами эссе;
-
круглые столы;
-
консультации преподавателей;
-
самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.
-
Место дисциплины в структуре ООП.
Процесс изучения дисциплины базируется на комплексе знаний, полученных студентами при изучении курсов математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, линейная алгебра, методы оптимальных решений, а также предполагает владение современными компьютерными технологиями.
Курс «Методы моделирования и прогнозирования экономики» является одним из основных в блоке Б2 (математический и естественно научный цикл). После изучения данного курса студенты могут более глубоко осваивать материал дисциплин профессионального цикла.
Учебная дисциплина способствует профессиональной подготовке выпускника в качестве будущего руководителя и ведущего специалиста производственных и финансовых фирм. Исходя из особенностей подготовки, в рамках соответствующего направления основное внимание в дисциплине уделяется изложению теоретических основ экономико-математического моделирования и прогнозирования, а также привитию практических навыков по принятию на этой основе управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Дисциплина состоит из десяти тем. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия, проводимые в компьютерном классе.
При проведении занятий используется комплекс технических средств обучения: специализированные классы, компьютеры, иллюстрационные материалы.
Дисциплина изучается в 4 семестре.
-
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-4 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
ОК-13 - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
расчетно-экономическая деятельность
ПК-1 - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
ПК-4 - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
ПК-5 - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
ПК-6 - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
ПК-9 – способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК-10 - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
В результате изучения дисциплины студент должен
1. Знать:
1.1. принципы, закономерности и методы экономико-математического моделирования (ОК=1, ОК-4, ОК-13, ПК-1);
1.2. модели экономических систем и процессов, процедуру разработки моделей и оценки их адекватности (ПК-1, ПК-6);
1.3. основы поиска оптимальных решений в рамках экономико-математических моделей (ПК-4, ПК-10);
1.4. макроэкономическое моделирование, связывающее между собой укрупненные материальные и финансовые показатели: ВВП, потребление, инвестиции, занятость, процентную ставку, спрос, предложение, равновесные цены (ПК-1, ПК-6, ПК-10);
1.5. моделирование макроэкономических процессов: темпов и пропорций народного хозяйства (ПК-9, ПК-10);
1.6. микроэкономические модели, описывающие взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики (ПК-5, ПК-9, ПК-10).
2. Уметь:
2.1. разрабатывать экономико-математические модели и осуществлять с их помощью анализ и прогнозирование экономических и финансовых процессов (ПК-4, ПК-5, ПК-6);
2.2. формировать оптимальные решения на основе экономико-математических моделей (ПК-6, ПК-9);
2.3. оценивать параметры функционирования конкретного экономического объекта и формулировать рекомендации для принятия практических решений в условиях риска (ПК-1, ПК-5);
2.4. осуществлять комплексное экономико-математическое моделирование (ПК-9, ПК-10).
владеть:
3.1. современными компьютерными технологиями моделирования (ПК-5, ПК-10) ;
3.2. моделированием в макро- и микроэкономических исследованиях (ПК-9);
3.3. методами экономико-математического моделирования и прогнозирования (ОК-13, ПК-6, ПК-9, ПК-10).
-
Содержание дисциплины:
№ п/п
|
Наименование
разделов
и тем
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа (формы, часы)
|
Интерак-тивные формы обучения
|
Формы текущего контроля
|
Лекции
|
Семинарские занятия
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Всего
|
|
|
|
1.
|
Тема 1. Введение в методы моделирования и прогнозирования экономики.
|
2
|
|
2
|
…
|
4
|
4,
лит
|
|
опрос
|
2.
|
Тема 2. Экспертные, статистические и аналитические методы прогнозирования
|
2
|
|
2
|
…
|
4
|
4,
лит, Р.а.з.
|
2
а.д.с.
|
опрос
|
3.
|
Тема 3. Методы эконометрического прогнозирования.
|
2
|
|
2
|
|
4
|
4,
лит, Р.а.з.
|
2
а.д.с.
|
Проверка эссе, рефератов или докладов по теме
|
4.
|
Тема 4. Математические модели микроэкономики. Задачи оптимизации производства.
|
2
|
|
2
|
|
4
|
4,
лит
|
2
а.д.с.
|
Проверка эссе, рефератов или докладов по теме
|
5.
|
Тема 5. Линейные и нелинейные динамические модели макроэкономики
|
2
|
|
2
|
|
6
|
6,
лит, Р.а.з.
|
2
а.д.с.
|
Проверка эссе, рефератов или докладов по теме
|
6.
|
Тема 6. Модели анализа, прогнозирования и регулирования экономики. Модели рыночной экономики
|
2
|
|
4
|
|
6
|
6,
лит
|
2
Комп.з.
|
Контроль заданий
|
7.
|
Тема 7. Моделирование инфляции и государственного регулирования экономики
|
2
|
|
4
|
|
6
|
6,
лит
|
2
Комп.з.
|
П.з.
|
8.
|
Тема 8. Моделирование внешней торговли
|
2
|
|
4
|
|
6
|
6,
лит
|
4
Комп.з.
|
П.з.
|
9.
|
Тема 9. Моделирование цели общественного развития
|
2
|
|
4
|
|
6
|
6,
лит
|
4
Комп.сим.
|
П.з.
|
10.
|
Тема 10. Модели и методы оптимального управления в экономике.
|
2
|
|
4
|
|
6
|
8,
лит
|
4
Комп.з.
|
П.з.
|
|
Итого:
|
20
|
|
30
|
|
50
|
52
|
24/ 48%
|
6
|
Текущий контроль освоения курса «Методы моделирования и прогнозирования» осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:
-
опроса по теории;
-
контрольных работ;
-
письменных домашних заданий;
-
индивидуальных проектов;
-
промежуточного тестирования по отдельным разделам дисциплины.
Результаты текущего и итогового контроля формируют рейтинговую оценку работы студента.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Для проведения занятий по дисциплине используются:
-
наборы слайдов;
-
CD-ROM диски;
-
текстовые файлы Word с теоретическим материалом;
-
файлы Excel, позволяющие решать практические задачи;
-
демонстрационные средства и интерактивная доска.
-
компьютерные классы;
-
Internet-ресурсы;
-
программные пакеты StatgraphicsPlus, MathCad
Разработчики:
Кафедра Математические методы в экономике доцент А.Ф. Грибов
Заведующий кафедрой ________________ Н.П. Тихомиров
|