Возможности социально-образовательной сети «Дневник.Ру» в работе учителя-предметника
Пономарева-Рунова Ольга Николаевна, г. Мурманск, МОУ г. Мурманска гимназия №3, заместитель директора по УВР, учитель немецкого и английского языков, e-mail: [email protected]
Основным элементом государственной социально-экономической политики является современная эффективная система образования, способная удовлетворять социальный заказ общества на предоставление качественных образовательных услуг, соответствующих потребностям информационного общества.
Процесс информатизации школы представляет собой путь от информационной грамотности к информационной компетентности участников образовательного процесса.
В образовательных учреждениях формируется единая информационная среда, которая позволяет решить следующие задачи:
- создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, отчеты;
- предоставить пользователям возможность общения между собой и доступа к общим ресурсам;
- обеспечить использование в учебном процессе разнообразных образовательных ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегрирование в единую среду.
Социально-образовательная сеть «Дневник.Ру» создает оптимальные возможности для формирования единой информационной образовательной среды школы.
«Дневник.Ру» - это социальный школьный Интернет-проект, который представляет собой Всероссийскую школьную информационно-образовательную сеть, позволяющую организовать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса - учителей, обучающихся и родителей, оперативно решать административные вопросы, максимально использовать образовательные возможности сети Интернет.
Данная сеть создает современную среду общения для реальных участников школьной жизни (функции удаленного общения: возможность отправлять и получать сообщения, создавать группы, вести форум, обмениваться информацией, анонсировать события). «Дневник.Ру» позволяет полностью перенести учебный процесс в он-лайн: составлять расписание уроков, вести электронный журнал и ведомости оценок, организовать процесс выдачи, выполнения и проверки домашних заданий через Интернет, размещать методические разработки.
Важно заметить, что разработчики проекта «Дневник.Ру» уделяют большое внимание безопасности участников образовательной сети размещаемой в ней информации. В соответствии с Федеральным законом №152 «О Персональных данных» компания «Дневник.ру» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России в реестре операторов персональных данных. Регистрация в сети возможна только по индивидуальным пригласительным кодам, которые выдаются в образовательном учреждении (ОУ). Личные настройки приватности позволяют каждому пользователю выбрать, кому и какую информацию о себе показывать. Это позволяет контролировать поведение обучающихся в проекте и обезопасить их от информации, не совместимой с задачами образования и воспитания.
Персональная страница учителя-предметника в социально-образовательной сети «Дневник.Ру» позволяет создавать блоги и сообщества, своевременно сообщать о событиях и т.д.
Как учитель-предметник я использую следующие возможности сети «Дневник.Ру»:
1. Персональная страница (http://dnevnik.ru/user.aspx?user=4039)
На своей странице я разместила авторские дидактические материалы:
- презентации к урокам по различным лексико-грамматическим темам, созданные в программе PowerPoint;
- рабочие листы с упражнениями по изучаемым лексико-грамматическим темам;
- парные карточки, которые способствуют быстрому усвоению лексического материала;
- интерактивные упражнения, разработанные в программной оболочке Hot potatoes. «Hot Potatoes» – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные обучающие упражнения на базе Web. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Упражнения созданы с помощью 5 блоков:
а) JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
б) JCloze – Заполнение пропусков. Учащиеся могут попросить подсказку и увидеть первые буквы пропущенного слова. Ведется также автоматический подсчёт очков.
в) JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
г) JCross – Кроссворд.
д) JMix – Восстановление последовательности.
Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах.
Здесь также размещены методические рекомендации по написанию писем личного характера и эссе, критерии оценки устных ответов и письменных работ.
Эти материалы обучающиеся могут скачать и использовать для самостоятельного углубленного изучения немецкого языка или ликвидации пробелов в знаниях.
Таким образом, персональная страница учителя-предметника дает возможность организовать дистанционное обучение для различных целевых групп:
-
для обучающихся с повышенными образовательными потребностями;
-
для слабоуспевающих учащихся;
3) для обучающихся, которые не могут в определенный период посещать занятия в школе (из-за спортивных соревнований, по болезни и т.д.).
В своей практической деятельности я использую формы и методы дистанционного обучения также при подготовке учащихся к олимпиадам и различным дистанционным конкурсам с целью расширения базовых знаний обучающихся, углубления и совершенствования навыков по всем видам речевой деятельности. С этой целью я разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). ИОМ - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. На практике это выглядит следующим образом:
1) при изучении определенной темы каждый ученик получает план-задание (через личное сообщение в сети «Дневник.Ру»);
2) в указанные сроки обучающийся выполняет задания;
3) с целью проверки обучающиеся высылают выполненные задания на адрес электронной почты учителя;
4) учитель корректирует ответы и пересылает их учащимся для выполнения последующих заданий;
5) в конце изучения каждой темы проходит групповое аудиторное задание, цель которого проверка усвоения изученного материала. Это занятие обычно проходит в форме «круглого стола».
Преимущества организации дистанционного обучения с помощью проекта «Дневник.Ру»:
- привлечение обучающихся в проект;
-
экономия времени;
-
возможность организовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса;
-
быстрый обмен сообщениями;
-
доступность.
2. Создание сообществ
На платформе социально-образовательной сети «Дневник.Ру» созданы две группы:
а) для изучающих немецкий язык «Немецкий – это здорово!» (глобальная группа) http://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=3288;
б) для изучающих английский язык «Виват английскому!» (для обучающихся нашей гимназии) http://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=32904.
На форуме обеих групп оказывается консультативная помощь: каждый учащийся, испытывающий затруднение при выполнении домашних заданий, может задать вопрос.
В группе «Немецкий – это здорово!» размещается информация о конкурсах, викторинах по немецкому языку, тексты предметной олимпиады, список Интернет-ресурсов по немецкому языку.
На базе данной группы была проведена викторина, посвященной жизни и творчеству И.С. Баха (http://events.dnevnik.ru/event.aspx?event=6183). Дистанционная викторина проводилась с целью повышения познавательного интереса обучающихся гимназии к изучению немецкого языка, приобщения обучающихся к культуре, традициям и страноведческим реалиям Германии, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Викторина проходила следующим образом: каждый день в «Новостях» в течение 10 дней выставлялся вопрос о жизни и творчестве И.С. Баха, на форуме участники викторины должны были дать ответ. Организатор проверял ответы участников, вел рейтинг участников и подводил итоги викторины.
Группа «Виват английскому!» была создана главным образом для обучающихся начальной школы. Во вкладке «Файлы» данной группы размещены интерактивные программы, презентации, способствующие быстрому и успешному освоению алфавита; лексический минимум по изучаемым темам; опорные схемы; правила работы со словарем; список Интернет-ресурсов по английскому языку и другая полезная информация.
Необходимо заметить, что социально-образовательная сеть «Дневник.Ру» дает обучающимся возможность не только найти необходимые материалы, принять участие в дистанционных конкурсах, но и приобрести навыки общения в социальных сетях.
Социально-образовательная сеть «Дневник.Ру» позволяет учителю-предметнику:
- создать персональную страницу, блог, Интернет-сообщество;
- организовать дистанционное обучение;
- провести дистанционные викторины и конкурсы, которые способствует формированию и развитию познавательного интереса обучающихся.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: [одобрена: распоряжением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001 г. № 1756-р]. – Бюллетень Минобразования РФ. - №2, 2002.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы: [утверждена: распоряжением Правительства Российской Федерации 3 сентября 2005 г. № 1340-р, в ред. Федерального закона от 26 июля 2007 г. № 118-ФЗ]. Web:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=350111;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=E10B378A9272D37AD3831F764EE12BB4
3. http://dnevnik.ru/
|