Общеразвивающее занятие в группе продленного дня
Тема: Школа дорожного движения
Цели:
-
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
-
Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
-
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование:
Плакат с названием темы занятия.
Плакат с названиями станций.
Дорожные знаки.
Три круга для игры «Светофор».
Плакат с кроссвордом.
Презентация ПДД.
Ход занятия
В. – Ребята! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. Оно посвящается правилам дорожного движения. Мы с вами совершим путешествие по городку, который называется «Школа дорожного движения».
1 станция. Историческая
В. Мы узнаем об истории появления автомобиля и Правил дорожного движения.
Очень давно транспорта не было, и люди ходили пешком. Потом появились конные повозки. Они двигались по дорогам навстречу друг другу, поэтому иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных упряжек и пешеходов, царские Указы требовали строго соблюдать правила езды и хождение по улицам и дорогам. Указы определяли правила езды конного транспорта и меры наказания нарушителей. Это и были первые правила дорожного движения.
В 1769 году французский инженер Николо-Жозеф создал паровую машину. Это был первый автомобиль. Водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. Поэтому их и стали называть шоферами, что в переводе с французского означает «кочегар». Ездить на первых автомобилях было не только не удобно, но и опасно – от перегрева котел мог взорваться.
В 1885 году немецкий изобретатель Готлиб Даймлер начал производство первых автомобилей с бензиновыми моторами.
В России первый автомобиль появился в 1896 году. Его сконструировали инженеры Яковлев и Фрезе. В 1900 году было утверждено «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт- Петербургу на автомобилях». Эти правила в дальнейшем постоянно совершенствовались и утверждались заново.
В современных Правилах дорожного движения изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и т.д. Правила нужны для безопасного движения по улицам и дорогам. Из-за нарушения Правил случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водители и пассажиры.
2 станция. Дорожные знаки.
(Демонстрация слайдов)
В. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складывают слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – это знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу – дорожный сигнал. Эти сигналы – кружочки, треугольники, прямоугольники.
В. Знаки в форме треугольника с красной каймой – это предупреждающие. Например, треугольник с изображением бегущих человечков, предупреждает водителя, что на этом участке пути им могут встретиться дети.
Круглые знаки с красной каймой – запрещающие, а запрещено то, что изображено внутри.
А вот знаки на круге синего цвета. Они разрешают движение в указанном направлении, указывают велосипедную дорожку, дорожку для пешеходов. Это знаки предписывающие.
Есть знаки информационно-указательные К ним относятся знаки «Пешеходный переход», подсказывающий пешеходам, где безопаснее переходить дорогу. Водители, увидев этот знак, снижают скорость, чтобы дать возможность людям перейти проезжую часть.
В. - Ребята, сейчас мы посмотрим, как вы знаете дорожные знаки. (Выходят ученики с дорожными знаками в руках).
Станция наша - очень серьезная
Наши помощники – знаки дорожные
Знатокам дорожных правил
Мы загадки загадаем
Просим всех великодушно:
Отвечайте хором, дружно!
-
Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослы,
На ту сторону ведет
(Пешеходный переход).
-
Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода,
Ну, подумайте немножко:
( Пешеходная дорожка)
-
Круглый знак с обводом красным –
Это значит здесь опасно.
Тут поймите, запрещение,
(Пешеходного движения).
-
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на (велосипеде).
-
Если видишь странный знак,
Где внутри «ползет червяк»,-
Погляди скорей вперед:
Там (опасный поворот)
-
На дороге знак стоит
Строгим тоном говорит:
Запрещаю в этом месте –
Ехать на (велосипеде)!
-
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
Могут выбежать здесь (дети) !
В. Дорожных знаков много. Учащиеся должны знать дорожные знаки для пешеходов и некоторые – для водителей и машин. Водители должны знать все дорожные знаки. Если бы знаков не было, часто случались бы аварии.
В. Ребята! А для чего необходимо знать дорожные знаки?
У. Чтобы правильно переходить дорогу.
В. А как вы думаете, кого называют «Волшебник-постовой»?
У. Полицейский.
В. Не верно. Послушайте загадку.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь,
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь! (Светофор).
3 станция. Светофорная.
(Демонстрация слайдов)
В. Светофор – это устройство с тремя световыми сигналами: красный , желтый , зелёный. А что обозначает каждый сигнал светофора—мы сейчас узнаем! .
Сценка “Светофор”.
Отгадайте загадку:
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это?
(Светофор)
На сцену выходит ученик в костюме светофора и трое ребят в костюмах сигналов (красный, желтый, зеленый)
Светофор:
Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать.
Сигналы (хором):
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Красный:
Самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
- Жди!
Увидишь если желтый
В середине свет.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Чтение стихотворения «Светофор».
Если свет зажегся красный
Значит двигаться опасно
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт».
Как выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
В. Что же делать, если светофор сломался?
- Встаю я вместе с солнышком
И позже всех ложусь.
Я на посту ответственном
Все время нахожусь.
Старайся быть внимательным,
Спеши, не торопясь,
Чтоб случая несчастного
Не числилось у нас.
Идут спокойно граждане,
Течет машин поток.
И если все по правилам,
Не слышен мой свисток.
- Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в правой руке жезл) определенные жесты.
Ученик-постовой демонстрирует жесты, а воспитатель поясняет их.
1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.
2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.
3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
Игра «Светофор».
Красный цвет – ученики тихо стоят.
Желтый свет – ученики хлопают в ладоши.
Зеленый цвет – топают ногами.
4. Станция загадок.
В. Ребята, на этой станции надо отгадать загадки.
1)Посмотри, силач какой
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.( регулировщик).
2)Шагаешь – впереди лежит
Оглянешься - домой бежит (дорога).
3)Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти
Там иди, где весь народ
Там где надпись – переход.
4)Этот конь не ест овса
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом – и мчись на нём
Только лучше правь рулём.(велосипед).
5)Чтоб приучить пешехода к порядку
Размалевали асфальт, как тетрадку,
Через дорогу полоски идут,
А за собой пешехода ведут. (зебра).
6)Школьница и школьник
Забежали в треугольник.
Все водители на свете
Понимают – это…(дети).
7)Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит.
А в ночи глаза жука –
Два горящих огонька.(автомобиль).
8)Объяснить надо просто,
Будь ты млад или стар.
Проезжая часть – для транспорта,
Для тебя - …(тротуар).
5 станция. Приходите в гости к нам!
В. К нам на занятие пришёл инспектор ДПС. Давайте очень внимательно послушаем его.
- Что означает ДПС?
- Какую работу выполняет инспектор ДПС?
- Какими приборами пользуетесь?
- Что хотите пожелать учащимся?
( На этом занятии присутствовал инспектор ДПС Гатилов Юрий Николаевич)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Там, где транспорт и дорога
Знать порядок все должны—
На проезжей части строго
Игры все запрещены!
Помните и млад, и стар,
Выполняйте строго:
Пешеходу тротуар,
Транспорту—дорога!
Идите в школу, дети.
Учите знаки эти.
И ни за что на свете
Не нарушайте их.
И быть на «ты» с дорогой
Вам правила помогут.
И никогда не надо
Вам забывать про них!
|