Никитин Владимир Анатольевич,
кандидат исторических наук, доцент
Кафедра визуальной журналистики и дизайна периодических изданий
Магистратура, 1 курс
1 семестр
2011-2012 уч.г.
ВИЗУАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ НА ГАЗЕТНОЙ (ЖУРНАЛЬНОЙ) ПОЛОСЕ
Рабочий план
1 занятие – Возникновение иллюстрированной периодики (2 часа).
Исторические предпосылки возникновения нового типа изданий. Основные приемы оформления первых иллюстрированных изданий
2 занятие – От рисованной гравюры к гравюре с фотографии (2 часа).
Технические проблемы, задерживающие появление полутонового изображения на страницах иллюстрированной периодики. Изобретение и внедрение цинкографии
3 занятие – Эволюция оформления иллюстрированных изданий конца ХIХ – начала ХХ столетия (2 часа).
Возникновение первых жанровых конструкций фотожурналистики. Социальные процессы, влияющие на расширение форм иллюстрирования. Журналы “Нива”, “Искры”, “Огонек” и их роль и место в общей структуре отечественной периодики
4 занятие – “Красная нива”, “Прожектор”, “Огонек” – первые советские иллюстрированные издания (2 часа).
Михаил Кольцов и его принципы формирования иллюстрированного журнала: “метод показа, а не рассказа”. Немецкие иллюстрированные журналы и их влияние на советскую школу оформления периодики.
5 занятие – “СССР на стройке” – журнал нового типа (2 часа).
Особенности оформления этого издания: монтаж изображений, как основной прием иллюстрирования. Становление жанра фотоочерка на страницах журнала. Мастера советской фотографии – авторы журнала. Журналист, фотограф, оформитель – коллетивный создатель визуального повествования.
6 занятие – 30 – 50 годы – “золотой век” мировой фотожурналистики (2 часа).
Зарубежная иллюстрированная периодика. Журналы “Laif” и “Look”: их влияние на мировую иллюстрированную периодику. Зарубежные фотомастера создатели фотосерий. Основные приемы подачи изобразительных материалов.
7 занятие – Газетная (журнальная) полоса как информационный пакет (2 часа).
Визуальные и вербальные каналы передачи журналистской информации (контента). Типографский (компьютерный) шрифт как разновидность визуальной формы. Критерии, предъявляемые к типографскому (компьютерному) шрифту.
8 занятие – Дизайн газетной полосы как визуальная форма (2 часа).
Задачи, стоящие перед дизайнером периодических изданий как организатором информационного пакета: создание оптимальных возможностей для максимально быстрого, легкого и полного восприятия журналистского контента.
|