-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций, ОК-1, ОК-12, ОК-13, ПК-1, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-12 на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в информационных технологиях в экономике.
Задачи освоения учебной дисциплины
Формирование у студентов общего кругозора в области современных компьютерных технологий, овладение навыками практического решения на компьютере ряда типовых задач по обработке экономической информации.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина «Информационные технологии в экономике» изучается в ООП Экономика (бакалавр) – математический и естественнонаучный цикл, базовая часть;
Для изучения учебной дисциплины «Информационных технологиях в экономике» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Информатика» и «Информационные технологии в управлении».
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла, дисциплина «Информационные технологии в экономике» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра-экономиста:
Код компетенции
|
Наименование компетенции
|
0К - 1
|
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
ОК-12
|
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
|
ОК-13
|
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
|
ПК-1
|
способностью сбора и анализа исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
|
ПК-5
|
способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
|
ПК-7
|
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различи форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
|
ПК-9
|
способностью использовать отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
|
ПК-10
|
способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
|
ПК - 12
|
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
|
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
основные теоретические положения использования информационных технологий и современный уровень автоматизации решения задач управления на всех участках предприятий;
уметь: использовать пакеты прикладных программ в качестве конечного пользователя при решении типовых задач планирования, учета и анализа работы на всех участках предприятий в соответствии со специализацией;
приобрести навыки: самостоятельного поиска, оценки целесообразности применения, освоения новых решений, появляющихся в сфере информационных технологий в экономике;
владеть: навыками применения информационных технологий и прикладных программных комплексов в реальных условиях организации и управления.
IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц. Вид промежуточной аттестации – экзамен, диф. зачет
Вид учебной работы
|
Всего
часов
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
206/46
|
В том числе:
|
|
Лекции
|
68/18
|
Практические занятия (ПЗ)
|
116/28
|
Семинары (С)
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
Самостоятельная работа (всего)
|
190/369
|
В том числе:
|
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
КСР
|
22/-
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
Вид промежуточной аттестации (диф.зачёт, экзамен)
|
36/17
|
Общая трудоемкость/ час. Зач.ед.
|
432/432
|
12/12
|
Примечание:
Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (18/8/6).
V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Примерный тематический план
курса для студентов очной формы обучения
Раздел, темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Аудиторных часов
|
Сам. работа
|
Всего
|
Лекции
|
Семи-нары
|
КСР
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
1. Информационные технологии и их задачи.
|
36
|
18
|
6
|
10
|
2
|
18
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
2. Информационные технологии и этапы их развития
|
36
|
18
|
6
|
10
|
2
|
18
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
3. Локальные и глобальные компьютерные сети (К.С.)
|
36
|
20
|
6
|
12
|
2
|
16
|
Модуль 4
|
|
|
|
|
|
|
4. Базы данных и Базы знаний. Электронная документация
|
36
|
18
|
6
|
10
|
2
|
18
|
Модуль 5
|
|
|
|
|
|
|
5. Безопасность информационных технологий
|
36
|
18
|
6
|
10
|
2
|
18
|
Модуль 6
|
|
|
|
|
|
|
6. Электронные платежные системы.
|
36
|
18
|
6
|
10
|
2
|
18
|
Модуль 7
|
|
|
|
|
|
|
7. Интернет сайты и интернет-порталы.
|
36
|
20
|
6
|
12
|
2
|
16
|
Модуль 8
|
|
|
|
|
|
|
8. Автоматизация текущих задач, оперативного, тактического и стратегического планирования в сфере услуг.
|
36
|
18
|
8
|
8
|
2
|
18
|
Модуль 9
|
|
|
|
|
|
|
9. Этапы внедрения (совершенствования) информационной системы на предприятии.
|
36
|
20
|
6
|
12
|
2
|
16
|
Модуль 10
|
|
|
|
|
|
|
10. Системы идентификации продукции, персонала, гостей, документов
|
36
|
18
|
6
|
10
|
2
|
18
|
Модуль 11
|
|
|
|
|
|
|
11. Информационные системы на предприятиях сферы услуг.
|
36
|
20
|
6
|
12
|
2
|
16
|
Экзамен, диф. зачет
|
36
|
|
|
|
|
|
|
432
|
206
|
68
|
116
|
22
|
190
|
Примерный тематический план курса для студентов заочной формы обучения
Раздел, темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Аудиторных часов
|
Сам. работа
|
Всего
|
Лекции
|
Семи-нары
|
КСР
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
1. Информационные технологии и их задачи.
|
36
|
3
|
1
|
2
|
|
33
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
2. Информационные технологии и этапы их развития
|
36
|
3
|
1
|
2
|
|
33
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
3. Локальные и глобальные компьютерные сети (К.С.)
|
36
|
3
|
1
|
2
|
|
33
|
Модуль 4
|
|
|
|
|
|
|
4. Базы данных и Базы знаний. Электронная документация
|
36
|
3
|
1
|
2
|
|
33
|
Модуль 5
|
|
|
|
|
|
|
5. Безопасность информационных технологий
|
41
|
6
|
2
|
4
|
|
33
|
Модуль 6
|
|
|
|
|
|
|
6. Электронные платежные системы.
|
38
|
4
|
2
|
2
|
|
34
|
Модуль 7
|
|
|
|
|
|
|
7. Интернет сайты и интернет-порталы.
|
38
|
4
|
2
|
2
|
|
34
|
Модуль 8
|
|
|
|
|
|
|
8. Автоматизация текущих задач, оперативного, тактического и стратегического планирования в сфере услуг.
|
38
|
4
|
2
|
2
|
|
34
|
Модуль 9
|
|
|
|
|
|
|
9. Этапы внедрения (совершенствования) информационной системы на предприятии.
|
38
|
4
|
2
|
2
|
|
34
|
Модуль 10
|
|
|
|
|
|
|
10. Системы идентификации продукции, персонала, гостей, документов
|
40
|
6
|
2
|
4
|
|
34
|
Модуль 11
|
|
|
|
|
|
|
11. Информационные системы на предприятиях сферы услуг.
|
38
|
4
|
2
|
2
|
|
34
|
Экзамен, диф. зачет
|
17
|
|
|
|
|
|
|
432
|
46
|
18
|
28
|
|
369
|
VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Информационные технологии и их задачи
Понятие и структура информационной технологии. Классификация информационных технологий. Графическое представление ИТ. Информационные технологии как интеграция средств вычислительной техники, связи, средств ввода, хранения, обработки, передачи и отображения информации, а также соответствующего программного и методического обеспечения.
Тема 2. Информационные технологии и этапы их развития
Информационная модель предприятия. Создание и поддержание потоков информации в обеспечении задач управления всех уровней. Автоматизация получения и сбора первичной учётной информации. Пути и средства.
Тема 3. Локальные и глобальные компьютерные сети
Основные характеристики. Примеры. Интернет и интранет. Беспроводные компьютерные сети. Характеристика беспроводных и кабельных сетевых технологий. Примеры использования локальных и глобальных сетей на предприятиях
Тема 4. Базы данных и Базы знаний. Электронная документация
Способы создания и использования. Электронный документооборот. Взаимодействие с клиентами и партнерами. Правовые аспекты. Безбумажная технология.
Тема 5. Безопасность информационных технологий
Виды и типы угроз, объекты угроз. Безопасность передачи данных в глобальных сетях, средства шифрования информации. Разграничение прав доступа к информации. Методы и средства обеспечения работоспособности технических средств. Средства обеспечение сохранности информации.
Тема 6. Электронные платежные системы
Пластиковые карты, электронные «деньги». Проблемы надежности электронных платежных систем в России. Примеры платежных систем. Сравнение характеристик.
Тема 7. Интернет сайты и интернет-порталы
Составные элементы технологии WWW, взаимодействие различных баз данных. Задачи информационного представительства компании. Задачи продвижения и продажи услуг. Маркетинговые задачи. Хостинг. «Раскрутка» интернет-ресурса компании в сети интернет. WEB – сервисы, предлагаемые для предприятий.
Тема 8. Автоматизация текущих задач, оперативного, тактического и стратегического планирования в сфере услуг
Автоматизация учетных задач, разработки бизнес-плана. Возможности и направления использования систем поддержки принятия решений на основе экспертных систем.
Тема 9. Этапы внедрения (совершенствования) информационной системы на предприятии
«Социальный» заказ, эффективность информационной системы и факторы ее определяющие. Технические требования, техническое задание, техно-рабочий проект, опытная эксплуатация, рабочая эксплуатация и сопровождение системы.
Тема 10. Системы идентификации продукции, персонала, гостей, документов
Вербальное описание, коды, штрих-коды, магнитные карты, проксимити-карты, радиометки, токены, биометрические технологии; преимущества и недостатки. Технические и программные средства записи и чтения средств идентификации. Применение для маркировки и идентификации материальных ценностей, товаров, персонала, пользователей информационных систем, позиционирования объектов.
Тема 11. Информационные системы на предприятиях сферы услуг
Информационные системы и автоматизированные рабочие места менеджеров разного уровня. Взаимовлияние структур предприятия и комплексной информационной системы.
Многофункциональные программные комплексы как основа создания интегрированной информационной системы предприятия. Оценка её экономической эффективности.
Специализированные компьютерные системы на различных типах предприятий сферы услуг:
в туристических гостиницах, пансионатах, санаториях; на предприятиях туристического бизнеса (турагентства, туроператоры), на предприятиях культуры, на предприятиях в сфере недвижимости. Международные глобальные системы бронирования.
|