|
Гринёв и Швабрин. Проблема долга и чести, нравственного выбора. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Анализ 4 главы
|
Скачать 97.04 Kb.
Дата |
11.09.2016 |
Размер |
97.04 Kb. |
|
Технологическая карта урока литературы
Тема урока: Гринёв и Швабрин. Проблема долга и чести, нравственного выбора. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Анализ 4 главы «Поединок»)
Класс: 8 класс
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
-
Опираясь на анализ главы 4, эпизодов, образов, произведённый на предыдущих уроках, добиться целостного восприятия и осмысления романа под углом зрения выбранной темы
-
Продолжить обучение анализу произведения и работу по развитию речи учащихся, выразительному чтению; работа с текстом произведения на уроке
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Мультимедиа презентация
|
1.Оргмомент
|
Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите свою улыбку мне, нашим гостям. Я вас приветствую, садитесь
|
Подготавливают рабочие места. Приветствуют друг друга
|
Слайд 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
|
2. Актуализация опорных знаний.
|
Мы продолжаем изучать одно из любимых произведений Пушкина «Капитанская дочка».
-Ребята, вы обратили своё внимание, что каждая глава, само произведение предваряет эпиграф.
1.Работа с эпиграфом
-Что такое эпиграф?
-Прочитаем эпиграф к нашему уроку. Эти строки написал Булат Окуджава.
-Назовите ключевые слова эпиграфа
-Какое понятие их объединяет?
-А что такое ЧЕСТЬ?
-Сверим ваше понимание с толкованием, предложенным словарем
-Обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля, друга А.С. Пушкина.
Дополните предложения:
«В слове «честь» я слышу…»
-Подумайте, о ком из героев русской литературы мы можем сказать, что это человек чести?
-Вспомним, кто из литературных героев благороден, честен, справедлив и поступает только по совести?
|
Эпиграф – это короткий текст, высказывание, помещаемое перед произведением. Эпиграф выражает главную мысль произведения, дает авторскую оценку излагаемых событий
Совесть, Благородство и Достоинство..
ЧЕСТЬ
Честь – человеческое достоинство, порядочность, доброе имя, прямота, верность слову, честность
Тарас Бульба, Остап, Владимир Дубровский, Степан Парамонович Калашников, Жилин, Васютка, Филька… «Мой генерал» из романа А. Лиханова.
|
Слайд 2. Слова из песни Б. Окуджавы
Слайд 3.
Честь – это внутреннее …
Дополните предложение…
|
2. Целеполагание
|
- Как вы думаете, как связаны наши размышления о чести с анализом главы «Поединок»?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Каковы цели и задачи нашего урока?
|
Мы будем говорить о проблемах долга и чести, человеческого достоинства, предательства и верности своему слову…
|
|
3.Проверка домашнего задания.
|
-Проблема чести звучит уже с первых страниц этой повести.
-Вспомните, какое наставление дает отец Андрей Петрович Гринёв? А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял главную часть пословицы «Береги честь смолоду!» Он выбрал предложение побудительное по цели высказывания,.
-Почему?
-Я попросила вас дома изобразить герб семьи Гринёвых ( символически рисунком, словом ).
|
«Береги честь смолоду»
А.С. Пушкин хотел побудить КАЖДОГО читателя беречь свою честь, а также выбирает определённо-личное предложение «Береги! (Ты) береги!»).
Ребята защищают представленный герб семьи Гринёвых
|
|
4.Словарная работа
|
В произведении очень много устаревших слов. Итак, соотнесите слова из правого и левого столбика. Назовите архаизмы и историзмы
|
|
Слайд 4. Соотнесите слова из правого и левого столбика
|
5. Актуализация опорных знаний
|
Вспомним основные эпизоды. Перед вами иллюстрации к разным главам. Вспомните название главы. Расставьте иллюстрации в хронологическом порядке.
|
|
Слайд 5. Расставьте иллюстрации в хронологическом порядке
|
6.Анализ 4 главы
|
- Сегодня мы остановимся на главе «Поединок». На прошлом уроке мы говорили о жителях Белогорской крепости. О прехраброй даме Василисе Егоровне, о трусихе Маше…
-Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем?
-Почему же Швабрин, поначалу так понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать неприятие? Расскажите.
Что послужило причиной (основанием для поступка), а что поводом (обстоятельством, способным быть основанием для чего-нибудь) к ссоре между Гринёвым и Швабриным? Как это случилось? Для этого я предлагаю посмотреть фрагмент фильма. Вглядитесь в лица актеров, оцените игру. Понравилась ли игра актеров? Такими ли вы представляли себе Швабрина и Гринева?
|
Алексей Иванович Швабрин. Он говорит по-французски, образован. Разговор его занимателен. Служил в Петербурге. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за смертоубийство.
Швабрин плохо отзывается о семействе Мироновых, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставляет Машу. Всё это неприятно было слушать.
|
Работа с фрагментом из кинофильма «Капитанская дочка», 1958 год черно-белый фильм.
|
|
Что же явилось поводом, а что причиной ссоры?
Зачем Петруша пишет стихи? Он хочет стать поэтом?
Зачем он читает их Швабрину?
-Швабрин должен был понять своего друга. Однако он немилосердно критикует его стихи. Почему?
-Зачем же Швабрин клевещет, порочит её честное имя девушки?
Итак, конфликт между героями очень острый, он должен разрешиться дуэль
В России всегда к поединкам относились неоднозначно. Сообщение учащегося.
Итак, дуэль.
Задание: Найдите в тексте 4 главы слова, показывающие отношение разных людей к дуэли.
А как относятся Швабрин и Гринёв?
Сталкивая различные мнения о дуэли, Пушкин подчеркивает резкое противоречие между представлениями простых людей и офицеров-дворян о поединках
Швабрин не может отступиться от дуэли – это не в его правилах, он горд и беспощаден.
Гринёв же должен защитить оскорбленное достоинство ни о чем не подозревающей Марьи Ивановны.
Здесь впервые понятие чести становится для него не словом из наставления батюшки, а реальной жизнью. Ему нельзя отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного человека. А вот Швабрин, более сильный и опытный, по чести должен был примириться. Недостойно офицера сражаться с тем, кто слабее.
|
Повод – насмешка над стихами.
Нет, он пишет стихи, потому что влюблен. А лирика – выражение чувств автора- лучший способ излить свои эмоции.
Для того, чтобы поделиться своими чувствами, таить в душе их не под силу 17-летнему юноше.)
Швабрин сам влюблен в Машу.
- Откуда нам это становится известно?(О: По признанию самой Марьи Ивановны – он сватался к ней.
Он не хочет, чтобы Марья Ивановна понравилась Гринёву.
Сообщение учащегося об отношении к дуэли дворян и простого народа.
Отношение Василисы Егоровны («смертоубийство») Иван Игнатьич («заколоть своего ближнего») Что подсказывает он Гринёву, как разрешить конфликт? Савельич («тыкать железными вертелами да притоптывать»).
Для дворянина дуэль – это дело чести.
|
|
7.Анализ эпизода
|
Найдите в тексте эпизод (стр. 136) и прочитайте, как ведут себя противники во время поединка? Дуэль – это честный поединок. Но как ранен Гринёв?
-Проблема долга и чести заставляет нас рассуждать о двух героях, сравнивать их.
-Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
-Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
Попытаемся сравнить героев. Сравнивая их , друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.
На каком основании мы можем сравнить Гринёва и Швабрина?
Найдем общее. «Определим черты сходства».
|
«Швабрин был искуснее меня, но я смелее и сильнее… Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника..» Противник ранит его в нечестном бою.
Возраст, примерно, 17-20 лет.
Оба дворяне.
Оба молоды.
Оба любят Марью Ивановну.
|
Слайд 6 Поединок
|
8.Закрепление материала и применения знаний и умений
Работа в группах
|
Сейчас мы составим сравнительную таблицу и посмотрим , как поступки одного и другого соотносятся с понятием чести.
Итак, оба молоды, дворяне, оба влюблены в Машу Миронову. А теперь рассмотрим черты различия. (Раздаем листы шаблоны.)
Я предлагаю следующие критерии: Воспитание и образование, отношение к семье, поведение на поединке .
Оргмомент. Обсуждаем 5-6 минут. Находим качество характера, соответствующее герою.
Выберите, качества присущие Гринёву, а какие Швабрину. Записываем это качество в таблицу. Это рабочие материалы для нашего сочинения.
Вывод учителя: итак, какой вывод мы можем сделать о понятиях чести, достоинстве у Гринёва и Швабрина?
У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Все они соотносятся с понятием чести. Его отец гордился бы им. Постепенно Гринёв восходит к высшему проявлению чести – самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет, оно отсутствует. Он никогда не скажет: «Честь имею!». Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.
|
Ребята в группах обсуждают качества характера героя, доказывают примерами из текста, делают записи в таблице.
Ребята делают выводы.
У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Все они соотносятся с понятием чести. Его отец гордился бы им. Постепенно Гринёв восходит к высшему проявлению чести – самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет, оно отсутствует. Он никогда не скажет: «Честь имею!». Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.
|
Слайд 7 Таблица-характеристика
|
|
Учитель: Человек всю жизнь стоит перед выбором, он идёт по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию, или это будут ступеньки вниз, к потере души? Всё зависит от человека.
За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».
Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное – не важно.
|
|
Слайд 8 Вывод по уроку
|
9.Закрепление материала и применения знаний и умений
|
А сейчас проведем « Аукцион знаний». Сейчас мы узнаем лучшего знатока творчества Пушкина, а конкретно его произведения «Капитанская дочка».
На продажу выставлены поистине «бесценные вещи», купить, которые сможет любой из вас за оценку «3», «4», «5» в обмен за знания. Помогать вам будут сообразительность и память.
- на «4» - назвать, из какого эпизода вещь;
- на «5» -пересказать эпизод.
Лот первый
Кувшин (стклянный) вода (чистая), накрыт ломтем сухого хлеба.
(начальная цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Лот второй
Ассигнация 100 рублей, новая, 100-рублевая
Лот третий
Топор (хороший), чугун, дерево
|
|
|
10.Рефлексия
|
Ответьте, что вы чувствовали на уроке сегодня?
Когда было трудно?
Когда было радостно?
Чему удивились?
Когда хотелось спорить?
|
|
|
|
Домашнее задание
Глава «Любовь». Расскажите об отношениях Маши и Петра.
Стр. 216. 1-3 в.
|
|
|
|
|
|