Информатика 11 класс
Сервисные службы Интернета – Электронная почта.
Цели: освоить основные возможности сетевых технологий при передаче информации на расстояние; научиться работать с почтовой программой при приеме и передаче электронных писем.
[1] Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят
как поздравления из прошлого века. Tорнтон Уайлдер, американский писатель
Если большинство «нормальных» людей твердо уверены, что слово «мыло» связано с чистотой, то «компьютерный» люд вкладывает в это понятие совершенно иное значение. [2]Общение – вот что значит «мыло» для пользователей. Почему? Да потому, что сленговое «мыло» происходит от английского «e-mail» (электронная почта), трансформированного русскоязычными пользователями в более привычное «мыло».
[3] Основное предназначение электронной почты – дать пользователям возможность общаться друг с другом. Сам процесс общения происходит путем пересылки текстовых и прочих файлов, подобно тому, как при обычной почтовой переписке люди обмениваются письмами, открытками и прочей корреспонденцией. Уникальность электронной почты как сетевого сервиса, состоит в том, почта может доставляться практически в любые и из любых мировых сетей, объединяя их в единое сетевое пространство. Причем скорость доставки корреспонденции зависит от пропускной способностью тех узлов, через которые послание доставляется адресату. Другая особенность электронной почты – ее универсальность.
Привычно запуская почтовую программу в предвкушении новых сообщений от своих «сетевых» знакомых, многие из нас даже и не задумываются над тем, сколько занимательных фактов и интересных событий связано с историей развития этого средства сетевого общения. Сегодняшняя подборка фактов позволит узнать чуть больше о некоторых любопытных моментах из истории электронной почты. Начнем с самого начала…
(Демонстрация видеоролика по истории электронной почты LtmDAcjsPi0&feature)
Первая половина 60-х годов. Созданы первые программы, которые позволяли пользователям, работавшим на «большом» компьютере в многопользовательском режиме, обмениваться друг с другом текстовыми файлами.
В 1971 году Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson), сотрудник компании (BBN), разработал почтовую программу для пересылки сообщений по распределенной сети.
Рэй Томлинсон так вспоминал о первых электронных письмах: “Я посылал сам себе кучу тестовых сообщений, бегая от компьютера к компьютеру. Что это были за сообщения теперь и не вспомнить.… Вполне вероятно, что самое первое сообщение было QWERTYUIOP (подряд идущие буквы на англоязычной клавиатуре – И.К.) или что-то подобное”.
К марту 1972 года Рэй Томлинсон модернизировал свою почтовую программу, адаптировав ее для использования в сети ARPANET, предшественнице нынешней сети Интернет. Именно в это время в адресах электронной почты стал использоваться символ @ – «эт коммерческий» или в просторечии «собака». А дело все в том, что на телетайпном аппарате «модель 33», который был в распоряжении Рэя Томлинсона, эта клавиша использовалась для пунктуации и обозначения английского предлога at (на). Таким образом, электронный адрес вида <�имя_пользователя>@<�имя_домена> обозначает не что иное, как «пользователь с таким-то именем на таком-то домене» Все ясно и вполне логично, как говорится, вот где «собака» зарыта.
Июль 1972 года – Ларри Робертс написал первую программу, которая облегчила пользователям работу с электронной почтой. Проще говоря, это была первая программа почтовый клиент, позволившая даже неспециалистам легко управляться с электронной почтой. Как известно, человек ленив, и поэтому за короткий срок программа завоевала громадную популярность среди нарождавшейся сетевой общественности.
1973 год. Исследование, проведенное специалистами Агентства передовых исследовательских проектов ARPA показало, что 75% всего трафика сети ARPANET приходится на электронную почту.
1976 год, 26 марта. Английская королева Елизавета II впервые отправила письмо по электронной почте, воспользовавшись услугами Королевской службы сигнализации и радиолокации.
1977 год. Ларри Лэндвебер из Висконсинского университета разработал программу, которая обеспечивала пересылку электронной почты в сети, объединявшей около 100 специалистов по вычислительной технике.
1979 год, 12 апреля – день рождения смайлика. Именно в этот день Кевин Маккензи обратился с письмом, в котором предлагалось включать в «сухие» компьютерные тексты некоторые символы, обозначающие эмоции. Например, сочетание :-). Несмотря на завязавшуюся дискуссию среди приверженцев и противников нововведения, «эмоциональные смайлики» вскоре стали очень популярны среди пользователей. Нынешние обитатели Сети, общающиеся как посредством электронной почты, так и в режиме реального времени, вряд ли мыслят свою жизнь без столь привычной вещи, как «смайлики».
1981 год. Создана сеть, обеспечившая американских студентов и ученых электронной почтой с выходом в ARPANET.
1987 год, 20 сентября. На основе протокола CSNET установлена электронная почтовая связь между Германией и Китаем. Именно в этот день из Китая в Германию было отправлено первое электронное письмо.
1989 год. Впервые была установлена связь между коммерческими почтовыми службами и Интернетом.
1994 год. Электронная почта впервые была использована для рассылки рекламных объявлений. Позднее такие материалы, «засоряющие» почтовые ящики пользователей ненужной информацией, получили название «спам». Пионером в распространении спама стала адвокатская контора из Аризоны. Первоначально это была реклама лотереи и грин-кард.
1998 год. Компания Casio PhoneMate представила на Consumer Electronics Show (CES) автоответчик IT-380 E-Mail Link. По утверждениям компании, это первое устройство такого типа, предоставившее пользователям возможность просматривать полученные сообщения электронной почты.
2000 год. Ранним утром 4 мая по сетям электронной почты начал свое путешествие вирус “I Love You”. Он оказался родом с Филиппин и был распространен через четыре взломанных адреса электронной почты. По оценкам экспертов этот вирус причинил ущерб на сумму не менее 7 млрд долларов, а в США, например, каждая 15-я компания так или иначе пострадала от этого вируса. Как ни странно, но столь массовое «размножение» вируса еще раз подтвердило тот факт, что электронная почта стала привычным сетевым инструментом и отнюдь не собирается сдавать своих позиций даже с появлением новых средств сетевого общения.
Итак, электронная почта (electronic mail, E-mail) – это одна из первых и наиболее распространенных услуг Интернет. В мире насчитывается более 200 млн. активных почтовых ящиков, которые не только обеспечивают пересылку сообщений между пользователями сети (абонентами), но и служат в качестве своеобразной базы данных документов, записей назначенных встреч, новостей.
[4] К преимуществам электронной почты относятся:
Высокая скорость пересылки сообщений.
На обмен информацией затрачиваются несколько минут, в то время как при использовании обычной авиапочты на пересылку корреспонденции затрачивается не менее недели.
Экономичность.
Одна страница текста передается за доли секунды, а по телефону необходимо затратить несколько минут.
[5] Возможность работать с текстом, а не со звуком (голосом).
Это позволяет обдумать и отредактировать ответ во время обмена информацией, особенно на иностранном языке, не требуется мгновенная реакция.
Одновременная пересылка по нескольким адресам.
Очень удобный способ для передачи приглашений, рекламных сообщений и т.п.
[6] Передача файлов вместе с письмом.
С помощью электронной почты можно передавать текстовые документы, рисунки, фотографии, звуковые файлы и др.
[7] К сожалению, как и многие другие изобретения человечества, электронная почта имеет и свои недостатки: активная реклама и маркетинг, рассылаемые с помощью электронной почты замусоривают почтовые ящики навязчивой рекламы (spamming). Для ликвидации этого неудобства поставщики почтовых услуг предлагают различные средства для борьбы со spam-письмами. А в почтовых программах можно установить специальные фильтры на запрет получения писем от определенных адресатов.
[8] Передача почтового сообщения от клиента к своему поставщику почтовых услуг серверу (SMTP) осуществляется по протоколу SMTP. Затем информация кодируется и отправляется по сети от одного сервера к другому, пока не достигнет сервера входящей почты POP Вашего получателя. После того как получатель установит связь с почтовым сервером, письмо будет загружено на его компьютер.
Как правило, один и тот же сервер может выполнять функции обслуживания исходящих и входящих сообщений (как SMTP, так и POP).
[9] Для организации работы необходимо:
выбрать сервер, предоставляющий почтовые услуги;
зарегистрироваться в качестве нового пользователя, ответив на вопросы предлагаемой анкеты.
[10] Серверов, предоставляющих почтовые услуги, существует несколько. Например, национальная почтовая служба России mail. Свои почтовые службы есть и на поисковых системах, например, Яндексе или Рамблере. Как говориться, это дело вкуса…
[11] Для того чтобы получить свой электронный адрес, нужно зарегистрироваться на почтовом сервере. При регистрации именно на почтовом сервере, серверы входящей и исходящей почты определяются автоматически. А при регистрации через программу работы с почтой, например, Outlook Express, необходимо указывать серверы входящей и исходящей почты. Названия этих серверов можно получить у своего Интернет-провайдера.
[12] Для регистрации на каждом почтовом сервере разработана своя форма. Обычно форма содержит очень много полей. Обязательные к заполнению поля отмечены каким-либо символом. При заполнении анкеты нужно обращать внимание на комментарии, расположенные рядом с полями запроса. Обычно там написано, какие ограничения существуют на ввод данных в соответствующее поле. Регистрация считается успешно завершенной, если Вы увидите на экране сообщение о том, что Вы являетесь клиентом системы, и Вам будет указан ваш электронный адрес (который вы придумали сами).
[13] Адрес электронной почты (электронный адрес) – адрес абонента, получаемый при заключении договора с провайдером или при создании «почтового ящика» на любом из серверов, предлагающих эту услугу бесплатно.
[14] Электронный адрес состоит из двух частей, разделенных знаком @:
[email protected]
username – это имя пользователя. В качестве него может использоваться фамилия абонента, его имя, фамилия и имя, или псевдоним, разделенные точкой, тире, символом подчеркивания. После него ставится разделитель @.
hostname – имя хоста – компьютера, предоставляющего почтовые услуги.
domain – доменный адрес, указывающий чаще всего на регион нахождения владельца электронного адреса.
Пример:
[15] tu[email protected] – электронный адрес нашей школы.
[16] Для входа в свой почтовый ящик необходимо ввести Имя пользователя (Login или username) и пароль (password).
Пароль (password) – уникальная комбинация символов. В противоположность username в качестве пароля нельзя выбирать свое имя или инициалы как в прямом, так и обратном порядке. Не рекомендуется использовать числа, год рождения или номер паспорта, название улиц. Рекомендуется использовать слова, которых нет в словаре, например, записать слово с ошибкой, или первые буквы какой-то фразы. Не стоит устанавливать один и тот же пароль на разных машинах.
[17] Виды работы с электронной почтой – off-line (вне связи) и on-line (на линии, на связи).
on-line – режим работы, при котором пользователь во время сеанса связи находится в контакте с почтовым сервером.
off-line – режим работы, когда пользователь подключается к почтовому серверу только для отправки (получения) предварительно подготовленной корреспонденции.
В настоящее время тип работы off-line является наиболее распространенным. Эффективную работу с электронной почтой в этом режиме обеспечивают клиентские почтовые программы.
Почтовая программа пользователя (почтовый клиент) предназначена для создания, отправки, получения и переадресации почтовых сообщений, позволяет использовать различные кодировки, передачу вложенных файлов.
[18] Сегодня существует множество программ для работы с электронной почтой. Это, например, входящая в состав операционной системы Windows, программа Outlook Express, знакомая многим пользователям программа национальной почтовой службы Mail.ru, которая помимо работы непосредственно с почтой предоставляет множество других возможностей – общение в чате, отправка sms-сообщений и др., программы The Bet!, Masulla и т. д.. Но все они, как правило, имеют стандартные приемы и функции работы с электронной почтой.
Рассмотрим основные приемы работы в почтовых программах на примере программы Outlook Express.
1. Интерфейс программы
2. Отправка и получение письма.
3. Внесение адреса в электронную адресную книгу.
4. Отправка письма нескольким адресатам.
5. Отправка письма – ответа.
6. Отправка письма с прикрепленными файлами.
7. Получение и прочтение письма с прикрепленными файлами.
По оценкам специалистов, в настоящее время численность тех, кто пользуется электронной почтой, составляет, как минимум, 100 миллионов человек, причем около 10 миллионов из них вообще прибегают исключительно к услугам электронной почты, не имея доступа к другим ресурсам Интернета. В России, как полагают эксперты, насчитывается свыше 500 тысяч пользователей электронной почты
[19] Домашнее задание: зарегистрировать свой почтовый ящик (если у вас его нет); отправить сообщение на адрес учителя, указав тему «Мое первое письмо».
Литература:
-
А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике 10-11 класс.
-
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11 класс.
-
Википедия. /Многоязычный проект по созданию полноценной и точной энциклопедии со свободно распространяемым содержимым/
|