ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название инновационного проекта.
Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе
Тип Окружная инновационная площадка
Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта и соответствие тематики инновационного проекта приоритетным направлениям развития столичного образования.
Дошкольный возраст традиционной считается периодом интенсивной социализации.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодежной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе в частности.
Краткая концепция инновационного проекта с определением характера и типа предполагаемой инновации.
Социализация как комплексный процесс осуществляется на трех уровнях:
- общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, к эффективному разрешению конфликтов, к совместной деятельности и пр.;
- на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правила этикета;
- приобщение к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями.
Результатом инновационной площадки является создание новой педагогической технологии, направленной на эффективную социализацию детей в образовательных учреждениях различного типа.
2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
2.1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.
Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта.
В настоящее время столичное образование испытывает дефицит в технологии воспитания личности ребенка. В московских детских садах отдается явное предпочтение обучению и когнитивному развитию ребенка в ущерб социально-личностному развитию. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному развитию дошкольников, а с другой стороны существующие методы развитие социально-личностного развития остаются недостаточно эффективными в связи с заорганизованностью педагогического процесса.
- Имеющиеся результаты инновационной деятельности в рамках выбранной тематики проекта.
- Разработана и апробирована технология «Проблемные педагогические ситуации», которая позволяет эффективно осваивать нормы и правила поведения в группе сверстников.
- Разработаны и апробированы методы ознакомления дошкольников с различными социальными ролями («Ситуации месяца»).
- Создана методика развития саморегуляции, способствующая осуществлению свободного выбора осознанию своего поведения («Клубный час»).
- Разработаны новые формы привлечения родителей к работе в дошкольном учреждении в условиях образовательного комплекса.
Результаты предварительных маркетинговых исследований.
Социологические и маркетинговые исследования показывают, что у современных детей нарастает социальная беспомощность, которая проявляется в дефиците произвольности в школе, неспособности сделать выбор, проявить инициативу в решении конфликтной ситуации, нарастании деструктивных форм поведения и пр. в дошкольный и школьный период.
Предварительная оценка экономической и социально-культурной эффективности инновации.
Реализация проекта будет иметь позитивный воспитательный эффект и повысит уровень готовности ребенка к школе, что даст безусловные социально-культурные преимущества в сфере межличностных отношений детей и их включения в общественную жизнь, а также позволит получить экономический эффект на сокращении коррекционной работы в дошкольных учреждениях и школе.
2.2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА.
Научный руководитель
Гришаева Н.П. - старший научный сотрудник Института Социологии РАН, 15 лет занимается разработкой темы Эффективной социализации ребенка в рамках ОУ.
Базовые учреждения
ГБОУ Москвы детский сад № 2620 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий Широков Михаил Николаевич, стаж работы 18 лет.
Учреждения сети инновационной площадки
ГБОУ Москвы детский сад № 250 ЮЗОУО ДО города Москвы Русакова Светлана Александровна – «Почетный работник общего образования РФ» - ГЭП «формирование модели оценки качества общего образования в городе Москве» (дошкольное образование) - 3 года (2009-2012) под руководством МЦКО.
ГБОУ Москвы детский сад № 1986 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - ЦИПЛАКОВА Алла Константиновна.
ГБОУ Москвы детский сад № 693 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - Ткачук Наталья Павловна «Почетный работник общего образования РФ».
ГБОУ Москвы детский сад № 1661 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - Широкова Лидия Геннадьевна, стаж работы 30 лет, «Почетный работник общего образования РФ». Экспериментальная площадка «Фактор психологического здоровья дошкольника».
ГБОУ Москвы детский сад № 2590 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - Пиолия Натэла Нодаровна, специалист высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ».
ГБОУ Москвы детский сад № 1100 ЮЗОУО ДО города Москвы руководитель структурного подразделения - Андреева Елена Александровна, стаж работы - 35 лет, «Почетный работник общего образования РФ», высшая квалификационная категория, базовый детский сад района Обручевский ЮЗАО. Сетевая площадка ресурсного центра "Культура и дошкольное образование" в совместном пилотном проекте города Москвы и ЮНЕСКО "Московское образование: «ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА ДО ШКОЛЫ».
ГБОУ Москвы детский сад № 1786 ЦОУО ДО города Москвы Заведующий - Арбатская Наталья Аркадьевнастажа работы - 24 года в должности руководителя, ученая степень: кандидат педагогических наук, звание «Почетный работник общего образования РФ», опыт реализации подобных проектов: ГБОУ участвовало в окружной экспериментальной площадке под рук. Марцинковской Т.Д.
МАДОУ ДС№ 8 «Улыбка» г. Троицка в городе Москве Заведующий - Целюх Марина Анатольевна, стаж работы 26 лет.
ГБОУ Москвы детский сад № 2534 ЮЗОУО ДО города Москвы
ГБОУ ЦО Москвы № 2434 ЮЗОУО ДО города Москвы
дошкольные образовательные учреждения, расположенные на территории города Москвы
Научно-технические и социальные партнеры проекта
Четвертаков К.В. - методист окружного методического центра ЦАО г. Москвы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
3.1. ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Разработка и внедрение новых педагогических технологий социализации детей в образовательном комплексе (ОК):
- Социализация и гуманизация жизни детей.
- Развитие саморегуляции (произвольности) поведения детей.
- Создание принципов предметно-развивающей среды в ОК.
- Создание единого пространства для социализации детей в ОК.
- Формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе на правленых на преемственность дошкольного и начального образования.
- Развитие и внедрение проектных форм деятельности детей, педагогов и взрослых.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Разработать педагогическую технологию развития саморегуляции поведения детей в ОК.
Определить эффективные приемы и методы развития коммуникативных качеств у детей, позволяющих им эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Счастливо жить и успешно трудиться в коллективе.
Предоставить детям возможность сущностного проживания и соопределения в социальных ролях (Я – член коллектива, Я – член семьи, Я мальчик или девочка, Я - москвич, Я - россиянин, Я – часть природы, Я – часть Вселенной), методом «Ситуации месяца». С целью получения значимых образцов социального поведения.
Разработка системы принципов предметно-развивающей среды, способствующей эффективной социализации и саморегуляции (произвольного) поведения.
Создать эффективную педагогическую технологию овладения детьми нормами и правилами социального поведения, в том числе в потенциально опасных для них ситуациях.
Создать эффективную технологию, включения родителей в совместную с детьми жизнь в ОУ.
Разработать технологию творческого развития коллектива единомышленников (воспитателей, специалистов, педагогов и родителей) по социализации детей в ОУ.
3.2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№№
|
Наименование работ
|
Сроки выполнения
|
1.
|
Разработка технологии «Современная технология эффективной социализации ребенка»
|
2012-2013 уч. год
|
2.
|
Внедрение технологии
|
2013-2014 уч. год
|
3.
|
Диагностика результатов внедрения технологии. Стажировочные площадки.
|
2014-2015 уч. год
|
4.
|
Публикации методических пособий и результатов работы.
|
2013-2014 уч. год
|
5.
|
Написание диссертационной работы
|
2014-2015 уч. год
|
6.
|
Патентование технологий и проектов.
|
2014-2015 уч. год
|
7.
|
Разработка и создание сайта по технологии эффективной социализации для обмена опытом и тиражирования опыта в международной сфере.
|
2014-2015 уч. год
|
8.
|
Тиражирование межрегионального опыта
|
2014-2015 уч. год
|
9.
|
Участие в международных конференциях, с целью тиражирования опыта.
|
2014-2015 уч. год
|
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
4.1. КАДРОВОЕ, НАУЧНОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТА
В рамках реализации проекта в данный момент в каждом учреждении существуют заинтересованные, опытные сотрудники.
Научные руководители:
ИС РАН - Гришаева Н.П. старший научный сотрудник Института Социологии РАН, 15 лет занимается разработкой темы Эффективной социализации ребенка в рамках ОУ.
Базовые учреждения
ГБОУ Москвы детский сад № 2620 ЮЗОУО ДО города Москвы
Заведующий Широков М.Н., педагог-психолог Струкова Л.М., ст. воспитатель Ионова О.С. и др. (10 человек)
Учреждения сети инновационной площадки
ГБОУ Москвы детский сад № 250 ЮЗОУО ДО города Москвы
Педагог-психолог Бодунова В.В., ст. воспитатель - Музафарова И.М. и др. (7 человек)
ГБОУ Москвы детский сад № 1986 ЮЗОУО ДО города Москвы
Педагог-психолог Макарова О.А и др.(8 человек)
ГБОУ Москвы детский сад № 693 ЮЗОУО ДО города Москвы
Педагог-психолог Бахолдина Д.А. и др. сотрудники (6 человек)
ГБОУ Москвы детский сад № 1661 ЮЗОУО ДО города Москвы
Заведующий Широкова Л.Г., ст. воспитатель Козина С.В., сотрудники
ГБОУ Москвы детский сад № 2590 ЮЗОУО ДО города Москвы
Ст. воспитатель Сахипгараева Н.В. и другие сотрудники (9 человек)
ГБОУ Москвы детский сад № 1100 ЮЗОУО ДО города Москвы
Руководитель дошкольного подразделения Андреева Е.А., педагог- психолог Пискунова Е.В. и другие сотрудники (15 человек)
ГБОУ Москвы детский сад № 1786 ЦОУО ДО города Москвы педагог-психолог Мих Е.В. и другие сотрудники (7 человек)
МАДОУ ДС№ 8 «Улыбка» г. Троицка в городе Москве
Заместитель заведующего ОВР Николаева М.В. и др. сотрудники (4 человека)
Учреждения сети инновационной площадки
ГБОУ ЦО Москвы детский сад № 2534 ЮЗОУО ДО города Москвы
Зам. директора ЦО Шахова Т.Ю., ст. воспитатель Французова О.А. и др. сотрудники (20 человек)
ГБОУ ЦО Москвы № 2434 ЮЗОУО ДО города Москвы педагог-психолог Панферова М.В.
В рамках реализации проекта в нескольких учреждениях будут созданы дополнительные рабочие места.
Для полноценного обеспечения окружной инновационной площадки необходимо закупить некоторое оборудование, для гуманизации, развития саморегуляции поведения и социализации жизни детей, как то: «шатры уединения», «коврики примирения», «кресла примирения», материал для того, чтобы пошить «кресла примирения», боксерские груши (для отражении агрессии), мебель и предметы развивающей среды для оборудования групп. Легко трансформирующуюся мебель (столы и стулья) для групп. Современные HD видеокамеры. Ткань и костюмы для детей и взрослых реализации направления проживания социальных ролей. Интерактивные доски.
4.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Для научного руководителя – создание и внедрение новой технологии, в том числе, описание опыта в диссертационной работе и написание монографии и публикации в сборниках. Сбор эмпирических данных для развития научной школы. Патентование технологий
«Эффективного социального развития дошкольников и младших школьников», «Диагностика и развитие саморегуляции у детей»
Для базовых образовательных комплексов – участников сети – разработка системы мониторинга, формирование и отслеживание положительной траектории развития социально-психологических навыков у ребенка в дошкольный и школьный период. Реализация стажировочных площадок по теме. Методические пособия по направлениям деятельности. Создание рабочих мест для реализации проекта.
Для образовательных комплексов - участников сети – повышение качества социального-психологического развития выпускников образовательных комплексов, развитие сплоченного, творческого коллектива единомышленников, создание единого образовательного пространства в учреждении и семье, организация психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания и развития.
|