Сценарий праздника ко Дню Удмуртии
Тема: «Край мой родниковый»
Дети заходят под удмуртскую мелодию (по усмотрению музыкального руководителя), выполняют праздничное перестроение с удмуртскими флажками, затем встают полукругом у центральной стены.
Ведущая: Сегодня собралось много гостей, ведь наши дети отправляются в
путешествие. Куда? Мы узнаем у них самих, скажите, пожалуйста,
куда вы решили отправиться?
Дети: В путешествие по родному краю.
Ведущая: Очень хорошо, что вы хотите лучше узнать свой родной край,
полюбоваться его красотой. Удмуртия земля очень красива и
богата разными чудесами.
Реб 1: Леса, поля и горы встают передо мной,
Широкие просторы Удмуртии родной.
Реб 2: Куда бы взор ни кинуть на –реки , на леса,
Все вижу ту картину, что радует глаза.
Реб3: Иду ли я по лугу, иль по реке плыву,
Я рада, что в любимой Удмуртии живу!
Реб 4: Край мой родной,
Ты лесами красив,
Ты раскинул поля широко
Реб 5: Серебристыми ветками ив,
Шелестят берега над рекой.
Край мой родимый, край мой родной,
Одет рябиной, и пахнет сосной.
Реб 6: Мальчишки, девчонки,
Мы рядом идем,
Мы вместе встречаем наш праздник,
Любимой Республике,
Славу поем и нет ее в мире прекрасней!
Ведущая: У каждого человека есть Родина, место, где родился и вырос: мы
любим и гордимся ей?
Песня Моя Россия. Подго.гр.
Песня «Родине спасибо» старшая
Ведущая: Я вижу, что к путешествию все готовы? Тогда – в путь!
(выходит Лопшо-Педунь).
Лопшо-Педунь: Подождите, подождите, а меня-то вы позабыли.
Я тоже хочу в путешествие.
Ведущая: А ты кто такой? Наверно старичок-лесовичок?
Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю
высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю
путешествовать, узнавать все новое, а еще конечно люблю
веселиться (показывает свою гармошку и играет).
Ведущая: А что у тебя на ногах?
Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они
никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня,
через темные леса переносят.
Лопшо-Педунь: Ну что, возьмете меня с собой? Тогда в дорогу, со мной. Я
вам покажу красивые места и познакомлю с народом, который
здесь живет (дети под музыку идут за Лопшо-Педунем друг за
другом притопывая, руки на поясе).
С окончанием музыки останавливаются.
Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали? (видят оформление с изображением леса).
Дети: В лес.
Лопшо-Педунь: Почему-то в лесу не видно ни животных, ни птиц, куда же
они подевались?
Дети: Птицы улетели в теплые края, а животные готовятся к зиме.
Ведущая: Давайте мы с вами лучше споем песенку «осенний мотив» и сразу
все узнаем.
Песня «Осенний мотив» подг.гр.
Песня «Осень к нам пришла» ст.гр.
Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию
называют краем родниковым, ребята слышите шум родника?
А чтоб еще веселей звенел, мы поиграем в игру.
Игра «Колокольчики».
Лопшо-Педунь: Ой, ребята, что это с моими лаптями самоходными стало,
дальше не идут? Как же нам путешествовать?
(Из пестеря достает компьютер).
Мой друг – вот что нам поможет, веселый компьютер, он у меня с
чудесами (дети садятся, компьютера ставит на стол).
На компьютере появляется изображение.
Пословицы и поговорки о труде.
Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него как и у других
национальностей много пословиц и поговорок о труде.
Вспомните их (дети поочередно рассказывают):
1. Кто без работы, тот без хлеба.
2. Работа человека насквозь видит.
3. Проголодаешься, так и работать научишься.
4. Без стараний и пригорки не насыплешь.
5. Ленивый еще спит, а работящий уже отдыхает.
6. На одном месте лишь пень стоит.
7. Любишь мед, терпи и жало пчел.
8. Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.
Лопшо-Педунь: После работы и по праздникам удмуртский народ любит
петь и плясать.
Пляска «Удмуртская»
В это время на компьютере появляется изображение «Вируса» с надписью:
Я вирус злобный и коварный,
Заразил все наши файлы,
Не узнать нам детвора
Ничего и никогда.
Лопшо-Педунь и воспитатель расстраиваются оттого, что вирус испортил компьютер:
Лопшо-Педунь: Что же делать? Предлагаю заглянуть в виртуальную
энциклопедию и посмотреть, может что-то еще осталось
(на экране появляется изображение: «Колесо истории»).
Показываю карту (историю) Удмуртии.
Лопшо-Педунь: Ребята, нам необходимо победить вирус, тогда компьютер
снова хорошо заработает. Ответьте быстро на вопросы викторины:
Викторина:
1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).
2. Кто является главоюУдмуртской Республики? (А.В.Соловьев).
3. Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).
4. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии?
(черный цвет – символ земли и стабильности;
красный цвет – цвет солнца и символ жизни;
белый цвет – символ космоса и нравственных устоев.
На белой полосе есть изображение – это солярный знак – оберег.
Оберегает человека от несчастий).
5. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь или человек-птица, который является символом возрождения).
6. Какие знаете достопримечательности нашего города?
Лопшо-Педунь: Ну что же мы победили вирус и компьютер снова заработал.
Появляется изображение «По соседству мы живем».
Лопшо-Педунь: А знаете ли вы, что Удмуртия стала родным домом для
людей разных национальностей. Даже у нас в Ижевске живут
удмурты, русские, татары, марийцы, таджики.
На компьютере появляется изображение удмуртки. Под веселую музыку заходят гостья – удмуртка
Удмуртка: Зёч буресь! Гажано эшьёс.
Дети: Зёч буресь!
Удмуртка: Шла на ключик за водой, да услышала знакомую
удмуртскую речь и решила к вам в гости заглянуть, вижу весело у
вас тут.
Лопшо-Педунь: Заходи, заходи, присаживайся. Как говорится в удмуртской
пословице: красна изба углами, а человек гостями
(а гостей мы встречаем по удмуртским обычаям с хлебом, с
маслом). Пусть жизнь ваша течет как по маслу
(с поклоном отдает).
Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, ох и красив удмуртский костюм нашей
гостьи.
Удмуртка: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из
своего сундука. В украшениях часто удмурты используют рисунки
зверей, деревьев, солнца, геометрические фигуры (квадраты, ромб).
Гостья: Я хочу поиграть с вами в любимую игру удмуртов.
Игра «Жмурки».
Лопшо-Педунь: Расскажи-ка нам о своих любимых кушаньях?
Удмуртка: Самые распространенные кушанья (каша, пельмени (пельмень),
овсяной кисель, ржаной хлеб, ну конечно перепечи, шаньги).
Лопшо-Педунь: Ну а нам пора (до свидания, зеч-луэ, спасибо тау).
На экране появляется изображение девушки в русском костюме.
Лопшо-Педунь: У нас в Удмуртии по-соседству живут не только удмурты, но
и русские.
Заходит Русская мастерица на все руки шить, варить и рисовать, чисто петь и танцевать и здоровается:
Русская красавица: Здравствуйте, дети и гости.
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми,
способными своими руками создавать и творить настоящую красоту
(показ изделий). Посмотрите у нас есть мастера по вязанию и
вышиванию. У нас свои традиции и обычаи, своя национальная
кухня. Некоторые из национальных закусок самые
распространенные: русский винегрет, холодец, заливная рыба,
соленая сельдь.
Наши праздники: масленица, пасха, рождество, крещение.
Игра для девочек «Смотай клубок».
Русская красавица: До свидания, ребята.
Лопшо-Педунь: Мы очень рады нашим гостям. Вот видите в нашей
Республике и даже в группе живут разные по национальности
дети, удмурты и русские, татары и таджики. Все мы живем
дружно и не ссоримся. Давайте все вместе споем песню для всех
наших гостей в зале.
Песня «Грустный дождь». подг. группа
Песня «Дождик огородник» старшая группа
Лопшо-Педунь: Наше путешествие подходит к концу
Реб 7: Сказочное место есть в стране у нас,
Побываете тут и сразу очарует вас.
Здесь усыпаны цветами нежные луга,
И зовется это место – Удмуртия моя!
Пляска озорная полька (парная).
Лопшо-Педунь обращает внимание на свои лапти,
Лопшо-Педунь: Лапти меня несут в группу детского сада.
Вы и пели и плясали, путешествовали друзья,
Очень я доволен вам
Вот вам шаньги, перепечи от меня.
Вы ребята молодцы!
Ведущая: Спасибо, Лопшо-Педунь, за твое путешествие.
Просим к чаю мы тебя.
Чаепитие.
|