Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева




Скачать 0.59 Mb.
страница 1/4
Дата 24.08.2016
Размер 0.59 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ДИЗАЙН

Москва 2013

Разработчики:



А.С.Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук

А.С.Сокольская, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, старший преподаватель Орловского государственного института искусств, член Союза художников России
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: О.В.Соловьева, преподаватель Объединенной детской школы искусств города Братска Иркутской области

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

-Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

-Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

-Содержание разделов и тем. Годовые требования.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения


  1. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценок


  1. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Примерный перечень вопросов по теоретическим разделам и темам учебного предмета

- Перечень творческих практических заданий, выполняемых средствами компьютерной графики по графическому дизайну по разделам и темам


  1. Список литературы и средств обучения

- Список методической литературы по дизайну

- Список учебной литературе по компьютерной графике

- Средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Учебный предмет «Компьютерная графика и дизайн» в детских школах искусств дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является предметом, востребованным у детей и молодежи, так как ориентирует их на приобретение актуальных знаний, умений и навыков.

Компьютерная графика является универсальным средством при изучении академических законов дизайнерского искусства, так как может использоваться и как вспомогательное средство исполнения замысла художника, и как самостоятельная часть проектирования. Освоение программы формирует теоретические и практические знания, которые применяются при изучении большинства направлений современного дизайна.

Учебный предмет «Компьютерная графика и дизайн» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению графических проектов способами компьютерных технологий, овладение способами применения их в дальнейшем в практической и творческой деятельности.

Знания, полученные при освоении учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн», могут стать фундаментом для дальнейшего освоения компьютерных программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.

Практика показывает, что одним из важнейших вопросов современного гуманитарного знания становится культура подачи графического изображения как часть общей информационной культуры. Освоение программы учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» основано на изучении компьютерных технологий путем исполнения творческих заданий с применением полученных навыков, что способствует развитию таких качеств личности как интуиция, образное мышление, а также развитию способностей к проектированию.

Для успешного решения проектных задач учащемуся необходимо освоить все основные закономерности формальной композиции и уметь пользоваться этими средствами для сознательного подхода к дизайнерскому творчеству. Полученные знания в результате освоения программы «Компьютерная графика и дизайн» не исключают развитие интуитивно-образного отношения к самому творческому процессу. Активная творческая работа учащихся заключается в выполнении заданий по каждой изучаемой теме как в аудитории, так и самостоятельно.

Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе — 12–15 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» при 3-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 245 часов – самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.



Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Срок освоения образовательной программы «Компьютерная графика и дизайн» составляет 3 года.



Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки



Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации

Всего часов

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

Полугодия

1

2

3

4

5

6




Аудиторные занятия (в часах)

51

54

51

54

51

54

315

Самостоятельная работа (в часах)

34

36

34

36

51

54

245

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

85

90

85

90

102

104

560

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

1-3 год обучения –3 часа в неделю;

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-2 годы обучения – 2 часа в неделю,

3 год обучения – 3 часа.



Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Компьютерная графика и дизайн» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами:



  • связи теории и практики;

  • наглядности;

  • применения дифференцированного и индивидуального подходов;

  • доступности и последовательности;

  • учета возрастных особенностей;

  • вариативности содержания, многообразия тем;

  • творчества педагога и активности учащихся.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» является развитие значимых для образования, социализации, самореализации интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей на основе практической деятельности в области современных дизайнерских программ.



Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

- развитие интереса к дизайнерскому творчеству;

- изучение выразительных возможностей графических средств;

- формирование компьютерной грамотности учащихся и навыков эффективной организации индивидуального информационного пространства;

- развитие способностей и возможностей к художественно-исполнительской и проектной деятельности;

- развитие способностей и возможностей учащихся динамично управлять содержанием изображения, его формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей выразительности;

- ориентация в возможностях дизайнерских программ и выработка удобных и эффективных способов создания цифровых композиций и их подготовки к публикации;

- формирование необходимых практических навыков работы в компьютерной графике как одного из видов графического дизайна;

- эффективное применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе, самообразовании.



Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».



Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный метод (лекция с элементами беседы - объяснение теоретических основ компьютерной графики и дизайна);

- наглядный метод (демонстрация приемов работы в компьютерной графике и дизайне, всевозможных изображений, репродукций, схем, проектов);

- практический метод (приобретение навыков работы в дизайнерских программах и исполнение в электронном виде композиционной темы, проекта);

- эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).



Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация предмета требует наличия учебного кабинета «Информационные технологии» с учебными местами по количеству учащихся.

Кабинет должен включать следующее оборудование:


  • персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные выходом в Интернет, - по одному на каждое учебное место;

  • центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками, содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение;

  • графические планшеты;

  • принтер цветной;

  • сканер;

  • наборы съемных носителей информации;

  • мультимедийный проектор с экраном;

  • компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам, например: «Графика и дизайн», «Дизайн на ПК», «Создание полиграфических изданий».

Занятия по учебному предмету «Компьютерная графика и дизайн» предполагают наличие Инструкции по технике безопасности и разработанные Правила поведения в компьютерном классе для учащихся.

Преподаватель должен пройти специальный инструктаж по технике безопасности.




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» разработано с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части, при этом теоретическая часть тесно связана с практической.

Рекомендуемые формы проведения занятий: лекции, беседы, демонстрация, самостоятельная практическая работа, проектная деятельность. Большая часть учебного времени выделяется на практические упражнения и самостоятельную работу.

Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися теоретических основ компьютерной графики и дизайна, при этом формой обучения являются лекции с элементами беседы и демонстрацией учебного материала.

Основным видом занятий по учебном предмету «Компьютерная графика и дизайн» является практикум, содержание которого направлено на применение теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Программа предполагает также изучение основ графического дизайна через выполнение большого количества несложных упражнений, выполняемых средствами компьютерной графики. Задания носят творческий характер и рассчитаны на индивидуальные темпы выполнения. Перечни примерных творческих заданий и вопросов для повторения пройденного материала по теоретической части прилагаются в разделе программы «Методическое обеспечение».

Содержание программы включает следующие разделы:

- техника безопасности поведения в компьютерном классе;

- компьютерная графика как область графического дизайна;

- основы композиции в графическом дизайне;

- средства гармонизации графической формы;

- теоретические основы компьютерной графики;

- программные средства компьютерной графики;

- цвет в композиции и в компьютерной графике;

- основы графического дизайна, проектирование;



- основы типографики.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.


Учебно-тематический план

Первый год обучения



Наименование темы

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1. Техника безопасности поведения в компьютерном классе

1.1.

Изучение инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе

1

1




Раздел 2. Компьютерная графика как область графического дизайна

2.1.

Виды дизайна. Основные понятия графического дизайна

2

2




2.2.

Роль композиция в компьютерной графике

3

3







Раздел 3. Теоретические основы компьютерной графики

3.1.

Виды компьютерной графики. Основные понятия компьютерной графики

3

3




3.2.

Векторные и растровые форматы

3

3




Раздел 4. Программные средства компьютерной графики

4.1.

Интерфейс растрового редактора Adobe Photoshop

12

6

6

4.2.

Инструменты рисования в Adobe Photoshop

12

6

6

4.3.

Слои в растровом редакторе. Управление слоями. Рисование в слоях

17

9


8

4.4.

Выделение и трансформация областей. Монтаж изображений в Adobe Photoshop

17

9


8

Раздел 5. Композиция в графическом дизайне

5.1.

Плоскостная форма. Текстура средствами компьютерной графики

10

6


4

Раздел 6. Цвет в композиции и в компьютерной графике

6.1.

Цветовые модели в компьютерной графике

3

3




6.2.

Способы создания цветовой гармонии в композиции

22

12


10

Раздел 7. Композиция в графическом дизайне, проектирование

7.1.

Методы стилизации объекта

22

12

10

7.2.

Подготовка изображения в растровом редакторе к использованию в проекте

22

12


10




Итого

175

105

70


Второй год обучения



Наименование темы

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1. Техника безопасности поведения в компьютерном классе

1.1.

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

1

1




Раздел 2. Программные средства компьютерной графики

2.1.

Векторные инструменты в Adobe Photoshop Рисование готовыми фигурами

14

8

6

2.2.

Средства работы с векторной графикой.

Векторный редактор Adobe Illustrator



20

12

8

2.3.

Рисование в векторном редакторе. Управление объектами

25

15

10

2.4.

Имитация явлений и поверхностей в векторном и растровом редакторах

25

15

10

Раздел 3. Композиция в графическом дизайне, проектирование

3.1.

Организация доминантных отношений формальных элементов композиции

20

12

8

3.2.

Средства гармонизации в графической композиции

20

12

8

3.3.

Создание сложного коллажа из отсканированных изображений

25

15

10

3.4.

Стилизация в графическом дизайне методами компьютерной графики

25

15

10




Итого

175

105

70

Третий год обучения



Наименование темы

Общий объём времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1. Основы типографики в графическом дизайне

1.1.

Анатомия шрифта

18

9

9

1.2.

Основы шрифтовой композиции

24

12

12

1.3.

Типографика средствами векторного редактора Adobe Illustrator

30

15

15

1.4.

Компьютерная графика и основы дизайна книги

30

15

15

Раздел 2. Основы графического дизайна, проектирование

2.1.

Передача в композиции состояния человека и природы средствами компьютерной графики

48

24

24

2.2.

Эффекты для мультфильмов и игр

60

30

30




Итого

210

105

105

Годовые требования

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Техника безопасности поведения в компьютерном классе

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница