МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ДИЗАЙН
Москва 2013
Разработчики:
А.С.Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук
А.С.Сокольская, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, старший преподаватель Орловского государственного института искусств, член Союза художников России
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: О.В.Соловьева, преподаватель Объединенной детской школы искусств города Братска Иркутской области
Структура программы учебного предмета
-
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
-Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
-Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
-
Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
-Содержание разделов и тем. Годовые требования.
-
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценок
-
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Примерный перечень вопросов по теоретическим разделам и темам учебного предмета
- Перечень творческих практических заданий, выполняемых средствами компьютерной графики по графическому дизайну по разделам и темам
-
Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы по дизайну
- Список учебной литературе по компьютерной графике
- Средства обучения
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Учебный предмет «Компьютерная графика и дизайн» в детских школах искусств дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является предметом, востребованным у детей и молодежи, так как ориентирует их на приобретение актуальных знаний, умений и навыков.
Компьютерная графика является универсальным средством при изучении академических законов дизайнерского искусства, так как может использоваться и как вспомогательное средство исполнения замысла художника, и как самостоятельная часть проектирования. Освоение программы формирует теоретические и практические знания, которые применяются при изучении большинства направлений современного дизайна.
Учебный предмет «Компьютерная графика и дизайн» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению графических проектов способами компьютерных технологий, овладение способами применения их в дальнейшем в практической и творческой деятельности.
Знания, полученные при освоении учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн», могут стать фундаментом для дальнейшего освоения компьютерных программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.
Практика показывает, что одним из важнейших вопросов современного гуманитарного знания становится культура подачи графического изображения как часть общей информационной культуры. Освоение программы учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» основано на изучении компьютерных технологий путем исполнения творческих заданий с применением полученных навыков, что способствует развитию таких качеств личности как интуиция, образное мышление, а также развитию способностей к проектированию.
Для успешного решения проектных задач учащемуся необходимо освоить все основные закономерности формальной композиции и уметь пользоваться этими средствами для сознательного подхода к дизайнерскому творчеству. Полученные знания в результате освоения программы «Компьютерная графика и дизайн» не исключают развитие интуитивно-образного отношения к самому творческому процессу. Активная творческая работа учащихся заключается в выполнении заданий по каждой изучаемой теме как в аудитории, так и самостоятельно.
Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе — 12–15 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» при 3-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 245 часов – самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Срок освоения образовательной программы «Компьютерная графика и дизайн» составляет 3 года.
Вид учебной работы,
аттестации, учебной нагрузки
|
Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации
|
Всего часов
|
Годы обучения
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
Полугодия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
Аудиторные занятия (в часах)
|
51
|
54
|
51
|
54
|
51
|
54
|
315
|
Самостоятельная работа (в часах)
|
34
|
36
|
34
|
36
|
51
|
54
|
245
|
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
|
85
|
90
|
85
|
90
|
102
|
104
|
560
|
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
1-3 год обучения –3 часа в неделю;
самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-2 годы обучения – 2 часа в неделю,
3 год обучения – 3 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Компьютерная графика и дизайн» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами:
-
связи теории и практики;
-
наглядности;
-
применения дифференцированного и индивидуального подходов;
-
доступности и последовательности;
-
учета возрастных особенностей;
-
вариативности содержания, многообразия тем;
-
творчества педагога и активности учащихся.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» является развитие значимых для образования, социализации, самореализации интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей на основе практической деятельности в области современных дизайнерских программ.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
- развитие интереса к дизайнерскому творчеству;
- изучение выразительных возможностей графических средств;
- формирование компьютерной грамотности учащихся и навыков эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- развитие способностей и возможностей к художественно-исполнительской и проектной деятельности;
- развитие способностей и возможностей учащихся динамично управлять содержанием изображения, его формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей выразительности;
- ориентация в возможностях дизайнерских программ и выработка удобных и эффективных способов создания цифровых композиций и их подготовки к публикации;
- формирование необходимых практических навыков работы в компьютерной графике как одного из видов графического дизайна;
- эффективное применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе, самообразовании.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный метод (лекция с элементами беседы - объяснение теоретических основ компьютерной графики и дизайна);
- наглядный метод (демонстрация приемов работы в компьютерной графике и дизайне, всевозможных изображений, репродукций, схем, проектов);
- практический метод (приобретение навыков работы в дизайнерских программах и исполнение в электронном виде композиционной темы, проекта);
- эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация предмета требует наличия учебного кабинета «Информационные технологии» с учебными местами по количеству учащихся.
Кабинет должен включать следующее оборудование:
-
персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные выходом в Интернет, - по одному на каждое учебное место;
-
центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками, содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение;
-
графические планшеты;
-
принтер цветной;
-
сканер;
-
наборы съемных носителей информации;
-
мультимедийный проектор с экраном;
-
компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам, например: «Графика и дизайн», «Дизайн на ПК», «Создание полиграфических изданий».
Занятия по учебному предмету «Компьютерная графика и дизайн» предполагают наличие Инструкции по технике безопасности и разработанные Правила поведения в компьютерном классе для учащихся.
Преподаватель должен пройти специальный инструктаж по технике безопасности.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Компьютерная графика и дизайн» разработано с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части, при этом теоретическая часть тесно связана с практической.
Рекомендуемые формы проведения занятий: лекции, беседы, демонстрация, самостоятельная практическая работа, проектная деятельность. Большая часть учебного времени выделяется на практические упражнения и самостоятельную работу.
Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися теоретических основ компьютерной графики и дизайна, при этом формой обучения являются лекции с элементами беседы и демонстрацией учебного материала.
Основным видом занятий по учебном предмету «Компьютерная графика и дизайн» является практикум, содержание которого направлено на применение теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Программа предполагает также изучение основ графического дизайна через выполнение большого количества несложных упражнений, выполняемых средствами компьютерной графики. Задания носят творческий характер и рассчитаны на индивидуальные темпы выполнения. Перечни примерных творческих заданий и вопросов для повторения пройденного материала по теоретической части прилагаются в разделе программы «Методическое обеспечение».
Содержание программы включает следующие разделы:
- техника безопасности поведения в компьютерном классе;
- компьютерная графика как область графического дизайна;
- основы композиции в графическом дизайне;
- средства гармонизации графической формы;
- теоретические основы компьютерной графики;
- программные средства компьютерной графики;
- цвет в композиции и в компьютерной графике;
- основы графического дизайна, проектирование;
- основы типографики.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
|
Наименование темы
|
Общий объем времени (в часах)
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Раздел 1. Техника безопасности поведения в компьютерном классе
|
1.1.
|
Изучение инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе
|
1
|
1
|
|
Раздел 2. Компьютерная графика как область графического дизайна
|
2.1.
|
Виды дизайна. Основные понятия графического дизайна
|
2
|
2
|
|
2.2.
|
Роль композиция в компьютерной графике
|
3
|
3
|
|
|
Раздел 3. Теоретические основы компьютерной графики
|
3.1.
|
Виды компьютерной графики. Основные понятия компьютерной графики
|
3
|
3
|
|
3.2.
|
Векторные и растровые форматы
|
3
|
3
|
|
Раздел 4. Программные средства компьютерной графики
|
4.1.
|
Интерфейс растрового редактора Adobe Photoshop
|
12
|
6
|
6
|
4.2.
|
Инструменты рисования в Adobe Photoshop
|
12
|
6
|
6
|
4.3.
|
Слои в растровом редакторе. Управление слоями. Рисование в слоях
|
17
|
9
|
8
|
4.4.
|
Выделение и трансформация областей. Монтаж изображений в Adobe Photoshop
|
17
|
9
|
8
|
Раздел 5. Композиция в графическом дизайне
|
5.1.
|
Плоскостная форма. Текстура средствами компьютерной графики
|
10
|
6
|
4
|
Раздел 6. Цвет в композиции и в компьютерной графике
|
6.1.
|
Цветовые модели в компьютерной графике
|
3
|
3
|
|
6.2.
|
Способы создания цветовой гармонии в композиции
|
22
|
12
|
10
|
Раздел 7. Композиция в графическом дизайне, проектирование
|
7.1.
|
Методы стилизации объекта
|
22
|
12
|
10
|
7.2.
|
Подготовка изображения в растровом редакторе к использованию в проекте
|
22
|
12
|
10
|
|
Итого
|
175
|
105
|
70
|
Второй год обучения
№
|
Наименование темы
|
Общий объем времени (в часах)
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Раздел 1. Техника безопасности поведения в компьютерном классе
|
1.1.
|
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
|
1
|
1
|
|
Раздел 2. Программные средства компьютерной графики
|
2.1.
|
Векторные инструменты в Adobe Photoshop Рисование готовыми фигурами
|
14
|
8
|
6
|
2.2.
|
Средства работы с векторной графикой.
Векторный редактор Adobe Illustrator
|
20
|
12
|
8
|
2.3.
|
Рисование в векторном редакторе. Управление объектами
|
25
|
15
|
10
|
2.4.
|
Имитация явлений и поверхностей в векторном и растровом редакторах
|
25
|
15
|
10
|
Раздел 3. Композиция в графическом дизайне, проектирование
|
3.1.
|
Организация доминантных отношений формальных элементов композиции
|
20
|
12
|
8
|
3.2.
|
Средства гармонизации в графической композиции
|
20
|
12
|
8
|
3.3.
|
Создание сложного коллажа из отсканированных изображений
|
25
|
15
|
10
|
3.4.
|
Стилизация в графическом дизайне методами компьютерной графики
|
25
|
15
|
10
|
|
Итого
|
175
|
105
|
70
|
Третий год обучения
№
|
Наименование темы
|
Общий объём времени (в часах)
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Раздел 1. Основы типографики в графическом дизайне
|
1.1.
|
Анатомия шрифта
|
18
|
9
|
9
|
1.2.
|
Основы шрифтовой композиции
|
24
|
12
|
12
|
1.3.
|
Типографика средствами векторного редактора Adobe Illustrator
|
30
|
15
|
15
|
1.4.
|
Компьютерная графика и основы дизайна книги
|
30
|
15
|
15
|
Раздел 2. Основы графического дизайна, проектирование
|
2.1.
|
Передача в композиции состояния человека и природы средствами компьютерной графики
|
48
|
24
|
24
|
2.2.
|
Эффекты для мультфильмов и игр
|
60
|
30
|
30
|
|
Итого
|
210
|
105
|
105
|
Годовые требования
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Техника безопасности поведения в компьютерном классе
|