Лекция №1. Тема «Предмет и задачи дисциплины «Эстетика быта». Общие понятия об этикете, эстетике, дизайне




Скачать 1.13 Mb.
страница 1/9
Дата 17.09.2016
Размер 1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ЭСТЕТИКА БЫТА

Курс лекций для студентов специальности 02 06 02 01

«Технология. Информатика»

и специальности 02 06 02 07

«Технология. физика»

Лекция №1.




Тема 1. «Предмет и задачи дисциплины «Эстетика быта».





  1. Общие понятия об этикете, эстетике, дизайне.

  2. Эстетика быта и человеческих отношений.

  3. Профессиональная этика и педагогический такт учителя.




  1. Общие понятия об этикете, эстетике.


Эстетика – наука о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда. Восприятие её человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий фи-лософ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.

Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Это определение подчёркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения. Но эстетическое отношение человека к миру не сводится только к прекрасному, оно выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остаётся эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.

Эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности.



Искусство означает всякое мастерство, искусно выполненную деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает их древнегреческого слова «тэхне» - искусство, мастерство.

Более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество проявляется в различных сферах эстетической деятельности: в отношении к природе, на производстве и в быту.

Существует много определений этикета, но все они выражают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как:

•правила поведения (от «веды» — знание);

•правила вежливости (от «ведать», знать);

•правила приличия (от «лик», «образ», лицо человека);

•культура поступков и манер («культурный» в отличие от «природный, дикий» означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный»).

Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная культура ( внутренняя духовность, доброта, порядочность ) из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.

Этикет — это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения (речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, кушать, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей) человек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты».

Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения.

Нормы этикета носят условный характер, неписаное соглашение о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета — предложить людям такие формы и стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

Требования этикета не являются абсолютными, они носят исторический характер, их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. По мере изменения условий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила сменяются другими. Поэтому то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым и наоборот. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Итак, этикет — важная часть общечеловеческой культуры и морали, вырабатываемая на протяжении многих веков в соответствии с представлениями людей о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке.

Сегодня решение задач по эстетизации действительности в условиях развитого промышленного производства отводится дизайну.

Смысловое многообразие понятия «дизайн» охватывает большое количество значений. Его корни следует искать в латинском языке, где мы находим слово «designare» – определять, обозначать; итальянское «designо» относилось к рисункам, проектам, основополагающей идее, а современный английский вариант насчитывает около 30 толкований. Дизайн интерпретируют как:

1 – замысел, план или цель;

2 – чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор;

3 – модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция;

4–форма деятельности, проектирование, конструирование, намерение, задумка или разработка.

Все эти значения так или иначе входят в современное определение дизайна. Дизайн понимается как творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, направленный на преобразование окружающей и предметной среды по некоторым принципам, определяющим форму конструируемого объекта, исходя из его предназначения, с целью добиться максимальной практичности и удобства для потребителя, удовлетворяя тем самым его утилитарные, социальные и эстетические потребности.

Традиционно считается, что функция эстетизации действительности – прерогатива искусства, но это не так. Дизайн также является практикой эстетического освоения мира. Искусство воплощает образы мира в рамках художественной реальности, дизайн же творит и работает непосредственно в мире, поскольку в нём заложена осознанная установка на гармонизацию среды. Он не только изменяет привычные для нас вещи по законам красоты, но и целенаправленно создаёт новые.


  1. Эстетика быта и человеческих отношений.

Эстетика быта — одна из основных сфер проявления эстетического отношения человека к действительности, реализующегося непосредственно в повседневной жизни: его внешнем облике, культуре одежды и поведения, отношении к вещам, жилищу. Материальные свидетельства бытовой культуры различных народов, социальных классов и групп в их историческом развитии раскрывают единство и многообразие эстетических представлений людей о красоте предметного мира, эстетических вкусов и общественных идеалов. Бытовая культура, представляя собой единство функциональных, экономических, социальных и эстетических норм и условий организации жизни человека в жилой и общественной среде, выступает как основа эстетического мировосприятия людей, формирования их эстетической культуры. Эстетика быта тесно связана с технической эстетикой, экологической эстетикой, эстетической организацией среды, эстетическим воспитанием, выступает одним из действенных средств интеграции материальной и художественной культуры.

Эстетическая организация быта является проявлением человеческого стремления к красоте во всех сферах жизни. В то же время, наличие красивых вещей в окружении человека эстетически воспитывает его, делает его жизнь более гармоничной. Украшая свое жилище, одежду, предметы обихода люди руководствуются эстетическими представлениями, характерными для общества, в котором они живут и тех социальных групп, к которым принадлежат. Бытовое же неустройство и варварство – признак упадка элементарной культуры, эстетической в том числе.

Организация и содержание досуга, которые являются важной составляющей бытовой сферы, также имеют эстетические параметры. Легковесные развлечения, потребление продукции массовой культуры свидетельствуют об упадке эстетического вкуса населения. Эстетика досуга подразумевает не только посещение учреждений культуры и общение с искусством. Пропорциональность, гармоничность, целостность – это те характеристики прекрасного, которые должны отличать любой фрагмент нашей жизни, где бы мы его ни проводили. Вовремя лежать на диване и вовремя чистить картошку может быть не менее важно для прекрасной жизни, чем посещать театры и презентации, стремясь к «красивой жизни».

Еще одна чрезвычайно значимая сфера проявления эстетического отношения – сфера общения, в которой эстетические критерии неотъемлемы от нравственных. Красота поведения предполагает проявление симпатии, доброжелательности, уважения к человеческому достоинству. Эстетическое начало присуще и нашему повседневному поведению, что проявляется в культуре межличностного общения. Вежливость и этикет необходимы не только из моральных соображений. Они способствуют красивым отношениям между людьми, отношениям, построенным не из чувства долга, а из стремления к прекрасному в общении.

В деловом общении эстетические критерии подразумевают создание благоприятного психологического климата, корректность в отношениях, их функциональную упорядоченность, способствующую укреплению социальных связей и повышению эффективности деятельности трудового коллектива.

В неформальном личном общении людей (в семье, в кругу друзей и близких) эстетической значимостью обладает умение общаться, не подавляя личности другого. Эстетически значимыми являются также используемые средства и способы коммуникации, прежде всего язык, интонации, мимика, жесты. Особенно важна культура выражения чувств, умение контролировать психологические состояния. Вступая в общение, друг с другом, люди должны уметь находить эстетически значимые формы выражения основных человеческих смыслов и ценностей.

Освоение личностью духовного богатства, опыт профессиональной и общественной деятельности создают необходимую базу для полноценного гармоничного общения с другими людьми. При этом, чем больший объем культуры общества войдет в арсенал личности, тем богаче и ярче станет не только содержание его общения, но и его форма, тем эстетичнее способы его осуществления. И искусство играет наибольшую роль в деле приобщения человека к эстетическому богатству мировой культуры.




  1. Профессиональная этика и педагогический такт учителя.

Этика педагога — феномен совершенно особый. И все же её сущность и содержание, как и любой професиональной этики, наиболее полно и последовательно раскрываются с помощью анализа её структуры, в которой можно выделить четыре основных блока.

Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности.

Во-вторых, это этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.

В-третьих, это этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог—педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.

В-четвертых, это этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определённые «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования.



Специфика профессиональной этики педагога, её уникальность и исключительность определяются в первую очередь предметом педагогического труда. Если у инженера предметом его труда являются механизмы и машины, у врача – человеческое тело, то у педагога предметом труда является человеческая душа. Её формирование, развитие и становление происходит на глазах педагога и с его помощью.

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.
Школа была и остаётся центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся. В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности.
Педагогический коллектив и каждый учитель должны ясно представлять себе, к каким целям они должны стремиться. Важное значение имеет воспитание красоты внешнего вида, окружающей школьников среды, их поведения, отрицательного отношения к нарушению красоты в искусстве и жизни.
Принцип единства идейного и художественного в произведениях искусства лежит в основе системы эстетического воспитания. Он означает единство эстетического, политического и нравственного воспитания средствами искусства.


Лекция №2.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница