Методические рекомендации библиотекам по профилактике вредных привычек среди подростков и молодёжи Кричев 2014



Скачать 0.57 Mb.
страница 1/3
Дата 29.08.2016
Размер 0.57 Mb.
  1   2   3
ГУК «Библиотечная сеть Кричевского района»

Отдел библиотечного маркетинга

В центре внимания библиотек ─ проблемы здорового образа жизни молодого поколения
Методические рекомендации библиотекам

по профилактике вредных привычек

среди подростков и молодёжи


Кричев 2014

В центре внимания библиотек – проблемы здорового образа жизни молодого поколения [Текст] : методические рекомендации библиотекам по профилактике вредных привычек среди подростков и молодёжи / ГУК «Библиотечная сеть Кричевского района», Отдел библиотечного маркетинга; [составитель Е.Н. Москалёва; редактор О.Н. Кузменкова, ответственный за выпуск В.Н. Бачкова]. ─ Кричев : ГУК «Библиотечная сеть Кричевского района», 2014. ─ 64 с.

Цель данных методических рекомендаций ─ определить роль библиотек в пропаганде ЗОЖ, познакомить с опытом профилактической работы, актуальными формами и методами этой деятельности. Система библиотечной работы в помощь преодолению и профилактике асоциальных явлений традиционно базируется на литературе, в которой убедительно излагается их пагубность. Сегодня формировать осознанное неприятие порочных пристрастий помогают и материалы Интернет.

В данных рекомендациях библиотекари найдут названия и интересные формы мероприятий, сценарный материал по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

ГУК «Библиотечная сеть Кричевского района»



Содержание
Предисловие_________________________________________5
Формирование у детей и молодежи позитивного отношения

к жизни и собственному здоровью средствами библиотеки_6


Основные задачи и принципы работы библиотек

по профилактике вредных привычек среди молодёжи_____10


Направления профилактической работы библиотек_______13
Выставочная деятельность библиотек

по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни_______________________________15


Примерный план выставки-стенда

«За будущее Беларуси: без наркотиков, без табака,

без алкоголя»_______________________________________17
Мудрые мысли, высказывания, пословицы и поговорки

на тему «Здоровый образ жизни»______________________17
Массовая работа библиотек по формированию здорового образа жизни_______________________________________20
Приложение № 1. Брось курить! Материал для беседы

с учащимися 6-8 классов_____________________________27
Приложение № 2. Формирование привычек к здоровому образу жизни. Памятка для учащихся__________________36
Приложение № 3.Только факты. Памятка для учащихся__37

Приложение № 4. Интерактивная игра «Табак и люди»___38

Приложение №5. Чья сторона? Материал для диспута____42

Приложение №6. Курить в ХХI веке — это не модно, или

Что вы знаете о табаке. Материал к информ-дайджесту____50


Библиография_______________________________________54
Список сценарного материала для библиотекарей_________57
Аннотированный список художественных произведений__59

Предисловие

 

Здоровый дух в здоровом теле –



вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в этом мире

Дж. Локк
Забота о здоровье является приоритетной задачей внутренней политики нашего государства, о чем свидетельствуют реализуемые правительством РБ комплексные программы, направленные на формирование у детей и молодежи потребность быть здоровым, которая и составит основу для привития соответствующих форм поведения и навыков здорового образа жизни.

Сейчас люди стали больше заботиться о здоровье как о самостоятельной ценности. Однако настораживает «модность» заботы о здоровье, и то, что на этом делаются большие деньги: увеличилось количество и тираж журналов о здоровье, товаров для здоровья и книг о здоровье, передачи о здоровье идут практически на всех телеканалах. В продаже огромное количество товаров для здоровья. Но специалисты отмечают, что обращаться к врачам люди стали реже. Не совсем правильное представление о здоровье формирует реклама: у некоторых складывается представление, что все проблемы со здоровьем можно решить, выпив бутылочку чудодейственного йогурта.

Начать вести здоровый образ жизни не так просто, но совершенно необходимо. А что такое здоровый образ жизни. С чего начать?
Формирование у детей и молодежи позитивного отношения к жизни и собственному здоровью

средствами библиотеки
Образ жизни ─ это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Отсюда здоровый образ жизни ─ это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

Конечно, здоровье ─ это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Когда здоров человек, ─ здорова семья, а из здоровой семьи складывается здоровое общество, и, следовательно, здоровое, сильное государство.

До последнего времени «здоровье» понималось как «отсутствие болезни». Говоря о здоровье человека, его здоровом образе жизни, часто подразумевают лишь физическое здоровье, упуская обстоятельство, что полноценное здоровье является результатом бытия целостной человеческой личности, включающего в себя нравственное, профессиональное, эстетическое, интеллектуальное и познавательное развитие, которое во всей полноте лежит в основе психологического и духовного здоровья. Если библиотеки занимаются и профориентацией, и формированием нравственности посредством книги и чтения, ведут эстетическое направление, и, конечно же, влияют на интеллектуальное развитие – получается, что вся деятельность библиотеки – способствует профилактике асоциальных явлений!

Формировать здоровый образ жизни необходимо смолоду, с дошкольной и школьной скамьи.

К положительно влияющим на здоровье человека факторам относятся: соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

К отрицательно влияющим на здоровье человека факторам относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Среди многих проблем, стоящих сегодня перед мировым обществом, проблема наркомании, алкоголизма, табакокурения как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест.

Стремление молодежи к уходу от окружающей действительности имеет ряд существенных причин, которые, по определению Всемирной организации здравоохранения, можно сгруппировать в три основных:



  • семейные проблемы, плохое воспитание, пример родителей;

  • личностные факторы, включающие наличие чувств тревоги, депрессии, эмоциональной нестабильности, снижение самооценки, любопытства, потерю контроля, чрезмерная доверчивость;

  • социокультурные факторы, такие как принятые нормы поведения в группах, к которым принадлежит человек.

Некоторые формы потребления могут быть общепринятой практикой на определенном коммунальном уровне.

Предоставление подростков самим себе, неорганизованное свободное время ─ еще одна причина под-ростковых преступлений, когда правовые проступки совершаются «от нечего делать».

Причина – также в неправильных взаимоотношениях подростка с окружающими его людьми и общественными институтами.

Психика подростка, юноши в возрасте 11-17 лет сформирована не полностью, зависит от социально-психологических, экономических и других условий, в которых она формируется:



  • неспособность правильно оценивать последствия своих поступков и слов;

  • беспечностью, легкомыслием;

  • неуверенностью в себе;

  • внушаемостью и подверженностью чужому влиянию;

  • склонностью к подражанию, поиску кумиров;

  • несоответствием запросов реальным возможностям.

Нельзя не отметить также крайне неблагоприятного влияния средств массовой информации на психику подрастающего поколения. Молодежь буквально заполонена коммуникативными каналами информации, открыто рекламирующими немедицинское потребление наркотиков как средство достижения нирваны и наркобизнес как источник обогащения. Современными источниками обсуждаемых сведений стали:

  • газеты и журналы, книги

  • теле- и радио передачи

  • Интернет

  • электронные (компьютерные) игры

  • музыкальные течения, популярные песни

  • носимая одежда (эмблемы и надписи на ней)

  • политические партии, общественные движения.

Все это время не меняются лозунги «Нет наркотикам!» и «Спорт против наркотиков» в кампаниях псевдо-профилактики. Это ─ одна из тактик, используемых для мани-пулятивной рекламы. Профессионалам хорошо известно, что по законам психологии потребитель не воспринимает отрицание в лозунге, в сознании четко отпечатывается слово «наркотики». Подобные акции несут функцию постоянного напоминания о товаре.

Равноценными представлены жизнь и смерть, потребление и отказ от наркотиков. «Если взрослые разрешают делать выбор – значит, наркотики не являются злом?», ─ думает подросток.



Первичная профилактика наркомании имеет целью предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она направлена на сохранение здоровья у здоровых детей и предупреждение воздействия неблагоприятных факторов социальной среды. Это самый массовый и результативный вид профилактики. Ее основой является формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни.

Вторичная профилактика направлена на тех, кто пробовал наркотики и имеет начальные признаки формирующейся зависимости от наркотиков.

Третичная профилактика наркомании направлена на тех, кто зависим от наркотиков.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены только в специализированных учреждениях.




Основные задачи и принципы работы библиотек

по профилактике вредных привычек среди молодёжи
Библиотеки ведут активную работу по первичной профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни среди подростков, но зачастую эта деятельность организована обособленно от тех учреждений, которые непосредственно призваны заниматься решением данных проблем. Библиотекам важно, не занимая информационной ниши учреждений здравоохранения, вести информационную политику в пределах компетенции учреждений культуры.

При проведении профилактической работы необходимо учитывать следующие принципы:



  • системность, что предполагает взаимодействие различных специалистов и использование целого комплекса различных методов с учетом эффективности каждого из них для определенной социальной и возрастной целевой группы.

В библиотеках необходим комплексный подход по формированию у молодежи навыков здорового образа жизни. А это значит, что должны быть разработаны и приняты целевые библиотечные программы, содействующие здоровому образу жизни. И что очень важно, эти программы неотделимы от остальных направлений деятельности библиотеки;

  • индивидуально-дифференцированный подход предполагает, что воздействие специалистов должно осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной ситуации развития и общего состояния здоровья ребенка;

Эффективность библиотечной работы по здоровому образу жизни ─ это не количество проведенных мероприятий и организованных выставок, а количество задумавшихся, количество полезной понятой информации, взятой «на вооружение» детьми и молодежью. Причины такого положения дел видятся в том, что прежние попытки выстроить систему такой работы строились на методах устрашения и запугивания. Что это было: заблуждение или поиск истины, трудно сказать однозначно. Однако еще Клод Гельвеций сказал: «Заблуждения перестают быть опасными, когда дозволено их опровергать».

гуманистичность предполагает адресную личностно-ориентированную направленность профилактической работы с учетом индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка, а также уважение прав каждой личности на собственные жизненные выборы;

позитивность предполагает смешение акцента с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровых потенций личности, мотивации здорового образа жизни.

Сейчас во всем мире первичная профилактика строится на внушении позитивных жизненных ценностей. Молодые люди, изначально настроенные на восприятие жизни и своего здоровья, никогда не станут помышлять о наркотическом или алкогольном кайфе.

Если человек оптимистично относится ко всем положительным и отрицательным сторонам жизни, то каждая неудача не заставит его уходить от решения проблем за счет употребления алкоголя или наркотиков. Многие болезни, в том числе и социальные, зарождаются от неправильного мышления и отношения к жизни.

Не зря существует и термин: социальная агнозия ─ отношение человека к собственной жизни, при котором позитивные стороны им не воспринимаются и отсутствует способность организовывать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение.

Что такое «позитивное отношение к жизни»? Вроде бы всем понятно, и даже разъяснять нечего. Все знают, как это здорово ─ быть позитивным! Тогда и жизнь становится инте-ресной, и люди к тебе тянутся. Почему же тогда далеко не каждый молодой человек проявляет это в себе, и является таковым?

Непозитивных людей легко узнать по хмурым лицам, недовольным взглядам, они редко улыбаются. Эти люди воспринимают все через призму жалости к себе, защищаются панцирем из злобы, иронии, скептицизма, негативизма. И библиотеки зачастую нагнетают обстановку своими шокирующими мероприятиями, при этом преследуя благие цели.

Библиотека, библиотечные мероприятия – должны представляться нашим читателям и пользователям красочным миром, устремленным в радостное и здоровое Завтра. А когда в библиотеке видишь названия: «Смерть в рассрочку», «Чума XXI века», «Живи ярко, умри молодым» зайти сюда молодому уже не хочется… Мы называем мероприятие час здоровья и проводим его на тему «Белая смерть», час информации посвящаем теме «Разные дороги в бездну», порой даже не замечая, что противоречим сами себе…

долгосрочность и непрерывность – комплекс мероприятий должен преследовать достижение конкретной цели;

Мы ставим иногда такие задачи как «снижение потребления наркотиков у молодежи», «уменьшение количества лиц, потребляющих наркотические вещества», и даже ─ «выявление наркоманов среди читателей» (эти форму-лировки взяты из библиотечных программ и проектов наших библиотек). Таким образом, библиотека входит в сферу компетенции других организаций ─ медицинских, право-охранительных…

Зачем? У нас есть своя ниша – информационная и культурно-досуговая. Ведь ─ истребление плохого, без напол-нения хорошим ─ бесплодно. И как отмечают специалисты, одной из главных причин наркомании, алкоголизма и других асоциальных явлений является неорганизованный досуг и отсутствие у молодежи достаточных условий для самовыражения. А библиотеки могут и должны предоставить интересный досуг, и возможности для творческой самореализации. Для осуществления подобной деятельности библиотеки обладают необходимыми ресурсами, в том числе и квалифицированным кадровым потенциалом.

Главное, чтобы у самих наших специалистов хватало и знаний для работы в этом направлении, и самое главное – позитивной мотивации (ведь творчество, вдохновение, так влияющие на результат, часто зависят от нашего желания этим заниматься).


  • акцент на первичную профилактику;

Поэтому библиотекам сегодня необходимы новые подходы к данному направлению, поиск иных путей побуждения молодежи на укрепление и сохранение физического и психического здоровья.

  • легитимность, что предполагает предусматривать необходимую правовую базу профилактики вредных привычек.


Направления профилактической работы библиотек
Одно из направлений можно назвать запретительным. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков, алкоголя, табака. Низкая эффективность подобной политики доказана на практике.

Необходимо знать о неработающих подходах при организации профилактической работы. Наиболее распространенным является запугивание. Устрашающие цифры и факты употребления психоактивных веществ существенного влияния на выработку правильной, здоровой линии поведения детей не оказывают.

Поэтому недопустимы такие названия библиотечных мероприятий, выставок, акций подобно следующим: «Билет в один конец», «На дне…», «Шаг за шагом к погибели», «Дорога в ад», «Смерть на конце иглы», «Прогулки по аду», «На службе зла», «Разные дороги в бездну», «Молодые умирают молодыми» и тому подобные. Задача – не напугать, а информировать, помочь подростку задуматься о своем предназначении в жизни. Все это позволит ему в трудную минуту самостоятельно сделать осознанный выбор.

К неработающим методам относится искажение и неточное (неполное) донесение информации о проблеме.

Следующее направление можно назвать информационным.

Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде алкоголя, табака, наркотиков, о механизме действия их на организм человека. Однако нужно очень отчетливо понимать, какую информацию можно давать детям и подросткам, в какой форме и какое влияние она окажет. Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для «целевых» групп населения, т.е. тех, на кого направлена первичная профилактика.

Это необходимо учитывать библиотекам в своей работе, так как без преувеличения можно сказать, что каждый материал, каждое неосторожное слово способно подтолкнуть подростка к употреблению алкоголя, табака и наркотиков.

Мы хотим показать вам другую сторону профилактической деятельности библиотеки: через позитив. Все-таки одним из главных принципов деятельности по противодействию злоупотреблению наркотиками, является принцип замещения, когда асоциальный, негативный интерес замещается позитивным и социально ориентированным.

Следующее направление профилактической работы в библиотеке – пропаганда здорового образа жизни и реа-лизация различных программ укрепления здоровья. Практика реализации данного направления показала свою эффективность.

Главная цель всей профилактической работы – форми-рование у подростков установки на здоровый образ жизни, полезный досуг. Все направления работы библиотек – и краеведение, и экологическое просвещение, и патриотическое воспитание – можно считать слагаемыми духовно-нравственного воспитания подрастающей личности.

Подросток ─ всегда в группе риска. Взрослые, прежде всего, родители, учителя, библиотечные работники, должны выработать у подростка настороженность в отношении наркотических веществ. К сожалению, невозможно оградить подростка от встречи с наркотиками, но мы в состоянии воспитать у него правильное отношение к данной проблеме и подготовить ребенка к тому, чтобы чье-то коварное предложение попробовать наркотик не застало его врасплох.
Выставочная деятельность библиотек

по профилактике вредных привычек

и формированию здорового образа жизни
Современную библиотеку трудно представить без выставок, плакатов и разнообразных наглядных способов раскрытия фонда по здоровому образу жизни. Книжно-иллюстрированные выставки, способствующие форми-рованию здорового образа жизни, оформляются во всех библиотеках. Для всех категорий читателей во всех библиотеках Кричевского района для раскрытия фонда литературы по здоровому образу жизни рекомендуем оформить книжные выставки, тематические полки, уголки здоровья на темы: «Здоровье, сотворенное руками», «Наркомания: тупик или здоровье?!», «Раздели чужую боль», «Выбери жизнь!», «Осторожно: зло!», «Невидимый киллер с дальним прицелом», «Наши спортивные победы» (стенд победителей спортивных соревнований). «Как надо отдыхать» и т.д.

Рекомендуем организовать в библиотеках информационные выставки-просмотры, на темы: «Алкоголизм, наркомания и демографический кризис в Беларуси», «Здоровье человека – главное богатство общества», «Жизнь, здоровье, успех – твой выбор», «Жизнь стоит того, чтобы жить», «Время раздумий и тревог», «Скажи жизни «ДА!».

В библиотеках молодёжь могут заинтересовать такие формы книжных выставок, как: выставка-размышление «Я и мир вокруг меня», выставки-советы: «Выбери жизнь», «Остановись и подумай», «Не оступись», «Не привыкай к плохому»; выставки-альтернативы: «Выбор в пользу жизни», «Спорт ─ твой друг», «Новое поколение выбирает здоровье», «Сделай выбор в пользу здоровья», «Спорт и я – мой выбор навсегда», «От книги – к знанию, от знания – к нравственной личности», «Секрет вашего здоровья»; выставки-информации: «Здоровый образ жизни», «Что губит нас», «Маленькие слабости – ответственность большая»; выставка-реклама «Чтоб расти нам сильней»; выставка-экспозиция «Спортивная гордость Беларуси», «Семейная спартакиада», «Беларусь олимпийская», «Спортивные достижения земляков» и т. д.


Примерный план выставки-стенда

«За будущее Беларуси: без наркотиков, без табака,

без алкоголя

Цитаты:


  • «Запомни каждый – нет большего богатства, чем наше здоровье!»

  • «Выпьешь много вина, так убавится ума»

  • «Кто предупрежден – тот вооружен»

  • «Курить – здоровью вредить»

  • «Кто курит табак, тот себе враг»

  • «Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни».

Л. Толстой

  • «Трезвость должна быть культурнее, а культура – трезвее»

А. Маюров, русский публицист
Мудрые мысли, высказывания, пословицы и поговорки на тему «Здоровый образ жизни»
Нет друга равного здоровью; нет врага, равного болезни.

Древнеиндийская поговорка
Много вина – мало ума

Менандр, древнегреческий поэт и драматург
Пьянство есть упражнение в безумстве.

Пифагор, древнегреческий философ
От вина гибнет красота, вином сокращается мудрость.

Гораций, римский поэт
Пить вино также вредно, как принимать яд. Пользуйся настоящими удовольствиями так, чтобы не повредить будущим.

Сенека, римский философ и писатель
Всякое дело поправимо, если человек здоров.
В здоровом теле — здоровый дух.
Голову держи в холоде, а ноги в тепле.
Гнев человеку сушит кости, крушит сердце
Головная боль сном проходит.
Глаз болит ─ удержи руку, живот болит ─ придержи аппетит.
Дай боли волю ─ уморит.
Еда ─ пища тела, сон ─ пища бодрости!
Зуб о зуб ударил ─ желудок двери открыл.
Зубную боль и медведи не терпят.
Заболел живот ─ держи пустым рот.
Землю сушит зной, а человека ─ болезнь.

Здоров будешь ─ всё добудешь.


Здоровье ─ всему голова, всего дороже.
Здоровье потерял ─ всё потерял.
К слабому и болезнь пристаёт.
Кто рано встаёт, тот долго живёт.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Кто спортом занимается, силы набирается.
Непригоже есть лёжа.
Не в меру еда ─ болезнь и беда.
На болячку не молись, а лечись.
Не всякая текучая вода для питья.
Не умывши лица, за стол не садись.
Прежде жуй, а потом толкуй.
При пустом желудке в голове туман.
Сердитый человек рано стареет.
Солнце, воздух и вода ─ наши лучшие друзья.
Самому себя лечить ─ только портить.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Трудиться больше, жить дольше.
Труд ─ лучшее лекарство.
Труд ─ лучший доктор.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Чистая вода ─ для хвори беда.
Чистота ─ залог здоровья.
У выставок можно поставить анонимные ящики «Что бы ты хотел знать о вредных привычках, но не спросил», в которой читатель может опустить интересующий его вопрос и получить на него ответ.

Разнообразные книжные выставки рекомендуем представить и в сельских библиотеках-филиалах: «Скажи сигаретам ─ НЕТ!», «Остановись и подумай», «Наркотики ─ проблема общества. Наркотики ─ проблема личности», «Твоя жизнь в твоих руках», «Новому веку ─ здоровое поколение», «Спорт, красота и здоровье», «Поговорим о здоровье», «Наркотики: искушение любопытством», «Наркотики ─ твой ад», «Тропинка к здоровью», «Бросай курить, народ честной», «Непокоренный возраст» (выставка для молодежи, и о молодежи. Как использовать свободное время? С кем общаться? Как вести себя на улице? Как быть в ладу с законом?).


Массовая работа библиотек по формированию здорового образа жизни
Профилактика социально опасных явлений – одно из ведущих направлений в работе библиотек. Прежде всего, необходимо сформировать у детей и подростков потребность в информации о влиянии вредных привычек на их здоровье, развитие их как личности, навыки сопротивления негативному давлению окружающих, умению в критический момент сказать НЕТ. При этом обязательно учитывать психологию подростков и юношества: дух противоречия, присущий их возрасту, стремление приобщиться к тайнам бытия, к самоутверждению. Все библиотечные мероприятия должны строиться таким образом, чтобы главная информация подавалась опосредованно, ненавязчиво. Во время их проведения ребята должны учиться мыслить, анализировать ситуацию, высказывать свою точку зрения.

Грамотно вести разговор на тему здоровья человека сложно, поэтому на мероприятия целесообразно приглашать специалистов-наркологов, врачей различных специализаций, психологов, сотрудников правоохранительных органов. Необходимо использовать формы общения активные, эмоциональные. В отличие от традиционных форм профилактических мероприятий, где аудитория выступает в роли слушателей, тренинги, ролевые игры имеют ярко выраженный личностный подход, где каждый участник активно вовлечен в игру.

Кроме того, необходимо вывести на новый качественный уровень индивидуальную работу с несовершеннолетними и перейти от массовых и групповых форм работы с подростками к индивидуальной профилактической работе с каждым из них.

Формирование у подростков собственной активной позиции в вопросах, связанных с проблемой потребления наркотиков, алкоголя и табачных изделий, формирование устойчивой мотивации на осознанный отказ от их употребления ─ цель мероприятий проводимых библиотеками по форми-рованию у молодежи позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.

Целесообразно работать по целевым комплексным программам по формированию у молодежи позитивного отношения к жизни и здоровью для различных возрастных групп, в рамках которых рекомендуем проводить массовые мероприятия с применением инновационных форм работы. Рекомендуем организовывать рекламные акции по пропаганде здорового образа жизни среди населения, наладить плодотворную совместную работу с медицинскими, спортивными и другими организациями, ведущими профилактику вредных привычек среди населения.

Одним из главных принципов по противодействию вредным привычкам и наркомании, является принцип замещения, когда асоциальный, негативный интерес замещается позитивным и социально ориентированным. Организация интеллектуального творческого досуга детей и подростков, проведение культурно – массовых мероприятий в библиотеке яркое проявление этого принципа. Воспитание ценностного отношения к здоровью – вот главная цель наших мероприятий.



Одно из основных направлений профилактики ─ пропа-ганда здорового образа жизни. Необходимо заострить внимание ребят на альтернативе вредным привычкам: можно заниматься любимым делом, спортом, творчеством, наконец, просто общаться с друзьями. Библиотеки должны стараться показать, какой насыщенной, интересной, яркой может быть жизнь, в которой нет места вредным привычкам.
Рекомендуем в библиотеках провести: спортивно-театрализованное представление «Путешествие в Спортландию», массовый праздник «Шоу-спартакиада» под девизом: «Здоровому ─ все здорово!», дискуссию «Всегда есть выбор», шоу «Здоровье сгубишь, новое не купишь!».

Библиочас «Этот безвредный напиток пиво» можно провести в форме урока химии. Это будет необычно для библиотекарей и забавно для старшеклассников. Рассмотренные опыты влияния алкоголя на кровь, видеозарисовки, рекомендация книг и статей для прочтения по данной теме помогут развеять миф о безвредности пива.

Дискуссионный час «В чем жизни смысл?» для старшеклассников. Наркотик – это неизвестный, запретный мир и, как всё незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. Рассказ должен стать своеобразным предупреждением для ребят в совершении необдуманного поступка и поводом подискутировать на тему «В чем же смысл жизни молодого поколения?».

Час здоровья с элементами тренинга «Веские причины не курить» даст аудитории представление о несостоятельности поводов для употребления табака и поможет формированию навыка отказа от курения. Участники группы могут говорить о губительном влиянии курения на здоровье и воздействии курения на организм. Образовав два круга, рекомендуем участникам мероприятия назвать причины, почему люди курят и не курят. После завершения упражнения будет видно, что причин не курить больше, чем курить, поэтому круги получились разные по размеру. Затем, сидя в общем кругу, подростки должны передать по очереди сигарету, уговаривая другого закурить, выяснив, какие способы отказа от курения могут быть. Разобрав, какие существуют формы отказа от нежелательного действия, затем можно практиковаться в различных ситуациях, требующих отказа в действиях:

  • один из курящих подростков предлагает сигарету проходящим мимо ребятам;

  • юноша просит одноклассницу дать списать домашнее задание;

  • девушка уговаривает подругу вместо уроков пойти посмотреть новый фильм;

  • незнакомый человек предлагает девушке подвезти ее.

Очень интересными мероприятиями могут стать:

Ролевая игра «Здоровье для тела, что мудрость для души», круглый стол "Хочу быть здоровым", философский стол «Здоровье нации – это здоровье каждого человека», конкурс плакатов «Мое здоровье + мои привычки = моя жизнь?!», дискуссия «Сигарета: за и против», ролевая игра «А стоит ли так жить?», воспитательный час «Правда и ложь об алкоголе», устный журнал «Женщина и сигарета» и т.д.

Здоровый образ жизни, самосовершенствование и самообразование, жизненная активность, культура, спорт ─ вот тот необходимый минимум, который формирует современного человека и человека завтрашнего дня.

Часто гостями библиотек бывают и родители, небезучастные к судьбе своих детей. Для них рекомендуем проводить встречи со специалистами, беседы и т.д. Например, в библиотеке можно организовать встречу родителей с психологом школы «Не допустите беды», которая познакомит родителей с особенностями подростковой психологии, межличностного общения. Совместно с медработником рекомендуем провести встречу родителей «Вредные привычки наших детей»; врач объяснит, какие способы борьбы с этими привычками существуют в настоящее время, провести круглый стол для родителей: «Это должен знать каждый родитель». Темой круглого стола может стать обсуждение проблемы употребления алкоголя, наркотиков, курения среди подростков. В обсуждении могут принять участие педагоги-психологи, инспектор ПДН, врач-нарколог.

В целях преодоления таких явлений как злоупотребление наркотиками, табакокурением, алкоголем в библиотеках рекомендуем провести следующие мероприятия: акция-протест «Мы против курения», «Молодёжь против наркотиков»; антинаркотические акции «Вред наркотиков», «Скажи наркотикам НЕТ!», в ходе которых дети могут принимать участие в конкурсах рисунков, листовок; день информации «Искушение любопытством», на котором демонстрировался фильм «Жить или умереть».

Актуальны и профилактические беседы «Наркомания. Не загоняй себя в ловушку», «Курить уже не модно», «Не пей пиво, чтобы жить красиво», «Вредные привычки и их последствия» с элементами группового тренинга. В завершении таких бесед каждый присутствующий получит листовку, памятку «Мифы о курении», «Только факты о наркомании», а среди населения можно распространить листовки «Защити свою семью».

Со старшеклассниками рекомендуем провести диспут «Цена зависимости – жизнь», посвящённый Всемирному дню здоровья.

Интересна подросткам будет и такая форма работы, как шок-предупреждение, например, «Думай о будущем!», цель которой показать пагубность влияния вредных привычек на организм человека.

Не менее успешно можно провести час информации «Я выбираю жизнь», с использованием электронной презентации, книжной выставки-совета «Я выбираю жизнь!» с обзором, интеллектуальный марафон «Я за здоровый образ жизни» (с проведением мини-викторины).



К Международному дню здоровья в библиотеках рекомендуем провести часы информации: «Жизнь без вредных привычек», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «SOS – скорее оставь сигарету», «Сделай выбор. Береги себя для жизни», в ходе которых провести встречи, консультации, беседы с медицинскими работниками.

Чрезвычайно актуальна в наше время и тема здоровьесбережения. Работая в этом направлении, библиотекари в своей работе рекомендуют использовать следующие формы работы.

Особое внимание следует уделить несовершеннолетним из «группы риска» по их привлечению в число читателей библиотек. Сотрудничество с социальными педагогами облегчает работу с подростками группы риска (ребятами из неблагополучных семей); ведь именно они больше всего подвержены этой опасности. В каждой библиотеке района должны быть списки детей группы риска, на которых обращается особое внимание. С социальным педагогом совершаются рейды родительских комиссий по домам таких ребят, в число такой комиссии часто входит и библиотекарь.

Получаемые списки несовершеннолетних, состоящих на учете в ОПДН и внутришкольном профилактическом учете, должны анализироваться, для последующей организации работы с этой категорией несовершеннолетних.

В каждой библиотеке в номенклатуру дел по накоплению здоровьесберегающих материалов должны входить папки со сценарными материалами и методическими разработками, библиографические списки и пособия, печатная продукция агитационного информационного характера, подтверждающая проведение библиотечных мероприятий (отзывы, листовки, пригласительные билеты, отзывы участников, фото, статьи и т.д.).



Алкоголизм, курение, наркомания – как остановить это безумие? Вопрос волнует медиков, психологов, социальных работников, педагогов, волнует он и нас библиотекарей, потому что нам небезразлично будущее нашей страны.

Приложение № 1

Брось курить!

Материал для беседы с учащимися 6-8 классов
Ведущий:

В первый класс сынок пошёл,

И спросила кроха:

«Папа, это хорошо

или это плохо?

Там, за школой, у откоса

Вовка курит папиросы.

Посоветуй, как мне быть?

Предлагает закурить.

Я попробовал – отрава

Эти сигареты «Ява».

Как же можно их курить

И здоровью не вредить?

Подумал папа и в ответ

Сыну дал такой совет:

Кто сигареты покупает,

Жизнь на годы сокращает

Окружающим, себе,

Может, мне, или тебе.
Вед.: Как вы поняли, речь сегодня у нас с вами пойдёт о вреде курения. Сигареты – один из самых опасных и главных врагов человечества. Они подобны динамиту, подложенному в собственный организм – с каждой затяжкой курильщик укорачивает фитиль своей жизни. Подростки, юноши и девушки, начиная курить из любопытства и подражая взрослым, впоследствии не могут отказаться от кажущегося ощущения удовольствия.

Давайте же совершим экскурс в историю табакокурения. Каково происхождение табака? По одной из версий, «табакко» называлась у индейцев Центральной Америки трубка мира, которую выкуривали по случаю заключения мира или других каких-то торжественных церемоний. Курение «табакко» было обрядом. По другой версии, индейцы, курившие листья, свёрнутые в трубочку, называли их «табаккос» и объясняли, что это растение дано им «великим духом», чтобы отгонять надоедливых москитов и мух, не выносящих этого дыма. В Европе это американское растение получило название «табак».
Вед.: Первыми из европейцев познакомились с «табакко» мореплаватели экспедиции Христофора Колумба. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы-взрослые и дети держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушёных листьев «табакко» и нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта и носа, поразили весь испанский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привёз оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» ─ так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Сначала в Европе табак выращивали только в ботанических садах, как диковинное драгоценное растение, обладающее целебными свойствами. Доктора советовали курить «целебную траву» от астмы, зубной боли, подагры и других болезней. Курение распространялось в Европе, но не так триумфально, как в Испании, Португалии, Франции. А вот в Турции, например, султан Мурад IV в 1631 году объявил курение табака делом, противным Корану, и ввёл за курение смертную казнь. Полагалась смертная казнь и курильщикам в Англии. Им отсекали головы, которые затем с трубкой в зубах выставляли на площадях в назидание горожанам.

Тяжким грехом считали табак и его курение в России. В Уложении царя Алексея Михайловича повелевалось всем, у кого будет найден табак, «бить на козе (двусторонняя скамья) кнутом» до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взят табак. За продажу табака приказывалось «пороть ноздри и резать носы» торговцам и ссылать их на поселение в далёкие города. Только в 1697 году указом Петра I, который сделался страстным курильщиком во время пребывания за границей, запрет на потребление табака и торговлю им был отменён. Как известно, Пётр I стал вводить в России «европейские» порядки, в том числе и пропаганду курения. При нём в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда ещё никто не знал, насколько опасна эта привычка. А теперь проверим, что знаете вы.
Проводится викторина

1.Родина табака:

а) Южная Америка; б) Южная Африка; в) Южный полюс.
2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли…

а) сигаро; б) папиросо;в) самокруто.

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

а) Жан Жак Руссо; б) Жан Поль Бельмондо; в) Жан Нико.
4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от …

а) насморка; б) мигрени; в) простуды.
5. В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола»?

а) в Испании; б) в Италии; в) в Бразилии.
6. Книга, написанная английским королём Яковом 1 в 1604 году, называется…

а) «О вреде табака»; б) «О пользе курения»; в) «Об истории трубки».
7. Самый популярный способ употребления табака в США до 19 века?

а) курение; б) нюханье; в) жевание.
8. Кого называют «курильщиками поневоле»?

а) тех, кто находится в обществе курящих;

б) тех, кого заставляют курить принудительно;

в) тех, кто курит в тюрьме.
9. В 19 веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступил инициатором запрета на курение?

а) медики; б) пожарные; в) церковь.
10. При каком царе за курение табака ─ «дьявольского зелья» ─ в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) при Петре 1; б) при царе Михаиле Фёдоровиче; в) при царе Алексее Михайловиче.
11. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) бег на 1,5 км; б) тренировка на велотренажёре; в) мытьё полов в школе.
12. Широко ведётся борьба с курением в Болгарии. Какие там профессии объявлены «профессиями некурящих»?

а) учителей и медиков; б) пожарных и милиционеров;

в) егерей и подводников.
13. В 1934 году во французском городе Ницца компания молодёжи устроила соревнование – кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, т.к. скончались, выкурив…

а) 40 папирос; б) 50 папирос; в) 60 папирос.
Вед.: А сейчас немного из истории этикета. В 19 веке в обществе существовали довольно строгие правила. Если в доме устраивали бал или приём, для курения отводилось специальное помещение – отдалённая комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Даже курение на улице считалось неприличным. А сейчас мы с табаком встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек – это школьный туалет, где они покуривают тайком от учителей и родителей. Мальчики считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят на улице с сигаретой в зубах. Такому мальчику-подростку кажется, что он похож на «крутого парня» без комплексов, которого ничего не волнует.
Вед.: А теперь давайте поговорим о том, почему вреден табак. У того же юноши под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. А ведь многие ребята комплексуют из-за своего маленького роста. Вдыхание дыма в лёгкие приводит к бронхитам, создаёт опасность пневмонии, повышает опасность заболевания раком лёгких. Курение поражает сердечно-сосудистую, эндокринную системы, органы пищеварения, дыхания – и этот список можно продолжать. Поэт Геннадий Касмынин писал:

Утром наполнить спешу никотином

Хилые лёгкие.

Пусть похрипят.

Так я воюю и с медициной,

И с утвержденьем – «Курение – яд!»

Это непросто: щёки обвисли,

Сердце в груди совершает прыжки.

Выпали волосы. Спутались мысли.

Руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистным журналом «Здоровье»,

Что издаётся на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

Врач успокоил: «Недолго уже».

Врач: При курении табака никотин проникает с дымом в дыхательные пути, лёгкие, заглатывается со слюной в желудок и, быстро всасываясь слизистыми оболочками, попадает в кровь. За 21-23 секунды никотин разносится по тканям всего организма, оказывая токсическое действие на нервную систему.

При курении в организме разрушается значительное количество аскорбиновой кислоты – витамина С, повышается артериальное давление. Ядовитые вещества пагубно влияют на сердечно-сосудистую систему, способствуют раннему развитию склероза сосудов головного мозга и сердца. Вероятность возникновения инфарктов миокарда возрастает в прямой зависимости от числа выкуриваемых сигарет. Среди больных атеросклерозом более 90% составляют заядлые курильщики. Спазмы сердечных сосудов могут вызвать приступ стенокардии, что во многих случаях приводит к инфаркту миокарда. Одна сигарета содержит 2 л. дыма, который несёт 3 миллиарда частиц копоти, вызывающих поражение и воспаление слизистых оболочек полости рта, гортани, трахеи, бронхов, лёгочных альвеол. Лёгкие не способны избавиться от всех попадающих вместе с вдыхаемым воздухом вредных ядовитых примесей и возникает хронический бронхит, вызывающий изнуряющий кашель и хрипы в груди, от которых можно избавиться, только бросив курить.

Табачная смола содержит вещества, которые вызывают раковые опухоли. 10 сигарет дают 0.5 г. смолы. Из 1 кг. табака при горении выделяется от 50 до 70 г. смолы. Если человек выкуривает пачку сигарет в день, то за год в его организм попадает 700-800 г. смолы. Научно доказано, что люди, выкуривающие в среднем больше одной пачки сигарет в день, раком лёгкого болеют почти в 20 раз чаще, чем некурящие. Смертность от рака лёгких и полости рта среди курящих в 10 раз, а от рака гортани – в 4-5 раз больше, чем у тех, кто не курит. Ещё один статистический пример: 95% заболевших туберкулёзом лёгких – заядлые курильщики. Среди курящих в возрасте 40-60 лет случаи внезапной смерти бывают в 3-4 раза чаще, чем среди некурящих такого же возраста.

И, наконец, курение вредно не только для самого курящего, но и для окружающих. Они вдыхают до 80% всех веществ, содержащихся в дыме сигарет.
Вед.: В последние годы, к большому сожалению и огорчению, ряды курильщиков пополняются девушками и женщинами. Табачный дым непосредственно влияет на способность женщины быть матерью. Отравляя её организм, он наносит непоправимый вред и здоровью будущего ребёнка, если он, конечно, родится, потому, что не всякую беременность удаётся сохранить. Курение беременных способствует выкидышам и рождению мёртвых детей, или детей с патологией, т.е. с физическими или умственными отклонениями. А вот для людей верующих курение вообще считается одним из тяжких грехов. Из обращения Архиепископа Иоанна Сан-францисского (Шаховского) к мирянам: «Такой грех, как курение табака, до того вошёл в привычку, что люди не считают это грехом и предоставляют ему всякие удобства. Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны или купе для курящих. Можно только ужасаться, что во многих странах мира курильщикам создаются превосходные условия. Курят – это значит, мелко грешат старые и малые, больные и здоровые, учёные и простые люди, мужчины и женщины. Даже курильщику ─ преступнику в последние минуты жизни перед казнью позволяют выкурить папиросу, как будто воздуху мало в земной атмосфере, или слишком пресный он, осуждённому надо создать себе какой-то дымный, ядовитый воздух и дышать, дышать этим ядом, упиваясь дымом… Табачный рынок занимает одно из самых значительных мест в мировой торговле и ежегодно миллионы людей трудятся для доставления возможности другим миллионам вдыхать вредный дым, травить ядом свою голову и весь организм. Разве заложена в природе человека потребность курить? Нет! Разве может быть грех свойством человеческой природы? Нет же! Удивительно, почему употреблять наркотики в виде кокаина законами запрещается, а в виде табака – поощряется. Табак, как «маленький кокаин», дозволен как маленькая ложь, как незаметная, правда, как убийство человека в утробе. Но Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом. Подумайте, братья и сёстры, насколько чище человека вся природа в своём бытии. Как чист камень, как чисты цветы, деревья и животные. Божья природа не оскверняет себя: не курит, не потребляет наркотиков, не развратничает».
Вед.: Как бросить курить? И как это лучше сделать – каждый определяет для себя сам. Советов и рецептов довольно много. Англичане изготовили специальную жевательную резинку с абсолютно чистым в химическом отношении никотином, который полностью и мгновенно утоляет табачный голод и обеспечивает полное отвыкание от курения в течение 1-2 недель. Китайцы создали духи с приятным ароматом из 36 трав, вызывающих отвращение к табачному дыму. Достаточно вдыхать духи 10-20 минут и самые заядлые курильщики за неделю отказываются от сигареты навсегда. В Японии изобрели препарат, в который входят соки 50-ти растений. Смоченный в этой жидкости тампон помещают в трубку, которую курильщик выкуривает вместо сигареты.

К теме вреда от табакокурения обращались многие классики как зарубежной, так и русской литературы. Провести обзор литературы книжной выставки «Здоровая нация – богатое государство».
Приложение № 2
Формирование привычек к здоровому образу жизни

Памятка для учащихся
Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

  1. Вставай всегда в одно и то же время!

  2. Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

  3. Утром и вечером тщательно чисти зубы!

  4. Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!

  5. Одевайся по погоде!

  6. Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

  7. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

  8. Занимайся спортом, учись преодолевать трудности.



Приложение № 3

Только факты

Памятка для учащихся


  • Никотин представляет собой натуральное жидкое вещество, которое вырабатывается в табачных растениях.

  • Никотин, который содержится в сигаретах, вдыхается курящим вместе с дымом. Достигая дыхательного тракта, этот дым усваивается его клетками и попадает в мозг и кровь.

  • У человека курящего никотин вызывает учащение пульса. В результате сердце получает большую нагрузку и требует больше кислорода.

  • Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, может иметь сердечный приступ в два раза чаще, чем тот, кто не курит.

  • Безвредных сигарет нет. Сигареты с низким содержанием смоли никотина тоже вредны и также увеличивают возможность заболеваний.

  • Сигареты содержать вещества, называемые смолами. Такая смола похожа на грязь, которую можно увидеть на улице. Только табачная смола прилипает не к тротуару, а к легким. Кроме того, на зубах и пальцах курящих возникает желтый налет именно из-за табачной смолы. И даже фильтр сигареты не защищает организм от попадания в него смол.

  • В сигаретном дыме содержится около 4000 химических соединений. Больше 40 из них вызывают рак.

  • Курящие чаще кашляют, т.к. их организм старается освободиться от дыма и ядовитых химических веществ.

  • Сигаретный дым вреден всем, кто его вдыхает, включая и тех, кто находится вместе с курящим.



Приложение № 4
Интерактивная игра «Табак и люди»
Цель: показать физиологические последствия курения и то, как табачные смолы воздействуют на живой организм.

Порядок проведения: в роли экспертов выступают заранее подготовленные ребята, они же являются и ведущими.

Эксперт 1: Уважаемые коллеги, сегодня мы проводим открытый консилиум по вопросу курения.

Как часто мы слышим «Это мой организм, мое здоровье, что хочу то и делаю», да это так, но как легко можно потерять это здоровье, а вот вернуть его невозможно.



Эксперт 2: Человеческое здоровье необходимо понимать как единое целое, составленное из взаимозависимых частей. И все, что происходит с одной из этих частей, обязательно затрагивает и все остальные.

Эксперт 3: Итак, каковы аспекты человеческого здоровья?

  • физический (здоровое тело);

  • эмоциональный (здоровые чувства);

  • умственный (здоровые мысли);

  • социальный (здоровое социальное поведение);

  • личностный (здоровое самовоспитание);

  • духовный (здоровый дух).

Каждая из шести составляющих имеет важное значение.

Эксперт 4: Какая – это трудно сказать! Каждый сам решает!

Человек должен понимать свою ответственность как в личном, индивидуальном плане, так и в общественном. Ответственность человека за себя и других является важнейшим фактором развития в нем общественной сознательности. Человек – это часть общества и каждый в ответе за свое поведение. А это предполагает отрицание принятия наркотиков, употребление табака, желание улучшить свое самочувствие, а – значит – и всего общества.



Эксперт 5: Каждый из нас должен правильно определить свою цель в жизни, должен научиться принимать правильные решения и уметь противостоять отрицательному воздействию извне. Каждый должен не только понимать, что хорошо, что плохо, но эти критерии должны стать определяющими для нас в жизни.

Эксперт 1: Итак, почему основное большинство из нас курят? Выскажите свое мнение:

─ это помогает расслабиться;

─ это дает возможность заняться хоть чем-то, если заняться нечем;

─ все друзья курят;

─ это уже привычка, от которой невозможно избавиться;

─ это позволяет выглядеть взрослым;

─ это позволяет выглядеть независимым;

─ это совсем безобидная вещь.

Курение отрицательно воздействует и на здоровье в целом, и на успехи в учебе.

Эксперт 2: Итак, почему же возникает желание курить, почему же все больше пополняется армия курильщиков? Кто подталкивает к сигарете? И каковы последствия курения?


  • Неприятный запах и тусклый желтый налет на зубах; неприятный запах от одежды; желтые пальцы; увеличение слюноотделения;

  • Через несколько минут после первой затяжки канцерогенные вещества достигают легких, через несколько минут после выкуренной сигареты увеличивается пульс, повышается кровяное давление, возникает раздражение слизистой оболочки гортани и глаз и окись углерода попадает в кровь;

  • У курильщиков со стажем даже изменяются вкусовые ощущения, появляется сухой кашель, притупляется нюх, возникают ранние морщины, понижается физическая выносливость, повышается восприятие к болезням и т.д.

Эксперт 3: Прошу обратить ваше внимание на этот рисунок, здесь показан путь воздуха, по которому он проходит, если дышать через нос. А сейчас при помощи этого незамысловатого аппарата мы посмотрим, что происходит с легкими человека, если он дышит никотином (показывает опыт с бутылкой).

Эксперт 4: Знаете ли вы что…

В каждой сигарете содержится 15 известных науке канцерогенных веществ;

В легких человека, выкурившего по пачке сигарет в день, на протяжении года за это время откладывается литр табачных смол;

Каждая выкуренная сигарета может укоротить жизнь на 8 минут;

Курение может быть осложнено как физической, так и психологической зависимостью;

Физические упражнения не позволяют избежать отрицательного воздействия курения;

90% курящих людей хотели бы бросить курить;

Сигареты являются важнейшей причиной пожаров, ведущих к смерти людей.



Эксперт 5: Главный хирург США на конгрессе здравоохранения в своем выступлении сказал: «Курение в нашем обществе является главной и единственной причиной смерти, которой можно избежать; оно представляет собой наибольшую проблему охраны здоровья нашего времени».

Эксперт 1: Однако, как это не прискорбно, даже знание всего вышесказанного порой не заставляет человека задуматься. Тогда давайте проведем еще один эксперимент – экономический.

  1. Сколько стоит пачка сигарет, которые вы курите?

  2. Насколько вам хватает этой пачки?

  3. Сколько пачек выходит в месяц?

  4. Теперь умножьте на 12 месяцев?

  5. Полученное количество пачек в год умножьте на стоимость одной?

Ну и как вам результат?

Эксперт 2: Да, заставлять человека что-то делать – бесполезно потраченное время и силы, и поэтому решать вам курить или нет, но все же перед тем, как закурить следующую сигарету, задумайтесь, так ли уж это необходимо и помните «Курение убивает».

Будьте здоровы!

Приложение № 5
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница