Министерство обаразования сахалинской области




Скачать 0.7 Mb.
страница 1/4
Дата 27.09.2016
Размер 0.7 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБАРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

(ГБОУ ДПО ИРОСО)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА



Южно-Сахалинск, 2014

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска /: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. /Сост. Меос Л.В., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой воспитания, дополнительного образования и социальной защиты, Козловская М.Н., методист кафедры воспитания, дополнительного образования и социальной защиты. Южно-Сахалинск, 2014 – 85 с.

Программа предназначена для педагогов – организаторов, социальных педагогов, педагогов – психологов, воспитателей детского дома, вожатых, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.


Обсуждена

на заседании кафедры воспитания, дополнительного образования и социальной защиты

протокол № 12 от 19 декабря 2013 г.


Утверждена

на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО

протокол № 6 от 23.09. 2014 г.



© ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области

Оглавление

  1. Общая характеристика программы...…………………………………4

  2. Содержание программы..……………………………………………..11

  3. Условия реализации программы..……………………………………54

  4. Оценка качества освоения программы……………………………….54

  5. Составители программы……………………………………………... 55


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель реализации программы.

Специфика детей как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами в современном обществе заключается в том, что ее представители находятся в стадии формирования и раскрытия своего социального потенциала. Следствием этого выступает тот факт, что дети являются одной из основных категорий населения, в наибольшей мере подверженной воздействию социальных рискогенных факторов.

Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации определена в нормативных документах в качестве цели воспитания и социализации подрастающего поколения. (ФГОС «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», 2011 год).

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, взаимодействия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Знание причин, факторов, основных механизмов возникновения социальных рисков, овладение технологиями работы с детьми, входящими в группу социального риска является сегодня важной составляющей профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения.

Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы общего и среднего профессионального образования по созданию адаптивных условий формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечению психолого-педагогической помощи и гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп:

Название модуля

Наименование и описание компетенции

Модуль 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

Общекультурные компетенции:

- способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

- владение методологией культурно - исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

- способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10).

Общепрофессиональные компетенции:

- способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).



Модуль 2. Вызовы современного общества и социально-педагогическая поддержка детства

Общекультурные компетенции:

- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5).



Профессиональные компетенции:

- способность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

- способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

- готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6).



Модуль 3. Модели и технологии социально–педагогической, психолого–педагогической и социальной работы с детьми группы социального риска

Общепрофессиональные компетенции:

- использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).



Профессиональные компетенции:

- способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1);

- способность разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5).


Модуль 4. Современные социально–воспитательные технологии комплексного сопровождения с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Общекультурные компетенции:

- владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

- способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8).

Профессиональные компетенции:

- готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

- способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8).

Общепрофессиональные компетенции:

- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

- способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

- способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

- готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).


Модуль 5. Восстановительная практика разрешения конфликтов

Общекультурные компетенции:

- способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9).



Общепрофессиональные компетенции:

- умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4).



Профессиональные компетенции:

- способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-4);

- способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10).



1.2. Планируемые результаты обучения.

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания, умения и навыки, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1.1.:



слушатель должен знать:

  • концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности;

  • активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка;

  • научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности;

  • инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности.

слушатель должен уметь:

  • изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;

  • строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;

  • применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;

  • выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;

  • использовать инновационные технологии в практической деятельности;

  • конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков;

  • разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;

  • с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка;

  • разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;

  • совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;

  • проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности;

  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;

  • проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска;

  • организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

  • оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса;

  • конструктивно взаимодействовать с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей.

слушатель должен владеть:

  • способами самосовершенствования и саморазвития на основе рефлексии своей деятельности;

  • современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации;

  • практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.

1.3.Требования к уровню подготовки поступающего на обучение.

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска» должны иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование.



1.4.Трудоемкость обучения.

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе - 90 часов, включая все виды аудиторной (72 часа) и внеаудиторной (самостоятельной) (18 часов) учебной работы слушателя.



1.5.Форма обучения.
Форма обучения – очная.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программы повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение детей

группы социального риска».

Категория слушателей: педагоги – организаторы, социальные педагоги, педагоги – психологи, воспитатели детского дома, вожатые, классные руководители, педагоги дополнительного образования; среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование.

Срок обучения: 90 часов.

Форма обучения: очная.

п/п

Название модулей

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лек-ция

Практичи лаб. занятия

Сам.

работа

Модуль 1.

Концептуаль-ные и норма-тивно-право-вые основы профессио-нальной педа-гогической деятельности

16

6

4

6

зачет (тест)

Модуль 2.

Вызовы современного общества и социально-пе-дагогическая поддержка детства

28

16

6

6

зачет

Модуль 3.

Модели и технологии социально–пе-дагогической, психолого–пе-дагогической и социальной работы с деть-ми группы социального риска

16

6

4

6

зачет (собеседо-вание)

Модуль 4.

Современные социально–воспитатель-ные техноло-гии комплекс-ного сопрово-ждения детей и семей, ока-завшихся в трудной жизненной ситуации

32

14

16

2

зачет


Модуль 5.

Восстанови-тельная практика разрешения конфликтов

16

4

6

6

зачет

Итого:

90

42

30

18




Итоговая аттестация

зачет


2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска».




Наименование модулей и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

п/п

Лекции


Практич. и лаб. занятия

Сам. работа

Модуль 1.

Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

16

6

4

6

зачет (тест)

Тема 1.1.

Государственная политика в области образования.

8

2

2

4




Тема 1.2.

Правовые основы аттестации работников образования

2

2










Тема 1.3.

Нормативно–правовые основы в отношении субъектов образовательной деятельности

6

2

2

2




Модуль 2.

Вызовы современного общества и социально-педагогическая поддержка детства

28

16

6

6

зачет

Тема 2.1.

Социальные риски в современном российском обществе

4

2




2




Тема 2.2.

Социально–психологические характеристики детей группы социального риска

2

2










Тема 2.3.

Семья и подростковая делинквентность

4

2

2







Тема 2.4.

Адиктивное (зависимое) поведение детей и подростков

6

2

2

2




Тема 2.5.

Профилактика суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми в образовательной организации и семье.

8

4

2

2




Тема 2.6.

Развитие воспитательного потенциала семьи на основе повышения педагогической культуры родителей.

4

4










Модуль 3.

Модели и технологии социально–педагогической, психолого–педагогической и социальной работы с детьми группы социального риска

16

6

4

6

зачет

(собеседо-

вание)

Тема 3.1.

Модели социально-педагогической работы с детьми группы социального риска.

6

2

2

2




Тема 3.2.


Модели психолого-педагогической работы с детьми группы социального риска.

6

2

2

2




Тема 3.3.

Технологии социальной работы с детьми группы социального риска.

4

2




2




Модуль 4.

Современные социально–воспитательные технологии комплексного сопровождения детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

32

14

16

2

зачет

Тема 4.1.

Формирование межкультурной коммуникации образовательными средствами

4

2

2







Тема 4.2.

Формирование толерантности участников образовательного процесса

4

2

2







Тема 4.3.

Пошаговая технология работы с семьей мигрантов, имеющей детей. Технология работы с сетью социальных контактов.

4

2

2







Тема 4.4.

Команднообразу-ющий принцип в работе с неблагополучной семьей. Работа со случаем.

4

2

2







Тема 4.5.

Технология раннего раннего вмешательства в семью. Оказание помощи участникам образовательного процесса, попавшим в ТЖС.

6

2

4







Тема 4.6.

Интернет- сообщества. Образовательные Интернет проекты и инициативы.

10

4

4

2




Модуль 5.

Восстановительная практика разрешения конфликтов

16

4

6

6

зачет

Итого:

90

42

30

18




Итоговая аттестация

зачет







2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации



«Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска»

Модуль 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности (16 часов).

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лек-ция

Практич. и лаб. занятия

Сам.

раб

Тема 1.1.

Государственная политика в области образования.

8

2

2

4




Тема 1.2.

Правовые основы аттестации работников образования.

2

2










Тема 1.3.

Нормативно – правовые основы в отношении субъектов образовательной деятельности.

6

2

2

2




Итого

16

6

4

6

Зачет

(тест)


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница