Национальный центр управления в кризисных ситуациях мчс россии




Скачать 2.55 Mb.
страница 1/12
Дата 02.10.2016
Размер 2.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

«Утверждаю»

Заместитель Министра МЧС России

П.А. Попов



Москва

2012 г.


НАСТАВЛЕНИЕ

по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России


ВВЕДЕНИЕ
Настоящее наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее – Наставление) содержит основные положения и рекомендации по работе органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) при различных режимах функционирования.

Наставление разработано с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также других документов, регламентирующих деятельность органов повседневного управления РСЧС в различных режимах функционирования.

Наставление может быть использовано органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, а также в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических центров.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные понятия
1.1. Аварийно-спасательное формирование (далее – АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Нештатные аварийно-спасательные формирования - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.

Общественные аварийно-спасательные формирования - объединения, подразделения, создаваемые общественными организациями для участия в проведении работ по ликвидации ЧС.

1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее – АСДНР) – совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

1.3. Аварийно-спасательные работы (далее – АСР) - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

1.4. Аварийно-восстановительные работы (далее – АВР) – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.

1.5. Готовность органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) - способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.

1.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.7. Единая дежурно - диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.

1.8. Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

1.9. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

1.10. Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) - орган повседневного управления РСЧС на федеральном уровне.

1.11. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России - осуществление несения оперативного дежурства оперативными дежурными сменами (далее – ОДС) в целях своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности; организация непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (далее – РФ) (соответствующего федерального округа (далее – ФО), субъекта РФ); организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

1.12. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.

1.13. Организация реагирования и оперативного управления в кризисных ситуациях - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности.

1.14. Организация связи - составная часть мероприятий РСЧС, охватывающая вопросы подготовки и практического применения узлов и подразделений связи, включающая планирование, постановку задач узлам и подразделениям связи и руководство ими в процессе развертывания, функционирования и свертывания системы связи, в том числе с использованием оперативных и технических возможностей единой сети электросвязи РФ.

1.15. Органами повседневного управления РСЧС являются:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

1.16. Организация управления в РСЧС - совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами функциональных и территориальных подсистем (далее - Ф и ТП) и звеньев РСЧС.

1.17. Пункт управления РСЧС (далее – ПУ РСЧС) - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации ЧС.

1.18. Режим функционирования органов управления и сил РСЧС - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

1.19. Силы постоянной готовности – составная часть сил и средств МЧС России, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный короткий срок аварийно-спасательных работ в зонах ЧС как в России, так и за рубежом.

1.20. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая в субъекте РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.

1.21. Территориальные органы МЧС России - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – РЦ МЧС России) и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны (далее – ГО) и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее - ГУ МЧС России по субъектам РФ).

1.22. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.

1.23. Функциональная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая ФОИВ или уполномоченной организацией для организации работы в области защиты населения (персонала) и территорий (объектов) от ЧС в сфере деятельности этого органа (организации).

1.24. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1.2. Основные задачи ЦУКС МЧС России
Основными задачами деятельности ЦУКС МЧС России являются:

обеспечение на соответствующих уровнях функционирования органов управления РСЧС и ГО, управления их силами и средствами;

обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на водных объектах, ликвидации дорожно-транспортных происшествий, а также силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами на соответствующей территории;

оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени;

обеспечение в рамках Ф и ТП РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС о ЧС в условиях мирного и военного времени;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности на территориях субъектов Российской Федерации.
1.3. Организация работы ЦУКС МЧС России
1.3.1. Деятельность ЦУКС МЧС России организуется во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА), территориальных органов МЧС России.

1.3.2. Координацию деятельности ЦУКС МЧС России осуществляют Департамент гражданской защиты, заместители начальников территориальных органов МЧС России по защите и курирующие вопросы антикризисного управления (заместители по антикризисному управлению), управления (отделы) оперативного планирования и управления (отделы) гражданской защиты в территориальных органах МЧС России.

1.3.3. Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями ЦА, территориальных органов МЧС России, а так же координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации ЧС решаются задачи по:

планированию и организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

координации действий сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

организации информирования населения.

1.3.4. В целях выполнения возложенных задач ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями ЦА, территориальных органов МЧС России осуществляются следующие функции:

непрерывный контроль выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, учёт и анализ данных обстановки;

прогнозирование масштабов последствий ЧС, в том числе с учетом воздействия вторичных поражающих факторов;

планирование мероприятий по предупреждению, ликвидации ЧС, всестороннему обеспечению действий сил РСЧС, а также привлечению, при необходимости, в установленном порядке общественных организаций и населения;

создание группировки сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, необходимой для предупреждения и ликвидации ЧС;

организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъектов РФ и органами местного самоуправления;

организация всех видов обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, определение источников покрытия расходов;

организация связи с КЧС и ОПБ субъектов РФ, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при ликвидации ЧС;

обеспечение безопасности работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

организация комплексного информирования населения в районе ЧС; организация информационного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС через аккредитованные средства массовой информации и Интернет ресурсы;

координация работы по формированию и доставке в установленном порядке в район ЧС гуманитарной помощи;

формирование докладов в администрацию Президента РФ, Правительство РФ;

подготовка проектов распорядительных документов Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ;

подготовка проектов распорядительных и аналитических документов Правительства РФ, Правительственной комиссии, МЧС России.

1.3.5. При возникновении (угрозе возникновения) ЧС, пожаров и социально-значимых происшествий для организации работы в составе рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении ЧС межрегионального и федерального характера (далее - рабочая группа Правительственной комиссии) осуществляется сбор руководящего состава МЧС России, руководителей структурных подразделений ЦА МЧС России, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России.

Решение на сбор руководящего состава МЧС России и перечень привлекаемых структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения принимается директором Департамента гражданской защиты по согласованию с заместителем Министра (руководителем рабочей группы Правительственной комиссии), исходя из складывающейся обстановки и доводится до старшего оперативного дежурного - дежурного заместителя начальника НЦУКС. В территориальных органах решение принимаются начальниками территориальных органов по предложению заместителей начальников по защите и курирующих вопросы антикризисного управления (заместители по антикризисному управлению) и доводятся до СОД ЦУКС территориальных органов МЧС России.

1.3.6. Порядок работы должностных лиц структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России совместно со специалистами ЦУКС МЧС России:

должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специалистами соответствующих подразделений ЦУКС МЧС России;

для использования в работе структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России разрабатываются образцы формализованных и информационно-справочных документов для специалистов АРМ, закрепленных за ними;

специалисты ЦУКС МЧС России отрабатывают формализованные и информационно-справочные документы для структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России, обеспечивают деятельность и организуют информационную и документационную поддержку рабочей группы Правительственной комиссии, оперативных штабов и оперативных групп субъектов РФ.

1.3.7. Осуществление контроля за своевременным пополнением и уточнением формализованных и информационно-справочных документов, размещенных на АРМ ОДС ЦУКС МЧС России, возлагается на структурные подразделения ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России в соответствии со схемой закрепления АРМ.

Проверка укомплектованности АРМ и их технического состояния, исправности средств связи и передачи данных осуществляется:

в повседневной деятельности - ежедневно при приеме дежурства должностными лицами ОДС ЦУКС МЧС России, ежеквартально ответственными должностными лицами структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, в территориальных органах МЧС России - ежемесячно, а также в ходе проводимых учений (тренировок);

в режиме ЧС - ежедневно при приеме дежурства должностными лицами ОДС ЦУКС МЧС России и заступающими в дежурную смену специалистами структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России.


1.4. Режимы функционирования РСЧС
В целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств РСЧС для органов управления сил и средств РСЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие режимы функционирования:

режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;

режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при угрозе возникновения ЧС;

режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и ликвидации ЧС.

При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

федеральный - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации;

региональный - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

муниципальный - решением главы муниципального образования при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного муниципального образования;

решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

объектовый - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации.



1.5. Приведение ЦУКС МЧС России в режим повышенной готовности
1.5.1. В целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в мирное время в МЧС России для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы (в том числе специальных подразделений федеральной противопожарной службы) Государственной противопожарной службы (далее – подразделения ФПС), спасательных воинских формирований МЧС России (далее – СВФ), аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России (далее – АСФ), военизированных горноспасательных частей (далее – ВГСЧ), подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России (далее – организации МЧС России) установлены режимы функционирования:

ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ;

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

1.5.2. Режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором они, при отсутствии угрозы возникновения ЧС, выполняют мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач.

1.5.3. Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ – режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором при угрозе возникновения ЧС они приводятся в готовность к применению по предназначению.

Введение для сил МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ может осуществляться как при функционировании органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) в режиме повседневной деятельности, так и при введении для органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности по двум вариантам согласно расчету сил и средств при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время:

а) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для органов управления и сил постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования;

б) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для полного состава сил – при угрозе возникновения ЧС и необходимости принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Решение на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности или полного состава сил принимается соответствующим руководителем на основании данных оценки обстановки в зоне возможной ЧС и анализа достаточности (возможностей) сил и средств для принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС.

1.5.4. Режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ – режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором они привлекаются в установленном порядке к ликвидации ЧС.

1.5.5. Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России центрального подчинения вводится решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр) или лица, временно исполняющего его обязанности.

1.5.6. Право на введение для территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ с последующим докладом по команде предоставляется:

начальнику регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональный центр МЧС России) – управления регионального центра, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подразделений, подчинённых региональному центру МЧС России;

начальнику главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации – главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных ему подразделений;

начальникам (руководителям) подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России при возникновении (угрозе возникновения) ЧС в зоне их ответственности – подчинённых подразделений (организаций).

1.5.7. Старшему оперативному дежурному – дежурному заместителю начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее – НЦУКС) право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении органов управления и сил постоянной готовности МЧС России, территориальных органов МЧС России, ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России с последующим докладом Министру, заместителю Министра, курирующему вопросы антикризисного управления, директору Департамента гражданской защиты и начальнику НЦУКС.

Старшему оперативному дежурному ЦУКС регионального центра МЧС России право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении подчиненных региональному центру МЧС России органов управления и сил постоянной готовности с последующим докладом начальнику регионального центра МЧС России и старшему оперативному дежурному – дежурному заместителю начальника НЦУКС.

Старшему оперативному дежурному ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации право на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ предоставляется в отношении подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации сил постоянной готовности с последующим докладом начальнику главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и старшему оперативному дежурному ЦУКС регионального центра МЧС России.

1.5.8. Распоряжения, приказы (сигналы) о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ для структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России передаются по всем имеющимся каналам связи с последующим письменным подтверждением.

Оповещение структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ может осуществляться по автоматизированным системам оповещения, по всем имеющимся каналам связи как циркулярно, так и выборочно, путем передачи распоряжения, приказа (сигнала) по форме:

«Внимание. Говорит старший оперативный дежурный – дежурный заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях Иванов. С 14.00 30 декабря 2012 года ввести для полного состава сил Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ».

В территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России в каждом случае приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время отдаются соответствующие распоряжения, приказы.

1.5.9. Руководители структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения при получении сигнала оповещения организуют оповещение должностных лиц подчиненных подразделений в соответствии с утвержденными схемами оповещения.

1.5.10. Старший оперативный дежурный ЦУКС (дежурный) территориального органа МЧС России, подразделения ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организации МЧС России, получив распоряжение (приказ) о приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время, обязан немедленно передать его по назначению, убедиться, что распоряжение, приказ (сигнал) адресатом получен, доложить об этом соответствующему начальнику (руководителю) и при наличии данных о ЧС одновременно доложить о месте, времени и дате возникновения ЧС, её характере и последствиях.

1.5.11. Донесения территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России с получением распоряжения, приказа (сигнала) о приведении в готовность к применению по предназначению представлять по подчиненности и по форме:

«В 14.00 31 декабря 2012 года получен сигнал (приказ, распоряжение) о введении для полного состава сил Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ. Старший оперативный дежурный Грачев» (при наличии данных о ЧС сообщается место, время и дата ее возникновения, характер и последствия).

1.5.12. При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в территориальных органах МЧС России и подразделениях ФПС, возглавляют:

а) оперативный штаб регионального центра МЧС России:

при ЧС регионального характера – один из заместителей начальника регионального центра МЧС России;

при ЧС межрегионального характера – начальник регионального центра МЧС России;

б) оперативный штаб главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации:

при ЧС межмуниципального и муниципального характера – один из заместителей начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

при ЧС регионального характера – начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

в) оперативную группу местного гарнизона пожарной охраны – начальник местного гарнизона пожарной охраны.

1.5.13. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):

а) осуществляется оповещение и сбор руководящего состава (при необходимости, организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава);

б) проверяется готовность к убытию в зону возможных ЧС оперативных групп и сил постоянной готовности;

в) уточняются мероприятия планов действий (взаимодействия) территориальных органов МЧС России, паспорта территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, паспорта потенциально-опасных объектов, объектов система социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей, осуществляется непрерывный сбор и оценка данных обстановки в районе возможной ЧС;

г) уточняются составы оперативных штабов ликвидации ЧС;

д) уточняются задачи подразделениям, отдаются распоряжения, необходимые для подготовки к выполнению задач по предназначению;

е) организуется в установленном порядке взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами военного управления (командования), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

ж) совместно с Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями организуется принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенных пунктом 5 статьи 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2012 №23-ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также информирование население об угрозе возникновения ЧС.

1.5.14. При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для полного состава сил МЧС России, в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России, в дополнение к мероприятиям, указанным в пункте 1.4.13., выполняются следующие мероприятия:

а) органы управления переводятся на усиленный режим работы (организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава, а также, по решению соответствующего руководителя, должностных лиц органа управления). При необходимости, сотрудники ФПС, федеральные государственные гражданские служащие, спасатели АСФ привлекаются к круглосуточному дежурству в установленном порядке;

б) организуется усиление оперативных дежурных смен органов управления, дежурных смен подразделений (при необходимости);

в) силы постоянной готовности, оперативные группы направляются в зону возможных ЧС (при необходимости);

г) организуется работа оперативных штабов ликвидации ЧС территориальных органов МЧС России, готовятся предложения по сбору и организации работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

д) приводятся в готовность к убытию в зону возможных ЧС подвижные пункты управления;

е) приводятся в готовность к выходу и применению автомобильная, другая пожарно-спасательная техника, оборудование и снаряжение (другое имущество в соответствии с утвержденными расчетами или дополнительными распоряжениями);

ж) производится загрузка на транспортные средства запасов материальных средств в объемах, необходимых для выполнения задач;

з) СВФ, находящиеся в районах учений и учебных центрах, возвращаются в пункты постоянной дислокации;

и) уточняется возможность применения дежурных сил авиации в местах базирования;

к) уточняется расчет личного состава, остающегося в пунктах постоянной дислокации;

л) организуется принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

1.5.15. При введении для органов управления и сил МЧС России режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ выполняются мероприятия, указанные в пунктах 1.4.13. и 1.4.14., если они не были выполнены ранее и дополнительно:

а) организуется взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению населения о возникшей ЧС и порядке их действий;

б) осуществляется выдвижение подвижных пунктов управления, сил и средств МЧС России в зону ЧС и организуется их работа;

в) организуются работы по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств МЧС России;

г) организуются мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, проведению других неотложных мероприятий;

д) организуется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по привлечению к ликвидации ЧС подведомственных им сил и средств;

е) организуется и осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и ходе работ по ее ликвидации.

1.5.16. Основным планирующим документом по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время для структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России является план приведения структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время, который подписывается соответствующими начальниками (руководителями) и утверждается:

а) структурных подразделений центрального аппарата, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, региональных центров МЧС России (согласованные Департаментом гражданской защиты) – заместителем Министра, курирующим вопросы антикризисного управления;

б) СВФ, АСФ центрального подчинения (согласованные Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны) – главным военным экспертом;

в) специальных подразделений ФПС (управлений) – директором Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны;

г) главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подразделений, подчиненных региональным центрам МЧС России – начальником регионального центра МЧС России;

д) подразделений, подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации – начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

е) подразделений ФПС – начальником отряда ФПС;

з) специальных отделов ФПС – начальниками специальных управлений ФПС;

и) специальных пожарных частей – начальниками специальных управлений (отделов) ФПС.

к) подразделений ВГСЧ – начальником Управления ВГСЧ.

1.5.17.1. Контроль за состоянием готовности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России к применению по предназначению в мирное время осуществляется:

а) при применении их для ликвидации ЧС (угрозы возникновения ЧС);

б) в ходе плановых (инспекторских, комплексных, итоговых) проверок, учений (тренировок) и внезапных проверок.

1.5.17.2. Начальникам (руководителям) о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время и их применении при угрозе и возникновении ЧС, а так же в ходе плановых проверок (инспекторских, комплексных, итоговых), учений (тренировок) и внезапных проверок состояния готовности немедленно докладывать непосредственным начальникам (руководителям). Доклад в МЧС России осуществляется через старшего оперативного дежурного – дежурного заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях.

1.5.17.3. Контроль организации и проведения проверок состояния готовности структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России к приведению в готовность к применению по предназначению осуществляется по решению:

Министра, заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору – структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России;

начальника регионального центра МЧС России – подчиненных подразделений регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им подразделений;

начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации – подразделений, подчиненных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации;

начальника (руководителя) подразделения ФПС, СВФ, АСФ, ГИМС и организаций МЧС России лично – подчиненных подразделений, АСФ и организаций;

другого должностного лица – по письменному предписанию соответствующего начальника (руководителя), которому предоставлено право проверки.

Право проверки предоставляется:

директорам Департамента территориальной политики и Департамента гражданской защиты – территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России;

директору Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны – СВФ, подразделений ФПС, аварийно-спасательных формирований МЧС России;

начальнику Управления ВГСЧ – организаций (подразделений) ВГСЧ.

1.5.17.4. После завершения работ по ликвидации ЧС проводятся мероприятия по анализу, описанию и изучению действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – анализ ЧС), которые возлагаются:

при возникновении ЧС муниципального, межмуниципального и регионального характера – на главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого произошла ЧС;

при возникновении ЧС межрегионального характера – на региональный центр МЧС России, на территории которого произошла ЧС.

Отчет о проведенном анализе ЧС представляется в ФГБУ ВНИИГОЧС (ФЦ).

При возникновении ЧС межрегионального характера, при которых зона ЧС затрагивает территории субъектов Российской Федерации, расположенных в двух и более Федеральных округах, а также ЧС федерального характера – на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

В особых случаях ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) может быть поручен анализ ЧС любого характера.

Сроки проведения анализа ЧС:

муниципального, межмуниципального, регионального и межрегионального характера – 45 рабочих дней со дня завершения работ по ликвидации ЧС;

федерального характера – 60 рабочих дней со дня завершения работ по ликвидации ЧС.

В зависимости от характера ЧС и необходимости проведения дополнительных исследований (экспертиз) срок анализа ЧС может быть увеличен соответствующим руководителем, но не более чем на 15 рабочих дней.

1.5.17.5. В десятидневный срок в довольствующие департаменты (управления) центрального аппарата МЧС России представляются подтвержденные и необходимые к возмещению объемов финансирования сведения с приложением проверенных первичных документов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница