«Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения»




Скачать 53.13 Kb.
Дата 29.09.2016
Размер 53.13 Kb.


«Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения»

Республика Хакасия, город Черногорск

воспитатель коррекционной группы

МБДОУ д/с «Колосок»

Сапегина Лариса Александровна

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

При всех поистине безграничных возможностях, которые открывают перед дошколёнком планшетник или компьютер, у него есть один недостаток: привыкнув к яркому виртуальному миру, ребёнок вряд ли захочет, да и сможет, пользоваться бумажными книгами.

При пользовании электронной техникой не происходит главного: ребёнок не учится концентрироваться на тексте, извлекать из него необходимую информацию, самостоятельно её структурировать. Вместо этого ещё до школы он привыкает скользить по поверхности информационных потоков, выхватывая из них лишь наиболее яркое, удобное и легко запоминающееся. А базовые навыки текстового мышления (умение воспринимать, анализировать и интерпретировать тексты), которые должны закладываться именно в этом возрасте, так и остаются недоразвитыми.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать, но многие родители поощряют и приветствуют такие взаимоотношения, ведь они освобождают себя от задаваемых вопросов «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».Так в нашем анкетировании был вопрос « Что по вашему мнению способствует развитию ребенка: компьютер, книга или другое?» Практически 80% родителей ответили, что это компьютер, а 20% отдали предпочтение книге. Встала проблема, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.

Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем. Поэтому начиная с дошкольного возраста, мы, воспитатели помогаем родителям искоренить эту проблему и призываем к семейному чтению. В чём же конкретно проявляется организация по проблеме семейного чтения?


  1. Мы педагоги информируем родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

  2. В уголке для родителей помещаем советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях, под такими , например, рубриками:

- « Ребёнок и книга»;

- « Сказка в жизни ребёнка»;

- « Как и когда рассказывать сказки»;

- « О чём и как беседовать с детьми после чтения сказки» и др.

Здесь же может быть представлена постоянная рубрика « Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.


  1. Проводим открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям.

  2. Особую роль отводим родительскому собранию – наиболее ёмкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребёнка от прочитанного, записи детских рассказов о литературных персонажах и т. д.

  3. Проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные темы (как приохотить ребёнка к слушанию книг, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.). Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

Практические советы – «подсказки» для родителей

( «да» и «нет»)

Мы рекомендуем:

  • Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).

  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

  • Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

  • Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть с ней».

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

  • Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

  • Дарите ребёнку книги.

  • Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

  • Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

Не рекомендуем:

  • Не выбирайте книги для ребёнка, пока он вас об этом не попросит.

  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее.

  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с уровнем его братьев, сестёр, других детей.

  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.

  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Рекомендации родителям по совместному чтению книг с детьми

Перед чтением книги:



  1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.

  2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как ваш ребёнок думает, о чём эта книга?

  3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых ещё называют авторами, а иллюстрируются – художниками.

  4. Постарайтесь воодушевить ребёнка на сочинение собственного рассказа по картинкам.

  5. Читая книгу,обратите внимание ребёнка на то, что при этом ваши глаза движутся вдоль строк слева направо.

  6. Если вы видите, что ваш ребенок устал, отвлекитесь на короткое время – сделайте с ним физкультминутку в произвольной форме, либо зрительную гимнастику в игровой форме.

Памятка для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

  • Читайте детям вслух с самого рождения.

  • Устройте с детьми поход в библиотеку.

  • Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

  • Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов и увлечений.

  • Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

  • В доме должна быть детская библиотека.

  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того, чтобы смотреть телевизор.

  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  • Пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.

  • Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудованием для ремонта могут быть: ножницы, клей, бумага, иголка с нитками. Найдите время и помогите починить книги. Так, Вы научите своего ребёнка бережно относиться к ней.

  • Пусть дети разыгрывают сказки по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят сценки и т.д.

  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

  • Используйте положительный пример: запишите детей в драмкружок или в любую секцию

  • Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребёнка спать.

Посвящая такому эмоциональному контакту со своим ребёнком всего 20-30 минут в день, вы сеете зерно чистых и доверительных отношений со своим ребёнком в далёком будущем.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница