Проект рекомендации по выбору территорий для создания пешеходных улиц в городах Московской области



Скачать 98.79 Kb.
Дата 11.09.2016
Размер 98.79 Kb.


ПРОЕКТ
Рекомендации
по выбору территорий для создания пешеходных улиц
в городах Московской области

1. Основные положения.


1.1. Настоящие рекомендации предназначены для работников органов местного самоуправления, профессиональных и общественных организаций участвующих в выборе территории для создания пешеходных улиц в населённых пунктах Московской области и подготовке необходимой градостроительной и проектной документации.

1.2. Пешеходная зона – городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута).

1.3. Пешеходные улицы – урбанизированная часть пешеходной зоны, могут включать территории, примыкающие к зрелищным и развлекательным заведениям, например, театрам, картинным галереям, выставочным комплексам, вернисажам. Основной тип таких улиц - торговая улица. Практически она представляет собой открытый пассаж со множеством магазинов и кафе.
Всё окружающее пространство, как правило, центра города или жилого района предельно насыщается объектами торговли, музеями, всевозможными развлечениями для привлечения больших потоков людей. Эстетически
и функционально наполненное, отражающее культурные и исторические особенности, комфортное и общедоступное для всех категорий граждан
(в т.ч. с ограниченными возможностями) пространство пешеходных улиц формирует привлекательный образ, своего рода, визитную карточку города
и составляет основу современной, безбарьерной, массово посещаемой жителями и гостями городской среды.

1.4. В генеральных планах городских округов и городских поселений Московской области предусматривается развитая сеть рекреационных территорий, пешеходных зон и маршрутов. В каждом городе есть предпосылки для создания своеобразного центра общения горожан – пешеходной улицы, как начала всех городских пешеходных маршрутов. Пешеходные пространства создают возможность отдыха, при этом предоставляются удобные места для подъезда и парковки автомобилей, близость остановок общественного транспорта. Пешеходные зоны не должны мешать проезду городского транспорта. Их объезд организуется по параллельной или кольцевой магистрали.

1.5. Центральная часть исторически сложившихся городов не приспособлена к автомобильному движению, поэтому именно там, прежде всего, организуются пешеходные улицы и пешеходные зоны. На них сосредотачиваются торговые учреждения, представительства фирм и объединений, антикварные магазины, художественные салоны, выставочные залы, кинотеатры, рестораны,
но должны отсутствовать гаражи, склады и предприятия. Особо важна внешняя привлекательность реставрируемых, реконструированных и вновь создаваемых объектов, которые определяют назначение пешеходной улицы.

1.6. Архитектурно-ландшафтная организация пешеходной улицы резко отличается от обычной. Возможность спокойно пройтись, осмотреть витрины магазинов, отдохнуть придает улице определенный колорит и предъявляет особые требования к ее благоустройству и оборудованию. «Неспешное» восприятие предусматривает последовательность зрительных впечатлений, чему способствуют элементы, как бы соразмерные человеку - своего рода переходные звенья к «большой» архитектуре. Речь идет об уличной мебели, светильниках, киосках, скульптуре, декоративных водоемах, деревьях, газонах, уголках отдыха


и т. д. Особое значение приобретает геопластика, микрорельеф, а также фактура, рисунок и цвет мощения, включение горизонтальных и наклонных участков газона, пандусов, подпорных стенок, естественного камня.

1.7. Определённые архитектурно-ландшафтные и планировочные особенности имеют пешеходные площади. От обычных площадей они отличаются более сложной и разнообразной структурой, поскольку на пешеходной площади обычно невозможно предсказать общий для всех маршрут. Кроме того, площади часто являются конечной целью прогулки, местом кратковременного отдыха.


Комментарии к разделу 1:

Примером могут служить созданные в Москве пешеходные зоны, такие как улицы Арбат и Никольская, Манежная площадь, Столешников, Камергерский, Лаврушинский переулки. Они образованы за счет закрытия для проезда автотранспорта улиц в исторической части города. При создании всех московских пешеходных зон градостроителями решалась индивидуальная задача, учитывающая исторические и тематические особенности места и запросы различных групп населения. Это было учтено при реконструкции и отразилось в архитектурном оформлении названных пешеходных зон, каждая из которых получила индивидуальную тематическую направленность при насыщении её объектами городской инфраструктуры.

Московский опыт представляет в этом смысле особый интерес, так как в мировой практике встречается редко. Среди пешеходных зон европейских городов выделяются своей тематикой лишь Монмартр и Латинский квартал
в Париже.

В середине XX века в градостроительную практику европейских городов вошло понятие «пешеходная зона». Первые пешеходные зоны появились в 1950-х годах в Европе. В конце 60-х - начале 70-х годов увеличилась заинтересованность в организации, а нередко и восстановлении систем пешеходных путей. Во многих городах мира стали возникать пешеходные зоны. В 1966 г. подверглась реконструкции центральная часть Мюнхена, где через пять лет была создана пешеходная зона площадью 20 га (вся территория центральной части города составляет 140 га). Девятисотметровая улица связывает две самые оживлённые городские площади. Вместе с боковыми улицами протяженность системы пешеходных путей достигла 2,6 км. В настоящее время в ФРГ около 400 пешеходных зон.

В 1972 г. была открыта первая пешеходная улица во Франции (в Руане),
в 1982 г. они были созданы в 266 городах. Сегодня пешеходные зоны сформированы во всех французских городах с населением свыше 100 тыс. человек. Их протяжённость меняется от 120 м в Гавре до 5376 м в Руане. Наибольшее распространение получили зоны, состоящие из одной или нескольких торговых или туристских улиц в центральной части города длиной 500 – 700 м. Первая в СССР пешеходная зона была открыта в 1975 г. в центре города Шяуляя (Шяуляйский бульвар). За ней последовала известная Лайсвес аллея в Каунасе.

В настоящее время в центрах городов определилась тенденция к слиянию деловых и прогулочных трасс в так называемые пешеходные зоны. Большое развитие они получили за рубежом (Берлин, Дрезден, Прага, Мюнхен, Ванкувер и др.). Пешеходные зоны рассматриваются как необходимое звено в общей цепи реконструкции сложившейся застройки.

Только в некоторых странах, в тех небольших городах, в планировке которых была заложена идея создания пешеходных зон, в исторических центрах, в которых осуществлялась реконструкция, дальновидные специалисты создавали новые и сохраняли сложившиеся схемы пешеходных путей движения. Например, скандинавские градостроители считают своим важнейшим достижением организацию в городах пешеходных систем и сопутствующих им трасс - велосипедных летом и лыжных зимой. По ним жители непосредственно
от подъезда своего дома могут попасть к местам приложения труда,
к обслуживающим учреждениям, к местам отдыха и спорта, в пригородные леса,
к водоёмам.

2. Основные критерии определения места


организации пешеходных улиц.
2.1. Город, исторически сформировавшийся, со сложившейся плотной
и разветвленной системой транспортно-пешеходных связей, требует особо осторожного подхода к их изменению. При создании пешеходных улиц необходима тщательная подготовка и продуманность их местоположения, трассировки, учёт интересов различных групп пешеходов (пользователей), мнения и предпочтений горожан.

2.2. Основными критериями определения места создания пешеходной улицы являются:

- общественное признание;

- возможность реорганизации движения автомобильного транспорта;

- возможность интеграции пешеходной улицы в общую систему пешеходных зон;

- возможность поэтапной организации пешеходной улицы.

2.3. Общественное признание определяется:

- опросом общественного мнения;

- вовлечением широких слоёв населения в общественное обсуждение вариантов мест размещения пешеходных улиц;

- натурными замерами интенсивности движения пешеходов


и автомобильного транспорта.

2.4. Возможности изменения маршрутов движения автомобильного транспорта определяются при разработке схемы реорганизации движения автомобильного транспорта в зоне формирования пешеходной улицы.

2.5. Возможность интеграции пешеходной улицы в общую систему городских пешеходных зон определяется в соответствии с генеральным планом (проектом генерального плана) муниципального образования Московской области, правилами землепользования и застройки.

2.6. При организации пешеходной улицы в сложившейся застройке целесообразно выделять три этапа реорганизации территории:

- на первом этапе реализуется малобюджетная часть проекта, заключающиеся в закрытии движения автомобильного транспорта на коротком участке улицы (между двумя перекрёстками), изменении вертикальной планировки и внешнего благоустройства территории улицы, установке уличной мебели, замене приборов (устройств) освещения, реконструкции фасадов, переоборудовании первых этажей зданий (с изменением функционального назначения помещений);

- на втором этапе целесообразно увеличить протяжённость пешеходной улицы с модернизацией ливневой канализации, ландшафта и озеленения, начать организовать комплексную реконструкцию прилегающих кварталов и завершить мероприятия по реорганизации схемы движения автомобильного транспорта;

- на третьем этапе целесообразно провести комплексную реконструкцию прилегающих кварталов с освоением дворовых пространств для расширения территории пешеходной улицы и создания объектов общественного, административно-делового торгово-развлекательного назначения, общественного питания, детского творчества и иных культурно-просветительских объектов.

3. Архитектурно- планировочные условия


организации пешеходных улиц.
3.1. Планировочная структура городов Московской области разнообразна.
В ряде городов сохранилась квартальная застройка в центральных исторических частях, в ряде городов наибольший интерес для создания общественных пространств представляет историческая промышленная застройка, иные города разделены на микрорайоны и не имеют уютных камерных улиц и квартальной застройки.

В зависимости от преобладающего типа городской застройки пешеходные улицы могут быть организованы:

- на улице в квартальной застройке с полным перекрытием автомобильного движения;

- на части улицы по одной из её сторон с частичным ограничением движения автомобильного транспорта;

- на улицах и площадях в реорганизуемой исторической промышленной застройке или на территориях вновь создаваемых общественно-деловых
и торгово-развлекательных комплексов с интеграцией их внутренних пешеходных пространств в общегородские территории общего пользования.

3.2. При организации пешеходной улицы осмысленное вовлечение


в её пространство зданий, сооружений и дворовых территорий прилегающей застройки позволит избежать замкнутого декоративного коридора.

3.3. Для использования эффекта развития общественных пространств, освобождения от жилых функций зданий, формирующих застройку пешеходной улицы, целесообразно организовать комплексную реконструкцию прилегающих территорий.

4. Рекомендуемые виды градостроительной
и проектной документации для формирования
пешеходной улицы.
4.1. При формировании пешеходной улицы рекомендуется разработка:

- архитектурно-художественной концепции;

- схемы реорганизации движения автомобильного транспорта;

- проекта благоустройства улицы, включая решения по вертикальной планировке и формированию безбарьерной среды;

- документации по планировке территории (архитектурно-градостроительное обоснование разрабатывается в составе проекта планировки или в виде отдельного документа);

- архитектурно-строительной документации для реконструкции, строительства, капитального ремонта зданий и сооружений, расположенных


на пешеходной улице;

- паспортов колористического решения фасадов для зданий, расположенных на пешеходной улице.

4.2. Архитектурно-художественная концепция разрабатывается для обоснования:

- места организации пешеходной улицы;

- целей и задач её создания;

- основных художественных образов и символов, соответствующих ожиданиям горожан;

- направлений решения этических задач, связанных с обеспечением комфортных условий жизни в домах, образующих застройку пешеходной улицы.

Выбор места организации и разработка архитектурно-художественной концепции осуществляется с учетом их широкого общественного обсуждения, вовлечения наиболее активных граждан, представителей творческих объединений, общественных организаций к выявлению художественных, социокультурных предпочтений жителей, возможных участников строительства


и эксплуатации объектов пешеходной улицы.

4.3. Подготовленная с учётом общественного мнения архитектурно-художественная концепция является основой для разработки градостроительной и проектной документации и, прежде всего, для архитектурно-градостроительного обоснования создания пешеходной улицы.

4.4. Разработке градостроительной и проектной документации предшествует подготовка и широкое общественное обсуждение архитектурно-градостроительного обоснования (концепции) создания пешеходной улицы, в которой отображаются:

- основные принципы создания и формирования архитектурного облика пешеходной улицы;

- обоснование функционального зонирования территории;

- основные параметры развития территории;

- места размещения парковок, остановок общественного транспорта и объектов необходимой инженерной инфраструктуры;

- определяются границы территории разработки проекта планировки.

4.5. При разработке архитектурно-градостроительного обоснования пешеходной улицы, проводятся ситуационные статистические обследования предполагаемых категорий и групп посетителей, для которых данная пешеходная зона станет привлекательным видом отдыха, пунктом тяготения.
Такими посетителями могут быть приезжие, туристы, горожане (молодёжь, пожилые люди, родители с детьми, просто транзитные пешеходы).
Следует учитывать потребности всех категорий и групп, предполагаемых посетителей и планировать создание соответствующих условий для удобства пользования, в том числе и в окружающей застройке.

4.6. Архитектурно-градостроительное обоснование создания пешеходной улицы может разрабатываться в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории пешеходной улицы и прилегающих территорий или в виде отдельного документа.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница