Программа дисциплины «гендерная экспертиза экономической и социальной политики»



Скачать 0.55 Mb.
страница 1/7
Дата 22.09.2016
Размер 0.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии

Программа дисциплины
«ГЕНДЕРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

для направления 040200.68 «Социология» подготовки магистра


Автор: к.э.н Е.Б.Мезенцева


mesentseva@mtu-net.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» экономической социологии

Председатель Зав. кафедрой

Девятко И.Ф. Радаев В.В.

«_____» __________________ 2006 г. «5» декабря 2006 г

Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Рыжова А.В.

« ____» ___________________2006 г.

Москва, 2006


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



АВТОР ПРОГРАММЫ

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Мезенцева Елена Борисовна.




Контактные данные:





Телефон:

(095) 152-15-51

E-mail:

mesentseva@mtu-net.ru

mezents@orc.ru

Адрес:

125319 г. Москва, Кочновский пр., д. 3, комн. 406

АННОТАЦИЯ

«Гендерная экспертиза экономической и социальной политики» читается слушателям магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» факультета социологии ГУ-ВШЭ первого года обучения. Курс ставит задачу ознакомить слушателей с базовыми методологическими подходами к проведению социальной и гендерной экспертизы и изучить ключевые исследовательские проблемы, являющиеся объектом гендерной экспертизы.

«Гендерная экспертиза экономической и социальной политики» представляет собой новый учебный курс по поставленным целям и задачам, структуре и методическому обеспечению.

До сравнительно недавнего времени разработка мер социальной и экономической политики не предусматривала специальных механизмов социальной экспертизы и мониторинга прямых и косвенных последствий социальных и экономических мер. Однако за последние два десятилетия практика осуществления предварительной социальной экспертизы стала неотъемлемым элементом реализации любых крупных социально-экономических проектов.

Гендерная экспертиза как самостоятельное направление получила свое развитие в рамках социальной экспертизы. Этому в немалой степени способствовало развитие гендерной социальной статистики и переход многих стран на сбор и систематизацию статистической информации в соответствии с международными стандартами, включающими разбивку по признаку гендера. Вторым важным фактором, способствовавшим развитию гендерной экспертизы, стало расширение гендерной проблематики в «повестке дня» большинства международных организаций, и, в первую очередь, в организациях системы ООН. Третий фактор, оказавший воздействие на развитие методологической базы социальной и гендерной экспертизы – это расширение программ экономической помощи странам третьего мира и бывшим социалистическим странам со стороны таких международных агентств, как Международный Банк реконструкции и развития, Всемирный Банк, Азиатский Банк развития и др. Реализация подобных программ привела к разработке методик оценивания предлагаемых мер, которые в настоящее время рассматриваются как важная составная часть социальной и экономической экспертизы.

В контексте этих изменений гендерная экспертиза стала на сегодняшний день важной составной частью социальной и экономической экспертизы подавляющего большинства международных и национальных программ и проектов социально-экономического развития.

Важным фактором в методологическом обеспечении социальной и гендерной экспертизы стала разработка методик и индикаторов, позволяющих уже на этапе разработки проекта разрабатывать показатели, отражающие как прямые, так и косвенные последствия предлагаемых мер (в частности, индикаторы отдачи, индикаторы конечных результатов, индикаторы влияния).

Логика данного курса заключается в том, чтобы совместить изучение методологических подходов к проведению гендерной экспертизы (далее - ГЭ) с освоением практических навыков в данной области на примере анализа конкретных социально-экономических проблем.

Программа составлена таким образом, чтобы студенты в течение семинарских занятий, проходящих в форме самостоятельно подготовленных презентаций, обсуждений и дискуссий, углубляли свои знания по темам, рассмотренным в ходе лекционного курса. Список литературы составлен таким образом, что значительная часть текстов имеет электронные аналоги в сети Интернет.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является широкое понимание гендерного подхода, предполагающего анализ положения обоих полов, а не только положения женщин как отдельной социальной группы.

В качестве методологической основы предполагается использовать базовые методики проведения ГЭ, использующиеся в практике международных организаций (в частности, ПРООН, МОТ и др.), а также апробированные методики, разработанные для национального уровня.

Курс включает в себя лекционные и практические занятия. В ходе лекционных занятий предполагается обсудить ключевые методологические проблемы проведения ГЭ, в частности, методы выявления существующих гендерных проблем, этапы осуществления экспертизы, методы отбора экспертов, методы сбора информации и отбора гендерно-чувствительных индикаторов, методы оценки прямых и косвенных последствий принимаемых политических решений, методы выявления направлений адресного воздействия. Эти вопросы будут обсуждаться применительно в анализу конкретных тематических блоков, таких, как экономический рост и развитие, формирование бюджета, система налогообложения, социальное страхование, семейная и демографическая политика и пр.

В ходе преподавания данного курса активно используются самостоятельные формы работы, связанные с подготовкой и представлением презентаций по базовым темам курса. Подобное построение семинарских занятий формирует у слушателей навыки самостоятельной работы со статистической и аналитической информацией, а также навыки подготовки и публичного представления результатов проведенной экспертизы конкретных социально-экономических проблем.

В программу практических занятий включены наиболее острые социально-экономические проблемы современной России, на примере которых студенты имеют возможность на практике проработать методику проведения ГЭ. В ходе практических занятий предполагается провести гендерную экспертизу таких конкретных экономических и социальных вопросов, как:


  • экономический рост в условиях сырьевой направленности экономики,

  • вступление России в ВТО,

  • изменение систем налогообложения и наследования,

  • демографический кризис и миграция в условиях постарения населения,

  • пьянство, наркомания и «болезни социального неблагополучия»,

  • занятость, безработица и изменение пенсионного возраста

  • гендерное равенство в контексте выравнивания территориального развития.

Каждое практическое занятие будет посвящено отдельному тематическому направлению в социально-экономической политике и построено в форме обсуждения презентаций, подготовленных по данной теме.

Особое место в рамках практических занятий будет уделено совершенствованию навыков работы со статистическими данными, а также методам совмещения в рамках ГЭ данных официальной статистики, результатов социологических обследований и экспертных материалов.



ЦЕЛЬ И УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА КУРСА

Цель курса: дать студентам углубленное представление об основных методологических подходах к проведению гендерной экспертизы различных социальных и экономических проблем и сформировать навыки самостоятельной работы в данной области.

ЗАДАЧИ КУРСА:

В результате изучения данного курса слушатели должны:



    • выяснить специфику проведения ГЭ в сфере экономической и социальной политики,

    • выяснить особенности проведения ГЭ на международном и национальном уровне,

    • изучить ключевые исследовательские проблемы, являющиеся объектом ГЭ (как на международном, так и на российском уровне)

    • составить представление о наиболее важных эмпирических разработках в данной области

    • овладеть навыками самостоятельного проведения ГЭ социальной и экономической политики (на российском материале)

    • изучить систему индикаторов, используемых при проведении ГЭ и освоить их применение на практике

    • изучить методы сбора и анализа информации для проведения ГЭ социальных и экономических проблем

    • освоить методы совмещенного анализа статистической, социологической и экспертной информации в ходе ГЭ

    • освоить навыки публичного представления результатов ГЭ.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. занятия




1

Основные категории гендерного анализа. (Вводная тема, для самостоятельного изучения)

8







8

2

Методологические основы гендерной экспертизы

9

1




8

3

Гендерная экспертиза в практике международных организаций

9

1




8

4

Гендерный разрез в международной и национальной статистике

9

1




8

5

Гендерная экспертиза демографической ситуации и демографической политики

10

2

2

6

6

Гендерная экспертиза ситуации на рынке труда и политики занятости

10

2

2

6

7

Гендерная экспертиза политики в сфере образования

9

1

2

6

8

Гендерные проблемы здоровья и доступность медицинских услуг

7

1




6

9

Гендерная экспертиза социальной политики

10

2

2

6

10

Экономический рост и проблемы гендерного неравенства

9

1

2

6

11

Гендер и доступ к экономическим ресурсам

9

1

2

6

12

Гендерный анализ бюджетов и бюджетной политики

9

1

2

6




Итого:

108

14

14

80


БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ


В списке обязательной и дополнительной литературы предлагаются наиболее значимые тексты, дающие общее представление о специфике проведения социальной и гендерной экспертизы, а также о специфике конкретных гендерных проблем современного российского общества.

Большинство источников имеет ссылки на электронные аналоги в сети Интернет с целью облегчения доступа к литературным и статистическим источникам. Доступ к некоторым из перечисленных источников (в частности, к текстам, размещенным в базах периодических изданий JSTOR или EBSCO) предполагает необходимость подключения к компьютерной сети ГУ-ВШЭ.

Кроме того, в ходе изучения данного курса слушателям предстоит подробно ознакомиться с информацией, размещенной на сайтах крупнейших международных организаций, активно использующих в своей практике методы гендерной экспертизы. Речь идет о сайтах основных институтов структуры ООН (Международная Организация Труда, Программа Развития ООН, Фонд Народонаселения ООН и др.), а также сайтах таких международных организаций, как Всемирный Банк, Международный Банк реконструкции и развития, Азиатский Банк Развития и пр.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


Теория и методология гендерных исследований. Том I. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.

Гендерная политика и гендерная экспертиза./ Гендерная экспертиза я законодательная политика: в 2 т. /Ред.-сост. Изотова Е.В., Кочкина Е.В., Машкова Е.В. М.: Аван-ти плюс, 2004.


ХРЕСТОМАТИИ


Теория и методология гендерных исследований. Том II. Хрестоматия. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.

Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия. /Под ред. С.Жеребкина. Харьков, ХЦГИ, 2001, СПб.: Алетейя, 2001.

Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - “Русская панорама”, 2002.

ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ СТАТЬИ


  • ProQuest

  • JSTOR

  • EBSCO


ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ КНИГИ


  • EBRARY


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


Электронные журналы

  • Журнал «Экономическая социология»

  • Журнал «Гендерные исследования»

  • Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Образовательные порталы

  • Образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент»

  • Образовательный портал «Auditorium.ru» < http://www.auditorium.ru/aud/lib/index.php>

Библиотечные электронные ресурсы:

Интернет-сайт «Open Women Line» < http://www.owl.ru/library/>

Интернет-сайт «Публичная электронная библиотека» >

Интернет-сайт Тверского центра гендерных исследований

Интернет-сайт Харьковского Центра гендерных исследований:

Интернет-сайт Центрально-Азиатской Сети по гендерным исследованиям



Интернет-сайты международных организаций:

Интернет-сайт Программы Развития ООН

  • ПРООН ЕВРОПА И СНГ

  • ЦРТ В ПРООН

  • Human Development Reports

  • Национальные доклады РОССИЯ ,http://hdr.undp.org/reports/view_reports.cfm?year=0&country=C196®ion=0&type=0&theme=0&launched=0>

Интернет-сайт Всемирного Банка < http://www.worldbank.org/>

Интернет-сайт Международной Организации Труда

Интернет-сайт OECD

Интернет-сайт UNIFEM < http://www.unifem.org/>

  • «Women, Poverty & Economics»

Статистические базы данных в Интернете:

Интернет-сайт Eurostat

Статистическое бюро МОТ (база данных) .

База данных по гендерной статистике (Gender Statistics Database) для стран Европы, Северной Америки и СНГ .

Сайт Eurostat.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

10% - посещаемость семинарских занятий

40% - активность на семинарских занятиях

20% - оценка за контрольную работу

30% - оценка за зачет

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:


  • выступление с докладом-презентацией на заданную тему (при подготовке доклада необходимо провести самостоятельный поиск статистической и аналитической информации по теме, составить список наиболее значимых информационных источников, выделить главные положения в рамках обсуждаемой проблемы, выявить прямые и косвенные гендерные эффекты в рамках данной проблемы, сформулировать итоговые выводы относительно социальной значимости изучаемой проблемы и ее гендерного наполнения, подобрать необходимые статистические и иные иллюстративные материалы для подготовки презентации);

  • активность тех, кто не является докладчиком оценивается по вопросам к докладчику, комментариям и суждениям по изучаемой теме.

Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 10 вопросов по пройденному курсу. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 30 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА И ГЕНДЕРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Тема 1. Основные категории гендерного анализа. (Вводная тема, для самостоятельного изучения)

Комплексный характер категорий пола и гендера. Узкое и широкое понимание категории «гендер». Гендер как социально-демографическая категория. Гендер как идеология. Гендер как стратификационная категория. Гендер как социальная технология. Гендер как культурная метафора.

Гендерная социализация. Роль гендерных стереотипов в формировании гендерной идентичности.

«Мужские исследования» («Men Studies») как новое направление гендерных исследований.

Гендерный подход в социологии. Теория социального конструирования гендера (Уэст и Зиммерман). Три методологических источника теории социального конструирования гендера: (а) социальное конструирование реальности (П.Бергер, Т.Лукман); (б) Драматургический интеракционизм (Э.Гоффман); (в) этнометодология (Г.Гарфинкель).

Теория «гендерной системы», Особенности российской гендерной системы. Разделение на публичную (общественную) и частную сферы, Гендерный контракт.

Институционализация гендерных исследований в мире и в России - основные центры, темы исследований и учебные программы.

Основная литература

Воронина, О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований./ Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001, сс. 13-95.

Здравомыслова, Е., Темкина, А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // Общественные науки и современность. №6, 1999, сс.177-185.

Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с.http://www.auditorium.ru/books/2589/pdf

Лорбер, Дж.. Пол как социальная категория. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс. 127-136. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html)

Уэст, К., Зиммерман, Д. Создание гендера (Пер. Е. Здравомысловой) // Гендерные тетради (Ред. А. Клецин). Труды СПб. филиала ИС РосАН. 1997, сс. 94 - 124. (Оригинальная версия: West, C. Zimmerman, D. Doing Gender. // American Journal of Sociology. 1987. (JSTOR) http://links.jstor.org/)



Дополнительная литература

Бергер, П.; Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995.

Воронина, О. Основы гендерной теории и методологии. // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001, сс. 95-109.

Элиас, Н. Отношения между мужчиной и женщиной: изменение установки. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс.103-127. (http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html)

Carrigan, T., Connell, B., Lee, J. Toward a New Sociology of Masculinity. // Theory and Society. Volume 14, Issue 5. (Sep., 1985), pp. 551-604. (JSTOR) http://links.jstor.org/

Komarovsky, M. Cultural Contradictions and Sex Roles: The Masculine Case. // American Journal of Sociology. 1973, January. (JSTOR) http://links.jstor.org/


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница