Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
Разработка открытого урока по теме:
«Работа над освоением навыков игры в режиме авто-аккомпанемента (Fingered)»
с учеником 5-го класса фортепианного отделения
Коровиным Дмитрием по предмету – синтезатор
Провела: Рапецкая Лариса Викторовна
Преподаватель первой
квалификационной категории
г. Добрянка
2010г.
Разработка урока.
Тема урока: Работа над освоением навыков игры в режиме авто-аккомпанемента (Fingered)
Тип урока: Урок совершенствования знаний
Вид урока: Комбинированный урок
Цели урока:
Образовательная: Сформировать, обобщить и углубить знания
в строении и последовательности аккордов,
систематизация и анализ.
Воспитательная: Воспитывать чувство самосовершенства и
творческого поиска, опыта работы с электронным
инструментом, формирование нравственных,
волевых и эстетических качеств духовно развитой
личности.
Развивающая: Формировать умение анализировать,
давать описание, оценку, делать выводы.
Оборудование кабинета: Музыкальные инструменты (фортепиано),
синтезатор, гитары, усилитель, адаптер.
Литература: О. Изотова. В классе синтезатора. Аранжировки.
И. С. Бах. Маленькие прелюдии.
Словарь музыкальных терминов.
Словарь компьютерных терминов.
И. В. Способин. Элементарная теория музыки.
Ю. Булучевский. Краткий музыкальный словарь
для учащихся.
Гигиенические требования: Температурный режим;
Физико-химические свойства воздуха
(необходимость проветривания);
Освещение;
Чередование видов деятельности;
Предупреждение утомления. Последовательность этапов урока:
-
Организация начала урока.
-
Проверка выполнения домашнего задания.
-
Всесторонняя проверка знаний.
-
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
-
Усвоение новых знаний.
-
Первичная проверка понимания учащимся нового материала.
-
Закрепление новых знаний.
-
Подведение итогов урока.
-
Информация о домашнем задании.
Этапы комбинированного урока.
№
|
Этапы
|
Дидактические задачи
|
Что делают:
Учитель
|
Ученик
|
1.
|
Организация начала урока
|
Подготовка учащихся к работе на занятии.
|
Сообщение темы и плана работы, цель урока.
|
Ученик слушает, затем включает инструмент.
|
2.
|
Проверка выполнения домашнего задания.
|
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, коррекция.
|
Д/З.: Повторение гамм – Ми мажор и до диез минор. Работа над ровностью звучания, распределением опоры на каждый звук.
|
Исполнение гаммы в две октавы, слушая каждый звук, играя с одинаковой опорой. Отработка арпеджио и трезвучий.
|
3.
|
Всесторонняя проверка знаний.
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимся цели, актуализация опорных знаний.
|
Игра в стили Normal. И.С.Бах. Маленькая прелюдия. Ре минор. Работа над опорой и звукоизвлечением.
|
Ученик выбирает инструмент –орган, который соответствует стилю времени.
Исполнение произведения с распределе-
лением опоры, ровностью звука.
|
4.
|
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
|
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
|
Выбор способа исполнения – Fingered. Умение находить на инструменте режим авто-аккомпанемента.
|
Поиск на инструменте.
Включение заданных режимов.
|
5.
|
Усвоение новых знаний.
|
Установление правильности и осознанности нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
|
Игра с аккомпанементом:
«Как у наших у ворот». Р.н.п.
1.Какой инструмент исполняет эту пьесу?
2. В каком стиле?
Повторение аккордов, нахождение общих звуков.
|
Инструмент – аккордеон.
Стиль – Рор.
Игра аккордов левой рукой, нахождение общих звуков. Исполнение всего произведения.
|
6.
|
Первичная проверка понимания учащимся нового материала.
|
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
|
Разбор нового произведения:
«Мишка с куклой»
М. Качурбина.
|
Выбор стиля, инструмента, темпа.
Разбор последователь-ностей аккордов, нахождение общих звуков, тесное расположение.
|
7.
|
Закрепление новых знаний.
|
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
|
Работа над ансамблем:
Французская народная песня
«Танец утят».
Применять в игре сбивки.
|
Определение стиля, голоса, темпа. Игра аккомпане-
мента с мелодией, применение сбивок.
|
8.
|
Подведение итогов урока.
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
|
В течение урока была проведена хорошая работа над исполнением произведений в режиме авто-аккомпанемента.
Свободно и спокойно проходит работа с инструментом.
Продолжать осваивать инструмент и применять знания в работе над ансамблем.
|
Учащийся адекватно относится к замечаниям и пожеланиям преподавателя
Понимает дальнейшие цели и задачи, которые ставятся перед ним.
|
9.
|
Информация о домашнем задании.
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
Д/з:
1.Закрепление гамм, арпеджио.
2. Отрабатываем звукоизвлечение в «Маленькой прелюдии».
3. В произведениях: «Как у наших у ворот», «Мишка с куклой», «Танец утят» - проучить соединение последователь-
ностей в тесном расположение.
4. подбор аккомпанемента по заданной мелодии.
|
Домашнее задание учеником понятно, по тому, что оно пройдено на уроке, дома достаточно его закрепить.
подбор аккомпане- мента предлагается сделать самостоя-тельно, так как эта работа проводится не в первый раз.
|
Самоанализ урока.
Преподаватель: Рапецкая Лариса Викторовна.
Ученик: Коровин Дмитрий (фортепианное отделение)
5 класс.
Цель анализа: Выявление методов и приемов организации
деятельности учителя и учащегося на уроке,
которые приводят или не приводят к позитивным
результатам.
Задачи: Поиск резервов повышения эффективности работы
учителя и учащегося.
Тип анализа: Комплексный – единство и взаимосвязь целей,
содержания, форм и методов организации урока.
№
|
Вопросы для итогового анализа
|
Оценка оптимальности действия учителя
|
Оценка деятельности учащегося
|
1.
|
Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке?
Какие из них были главные?
|
Главная цель - образовательная: формирует и углубляет знания в строении и последовательности аккордов, систематизирует материал. Взаимосвязь с воспитательной целью – воспитывает чувство самосовершенства и творческого поиска, опыта работы с электронным инструментом. Взаимосвязь с развивающей целью – формирует умение анализировать, давать описание, делать выводы.
|
Учащийся знает работу инструмента, умеет им пользоваться. Разбирается в теоретическом материале, т. е. в строение аккордов, умеет анализировать, применять свои знания в работе над ансамблем.
|
2.
|
Каков тип урока? Рационально ли выбрана структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
|
Урок совершенствования знаний. Выделено два этапа: работа над звуком
( прикосновение к клавише) и работа над аккомпанементом.
Структура урока выбрана рационально, т.к. она перекликается с работой на фортепиано.
|
Учащийся работает над прикосновением и извлечением звука осмыслено, контролирует себя и дает себе оценку.
Хорошо ориентируется в стилях и голосе инструментов.
|
3.
|
На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
|
Главный акцент урока – работа над авто –
аккомпанементом, умение разбираться в аккордах и исполнять их на синтезаторе.
|
Ученик понимает теоретический материал, старается быстро ориентироваться на инструменте.
|
4.
|
Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
|
Взаимосвязь с игрой на фортепиано. Решение проблемы звукоизвлечения и опоры, развитие чувства ритма.
|
Во время игры на фортепиано у ребенка возникают трудности в ровности звучания мелодии, а синтезатор сразу показывает эти проблемы. А так же развитие чувства ритма.
|
5.
|
Какие особенности уч-ся были отмечены при проведении урока?
|
Обращалось внимание на способы прикосновения и на состояние звука.
|
Хорошее знание теории, и умение применить ее на практике. Следует еще больше внимания уделять звукоизвлечению.
|
6.
|
Как организован контроль усвоения знаний? На каких этапах? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
|
Контроль ведется постоянно, на всех этапах. Форма контроля – прослушивание произведения. Методы – разучивание и отработка.
|
Качество и интенсивность усвоения материала хорошее.
|
7.
|
Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и ученика?
|
Атмосфера доверия и взаимопонимания.
Научить ребенка общаться с педагогом, уметь разговаривать.
|
Главное для ребенка спокойный тон учителя и доступное изложение материала. Когда наступает понимание приходит успех.
|
8.
|
Отбор дидактических материалов, наглядных пособий в соответствии с целями?
|
На уроке находится нотная литература, словарь музыкальных терминов, учебник по теории музыки, нотные листы, карандаши.
|
В момент необходимости ученик может обратиться к справочным материалам.
|
9.
|
Как вы оцениваете результаты урока?
Понятно ли все ученику и сможет ли он самостоятельно выполнять домашнее задание?
|
Урок прошел в спокойной и рабочей обстановке. Задачи урока решены.
Работа над авто-аккомпанементом требует очень длительного времени, ученику интересно, а значит он будет совершенствовать свои знания.
|
Ученик понимает задания, знает, как достичь результат.
Умеет сам анализировать, давать оценку своему исполнению.
|
|