|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем» для направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Программа дисциплины «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем»
для направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили
«Антенны, СВЧ устройства и их технологии»,
«Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения»,
«Системы, сети и устройства телекоммуникаций»,
«Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и нано- электроника, приборы на квантовых эффектах»
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Авторы программы:
Хриткин С.А., доцент, [email protected]
Одобрена на заседании Академического совета аспирантской школы по техническим наукам
9 октября 2014 г.
Москва - 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению подготовки для направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили «Антенны, СВЧ устройства и их технологии», «Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения», «Системы, сети и устройства телекоммуникаций» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили «Антенны, СВЧ устройства и их технологии», «Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения», «Системы, сети и устройства телекоммуникаций».
Программа разработана в соответствии c:
-
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ;
-
Образовательной программой направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи» подготовки аспиранта.
-
Учебным планом подготовки аспирантов по направлению 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили «Антенны, СВЧ устройства и их технологии», «Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения», «Системы, сети и устройства телекоммуникаций», утвержденные в 2014 г.
2.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем» являются формирование общих представлений о методах компьютерного моделирования и оптимизации радиотехнических и СВЧ устройств, изучение основных приемов и формирование навыков моделирования и проектирования радиотехнических и СВЧ устройств различного функционального назначения при использовании современных специализированных пакетов прикладных программ.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать: основные методы и походы компьютерного моделирования радиотехнических и СВЧ устройств и систем при помощи современных специализированных программных средств (AWR Design Environment, CST Studio Suite, ISFEL3D и др.);
Уметь: правильно формулировать и классифицировать задачи моделирования и оптимизации радиотехнических и СВЧ устройств и систем; выбирать методы и средства их решения; выполнять анализ эффективности разработанных моделей;
Иметь навыки (приобрести опыт): работы с пакетами прикладных программ моделирования электронных средств; приемами математического моделирования и оптимизации систем и процессов.
В результате освоения дисциплины аспирант осваивает следующие компетенции:
Компетенция
(указываются в соответствии с ОС НИУ ВШЭ)
|
Код по ОС НИУ ВШЭ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
универсальные компетенции
|
УК-5
|
способен осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения
|
Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.
|
УК-6
|
готов участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
|
Самостоятельная работа.
|
профессиональные компетенции
|
ПК-3
|
способность применять методы анализа и синтеза при исследовании и разработке конкретных объектов профессиональной деятельности ЭРиСС, работающих на различных физических принципах
|
Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.
|
ПК-6
|
способность к обоснованному выбору экспериментально-измерительной базы проведения научных исследований и проектных работ при создании объектов профессиональной деятельности ЭРиСС
|
Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.
|
ПК-8
|
способность проводить теоретический анализ электромагнитной совместимости радиотехнических устройств, аппаратуры, систем связи с окружающей электромагнитной средой
|
Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.
|
ПК-9
|
способность к проведению комплексных исследований и разработке объектов профессиональной деятельности ЭРиСС, при которых учитываются электрические, тепловые, механические, ионизирующие воздействия и параметры надежности и характеристики объектов
|
Лекционные занятия. Самостоятельная работа.
|
общепрофессиональные компетенции
|
ОПК-1
|
способность использовать методы и проводить теоретические и экспериментальные исследования в области ЭРиСС, осуществлять обработку и анализ данных, в том числе с использованием современных методов расчета и новейших информационно-коммуникационных технологий
|
Самостоятельная работа.
|
ОПК-2
|
способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области ЭРиСС с учетом правил соблюдения авторских прав
|
Самостоятельная работа
|
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профиля.
Для освоения учебной дисциплины, аспиранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
-
Способностью использовать результаты освоения фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы для решения задач моделирования конструкций и технологических процессов разработки электронных средств.
-
Способностью понимать основные проблемы в своей предметной области, выбирать методы и средства их решения.
-
Способностью самостоятельно осуществлять разработку физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере деятельности.
-
Готовностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
-
Научно-исследовательская практика.
5.Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Предмет, цель и содержание дисциплины. Основные приемы работы в Microwave Office
|
30
|
8
|
|
|
22
|
2
|
Моделирование и проектирование линейных схем
|
40
|
10
|
|
|
30
|
3
|
Моделирование и проектирование нелинейных радиоэлектронных средств
|
40
|
8
|
|
|
32
|
4
|
Электромагнитное моделирование
|
42
|
10
|
|
|
32
|
|
Итого
|
152
|
36
|
|
|
116
|
6.Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Полугодие
|
Параметры
|
1
|
|
Текущий
|
Домашнее задание
|
*
|
Выполнение практических заданий на компьютере в среде трехмерного моделирования (CST Studio Suite, Ansys HFSS, ISFEL3D) по материалам раздела дисциплины №4
|
Промежуточный
|
Контрольная работа
|
*
|
Выполнение практических контрольных заданий на компьютере в среде проектирования Microwave Office по материалам разделов дисциплины № 1-2
|
Итоговый
|
Экзамен
|
*
|
Устные ответы на вопросы по материалам дисциплины в целом
|
7.Критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль знаний по дисциплине «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем» осуществляется путем оценки усвоения материала при выполнении домашних заданий.
Аспирант на текущем контроле должен продемонстрировать основные навыки моделирования радиотехнических и СВЧ устройств и систем, умение пользоваться современными программными средствами математического моделирования и специализированными пакетами программ моделирования. При этом аспиранту необходимо проявить способности самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
При текущем контроле используются следующие критерии:
-
Владение изученным материалом;
-
Активность работы на аудиторных занятиях и при выполнении самостоятельной работы;
-
Посещаемость занятий;
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Промежуточный контроль знаний проводится в форме контрольной работы.
При промежуточном контроле используются следующие критерии:
-
Выполнение критериев оценки знаний на этапе текущего контроля
-
Точность и полнота ответов на тестовые вопросы
Итоговый контроль знаний будет состоять из двух частей:
-
Оценки за экзамен.
Устный экзамен по билетам.
8.Порядок формирования оценок по дисциплине
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:
Орезульт = 0,5·Онакопл + 0,5·Оитоговый
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.
Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 0,5 Отекущий + 0,5 Оауд,
где Отекущий – соответствует оценке за выполнение домашнего задания, Оауд – оценке за контрольную работу
Способ округления накопленной оценки текущего контроля – в пользу студента
9.Содержание дисциплины
Тема1. Предмет, цель и содержание дисциплины. Основные приемы работы в Microwave Office
Обзор современных средств компьютерного моделирования и проектирования радиоэлектронных средств СВЧ диапазона длин волн. Формулировка задач моделирования и проектирования. Основные возможности среды проектирования AWR Design Environment и входящих в ее состав компонентов, и модулей. Компоненты среды проектирования, интерфейс пользователя, работа с проектами в Microwave Office. Работа со схемами, создание электромагнитных структур и топологии схем.
Литература: [1-4, 14]
Тема 2. Моделирование и проектирование линейных схем.
Составление и решение схемы. Подсхемы, порты и соединения. Примеры создания и моделирования схем. Вывод линейных характеристик. Примеры моделирования и проектирования фильтра нижних частот на сосредоточенных элементах, микрополоскового заграждающего фильтра, микрополосковых аттенюаторов на резисторах и на диодах, усилителя, описанного четырехполюсником.
Литература: [1-6, 13]
Тема 3. Моделирование и проектирование нелинейных радиоэлектронных средств.
Методы анализа нелинейных схем. Метод гармонического баланса. Выбор значимых частот, скорость и сходимость метода. Примеры расчета. Моделирование приборов с нелинейностью. Анализ методом рядов Вольтерра. Примеры моделирования усилителя мощности и балансного смесителя на диодах.
Литература: [1-6, 16]
Тема 4. Электромагнитное моделирование.
Электромагнитное моделирование с использованием модулей EMSight и AXIEM и их особенности. Формулировка электромагнитной задачи. Метод моментов. Создание геометрии электромагнитной структуры. Граничные условия. Примеры электромагнитного моделирования с использованием EMSight и AXIEM. Трехмерное электромагнитное моделирование с помощью специализированных программных средств (CST Studio Suite, ISFEL3D, Ansys HFSS и др.)
Литература: [1-4, 8-13]
10.Образовательные технологии
При проведении обучения используются специализированные пакеты программ для компьютерного моделирования радиотехнических и СВЧ устройств; компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами, а также доступное через интернет, не требующее установки программное обеспечение; мобильные устройства на платформе iOS, Android.
На лекциях и на семинарских занятиях проводится разбор практических задач.
11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Нет.
Основная литература
-
Дмитриев Е.Е. Основы моделирования в Microwave Office 2009 (на примерах). http://www.eurointech.ru/products/AWR/Dmitriev_mwo_2009_1.pdf
-
Applied Wave Research, Inc. Microwave Office/Analog Office User Guide. Version 7.5, July. – 2007. – 354 p.
-
Разевиг В.Д., Потапов Ю.В., Курушин А.А. Проектирование СВЧ устройств с помощью Microwave Office. – М.: СОЛОН-Пресс. – 2003, – 496 с.
-
Фриск В.В. Основы теории цепей. Использование пакета Microwave Office для моделирования электрических цепей на персональном компьютере. – М.: СОЛОН-Пресс. – 2004, – 160 с.
-
Гупта К., Гардж Р., Чадха Р. Машинное проектирование СВЧ устройств. – М.: Радио и связь. – 1987. – 430 с.
-
Влах И., Сингхал К.. Машинные методы анализа и проектирования электронных схем. – М.: Радио и связь. – 1988 г.
-
Крушин А.А. Проектирование СВЧ устройств в среде CST Microwave Studio 2010 М.: МЭИ. 2010
Дополнительная литература
-
1. Григорьев А.Д. Электродинамика и микроволновая техника. – М.: Лань. – 2007 г.
-
Петров Б.М. Электродинамика и распространение радиоволн: учебник для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком. – 2003.
-
Гридин В.Н., Нефедов Е.И., Черникова Т.Ю. Электродинамика структур крайне высоких частот. – М. – 2003.
-
Филиппов В.С. Введение в классическую электродинамику. – М.: Сайнс пресс. – 2002.
-
Кугушев А.М., Голубева Н.С., Митрохин В.Н. Основы радиоэлектроники. Электродинамика и распространение радиоволн. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2001.
-
Гвоздев В.И., Нефедов Е.И. Объемные интегральные схемы СВЧ.– М.: Наука. – 1985. – 256 с.
-
Петров М.Н. Моделирование компонентов и элементов интегральных схем. Уч. пособие для вузов / М.Н. Петров, Г.В. Гудков. – СПб. М.: Краснодар: Лань. – 2011. – 462 с.
-
Галеев Э. М., Тихомиров В. М. Оптимизация: теория, примеры, задачи. – М.: «Эдиториал УРСС». – 2000, – 320 с.
-
Бутковский А.Г. Теория оптимального управления системами с распределенными параметрами. – М.: Наука. – 1965
Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, аспирант использует следующие программные средства:
-
CST Studio Suite
-
Ansys HFSS
-
AWR Design Environment
-
ISFEL3D
12.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
-
Формулировка задач моделирования;
-
Требования, предъявляемые к математическим моделям;
-
Классификация математических моделей;
-
Метод конечных разностей;
-
Метод конечных элементов;
-
Метод интегральных тождеств;
-
Метод моментов;
-
Методы оптимизации;
-
Назначение и основные возможности среды проектирования AWR Design Environment и входящих в ее состав компонентных модулей;
-
Моделирование и проектирование линейных схем. Подсхемы, порты и соединения;
-
Моделирование фильтра нижних частот на сосредоточенных элементах в среде Microwave Office;
-
Моделирование микрополоскового заграждающего фильтра;
-
Моделирование микрополоскового аттенюатора на резисторах;
-
Моделирование микрополоскового аттенюатора на диодах;
-
Моделирование усилителя, описанного четырехполюсником;
-
Методы анализа нелинейных схем.
-
Метод гармонического баланса. Выбор значимых частот, скорость и сходимость метода;
-
Моделирование приборов с нелинейностью. Метод рядов Вольтерра;
-
Моделирование усилителя мощности;
-
Моделирование балансного смесителя на диодах;
-
Электромагнитное моделирование с использованием модулей EMSight и AXIEM;
-
Формулировка электромагнитной задачи;
-
Граничные условия при моделировании электромагнитных задач;
-
Трехмерное электромагнитное моделирование с помощью специализированных программных средств (CST Studio Suite, ISFEL3D, Ansys HFSS и др.)
-
Решение задачи на собственные значения при моделировании электродинамических систем резонаторного типа;
-
Моделирование спиральной замедляющей системы;
-
Электромагнитное моделирование резонаторных замедляющих систем;
-
Моделирование электродинамических систем в частотной области;
-
Моделирование электродинамических систем во временной области;
-
Оптимизация параметров при электромагнитном моделировании;
13.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Стационарный компьютер или ноутбук, проектор.
|