Программа дисциплины «Компьютерное моделирование радиотехнических и свч устройств и систем»




Скачать 150.89 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 150.89 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем» для направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Программа дисциплины «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем»

для направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили


«Антенны, СВЧ устройства и их технологии»,

«Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения»,

«Системы, сети и устройства телекоммуникаций»,

«Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и нано- электроника, приборы на квантовых эффектах»

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Авторы программы:

Хриткин С.А., доцент, [email protected]

Одобрена на заседании Академического совета аспирантской школы по техническим наукам


9 октября 2014 г.

Москва - 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению подготовки для направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили «Антенны, СВЧ устройства и их технологии», «Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения», «Системы, сети и устройства телекоммуникаций» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили «Антенны, СВЧ устройства и их технологии», «Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения», «Системы, сети и устройства телекоммуникаций».



Программа разработана в соответствии c:

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи» подготовки аспиранта.

  • Учебным планом подготовки аспирантов по направлению 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», профили «Антенны, СВЧ устройства и их технологии», «Радиотехника, в т.ч. системы и устройства телевидения», «Системы, сети и устройства телекоммуникаций», утвержденные в 2014 г.

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем» являются формирование общих представлений о методах компьютерного моделирования и оптимизации радиотехнических и СВЧ устройств, изучение основных приемов и формирование навыков моделирования и проектирования радиотехнических и СВЧ устройств различного функционального назначения при использовании современных специализированных пакетов прикладных программ.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать: основные методы и походы компьютерного моделирования радиотехнических и СВЧ устройств и систем при помощи современных специализированных программных средств (AWR Design Environment, CST Studio Suite, ISFEL3D и др.);
Уметь: правильно формулировать и классифицировать задачи моделирования и оптимизации радиотехнических и СВЧ устройств и систем; выбирать методы и средства их решения; выполнять анализ эффективности разработанных моделей;
Иметь навыки (приобрести опыт): работы с пакетами прикладных программ моделирования электронных средств; приемами математического моделирования и оптимизации систем и процессов.



В результате освоения дисциплины аспирант осваивает следующие компетенции:


Компетенция
(указываются в соответствии с ОС НИУ ВШЭ)


Код по ОС НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

универсальные компетенции

УК-5

способен осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения

Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.


УК-6

готов участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Самостоятельная работа.

профессиональные компетенции

ПК-3

способность применять методы анализа и синтеза при исследовании и разработке конкретных объектов профессиональной деятельности ЭРиСС, работающих на различных физических принципах

Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.

ПК-6

способность к обоснованному выбору экспериментально-измерительной базы проведения научных исследований и проектных работ при создании объектов профессиональной деятельности ЭРиСС

Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.

ПК-8

способность проводить теоретический анализ электромагнитной совместимости радиотехнических устройств, аппаратуры, систем связи с окружающей электромагнитной средой

Лекционные занятия. Самостоятельная работа по изучению литературы и источников.

ПК-9

способность к проведению комплексных исследований и разработке объектов профессиональной деятельности ЭРиСС, при которых учитываются электрические, тепловые, механические, ионизирующие воздействия и параметры надежности и характеристики объектов

Лекционные занятия. Самостоятельная работа.

общепрофессиональные компетенции

ОПК-1

способность использовать методы и проводить теоретические и экспериментальные исследования в области ЭРиСС, осуществлять обработку и анализ данных, в том числе с использованием современных методов расчета и новейших информационно-коммуникационных технологий

Самостоятельная работа.

ОПК-2

способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области ЭРиСС с учетом правил соблюдения авторских прав

Самостоятельная работа

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профиля.

Для освоения учебной дисциплины, аспиранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Способностью использовать результаты освоения фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы для решения задач моделирования конструкций и технологических процессов разработки электронных средств.

  • Способностью понимать основные проблемы в своей предметной области, выбирать методы и средства их решения.

  • Способностью самостоятельно осуществлять разработку физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере деятельности.

  • Готовностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Научно-исследовательская практика.



5.Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия






















1

Предмет, цель и содержание дисциплины. Основные приемы работы в Microwave Office

30

8







22

2

Моделирование и проектирование линейных схем

40

10







30

3

Моделирование и проектирование нелинейных радиоэлектронных средств

40

8







32

4

Электромагнитное моделирование

42

10







32




Итого

152

36







116

6.Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

Полугодие

Параметры

1




Текущий

Домашнее задание

*

Выполнение практических заданий на компьютере в среде трехмерного моделирования (CST Studio Suite, Ansys HFSS, ISFEL3D) по материалам раздела дисциплины №4

Промежуточный

Контрольная работа


*

Выполнение практических контрольных заданий на компьютере в среде проектирования Microwave Office по материалам разделов дисциплины № 1-2

Итоговый

Экзамен


*

Устные ответы на вопросы по материалам дисциплины в целом



7.Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль знаний по дисциплине «Компьютерное моделирование радиотехнических и СВЧ устройств и систем» осуществляется путем оценки усвоения материала при выполнении домашних заданий.

Аспирант на текущем контроле должен продемонстрировать основные навыки моделирования радиотехнических и СВЧ устройств и систем, умение пользоваться современными программными средствами математического моделирования и специализированными пакетами программ моделирования. При этом аспиранту необходимо проявить способности самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

При текущем контроле используются следующие критерии:


  • Владение изученным материалом;

  • Активность работы на аудиторных занятиях и при выполнении самостоятельной работы;

  • Посещаемость занятий;

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


Промежуточный контроль знаний проводится в форме контрольной работы.

При промежуточном контроле используются следующие критерии:



  • Выполнение критериев оценки знаний на этапе текущего контроля

  • Точность и полнота ответов на тестовые вопросы


Итоговый контроль знаний будет состоять из двух частей:

  1. Оценки за экзамен.

Устный экзамен по билетам.


8.Порядок формирования оценок по дисциплине


Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0,5·Онакопл + 0,5·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5 Отекущий + 0,5 Оауд,

где Отекущий – соответствует оценке за выполнение домашнего задания, Оауд – оценке за контрольную работу

Способ округления накопленной оценки текущего контроля – в пользу студента

9.Содержание дисциплины

Тема1. Предмет, цель и содержание дисциплины. Основные приемы работы в Microwave Office


Обзор современных средств компьютерного моделирования и проектирования радиоэлектронных средств СВЧ диапазона длин волн. Формулировка задач моделирования и проектирования. Основные возможности среды проектирования AWR Design Environment и входящих в ее состав компонентов, и модулей. Компоненты среды проектирования, интерфейс пользователя, работа с проектами в Microwave Office. Работа со схемами, создание электромагнитных структур и топологии схем.

Литература: [1-4, 14]



Тема 2. Моделирование и проектирование линейных схем.

Составление и решение схемы. Подсхемы, порты и соединения. Примеры создания и моделирования схем. Вывод линейных характеристик. Примеры моделирования и проектирования фильтра нижних частот на сосредоточенных элементах, микрополоскового заграждающего фильтра, микрополосковых аттенюаторов на резисторах и на диодах, усилителя, описанного четырехполюсником.


Литература: [1-6, 13]
Тема 3. Моделирование и проектирование нелинейных радиоэлектронных средств.

Методы анализа нелинейных схем. Метод гармонического баланса. Выбор значимых частот, скорость и сходимость метода. Примеры расчета. Моделирование приборов с нелинейностью. Анализ методом рядов Вольтерра. Примеры моделирования усилителя мощности и балансного смесителя на диодах.


Литература: [1-6, 16]
Тема 4. Электромагнитное моделирование.

Электромагнитное моделирование с использованием модулей EMSight и AXIEM и их особенности. Формулировка электромагнитной задачи. Метод моментов. Создание геометрии электромагнитной структуры. Граничные условия. Примеры электромагнитного моделирования с использованием EMSight и AXIEM. Трехмерное электромагнитное моделирование с помощью специализированных программных средств (CST Studio Suite, ISFEL3D, Ansys HFSS и др.)


Литература: [1-4, 8-13]

10.Образовательные технологии


При проведении обучения используются специализированные пакеты программ для компьютерного моделирования радиотехнических и СВЧ устройств; компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами, а также доступное через интернет, не требующее установки программное обеспечение; мобильные устройства на платформе iOS, Android.

На лекциях и на семинарских занятиях проводится разбор практических задач.


11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

      Базовый учебник


Нет.

Основная литература

  1. Дмитриев Е.Е. Основы моделирования в Microwave Office 2009 (на примерах). http://www.eurointech.ru/products/AWR/Dmitriev_mwo_2009_1.pdf

  2. Applied Wave Research, Inc. Microwave Office/Analog Office User Guide. Version 7.5, July. – 2007. – 354 p.

  3. Разевиг В.Д., Потапов Ю.В., Курушин А.А. Проектирование СВЧ устройств с помощью Microwave Office. – М.: СОЛОН-Пресс. – 2003, – 496 с.

  4. Фриск В.В. Основы теории цепей. Использование пакета Microwave Office для моделирования электрических цепей на персональном компьютере. – М.: СОЛОН-Пресс. – 2004, – 160 с.

  5. Гупта К., Гардж Р., Чадха Р. Машинное проектирование СВЧ устройств. – М.: Радио и связь. – 1987. – 430 с.

  6. Влах И., Сингхал К.. Машинные методы анализа и проектирования электронных схем. – М.: Радио и связь. – 1988 г.

  7. Крушин А.А. Проектирование СВЧ устройств в среде CST Microwave Studio 2010 М.: МЭИ. 2010



Дополнительная литература

  1. 1. Григорьев А.Д. Электродинамика и микроволновая техника. – М.: Лань. – 2007 г.

  2. Петров Б.М. Электродинамика и распространение радиоволн: учебник для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком. – 2003.

  3. Гридин В.Н., Нефедов Е.И., Черникова Т.Ю. Электродинамика структур крайне высоких частот. – М. – 2003.

  4. Филиппов В.С. Введение в классическую электродинамику. – М.: Сайнс пресс. – 2002.

  5. Кугушев А.М., Голубева Н.С., Митрохин В.Н. Основы радиоэлектроники. Электродинамика и распространение радиоволн. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2001.

  6. Гвоздев В.И., Нефедов Е.И. Объемные интегральные схемы СВЧ.– М.: Наука. – 1985. – 256 с.

  7. Петров М.Н. Моделирование компонентов и элементов интегральных схем. Уч. пособие для вузов / М.Н. Петров, Г.В. Гудков. – СПб. М.: Краснодар: Лань. – 2011. – 462 с.

  8. Галеев Э. М., Тихомиров В. М. Оптимизация: теория, примеры, задачи. – М.: «Эдиториал УРСС». – 2000, – 320 с.

  9. Бутковский А.Г. Теория оптимального управления системами с распределенными параметрами. – М.: Наука. – 1965



      Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, аспирант использует следующие программные средства:

  • CST Studio Suite

  • Ansys HFSS

  • AWR Design Environment

  • ISFEL3D

12.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Формулировка задач моделирования;

  2. Требования, предъявляемые к математическим моделям;

  3. Классификация математических моделей;

  4. Метод конечных разностей;

  5. Метод конечных элементов;

  6. Метод интегральных тождеств;

  7. Метод моментов;

  8. Методы оптимизации;

  9. Назначение и основные возможности среды проектирования AWR Design Environment и входящих в ее состав компонентных модулей;

  10. Моделирование и проектирование линейных схем. Подсхемы, порты и соединения;

  11. Моделирование фильтра нижних частот на сосредоточенных элементах в среде Microwave Office;

  12. Моделирование микрополоскового заграждающего фильтра;

  13. Моделирование микрополоскового аттенюатора на резисторах;

  14. Моделирование микрополоскового аттенюатора на диодах;

  15. Моделирование усилителя, описанного четырехполюсником;

  16. Методы анализа нелинейных схем.

  17. Метод гармонического баланса. Выбор значимых частот, скорость и сходимость метода;

  18. Моделирование приборов с нелинейностью. Метод рядов Вольтерра;

  19. Моделирование усилителя мощности;

  20. Моделирование балансного смесителя на диодах;

  21. Электромагнитное моделирование с использованием модулей EMSight и AXIEM;

  22. Формулировка электромагнитной задачи;

  23. Граничные условия при моделировании электромагнитных задач;

  24. Трехмерное электромагнитное моделирование с помощью специализированных программных средств (CST Studio Suite, ISFEL3D, Ansys HFSS и др.)

  25. Решение задачи на собственные значения при моделировании электродинамических систем резонаторного типа;

  26. Моделирование спиральной замедляющей системы;

  27. Электромагнитное моделирование резонаторных замедляющих систем;

  28. Моделирование электродинамических систем в частотной области;

  29. Моделирование электродинамических систем во временной области;

  30. Оптимизация параметров при электромагнитном моделировании;

    Варианты домашних заданий выдаются преподавателем индивидуально.




13.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Стационарный компьютер или ноутбук, проектор.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница