РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ
(для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой, базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:
Развитие у учащихся эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, задачами художественного образования является:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой, а также с учетом учебного плана МОУ. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в сравнении с 2009 в пределах 15%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований государственного стандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классе предусмотрено 105 часа (35 урока в год), то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Обоснование выбора программы:
Программа «Изобразительное искусство» 5-7 классы для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и художественный потенциал не одинаков программа Шпикаловой больше всего подходит для реализации задач курса «Изобразительное искусство».
Программа позволяет:
-
выбирать темы заданий, материала и технику для учащихся.
-
импровизировать в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;
-
свободно выбирать ученику литературное произведение в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;
-
индивидуальный подход к заданиям по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;
-
выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;
-
выражать собственное отношение к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в V-VII классе по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 105 часов за 3 года.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам находящихся в постоянном взаимодействии.
Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех восьми лет обучения в основной школе.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.
Количество часов в год - 35
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в 1 четверть - 9
Количество часов во 2 четверть - 7
Количество часов в 3 четверть – 10
Количество часов в 4 четверть – 8
Примечание: продолжение курса изобразительного искусства
8 класс 35часов (из них -17-региональный компонент)
9 класс 17часов – в рамках предмета Искусство.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
-
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
-
изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;
-
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
-
художественно-конструкторская деятельность;
-
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-
содержательно-деятельностный подход;
-
системно-комплексный подход;
-
личностно ориентированный подход;
-
региональный подход.
Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии:
- метод проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- игровая технология;
- индивидуальное и дифференцированное обучение;
- модульное обучение и др.
Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:
-
использование медиа-ресурсов как источника информации;
-
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
-
организация проектной деятельности учащихся с последующим обобщением опыта в Publisher, Power Point.
-
использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;
-
по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
-
по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),
-
практические: игры;
-
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
Методы: обьяснительно-иллюстративный.
Виды и формы контроля.
текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.
а) по способу проверки:
– устный (беседа, контрольные вопросы);
– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);
– практический (основной)
б) по охвату учащихся:
– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, кроссворды);
– групповой (кроссворды, лото, игры);
– фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).
Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции:
- композиционная организация изображения в листе;
- построение формы, передача пропорций;
- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
- оригинальность композиции.
- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
-
основные виды, жанры изобразительных (пластических) искусств;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России и мира.
— значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
— применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 6 КЛАССЕ
Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры
Особенности рабочей программы: данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой 2010 г., в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по базисному учебному плану. Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы: содержательно - деятельностный, системно – комплексный, личностно ориентированный, региональный подходы;
Так же в программу включены следующие основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Структура рабочей программы:
пояснительная записка;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов;
требования к уровню подготовки выпускников.
Количество часов по программе 35, количество часов в неделю 1, количество часов на региональн. компонент 5
Цели: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
• воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;
• формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;
• формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;
• давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;
• раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;
• развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;
• формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
• активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;
• расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;
• продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;
• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.
Основное содержание образования в 6 классе
Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства. 8 часов.
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. 7 часов.
Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. 9 часов.
Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.
Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни. 11 часов.
Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Ярославля и Ярославской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
Распределение часов по темам (в соответствии с названиями тем по программе Шпикаловой Т.Я., 2010 )
№
п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
|
1
|
Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве
|
8
|
|
Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта
|
3
|
Сияние цветущей природы на лаковых подносах
|
2
|
Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве
|
3
|
2
|
Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира
|
8
|
|
Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира
|
5
|
Праздник встречи Нового года в культуре разных народов
|
3
|
3
|
Исторические реалии в искусстве разных народов
|
10
|
|
Каменные стражи Русской земли
|
4
|
Прославление женщины в искусстве народов мира
|
2
|
Народный костюм в зеркале истории
|
2
|
Международный фольклорный фестиваль – проявление народных традиций в пространстве культуры
|
2
|
4
|
Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни
|
8
|
|
Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве
|
4
|
Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова
|
2
|
Весеннее разнообразие природных форм в искусстве
|
2
|
1
|
Резервный час (экскурсия, пленер, праздник…)
|
1
|
|
ИТОГО
|
35
|
Условия реализации рабочей программы:
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: 6 класс: методическое пособие/- Москва, «Просвещение», 2011 год. Учебник : Изобразительное искусство. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2009.
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды. Проектирование и изготовление открыток.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного искусства.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Описание и анализ художественного произведения. Возможны домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.) предварительные зарисовки, эскизы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
-
основные виды изобразительных (пластических) искусств
-
жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Поурочное планирование по изобразительному искусству к учебнику под редакцией
Т. Я. Шпикаловой. 6 класс
№ урока
|
Наименование раздела, темы, урока
|
Кол-во ча-сов
|
Краткое содержание
|
Практическая работа (опыт творческой деятельности)
|
Информационное сопровожднеие
|
Дата (план)
|
|
Раздел: Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства
|
8
|
|
|
|
|
|
Тема: Великолепие цветения природы и изображение его в искусстве натюрморта
|
2
|
|
|
|
|
-
|
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка.
|
1
|
Искусство натюрморта. Специфика композиционных построений: формат, передача фактуры, размеры и количество изображений, колорит, светотеневые соотношения, цвет и цветовой контраст, характер мазка.
|
Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете.
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник, пособия из библиотеки кабинета ИЗО, раздаточный материал (см. паспорт), выставки детских работ прошлых лет, …
|
1неделя сентября
|
-
|
Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель.
|
1
|
Сравнение изображений цветов в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре разных народов России. Истоки и современное развитие промыслов России: Гжель, Дулево.
|
Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки по мотивам Гжельской росписи (акварель, бумага, гуашь)
|
2 неделя сентября
|
|
Тема: Сияние цветущей природы на лаковых подносах.
|
2
|
|
|
|
|
-
|
Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово.
|
1
|
Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Расписной поднос – традиционный предмет цветочной росписи. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов. Жостово. Нижний Тагил. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров.
|
Зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов.
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
3 неделя сентября
|
-
|
Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
|
1
|
Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Цвет и цветовой контраст в декоративной росписи. Ритм, формат и композиция. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции.
|
Эскиз росписи подноса в жостовском стиле (гуашь)
|
4 неделя сентября
|
|
Тема: Тема труда в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве.
|
4
|
|
|
|
|
-
|
Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников.
|
1
|
Бытовой жанр в зарубежном искусстве на разных этапах его развития Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос». Традиционный народный костюм.
|
Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде (карандаш, бумага).
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
неделя сентябрь-октябрь ,
|
-
|
Образ простого народа в российском искусстве 19 в. «Передвижники» Реализм.
|
1
|
Тема крестьянского труда в российском искусстве 19 вв. Образ простого народа в российском искусстве 19 в. Реализм как направление в живописи. Товарищество передвижных выставок. И. Репин «Бурлаки на Волге».
|
Композиция на темы «Уборка хлеба», «Поле» и т.д. Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. (карандаш, бумага)
|
1неделя октября
|
-
|
Традиции и новаторство в искусстве. Тема труда в искусстве 20 века.
|
1
|
Традиции и новаторство в искусстве 20 века. Тема сельского труда в произведениях художников 20 века: З. Серебрякова, Н. Гончарова, А Пластов и др. Описание и анализ художественного произведения.
|
Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель)
|
2неделя октября
|
-
|
Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). П. Пикассо.
|
1
|
Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Тема труда в творчестве авангардистов. Казимир Малевич «Жнец на красном фоне», «Женщина с граблями» и др.
|
Доклады учащихся
|
3неделя октября
|
|
Раздел: Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.
|
7
|
|
|
|
|
|
Тема: Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира.
|
5
|
|
|
|
|
-
|
Виды орнамента. Растительный орнамент Древнего Египта.
|
1
|
Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, смешаный). Древний египет – родина растительного орнамента. Колорит древнеегипетского искусства.
|
Зарисовки растительных мотивов древнеегипетского орнамента (бумага, гуашь).
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
4 неделя октября
|
-
|
Зооморфиный и смешаный орнамент в искусстве Древнего Египта.
|
1
|
Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
|
Зарисовки зооморфных мотивов древнеегипетских орнаментов (карандаши, фломастеры)
|
2 неделя ноября
|
-
|
Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве.
|
1
|
Древнегреческая керамика и особенности ее декора. Древнегреческая вазопись. Многообразие форм традиционных греческих сосудов. Орнаментальные мотивы. Геометрический, растительный и символический орнамент. Меандр, пальметта и др. Орнамент в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима.
|
Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (цветные карандаши)
|
3 неделя ноября
|
-
|
Особенности орнамента разных стран и эпох.
|
1
|
Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Особенности орнамента разных стран и эпох (готика, барокко, символизм, модерн, восточный орнамент)
|
Проектирование и конструирование вазы (пластиковая бутылка, глина, пластилин,)
|
4 неделя ноября
|
-
|
Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая)
|
1
|
Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией.
|
Роспись вазы (гуашь)
|
неделя ноября- декабря
|
|
Тема: Праздник встречи нового года в культуре разных народов.
|
2
|
|
|
|
|
-
|
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.
|
1
|
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. Главные герои праздничного действа в культуре разных народов. Атрибуты праздника.
|
Изготовление новогодних открыток, сувениров, елочных игрушек (материалы по выбору учащихся).
|
Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
1 неделя декабря
|
-
|
Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
|
1
|
Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова.
|
Оформление школы к Новому году.
|
Выставка – галерея «Карнавальный костюм»
|
2 неделя декабря
|
|
Раздел: Исторические реалии в искусстве разных народов.
|
9
|
|
|
|
|
|
Тема: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве.
|
4
|
|
|
|
|
-
|
Архитектура Древней Руси. Памятники Новгорода, Владимира, Москвы.
|
1
|
Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Крепостная архитектура русского зодчества – памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей.
|
Зарисовки архитектурных элементов (мелки, фломастеры, бумага)
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
3 неделя декабря
|
-
|
Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.
|
1
|
Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы средневекового города. Живопись и скульптура средневековья.
|
Зарисовки силуэтов европейского средневекового замка (мелки, фломастеры, бумага). Или силуэтная аппликация
|
4 неделя декабря
|
-
|
Снаряжение воина и его отражение в искусстве разных эпох.
|
1
|
Костюм средневекового воина памятник мастерства обработки металла. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы и орнамента средневекового воинского снаряжения и отличие от одежды воинов более поздних эпох. Рембрандт «Мужчина в доспехах», «Мужчина в золотом шлеме», «Ночной дозор».
|
Зарисовки воинских костюмов с использованием декора (тушь, перо, фломастеры, бумага)
|
2 неделя января
|
-
|
Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В. Суриков.
|
1
|
Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям. Исторический жанр. Творчество В. Сурикова.
|
Составление коллективной композиции на исторические темы (гуашь, тушь, мелки, бумага)
|
3 неделя января
|
|
Тема: Прославление женщины в искусстве народов мира.
|
2
|
|
|
|
|
-
|
Жанр портрета. Женские образы в искусстве Л. да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойи, Рембрандта.
|
1
|
Портрет как жанр изобразительного искусства. Графический, живописный и скульптурный портрет. Тема прекрасной дамы и женщины-матери в искусстве. Художественное своеобразие портретов разных эпох и стилей. Леонардо да Винчи «Джоконда». Картины и фрески Рафаэля. Женские образы в творчестве Ф. Гойи и Рембрандта.
|
Зарисовки женского лица (карандаш)
|
Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
4 неделя января
|
-
|
Признаки эпохи в женском портрете. Ф. С. Рокотов.
|
1
|
Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Творчество Ф. В. Рокотова Знакомство с портретами В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого. Портретное искусстве 19- 20 вв.
|
Выполнение женского портрета (акварель или гуашь)
|
1 неделя февраля
|
|
Тема: Народный костюм в зеркале истории. Дизайн одежды. Фольклорный фестиваль
|
3
|
|
|
|
|
-
|
Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма.
|
1
|
Эстетика народной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма.
|
Зарисовки костюма одного из народов России (бумага, карандаш)
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (Урок 23-24)
|
2 неделя февраля
|
-
|
Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода.
|
1
|
Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Народный костюм России в зеркале современной моды. Вкус и мода.
|
Выполнение костюма в цвете.
|
3 неделя февраля
|
-
|
Искусство как эмоциональный опыт человечества. Фольклорный праздник.
|
1
|
Искусство как эмоциональный опыт человечества. Особенности фолклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, народных промыслов. Вятская свистунья.
|
Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фестивале» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых журналов (Бумага, ножницы, клей, старые журналы )
|
4 неделя февраля
|
|
Раздел: Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.
|
11
|
|
|
|
|
|
Тема: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве.
|
4
|
|
|
|
|
-
|
Символ птицы в народной игрушке.
|
1
|
Игрушка из дерева - древнейший народный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север – родина щепной птицы, символа добра и красоты.
|
Знакомство с технологией конструирования из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта (бумага, ножницы) или резьба по гофрированному картону или рельеф
|
Учебник (Урок 25-26)
|
1неделя марта
|
-
|
Птица как символ весны в творчестве русских художников.
|
1
|
Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.
|
Продолжение работы
Резьба по картону,…
|
|
2 неделя марта
|
-
|
Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский.
|
1
|
Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Марина – морской пейзаж. И. Айвазовский.
|
|
|
3 неделя марта
|
-
|
Водная стихия в творчестве импрессионистов. К. Моне.
|
1
|
Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского и речного пейзажа. Творчество Клода Моне. Импрессионизм.
|
|
|
4 неделя марта
|
|
Тема: Пасха – праздник весны и Воскресения Христова. Библейские темы в искусстве.
|
2
|
|
|
|
|
-
|
Пасхальная тема в прикладном искусстве.
|
1
|
Пасха как праздник дохристианской и христианской традиции. Пасхальная тема в и профессиональном народном декоративно-прикладном искусстве (Фаберже)
|
Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки)
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
1неделя апреля
|
-
|
Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А. Иванова, М. Нестерова.
|
1
|
Библейская тема в в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буанаротти, Рембранта.
Рембрандт «Возвращение блудного сына». Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христианская тема в русском искусстве А. Иванов. «Явление Христа народу». Творчество М. Нестерова.
|
Продолжение работы над пасхальным натюрмортом (открытка к празднику)
|
|
2 неделя апреля
|
|
Тема: Весеннее многообразие природных форм в искусстве
|
2
|
|
|
|
|
-
|
Выразительные средства графики в отражении природных форм. А. Дюрер.
|
1
|
Богатство природных форм и их отражение в искусстве. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Линия, штрих, пятно. Рисунки и наброски растений, цветов, насекомых А. Дюрера.
|
Зарисовки цветов, трав, насекомых.
|
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник Иллюстрации из разных глав учебника.
|
3 неделя апреля
|
-
|
Цветы в творчестве художников. Пейзажи и натюрморты В. Ван Гога.
|
1
|
Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Цветы в живописи и графике. В. Ван Гог «Ирисы» и др., И. Левитан «Одуванчики» и др. С. Дали «Дворик в Порт-Лигате».
|
Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается».
|
|
4 неделя апреля
|
|
Тема: Художественные музей мира, России.
|
3
|
|
|
|
|
-
|
Крупнейшие художественные музеи страны
|
1
|
Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Произведения выдающихся художников: А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
|
Презентации обучащихся
|
.
|
2 неделя мая
|
-
|
Ведущие художественные музеи мира
|
1
|
Крупнейшие художественные музеи мира Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея. Произведения художников: Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, П. Пикассо и др.
|
Доклады и сочинения обучащихся
презентации учителя
|
|
3 неделя мая
|
-
|
Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
|
1
|
Заочная экскурсия в Музей искусств. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
|
|
Фото. Музейные экспонаты в презентации
|
4 неделя мая
|
Методы работы : обьяснительно-иллюстративный, поисковый, метод проектов, художественная мастерская.
Виды и формы контроля.
текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.
а) по способу проверки:
– устный (беседа, контрольные вопросы);
– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);
– практический (основной)
б) по охвату учащихся:
– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, кроссворды);
– групповой (кроссворды, игры);
– фронтальный (вопросная форма беседы, викторины).
Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции:
- композиционная организация изображения в листе;
- построение формы, передача пропорций;
- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
- оригинальность композиции.
- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы
|