Программа по образовательной области познание




Скачать 264.75 Kb.
Дата 21.09.2016
Размер 264.75 Kb.
Рабочая программа

по образовательной области



ПОЗНАНИЕ

младшая группа

на период с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2015года

Составитель:



Воспитатели:

Шамиева Г.Р

Андреева О.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана для первой младшей группы МБДОУ «Детский сад «Батыр»».Содержание разработанной рабочей программы по образовательной области «Познание» направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития. С точки зрения современным требованиям дошкольного образования, программа соответствует федеральным государственным требованиям. Обновления и дополнения не введены. Цель рабочей программы согласуется с целью образовательной области «Познание».

Задачи рабочей программы:

1. Сенсорное развитие.

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

3. Формирование элементарных математических представлений.

4. Формирование целостной картины мира.

В соответствии с современными требованиями предусматриваются две формы организации обучения в решение программных образовательных задач: совместная и самостоятельная деятельность. Содержание разработанной рабочей программы предусматривает интеграцию с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Физическая культура».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Образовательная область

«Познание»

Раздел I. Сенсорное развитие.

Образовательная часть содержания образования

Обогащение и активизация имеющегося у детей сенсорного опыта через действия с игровым оборудованием, их свойствами и возможностями.


Раздел II.Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательная часть содержания образования

Создание в группе атмосферы, стимулирующее развитие познавательных качеств и интереса к исследовательской деятельности детей.


РазделIII.Формирование элементарных математических представлений.

Образовательная часть содержания образования

Воспитание у детей интереса и потребности овладение ребенком средствами и способами в самых разных видах игровой деятельности.


Раздел IV. Формирование целостной картины мира.

Образовательная часть содержания образования

Воспитание у детей интереса и потребности через познание окружающего мира и чувственный контакт с ними.




Календарно-тематический план

Месяц

Тема недели (месяца)

Основные направления работы(группы задач образовательной области в соответствии с ФГТ)

Тема и форма,средства, методы и приемыорганизацииобразовательной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса

Интеграцияс другими образовательными областями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты
(в календарном плане)


Совместная деятельность педагогас детьми

Самостоятельная деятельностьдетей

сентябрь

1.

«Мой детский сад»





Формирование целостной картины мира.

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Встречает группа нас, своих ребят»



Дать представления о предметах ближайшего окружения и активного действия в повседневной жизни.




Развитие разных видов детского восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Физическая культура



2.

«Мой детский сад»





Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Встречает группа нас, своих ребят»



Познакомить детей со свойствами воды.

Обогащать представления о предметах ближайшего окружения и активного действия в повседневной жизни.






Развитие познавательных качеств и интереса к исследовательской деятельности.





Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Труд


Здоровье

Безопасность

Физическая культура


3.

«Золотая осень»





Сенсорное развитие

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Кто рассказывает?»





Учить различать овощи и фрукты по внешнему виду.




Развитие разных видов детского восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Физическая культура



4.

«Золотая осень»





Сенсорное развитие



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Приметы осени».





Учить группировать однородные объекты по цвету.

Обогащать знания об овощах и фруктах, их внешнем виде, форме, величине, цвете.






Формирование цветового восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Труд


Здоровье

Безопасность

Физическая культура

Музыка


Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Выставка детских работ «Осенняя фантазия».

2. Памятка «Правила внутреннего распорядка для родителей в ДОУ»


октябрь

5. «Домашние животные»



Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира.

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Как живут домашние животные?»





Учить различать взрослых животных и детенышей.Обучать в различных способах обследования объектов.




Формировать ласковое, дружелюбное отношение к животным.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Физическая культура




6. «Домашние животные»

Сенсорное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование элементарных математических представлений



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Наши верные друзья»



Учить группировать животных по размеру (большой, поменьше, маленький).

Обогащать знания о характерных особенностях животных и их детенышей.






Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к объектам природы




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Труд


Здоровье

Безопасность

Физическая культура


7. «Мебель»

Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Комната для куклы Кати».



Учить различать предметы мебели по цвету (красный стол, синий стул…).




Развитие умения сравнивать мебель с использованием сравнительных слов.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Труд


Здоровье

Безопасность




8.«Мебель»

Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Устроим медвежонку такую же комнату, как у нашего Мишутки»




Учить находить предмет «такой же, как…».

Обучать группировать мебель по форме и цвету.






Совершенствование умения сравнивать мебель с использованием сравнительных слов.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Труд


Здоровье

Безопасность

Физическая культура


9. «Мебель»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Наша раздевалка»


Познакомить с оборудованием раздевалки, назначением и способами его использования.

Обучать ориентироваться одновременно на два свойства.






Обогащение опыта при освоении умения ориентироваться в предметном пространстве




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Труд


Здоровье

Безопасность

Физическая культура


Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Памятка «Развивающие игры для детей раннего возраста»

2. «Время добрых дел» - ремонт и сборка мебели в групповом помещении.


ноябрь

10. «Транспорт»



Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Веселый автомобиль».


Учить различать и называть виды транспорта, их составные части.




Развитие умения выделять с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства.




Коммуникация

Художественная литература

Музыка

Социализация



Здоровье

Безопасность

Физическая культура


11. «Транспорт»



Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Путешествие на паровозике в комнату природы»



Дать первоначальное представление о паровозе.

Обогащать полученные знания о животных, их повадках, питании



.

Развитие слухового внимания и фразовой речи.




Коммуникация

Художественная литература

Музыка

Социализация



Здоровье

Безопасность

Физическая культура


12.

«В гостях у сказки»





Формирование целостной картины мира

Игра-инсценировка по сказке

«Курочка Ряба»


Учить использовать отрывки из сказки в игре.




Развитие разных видов детского восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Музыка

Социализация



Здоровье

Безопасность

Физическая культура


13.

«В гостях у сказки»





Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Что больше? Что меньше? (по сказке «Три медведя»)».





Учить различать предметы по размеру.

Обучать в использовании отрывков из сказок в собственной игре






Развитие зрительного восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Музыка

Социализация



Здоровье

Безопасность

Физическая культура


Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Акция «Книга в подарок» - «Время добрых дел» - домашнее задание (изготовление книжек для детей).

2. Индивидуальная беседа с родителями «Развитие кругозора в раннем возрасте».


декабрь

14.

«Зима»




Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Зимушка – Зима». «Что бывает у зимы?».





Формирование элементарных представлений о зиме.

Обучать использовать в речи слова «большой», «маленький», «такой же большой (маленький)».






Развитие разных видов детского восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Музыка

Социализация



Здоровье

Безопасность

Физическая культура

Труд




15.

«Зима»




Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира



Развивающая образовательная ситуация

«Теплая шапочка куклы Кати».




На основе простейшего сенсорного анализа учить выделять качества ткани.

Обогащать знания свойств снега, свойств и качеств воды.






Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части.





Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность



16.

«Кукла Катя и игрушки»



Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«В гости к кукле Кате»




Учить различать предметы одежды по цвету, размеру, последовательно одеваться на прогулку.

Обучать использовать предметы в игровой ситуации по назначению.







Развитие интереса к совместному с взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.





Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность


17.

«Кукла Катя и игрушки»



Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Мы купаем нашу Катю».




Учить принимать игровую задачу, выполняя действия с предметами бытового назначения.

Обучать сравнивать одежду с использованием слов «разные», «одинаковые».






Развитие интереса к совместному с взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Труд




Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Выставка детских работ «Зимушка-Зима».

2. Папка – передвижка «Одежда детей зимой».

3. «Время добрых дел» - домашнее задание (пошив зимней одежды для кукол).



январь

Мониторинг

13-17 января




Познание

Диагностические задания в игровой форме




Выявить стартовые условия (исходный уровень развития), определить достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется психолого-педагогическая помощь.











18.

«Дикие животные»




Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Где живут звери?».




Учить различать на картинках места обитания животных




Развитие любознательности, основ исследовательского поведения.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Здоровье

Безопасность

Физическая культура

Труд



19.

«Дикие животные»




Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Каждый ли медвежонок встретился с мамой?».




Учить устанавливать соответствие «один к одному», отношения: «столько же», «больше, чем…».

Обогащать знания детей о строении тела животных.






Формирование бережного отношения к животному миру.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность


Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Беседа за чашечкой чая: «Давайте поговорим» (результаты диагностики).

2. «Калейдоскоп добрых дел» - Изготовление коллажа «Дикие и домашние животные» - совместная деятельность родителей и детей.


февраль

20.

«Русское народное творчество»





Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Принесли матрешки расписные ложки!».




Познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением.




Развитие умения ориентироваться в многообразии предметного мира, обеспечить постепенный переход от предметного восприятия к сенсорному анализу.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Художественное творчество

Здоровье


Безопасность


21.

«Русское народное творчество»





Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование целостной картины мира.


Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Веселые матрешки».




Учить группировать предметы по количеству, использовать при этом слова «столько», «столько – сколько».

Обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве, используя при этом русские народные песенки, потешки, прибаутки.






Развитие разных видов детского восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Художественное творчество

Здоровье


Безопасность


22.

«Труд взрослых»




Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.



Развивающая образовательная ситуация

«Магазин игрушек»




Учить узнавать предметы по словесному описанию. Обучать сравнивать предметы по количеству, группировать предметы по форме, цвету, размеру.




Развитие интереса к совместному с взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Физическая культура




23.

«Труд взрослых»




Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.




Развивающая образовательная ситуация

«Найди свою игрушку»





Познакомить с шаром и его свойствами.

Учить узнавать и называть игрушки, действовать с ними, бережно относиться к ним.






Формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность


Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Консультация «Роль народного декоративно-прикладного творчества в жизни детей».

2. Вечер досуга «Папы разные нужны, папы разные важны…»



март

24.

«О любимых мамах»





Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.



Развивающая образовательная ситуация

«Открытка в подарок маме».




Учить способам обследования для вычленения качеств (погладить, пощупать, подбросить).

Обогащать знания о качестве бумаги, ее назначении.






Развитие желания проявлять внимание к маме.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Художественное творчество

Здоровье

Безопасность

Труд


25.

«О любимых мамах»





Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование целостной картины мира.


Развивающая образовательная ситуация

Рассматривание картины «Кошка с котятами».




Учить выполнять игровые действия.

Обогащать знания о взрослых животных и их детенышах.






Развитие (воспитание) доброго отношения и любви к своей маме.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Здоровье

Безопасность

Физическая культура


26.

«Весна»



Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование целостной картины мира.


Развивающая образовательная ситуация

«Приметы Весны»




Учить воспринимать изображенное на картине, отвечать на вопросы.




Формирование интереса к изменениям в природе, к природным явлениям.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Здоровье

Безопасность




27.

«Весна»



Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование целостной картины мира.


Развивающая образовательная ситуация

«Что взрослые делают Весной?»




Учить узнавать предметы, необходимые для труда взрослых и способах их использования.

Обогащать представления о растительном мире: деревьях, травах, цветах; его цветовой гамме






Развитие интереса к изменениям в природе, к природным явлениям, к труду взрослых.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Физическая культура

Труд


Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Оформление семейных газет посвященных Международному женскому дню в группе.

2. Фотовыставка на тему: «8 марта. О любимых мамах».

3. Папка-передвижка «Мамина забота».




апрель

28. «Посуда»



Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование элементарных математических представлений.


Развивающая образовательная ситуация

«Чашка в подарок мишке».




Учить сравнивать два предмета, выделяя сходство и различия.




Развитие элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств предметов.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность


29. «Посуда»



Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование целостной картины мира.


Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«У куклы Кати день рождения».




Учить различать и называть посуду.

Обобщать знания о посуде, ее назначении, сервировке стола, продуктах питания.






Развитие сенсорного, зрительного восприятия.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность


30.

«Птицы»



Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование целостной картины мира.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Грачи прилетели».




Учить различать части тела птиц.

Обучать изображать характерные действия.






Развитие наблюдательности, внимания.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Здоровье

Безопасность




31.

«Птицы»



Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений.



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Курочка и цыплята».




Учить составлять группы по количеству, группировать птиц по размеру.

Обогащать представления об образе жизни птиц, Обогащать знания о некоторых птицах – диких и домашних.






Развитие способности к сосредоточенному, самостоятельному наблюдению.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Здоровье

Безопасность

Физическая культура


Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Информационный лист «Изучаем, познаем, творим».

2. Семинар-практикум: «Сенсорная культура».

3. Выставка детских работ «Весны звонкая капель».




май

32.

«Солнце, воздух,

земля и вода»


Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование целостной картины мира.



Развивающая образовательная ситуация

«Бумажные лодочки»




Учить различать бумагу разного качества, выбирая нужную по назначению. Обогащать знания геометрических фигур, способствовать развитию моторики рук.




Развитие целенаправленного экспериментирования.




Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Труд


33. ««Солнце, воздух, земля и вода»


Сенсорное развитие.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование целостной картины мира.


Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Цветы на клумбе».




Учить выделять цветы среди других растений и называть их.



Стимулирование развития разных видов детского восприятия.






Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Здоровье


Безопасность

Труд



Мониторинг

19-23 мая



Познание.

Диагностические задания в игровой форме





Оценить степень решения поставленных задач, определить перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.










34.

«Насекомые»




Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений



Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Сложи бабочку»




Учить подбирать предметы (крылья бабочки) по цвету.






Развитие различных видов детского восприятия






Коммуникация

Художественная литература

Социализация

Музыка


Здоровье

Безопасность




Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Родительское собрание «Мы уже большие стали».

2. Посещение на дому «Сенсорное развитие ребенка. Развивающие игры».

3. Фотовыставка «Мой дом Детства».



4. Папка-передвижка «Развитие познавательно-экспериментальной деятельности у детей раннего возраста».



Результаты освоения содержания программы


Компоненты структуры личности

Критерии результативности

Показатели освоения содержания программы

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Эмоционально-волевой

У воспитанников сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому

Ребенок проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по-разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе в течение 3-5 минут.




Деятельностно-практический

Называет, различает, группирует.

С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.




Когнитивный

Знания.

Умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства.




Рефлексивно-творческий

У воспитанников развито творчество и способности

Передает отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.






База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница