МКУ «Городское библиотечное объединение»
Программа уроков по культуре чтения
Темрюк
Есть только одно средство стать
культурным человеком – чтение.
А. Моруа
«Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе». Сегодня время диктует нам новые формы информирования – мобильные телефоны, ПК, Интернет и это серьёзные конкуренты чтению. Все они доступны в среде подростков и молодёжи. Проводимые аналитические и статистические данные в области чтения показывают, что доля систематических читателей снижается. Большинство молодых людей читают сегодня для того, чтобы узнать новости, повысить профессиональные достижения и малая часть – заполнить досуг.
Но наряду с проблемой чтения, робко заявляет о себе новая проблема – как стать профессиональным читателем. Для этого необходимо овладеть культурой чтения. Термин «культура чтения» означает – комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно обращаться с произведениями печати.
У работников библиотек есть свои формы и методы для привлечения молодёжи к чтению. Главной задачей библиотекаря - показать и доказать подросткам и юношеству через книгу, чтение, что процесс «вдумчивого чтения» по-прежнему играет основную роль в становлении личности.
Приобщение к чтению сегодня имеет огромный социальный смысл: оно обеспечивает равенство жизненного старта для всех людей, независимо от положения в обществе, материального достатка, национальности.
II. НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Информационная культура личности»
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
-
Способствовать развитию читательских навыков и положительного влияния на обретение новых элементов культуры чтения;
-
Обострить интерес подростковой и молодёжной читательской аудитории к чтению литературы, вошедшей в «золотой» фонд русской культуры;
-
Показать «уникальную роль литературы и, прежде всего, классической, и её материала – слова – в раскрытии внутреннего мира человека» (И. И. Тихомирова);
-
Изучить взаимосвязь между культурой чтения и процессом самообразования;
-
Учитывать тенденции существования книги в виде сетевого электронного продукта, а не только в традиционной форме печатного издания.
-
Изучение практики чтения в молодежной среде, где активно используются многофункциональные мобильные телефоны и ПК.
-
Изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетенции библиотекарей в связи с внедрением современных технологий.
ФОРМА: Библиографическое ревю («ревю» – в переводе с французского «обозрение») «Познавая тайны книжного мира».
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 2014 год
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ПО ПРОФИЛЮ ПРОГРАММЫ
-
Книги классиков и современников о семейном чтении, о дружбе, любви. Научно-популярные издания;
-
Периодические журналы для подростков и молодёжи духовно-нравственной тематики; пополнение фонда наглядными материалами: календари, буклеты, постеры и др.
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ
И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА
-
Составить рекомендательные списки литературы: «Музейный калейдоскоп»; «Спорт – залог успеха и здоровья»; «Книги про «что», «где» и «когда»?»
-
Составить библиографический дайджест: «Справочные издания ответят всегда на ваши вопросы: Кто? Где? Когда?» (о новых энциклопедиях, справочниках, словарях);
-
Провести библиографический конкурс: «Счастливый поиск»; «Страна библиография»;
-
Провести библиографические уроки: «Как книга становится красивой»; «Какие тайны хранят каталоги»; «Путешествие в страну каталогов»; «Язык родной – дружи со мной»
-
В рамках библиографического информирования провести:
- Библио-пресс: «Периодика твой друг, поможет скоротать досуг», «Новинки деловой литературы»;
- библиографический обзор: «Студенту и не только»; «Да – здоровью, да – мечте, нет – наркотикам, беде!»;
- библиографическая игра «Загадки русских слов»;
Библио-ретро: «Книжные раритеты нашего фонда»;
Дни информации: «Скажи терроризму – НЕТ!»; «Проблемы современности»; «Местная власть и библиотека»
Часы информации: «Стиль жизни – здоровье»; «Не опоздай спасти здоровье»; «Этикет в Интернет»; «Что читать о знаменитых россиянах?»; «Всё расскажут нам газеты»;
Дни специалиста: «Есть такая профессия – архивист»; «Пенсионная реформа: за и против»;
День библиографии: «Интернет-сайты нашего города».
-
Ежеквартально проводить:
Экспресс-выставки;
Экскурсии;
Беседы о новых поступлениях.
-
Создать новые актуальные рубрики в систематической картотеке статей и краеведческой картотеке:
- «Осторожно! Терроризм!»; «Современная культура России»; «Русская доблесть и слава»; «Народы Кубани: азбука дружбы и общения».
|