«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________Аханова М.Н.
Протокол №____
от «____» ________ 2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по
УР МБОУ «Гимназия №96»
_____________Кукарина С.В.
«____» __________ 2014 г.
|
«Утверждено»
Директор МБОУ «Гимназия №96»
________________Бузюкин С.А.
Приказ №_____
от «____» ________ 2014 г.
|
Рабочая программа
элективного курса
«Прикладные задачи компьютерного моделирования»
в 10 А, В классах
Богданова А.Д.
Рассмотрено на
заседании
педагогического совета
протокол №____
от «___» ______ 2014г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Курс предназначен для удовлетворения образовательных потребностей детей, обучающихся в классах социального-гуманитарного профиля. Особенность данного курса в том, что он реализует межпредметные связи таких школьных дисциплин как математика, информатика и физика. Он помогает повысить мотивацию к изучению точных наук, помочь в развитии абстрактного и логического мышления, а также преодолеть психологический барьер при изучении тем повышенной сложности.
Особую ценность для учебного процесса представляет возможность самостоятельного создания учащимися компьютерных моделей на основе известных математических моделей физических объектов и явлений. Построение такого рода моделей требует наличия специальных программных сред, при этом среда для компьютерного моделирования должна быть простой в освоении и использовании, а также адаптированной под учебный процесс. Примером такой среды может служить свободно распространяемая динамическая среда GeoGebra.
В качестве инструментов компьютерного моделирования предлагается использовать следующие программные продукты Geogebra, Excel и PascalABC. Выбор данных продуктов обусловлен их доступностью для школ и учащихся.
Уроки компьютерного моделирования - это исследование каких- то свойств; использование моделей для уточнения характеристик; построение вновь конструированных объектов, моделей; наблюдение; целенаправленное восприятие информации, обусловленное какой-то задачей и т.д. Возможность проведения численного эксперимента с математической моделью значительно углубит знания по предмету, делает процесс их изучения более живым и увлекательным. Такая работа — прекрасный способ усиления прикладной и практической направленности обучения, преодоления известной схоластичности. У математического моделирования есть и другая привлекательная сторона — возможность приобщения учащихся к компьютерной технике и выработка навыков ее систематического использования, чего трудно достичь на одних лишь уроках информатики.
Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия задач, что позволяет им выполнять многочисленные задачи за небольшой промежуток времени. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом решения наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
В чем же преимущество компьютерного моделирования? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации, воспроизводить их тонкие детали, которые часто с трудом усваиваются при словесном объяснении с демонстрацией статичных рисунков. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном уроке, возможность визуализации упрощённой модели.
Рабочая программа элективного курса «Прикладные задачи компьютерного моделирования» для 10 класса составлена на основе:
-
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
"Об образовании в Российской Федерации"
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования, от 5 марта 2004г. № 1089;
-
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
-
Базисного учебного плана 2004 года;
-
Учебного плана МБОУ «Гимназия 96» Вахитовского района города Казани на 2014 – 15 учебный год;
Цель курса:
Цель курса – развитие навыков компьютерного моделирования посредством решения прикладных задач.
Задачи курса:
-
познакомить учащихся с основами информационного моделирования;
-
создать учебное пространство для развития умения рационально, продуктивно и самостоятельно решать задачи различного уровня сложности;
-
актуализировать межпредметные связи (информатика - математика – физика) посредством создания компьютерных моделей физических процессов.
Основные знания:
В результате изучения элективного курса «Прикладные задачи компьютерного моделирования» ученик должен знать/ понимать:
-
основные понятия по теме «Моделирование»: определение модели, натурные и информационные модели, разновидности информационных моделей (образные, знаковые, табличные, графические и др.);
-
свойства моделей;
-
цели моделирования;
-
элементы интерфейса программ для компьютерного моделирования: Excel, Geogebra, PascalABC.
Основные умения:
В результате изучения элективного курса «Прикладные задачи компьютерного моделирования» ученик должен уметь:
-
использовать возможности программ Excel, GeoGebra для компьютерного моделирования;
-
строить простейшие геометрические объекты в Geogebra (точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник, правильный многоугольник и др.);
-
обозначать точки, прямые, отрезки, фигуры, углы в Geogebra;
-
создавать простейшие анимационные модели в Geogebra;
-
строить графики элементарных функций в Geogebra;
-
решать уравнения системы уравнений графическим способом в Geogebra;
-
строить простейшие модели физических процессов в Geogebra.
Формы и методы обучения:
Формы обучения ориентированы на следующие педагогические технологии:
-
индивидуальная исследовательская деятельность;
-
коммуникативно-направленная групповая работа;
-
фронтальные формы работы.
Форма итогового контроля:
Для оценки уровня обученности проводится текущий и итоговый контроль обучаемых в виде тестов, индивидуальных творческих заданий (задач), получения консультаций по вопросам решения разного уровня сложности нестандартных задач.
Ученик получает зачет (оценку не ниже 4) при условии выполнения работы в установленный срок с учетом стандартных требований, предъявляемых при сдаче ЕГЭ.
Продолжительность образовательного процесса:
На изучение данного курса отводится 0,5 часа в неделю – 18 часов в год из учебного плана МБОУ «Гимназия 96».
Содержание программы:
-
Введение в моделирование: основные понятия информационного моделирования, классификация моделей и примеры применения компьютерных моделей на практике. (1 час)
-
Обзор инструментов компьютерного моделирования. (2 часа)
-
Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra. (2 часа)
-
Создание анимационных моделей. (2 часа)
-
Построение графиков элементарных функций. (2 часа)
-
Решение уравнений и систем уравнений графическим способом
(2 часа)
-
Анимированная тригонометрическая окружность (1 час)
-
Моделирование физических процессов: моделирование полета баскетбольного мяча, моделирование колебаний математического маятника и др. (4 часа)
Тематический план:
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Введение в моделирование
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Обзор инструментов компьютерного моделирования
|
2
|
1
|
1
|
3
|
Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Создание анимационных моделей
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Построение графиков элементарных функций
|
2
|
-
|
2
|
6
|
Решение уравнений и систем уравнений графическим способом
|
2
|
0.5
|
1.5
|
7
|
Анимированная тригонометрическая окружность
|
1
|
0
|
1
|
8
|
Моделирование физических процессов
|
4
|
1
|
3
|
9
|
Зачетное занятие по всему курсу
|
1
|
|
1
|
10
|
Резерв
|
1
|
|
1
|
|
всего
|
18
|
5,5
|
12,5
|
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ» 10А и 10В классов на 2014-2015 гг.
№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
|
Элементы содержания
|
Виды контроля, измерите-ли
|
Планируемые результаты освоения материала
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
1
|
Введение в моделирование
|
Изложение нового материала
|
Лекция
|
Виды моделей, натурные модели, информационные модели: табличные, графические
|
Опрос
|
Знать определение и назначение моделирования, основные виды моделей, уметь приводить примеры натурных и информационных моделей
Иметь представление о таблицах типа "объект-свойство", "объект-объект", "двойная матрица"
|
Конспект в тетради, основные понятия на с/р
|
1 неделя сентября
|
|
2
|
Обзор инструментов компьютерного моделирования
|
Проверка, изложение нового материала
|
Лекция
|
Основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal
|
Опрос
|
Знать основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal
|
Конспект в тетради, основные понятия на с/р
|
2 неделя сентября
|
|
3
|
Обзор инструментов компьютерного моделирования
|
Закрепление материала
|
Лекция с элементами демонстрации
|
Основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal
|
Опрос
|
Знать основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal
|
Повторить элементы интерфейса программы Excel, выучить инструменты программы GeoGebra
|
3 неделя сентября
|
|
4
|
Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra
|
Изложение нового материала
|
Лекция с элементами демонстрации
|
Работа с инструментами геометрии GeoGebra
|
Опрос
|
Знать основные инструменты геометрии GeoGebra.
Уметь сохранять и открывать файлы, использовать основные инструменты геометрии GeoGebra: новая точка, курсор, прямая по 2-ум точкам, отрезок, удаление объекта, отмена/повтор, перемещение графического вида, увеличение/уменьшение масштаба, использование подсказок для инструментов.
|
Выучить основные инструменты геометрии GeoGebra, рисунок в тетради
|
4 неделя сентября
|
|
5
|
Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra
|
Практическая работа
|
Практика
|
Создание компьютерных моделей простейших геометрических объектов в Geogebra с помощью инструментов: перпендикулярная прямая, параллельная прямая, пересечение
2-х объектов, многоугольник.
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Уметь строить точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник, правильный многоугольник и рисунки из этих элементов.
|
Рисунок в тетради
|
1 неделя октября
|
|
6
|
Создание анимационных моделей
|
Практическая работа
|
Практика
|
Моделирование движения графических объектов
Ползунок как визуальный элемент управления числом
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Уметь вставлять графические объекты из файлов, анимировать графические объекты
|
Рисунок в тетради
|
2 неделя октября
|
|
7
|
Создание анимационных моделей
|
Практическая работа
|
Практика
|
Моделирование движения графических объектов
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Уметь создавать рисунки с помощью графического редактора, сохранять их, вставлять графические объекты из файлов, анимировать графические объекты
|
Рисунок в тетради
|
3 неделя октября
|
|
8
|
Построение графиков элементарных функций
|
Практическая работа
|
Практика
|
Построение графиков прямой, квадратичной кубической параболы, гиперболы
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Уметь строить графики элементарных функций из курса алгебры
|
Чертежи в тетради
|
4 неделя октября
|
|
9
|
Построение графиков элементарных функций
|
Практическая работа
|
Практика
|
Построение графиков тригонометрических функций
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Уметь строить графики элементарных функций из курса алгебры
|
Чертежи в тетради
|
5 неделя октября
|
|
10
|
Решение уравнений и систем уравнений графическим способом
|
Практическая работа
|
Практика
|
Решение линейных и квадратных уравнений графическим способом
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Знать способы решения уравнений и систем уравнений
Уметь решать уравнения и системы уравнений графическим способом
|
Чертежи в тетради
|
2 неделя ноября
|
|
11
|
Решение систем уравнений графическим способом
|
Практическая работа
|
Практика
|
Решение систем уравнений графическим способом
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Уметь решать уравнения и системы уравнений графическим способом
|
Чертежи в тетради
|
3 неделя ноября
|
|
12
|
Анимированная тригонометричес-кая окружность
|
Практическая работа
|
Практика
|
Построение тригонометрической окружности
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Уметь моделировать тригонометрическую окружность
|
Чертеж в тетради
|
4 неделя ноября
|
|
13
|
Моделирование физических процессов
|
Изложение нового материала
|
Лекция
|
Моделирование физических процессов – область приложения моделирования
Знакомство с моделированием полета снаряда на демонстрационном примере
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Знать аналогии между лабораторным и вычислительным экспериментами, преимущества визуализации физических процессов
Учащиеся должны сопоставлять:
-
понятие линейной функции как модель движения с постоянной скоростью;
-
квадратичной функции как модель свободно падающего тела;
-
математический маятник, колебания в электрической цепи, тень от солнца – модели тригонометрических функций.
|
Чертеж в тетради
|
1 неделя декабря
|
|
14
|
Моделирование физических процессов
|
Практическая работа
|
Практика
|
Моделирование перемещения автомобиля в GeoGebra (равномерное прямолинейное и равноускоренное движение)
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Знать формулы равномерное прямолинейное и равноускоренное движение из курса физики
|
Чертеж в тетради
|
2 неделя декабря
|
|
15
|
Моделирование физических процессов
|
Практическая работа
|
Практика
|
Моделирование полета баскетбольного мяча в GeoGebra
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Знать формулы полета тела, брошенного под углом к горизонту из курса физики
|
Чертеж в тетради
|
3 неделя декабря
|
|
16
|
Моделирование физических процессов
|
Практическая работа
|
Практика
|
Моделирование колебаний маятника в GeoGebra
|
Опрос, отчет по практической работе
|
Знать формулы колебаний маятника из курса физики
|
Подготовка к зачету
|
4 неделя декабря
|
|
17
|
Зачетное занятие по всему курсу
|
Контроль знаний
|
Зачет
|
См материал 1-16 уроков
|
Зачет по билетам
|
См материал 1-16 уроков
|
Повторить материал курса
|
3 неделя января
|
|
18
|
Резерв
|
|
|
|
|
|
|
4 неделя января
|
|
Список использованной литературы и источников
-
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. СПб.: Питер, 2008.
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Л.В.Шестакова. — 3-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 352 с. : ил.
-
Материалы сайта www.geogebra.org
-
http://www.geogebra.org/book/intro-en.zip Введение в GeoGebra версии 4.2
|