Рабочая программа элективного курса




Скачать 197.66 Kb.
Дата 18.09.2016
Размер 197.66 Kb.



«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________Аханова М.Н.

Протокол №____

от «____» ________ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по

УР МБОУ «Гимназия №96»

_____________Кукарина С.В.

«____» __________ 2014 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «Гимназия №96»

________________Бузюкин С.А.

Приказ №_____

от «____» ________ 2014 г.


Рабочая программа

элективного курса

«Прикладные задачи компьютерного моделирования»

в 10 А, В классах
Богданова А.Д.

Рассмотрено на

заседании

педагогического совета

протокол №____

от «___» ______ 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Курс предназначен для удовлетворения образовательных потребностей детей, обучающихся в классах социального-гуманитарного профиля. Особенность данного курса в том, что он реализует межпредметные связи таких школьных дисциплин как математика, информатика и физика. Он помогает повысить мотивацию к изучению точных наук, помочь в развитии абстрактного и логического мышления, а также преодолеть психологический барьер при изучении тем повышенной сложности.

Особую ценность для учебного процесса представляет возможность самостоятельного создания учащимися компьютерных моделей на основе известных математических моделей физических объектов и явлений. Построение такого рода моделей требует наличия специальных программных сред, при этом среда для компьютерного моделирования должна быть простой в освоении и использовании, а также адаптированной под учебный процесс. Примером такой среды может служить свободно распространяемая динамическая среда GeoGebra.

В качестве инструментов компьютерного моделирования предлагается использовать следующие программные продукты Geogebra, Excel и PascalABC. Выбор данных продуктов обусловлен их доступностью для школ и учащихся.

Уроки компьютерного моделирования - это исследование каких- то свойств; использование моделей для уточнения характеристик; построение вновь конструированных объектов, моделей; наблюдение; целенаправленное восприятие информации, обусловленное какой-то задачей и т.д. Возможность проведения численного эксперимента с математической моделью значительно углубит знания по предмету, делает процесс их изучения более живым и увлекательным. Такая работа — прекрасный способ усиления прикладной и практической направленности обучения, преодоления известной схоластичности. У математического моделирования есть и другая привлекательная сторона — возможность приобщения учащихся к компьютерной технике и выработка навыков ее систематического использования, чего трудно достичь на одних лишь уроках информатики.

Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия задач, что позволяет им выполнять многочисленные задачи за небольшой промежуток времени. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом решения наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

В чем же преимущество компьютерного моделирования? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации, воспроизводить их тонкие детали, которые часто с трудом усваиваются при словесном объяснении с демонстрацией статичных рисунков. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном уроке, возможность визуализации упрощённой модели.

Рабочая программа элективного курса «Прикладные задачи компьютерного моделирования» для 10 класса составлена на основе:


  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
    "Об образовании в Российской Федерации"

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования, от 5 марта 2004г. № 1089;

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • Базисного учебного плана 2004 года;

  • Учебного плана МБОУ «Гимназия 96» Вахитовского района города Казани на 2014 – 15 учебный год;


Цель курса:

Цель курса – развитие навыков компьютерного моделирования посредством решения прикладных задач.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с основами информационного моделирования;

  • создать учебное пространство для развития умения рационально, продуктивно и самостоятельно решать задачи различного уровня сложности;

  • актуализировать межпредметные связи (информатика - математика – физика) посредством создания компьютерных моделей физических процессов.

Основные знания:

В результате изучения элективного курса «Прикладные задачи компьютерного моделирования» ученик должен знать/ понимать:



  • основные понятия по теме «Моделирование»: определение модели, натурные и информационные модели, разновидности информационных моделей (образные, знаковые, табличные, графические и др.);

  • свойства моделей;

  • цели моделирования;

  • элементы интерфейса программ для компьютерного моделирования: Excel, Geogebra, PascalABC.


Основные умения:

В результате изучения элективного курса «Прикладные задачи компьютерного моделирования» ученик должен уметь:



  • использовать возможности программ Excel, GeoGebra для компьютерного моделирования;

  • строить простейшие геометрические объекты в Geogebra (точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник, правильный многоугольник и др.);

  • обозначать точки, прямые, отрезки, фигуры, углы в Geogebra;

  • создавать простейшие анимационные модели в Geogebra;

  • строить графики элементарных функций в Geogebra;

  • решать уравнения системы уравнений графическим способом в Geogebra;

  • строить простейшие модели физических процессов в Geogebra.


Формы и методы обучения:

Формы обучения ориентированы на следующие педагогические технологии:



  • индивидуальная исследовательская деятельность;

  • коммуникативно-направленная групповая работа;

  • фронтальные формы работы.


Форма итогового контроля:

Для оценки уровня обученности проводится текущий и итоговый контроль обучаемых в виде тестов, индивидуальных творческих заданий (задач), получения консультаций по вопросам решения разного уровня сложности нестандартных задач.



Ученик получает зачет (оценку не ниже 4) при условии выполнения работы в установленный срок с учетом стандартных требований, предъявляемых при сдаче ЕГЭ.
Продолжительность образовательного процесса:

На изучение данного курса отводится 0,5 часа в неделю – 18 часов в год из учебного плана МБОУ «Гимназия 96».
Содержание программы:

  1. Введение в моделирование: основные понятия информационного моделирования, классификация моделей и примеры применения компьютерных моделей на практике. (1 час)

  2. Обзор инструментов компьютерного моделирования. (2 часа)

  3. Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra. (2 часа)

  4. Создание анимационных моделей. (2 часа)

  5. Построение графиков элементарных функций. (2 часа)

  6. Решение уравнений и систем уравнений графическим способом
    (2 часа)


  7. Анимированная тригонометрическая окружность (1 час)

  8. Моделирование физических процессов: моделирование полета баскетбольного мяча, моделирование колебаний математического маятника и др. (4 часа)

Тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение в моделирование

1

1

-

2

Обзор инструментов компьютерного моделирования

2

1

1

3

Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra

2

1

1

4

Создание анимационных моделей

2

1

1

5

Построение графиков элементарных функций

2

-

2

6

Решение уравнений и систем уравнений графическим способом

2

0.5

1.5

7

Анимированная тригонометрическая окружность

1

0

1

8

Моделирование физических процессов

4

1

3

9

Зачетное занятие по всему курсу

1




1

10

Резерв

1




1




всего

18

5,5

12,5



Календарно-тематическое планирование элективного курса

«ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ» 10А и 10В классов на 2014-2015 гг.



Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Элементы содержания

Виды контроля, измерите-ли

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение в моделирование

Изложение нового материала

Лекция

Виды моделей, натурные модели, информационные модели: табличные, графические

Опрос

Знать определение и назначение моделирования, основные виды моделей, уметь приводить примеры натурных и информационных моделей

Иметь представление о таблицах типа "объект-свойство", "объект-объект", "двойная матрица"



Конспект в тетради, основные понятия на с/р

1 неделя сентября




2

Обзор инструментов компьютерного моделирования

Проверка, изложение нового материала

Лекция


Основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal

Опрос

Знать основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal

Конспект в тетради, основные понятия на с/р

2 неделя сентября




3

Обзор инструментов компьютерного моделирования

Закрепление материала

Лекция с элементами демонстрации

Основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal

Опрос

Знать основные инструменты компьютерного моделирования: Excel, GeoGebra, Pascal

Повторить элементы интерфейса программы Excel, выучить инструменты программы GeoGebra

3 неделя сентября




4

Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra

Изложение нового материала

Лекция с элементами демонстрации

Работа с инструментами геометрии GeoGebra

Опрос

Знать основные инструменты геометрии GeoGebra.

Уметь сохранять и открывать файлы, использовать основные инструменты геометрии GeoGebra: новая точка, курсор, прямая по 2-ум точкам, отрезок, удаление объекта, отмена/повтор, перемещение графического вида, увеличение/уменьшение масштаба, использование подсказок для инструментов.



Выучить основные инструменты геометрии GeoGebra, рисунок в тетради

4 неделя сентября




5

Компьютерное моделирование геометрических объектов в Geogebra

Практическая работа

Практика

Создание компьютерных моделей простейших геометрических объектов в Geogebra с помощью инструментов: перпендикулярная прямая, параллельная прямая, пересечение
2-х объектов, многоугольник.


Опрос, отчет по практической работе

Уметь строить точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник, правильный многоугольник и рисунки из этих элементов.

Рисунок в тетради

1 неделя октября




6

Создание анимационных моделей

Практическая работа

Практика

Моделирование движения графических объектов

Ползунок как визуальный элемент управления числом



Опрос, отчет по практической работе

Уметь вставлять графические объекты из файлов, анимировать графические объекты

Рисунок в тетради

2 неделя октября




7

Создание анимационных моделей

Практическая работа

Практика

Моделирование движения графических объектов

Опрос, отчет по практической работе

Уметь создавать рисунки с помощью графического редактора, сохранять их, вставлять графические объекты из файлов, анимировать графические объекты

Рисунок в тетради

3 неделя октября




8

Построение графиков элементарных функций

Практическая работа

Практика

Построение графиков прямой, квадратичной кубической параболы, гиперболы

Опрос, отчет по практической работе

Уметь строить графики элементарных функций из курса алгебры

Чертежи в тетради

4 неделя октября




9

Построение графиков элементарных функций

Практическая работа

Практика

Построение графиков тригонометрических функций

Опрос, отчет по практической работе

Уметь строить графики элементарных функций из курса алгебры

Чертежи в тетради

5 неделя октября




10

Решение уравнений и систем уравнений графическим способом

Практическая работа

Практика

Решение линейных и квадратных уравнений графическим способом

Опрос, отчет по практической работе

Знать способы решения уравнений и систем уравнений

Уметь решать уравнения и системы уравнений графическим способом

Чертежи в тетради

2 неделя ноября




11

Решение систем уравнений графическим способом

Практическая работа

Практика

Решение систем уравнений графическим способом

Опрос, отчет по практической работе

Уметь решать уравнения и системы уравнений графическим способом

Чертежи в тетради

3 неделя ноября




12

Анимированная тригонометричес-кая окружность

Практическая работа

Практика

Построение тригонометрической окружности

Опрос, отчет по практической работе

Уметь моделировать тригонометрическую окружность

Чертеж в тетради

4 неделя ноября




13

Моделирование физических процессов

Изложение нового материала

Лекция

Моделирование физических процессов – область приложения моделирования

Знакомство с моделированием полета снаряда на демонстрационном примере

Опрос, отчет по практической работе

Знать аналогии между лабораторным и вычислительным экспериментами, преимущества визуализации физических процессов

Учащиеся должны сопоставлять:

  • понятие линейной функции как модель движения с постоянной скоростью;

  • квадратичной функции как модель свободно падающего тела;

  • математический маятник, колебания в электрической цепи, тень от солнца – модели тригонометрических функций.

Чертеж в тетради

1 неделя декабря




14

Моделирование физических процессов

Практическая работа

Практика

Моделирование перемещения автомобиля в GeoGebra (равномерное прямолинейное и равноускоренное движение)

Опрос, отчет по практической работе

Знать формулы равномерное прямолинейное и равноускоренное движение из курса физики

Чертеж в тетради

2 неделя декабря




15

Моделирование физических процессов

Практическая работа

Практика

Моделирование полета баскетбольного мяча в GeoGebra

Опрос, отчет по практической работе

Знать формулы полета тела, брошенного под углом к горизонту из курса физики

Чертеж в тетради

3 неделя декабря




16

Моделирование физических процессов

Практическая работа

Практика

Моделирование колебаний маятника в GeoGebra

Опрос, отчет по практической работе

Знать формулы колебаний маятника из курса физики

Подготовка к зачету

4 неделя декабря




17

Зачетное занятие по всему курсу

Контроль знаний

Зачет

См материал 1-16 уроков

Зачет по билетам

См материал 1-16 уроков

Повторить материал курса

3 неделя января




18

Резерв



















4 неделя января





Список использованной литературы и источников


  1. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. СПб.: Питер, 2008.

  2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Л.В.Шестакова. — 3-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 352 с. : ил.

  3. Материалы сайта www.geogebra.org

  4. http://www.geogebra.org/book/intro-en.zip Введение в GeoGebra версии 4.2




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница