Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений




Скачать 0.64 Mb.
страница 1/4
Дата 30.09.2016
Размер 0.64 Mb.
  1   2   3   4

Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе

для детских музыкальных школ и музыкальных отделений

школ искусств

Автор-составитель



З.М. Очирова
Лагань 2013г.

Сведения об авторе

Очирова Зоя Михайловна – учитель музыки, МХК в гимназии; преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы в Лаганской детской школе искусств. Стаж работы 31 год. Закончила в 1979 году Элистинское музыкальное училище, в 2001 году - музыкально-педагогический факультет Саратовского университета. Учащиеся Зои Михайловны неоднократно занимали места на Республиканских Олимпиадах по музыкально-теоретическим дисциплинам.



Пояснительная записка.

Данное пособие предназначено для преподавателей ДМШ и ДШИ по курсу музыкальной литературы.

Известно, что в последнее десятилетие интерес учащихся к теоретическим дисциплинам постоянно снижается. Считаем, что это, прежде всего, обусловлено большим объемом изучаемого материала, недостаточным кругозором знаний у основного контингента учащихся, а также традиционной формой контроля знаний. В большинстве своем наши ученики не планируют выбрать музыку своей профессией. Поэтому считаем, что методика контроля и аттестация знаний должны быть приближены к уже существующей в общеобразовательных школах.

Настоящее пособие является действительным средством учета и контроля знаний учащихся. В самом начале пособия представлен примерный тематический план, в котором указано количество часов, отводимых на изучение той или иной темы. Общее количество часов в каждой четверти определено с достаточной точностью. Но любой педагог знает, что необходимо иметь резервный урок на случай совпадения праздничного дня (1мая,8 марта,23 февраля и т.п.) с проводимым уроком. Общее количество недель в учебном году-36, что соответствует числу уроков в году. Поэтому каждый учитель должен на основе примерного плана составлять каждый год свой календарно-тематический план, чтобы в полном объеме изучать предмет "музыкальная литература". Тематическое планирование представляет собой лишь примерный вариант, где возможна корректировка в каждом отдельном случае.

В пособии представлены многочисленные тесты. Они расположены в соответствии с тематическим планом. Форма их использования может быть разнообразна. Тесты помогают более рационально использовать время урока, охватить больший объем контролируемого материала, а также задействовать всех обучаемых детей в группе. Опыт работы подсказывает, что тестирование служит хорошим подспорьем к традиционной форме контроля знаний, разнообразит процесс обучения музыкальной литературы. Систематизация расположения тестов по четвертям очень удобна, так как помогает в нужный момент отыскать тот или иной раздел музыкальной литературы.

Данные тесты предполагается использовать и на контрольных уроках в конце каждой четверти, и на итоговых экзаменах по окончании курса обучения. Используя дифференцированный подход преподавания, учитель может компоновать по-своему тесты для "сильных" и "слабых" учеников, формируя собственную подборку из данного материала. В тестах в большей степени использовался материал 4-х учебников по музыкальной литературе М. Шорниковой, хотя некоторые сведения почерпаны из других изданий (см. список использованной литературы).

По окончании курса музыкальной литературы авторы предлагают использовать следующую форму аттестации выпускников, состоящую из 2-х разделов. Первый - это итоговое тестирование и второй - музыкальная викторина.

Для итогового тестирования представлены несколько вариантов, чтобы исключить возможность списывания ответов.

Музыкальная викторина может состоять из 15 номеров. Из них 12-13 - это наиболее яркие, хорошо узнаваемые фрагменты изученных музыкальных произведений. А оставшиеся 2-3 фрагмента представляют собой "сюрпризные моменты": произведения, не изучаемые по программе, но относящиеся к так называемой популярной классической музыке, часто звучащей в музыкальном эфире. Например: Л. Бетховен "К Элизе", П.И. Чайковский "Танец маленьких лебедей" из балета «Лебединое озеро» и т.д. (примерные варианты викторин представлены на диске).

Исходя из опыта работы, утверждаем, что предлагать музыкальную викторину на итоговой аттестации по курсу музыкальной литературы можно лишь в том случае, если такая форма контроля знаний использовалась неоднократно в процессе обучения. В противном случае оценка уровня знаний учащихся не отразит реальной картины обученности детей и возможно, создаст дополнительный стрессовый момент на экзамене.

Примерный тематический план

Первый год обучения





№№

тем

Наименование тем


Количество уроков




I четверть






Музыка и мы

1



Выразительные средства музыки

2



Возникновение музыкальных инструментов. Структурные инструменты

1



Деревянные духовные инструменты

1



Медные духовные инструменты

1



Ударные инструменты. Клавишные инструменты

1



Клавишные инструменты

1



Деревянные духовные инструменты

1



Контрольный урок

9 уроков




II четверть




1.

История развития оркестра




2.

Виды оркестра

1

3.

Певческие голоса

1

4.

Программная музыка

3

5.

Контрольный урок

1




Всего

7 уроков




III четверть




1.

Музыкальные жанры. Марш

1

2.

Танец в музыке

1

3.

Народная песня и композитор

1

4.

Народные инструменты

1

5.

Музыкальная форма. Двухчастная форма

1

6.

Трехчастная форма. Рондо

1

7.

Сюита

1

8.

Фуга

1

9.

Соната

1

10.

Контрольный урок

1




Всего

10 уроков




IV четверть




1.

Музыка в кино и в театре

2

2.

Опера

2

3.

Балет

2

4.

Контрольный урок

1

5.

Итоговое занятие

1




Всего

8 уроков
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница