МОУ Томинская СОШ
Уроки биологии в 11 классе
по теме
«Эволюция приматов.
Современный этап в развитии человека»
Подготовила и провела
учитель биологии и химии
2-й категории
МОУ Томинская СОШ
Пасынкова О.Н.
Описание урока
Предмет
|
Биология 11 класс
|
Место занятия в структуре образовательного процесса
|
Развитие жизни на Земле
|
Тема урока по учебно-тематическому плану
|
Эволюция приматов. Современный этап в развитии человека
|
Номер урока по теме
|
5 - 6 ( 14 – 15)
|
Форма организации урока
|
комбинированный урок (изучение нового материала)
|
Цель
|
-
Показать место человека в системе органического мира.
-
Показать биосоциальную сущность человека.
|
Задачи
|
-
Определить место человека в системе органического мира.
-
Привлечь знания учащихся по теории эволюции для доказательства происхождения человека от животных
-
Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
|
Ожидаемые результаты
|
Знать:
-
Место человека в системе органического мира.
-
Этапы развития человека
-
Роль биологических и социальных факторов в развитии человека
Уметь:
-
Сравнивать человека и его предков.
-
Доказывать существование одного вида Человек разумный, представленного всеми расами.
-
Показывать единство и взаимосвязь человека и среды
|
Оборудование
|
Компьютер, проектор, презентация «Эволюция приматов», раздаточный материал – таблица «Основные этапы антропогенеза».
|
Этапы урока и их длительность (мин)
ПЕРВЫЙ УРОК
ВТОРОЙ УРОК
|
1. Орг. Момент (2 мин)
2. Переход к новой теме(2 мин)
3. Объяснение новой темы(23 мин)
4. Закрепление (10 мин)
5. Домашнее задание (3 мин)
1. Орг. Момент (2 мин)
2. Проверка знаний(10 мин)
3. Объяснение новой темы с поэтапным закреплением(30 мин)
4. Домашнее задание (3 мин)
|
Ход урока
Первый урок
-
Организационный момент.
-
Переход к новой теме
Изучение развития жизни на Земле невозможно без изучения эволюции приматов вообще и человека в частности. Поэтому ближайшие два урока мы с вами посвятим более детальному знакомству со своим происхождением.
-
Изучение новой темы
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 1
|
Компьютер – проектор
|
а) Начнем написание истории собственного возникновения и развития с воспоминаний о том, какое место в системе органического мира мы с вами занимаем.
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 2
|
Компьютер – проектор
|
б) Поскольку мы находимся в родстве с животными, должны существовать тому доказательства. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу:
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 3
|
Компьютер – проектор
|
Какие научные данные доказывают происхождение от животных?
в) Человек находится на более высокой ступени развития, значит, какие-то признаки его должны отличать от животных. Чтобы выяснить это, вы работаете с текстом на с. 467 учебника и заполняете следующую таблицу.
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 4
|
Компьютер – проектор
|
Перечислите отличия человека от животных. Объясните причины этих различий.
Какие черты характерны только для человека?
Поскольку развитие и становление человека имело и имеет отличия от такого же процесса у других животных, то и занимается изучением этих закономерностей отдельная наука «антропология»
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 5
|
Компьютер – проектор
|
Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов – он сопровождается еще социальными факторами.
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 6
|
Компьютер – проектор
|
На ранних этапах преобладали биологические движущие силы. При этом решающую роль играл выбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов.
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 7
Слайд № 8
|
Компьютер – проектор
|
-
Закрепление.
-
От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?
-
От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?
-
Какие черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков вида человек разумный?
-
Домашнее задание: с. 466 – 470
Второй урок
-
Орг. момент
-
Проверка знаний
-
Рассказать о факторах антропогенеза.
-
Какие признаки человека определяют его принадлежность к той или иной таксономической группе?
-
Какие признаки характерны только для человека?
-
С позиций биогенетического закона докажите животное происхождение человека.
-
В каком направлении действовал ЕО в процессе эволюции человека?
-
Изучение новой темы
На стадии австралопитеков объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.
Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность.
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 9
|
Компьютер – проектор
|
Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от человека, является масса мозга, равная 750г.
В процессе становления человека выделяют три стадии:
1) древнейшие люди; 2) древние люди; 3) современные люди.
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 10
|
Компьютер – проектор
|
Прочитайте текст на с. 472 – 473. Сравните древнейших и древних людей. Кто из них стоит ближе к человеку? Почему?
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 11
|
Компьютер – проектор
|
Почему неандертальцы были вытеснены первыми современными людьми кроманьонцами?
Сравните неандертальца и кроманьонца. Почему считается, что кроманьонцы достигли более высокого уровня развития по сравнению с неандертальцами?
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 12
|
Компьютер – проектор
|
Задание: Рассмотреть рисунок и ответить на вопросы
-
Каковы тенденции в изменении физического типа человека в процессе антропогенеза?
-
Какие изменения черепа связаны с появлением у человека второй сигнальной системы – речи?
-
Как изготовление и использование орудий труда повлияло на процесс антропогенеза?
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 13
|
Компьютер – проектор
Компьютер - принтер
|
Все современное человечество принадлежит к одному виду. Это вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей.
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 14
|
Компьютер – проектор
|
4. Итоги урока
ЦОР
|
Информационный объект (ИО) и путь к нему
|
Мультимедиакомпоненты
|
Варианты использования техники
|
|
Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»
|
Слайд № 15
|
Компьютер – проектор
|
Домашнее задание с. 471 - 483
|