Уроки биологии в 11 классе по теме «Эволюция приматов. Современный этап в развитии человека»




Скачать 104.96 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 104.96 Kb.
МОУ Томинская СОШ

Уроки биологии в 11 классе

по теме

«Эволюция приматов.

Современный этап в развитии человека»

Подготовила и провела

учитель биологии и химии

2-й категории

МОУ Томинская СОШ

Пасынкова О.Н.

Описание урока


Предмет

Биология 11 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса

Развитие жизни на Земле

Тема урока по учебно-тематическому плану

Эволюция приматов. Современный этап в развитии человека

Номер урока по теме

5 - 6 ( 14 – 15)

Форма организации урока

комбинированный урок (изучение нового материала)

Цель

  1. Показать место человека в системе органического мира.

  2. Показать биосоциальную сущность человека.

Задачи

  1. Определить место человека в системе органического мира.

  2. Привлечь знания учащихся по теории эволюции для доказательства происхождения человека от животных

  3. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.

Ожидаемые результаты

Знать:

  1. Место человека в системе органического мира.

  2. Этапы развития человека

  3. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека

Уметь:

  1. Сравнивать человека и его предков.

  2. Доказывать существование одного вида Человек разумный, представленного всеми расами.

  3. Показывать единство и взаимосвязь человека и среды

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация «Эволюция приматов», раздаточный материал – таблица «Основные этапы антропогенеза».

Этапы урока и их длительность (мин)

ПЕРВЫЙ УРОК


ВТОРОЙ УРОК

1. Орг. Момент (2 мин)

2. Переход к новой теме(2 мин)

3. Объяснение новой темы(23 мин)

4. Закрепление (10 мин)

5. Домашнее задание (3 мин)

1. Орг. Момент (2 мин)

2. Проверка знаний(10 мин)

3. Объяснение новой темы с поэтапным закреплением(30 мин)

4. Домашнее задание (3 мин)




Ход урока

Первый урок


  1. Организационный момент.

  2. Переход к новой теме

Изучение развития жизни на Земле невозможно без изучения эволюции приматов вообще и человека в частности. Поэтому ближайшие два урока мы с вами посвятим более детальному знакомству со своим происхождением.



  1. Изучение новой темы




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники




Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»


Слайд № 1



Компьютер – проектор



а) Начнем написание истории собственного возникновения и развития с воспоминаний о том, какое место в системе органического мира мы с вами занимаем.




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники




Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»



Слайд № 2



Компьютер – проектор



б) Поскольку мы находимся в родстве с животными, должны существовать тому доказательства. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу:




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники




Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»



Слайд № 3



Компьютер – проектор



Какие научные данные доказывают происхождение от животных?

в) Человек находится на более высокой ступени развития, значит, какие-то признаки его должны отличать от животных. Чтобы выяснить это, вы работаете с текстом на с. 467 учебника и заполняете следующую таблицу.


ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники



Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»




Слайд № 4



Компьютер – проектор




Перечислите отличия человека от животных. Объясните причины этих различий.

Какие черты характерны только для человека?
Поскольку развитие и становление человека имело и имеет отличия от такого же процесса у других животных, то и занимается изучением этих закономерностей отдельная наука «антропология»


ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники




Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»



Слайд № 5



Компьютер – проектор



Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов – он сопровождается еще социальными факторами.




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники



Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»




Слайд № 6



Компьютер – проектор



На ранних этапах преобладали биологические движущие силы. При этом решающую роль играл выбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов.




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники




Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»



Слайд № 7


Слайд № 8




Компьютер – проектор







  1. Закрепление.




    1. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?

    2. От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?

    3. Какие черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков вида человек разумный?




  1. Домашнее задание: с. 466 – 470



Второй урок

    1. Орг. момент

    2. Проверка знаний




      1. Рассказать о факторах антропогенеза.

      2. Какие признаки человека определяют его принадлежность к той или иной таксономической группе?

      3. Какие признаки характерны только для человека?

      4. С позиций биогенетического закона докажите животное происхождение человека.

      5. В каком направлении действовал ЕО в процессе эволюции человека?




    1. Изучение новой темы

На стадии австралопитеков объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность.




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники



Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»




Слайд № 9



Компьютер – проектор



Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от человека, является масса мозга, равная 750г.

В процессе становления человека выделяют три стадии:

1) древнейшие люди; 2) древние люди; 3) современные люди.




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники



Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»




Слайд № 10



Компьютер – проектор




Прочитайте текст на с. 472 – 473. Сравните древнейших и древних людей. Кто из них стоит ближе к человеку? Почему?




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники



Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»




Слайд № 11



Компьютер – проектор




Почему неандертальцы были вытеснены первыми современными людьми кроманьонцами?

Сравните неандертальца и кроманьонца. Почему считается, что кроманьонцы достигли более высокого уровня развития по сравнению с неандертальцами?



ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники



Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»




Слайд № 12



Компьютер – проектор


Задание: Рассмотреть рисунок и ответить на вопросы



  1. Каковы тенденции в изменении физического типа человека в процессе антропогенеза?

  2. Какие изменения черепа связаны с появлением у человека второй сигнальной системы – речи?

  3. Как изготовление и использование орудий труда повлияло на процесс антропогенеза?




ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники




Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»



Слайд № 13



Компьютер – проектор

Компьютер - принтер

Все современное человечество принадлежит к одному виду. Это вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей.





ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники




Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»



Слайд № 14



Компьютер – проектор





4. Итоги урока


ЦОР

Информационный объект (ИО) и путь к нему

Мультимедиакомпоненты

Варианты использования техники



Мои документы – биология – мои классы – 11 класс – презентации – «Эволюция приматов»




Слайд № 15



Компьютер – проектор





Домашнее задание с. 471 - 483


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница