Занятие по развитию речи содержит несколько частей: речевая (артикуляционная ) гимнастика; постановка звука




Скачать 38.09 Kb.
Дата 28.08.2016
Размер 38.09 Kb.
Применение компьютерной программы «Речевой калейдоскоп» на занятиях по звуковой культуре речи.
В настоящее время работа по развитию речи ребенка является одной из наиболее важных, которую нужно начинать еще в раннем возрасте. В возрасте до 3-х лет планомерно производить работу по отработке дыхания, отдельных звуков, звукоподражанию, вниманию. К трем годам ребенок обладает достаточным словарным запасом, много говорит. Но его произношение не отработано. Вот здесь и должна начинаться основная работа по звукопроизношению. Причем, необходимо обращать внимание, какую группу звуков необходимо отрабатывать сначала, а какую потом. (Начинают отработку с гласных)

Главными задачами во 2 младшей группе:

- подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звуков;

- развивать слуховое внимание, речевой слух, силу и высоту голоса;

- вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и ритм речи.

Исходя из данных задач, занятие по развитию речи содержит несколько частей:



  1. речевая (артикуляционная ) гимнастика;

  2. постановка звука;

  3. отработка произношения (программа «Речевой калейдоскоп»)

  4. работа по расширению кругозора.


Видео с урока.
«Речевой калейдоскоп»

Имеет широкие возможности по отработке речи, начиная с младшей группы и до начальной школы включительно.

Игры, представленные в программе можно разделить на 4 направления:


  1. работа над дыханием и голосом;

  2. работа над звуками речи;

  3. отработка произношения в целом;

  4. слуховое восприятие и слуховой контроль за собственной речью.

В каждом модуле 2 вида игр:

1- направленные на совместную работу с воспитателем;

2- самостоятельная работа ребенка.


Познакомимся с программой поближе.

1. НАЛИЧИЕ ЗВУКА.


1.1.Игра «Калейдоскоп».

Перед ребенком ставится задача произносить на одном выдохе изолированные звуки или слоги. При этом обращается внимание на таймер, где высвечивается время непрерывного произношения.

1.2. Воспитатель объясняет ребенку, что нужно говорить любой звук из числа гласных на одном дыхании, тогда на экране появятся красочные фигурки различных рыбок. Чем длительнее произносится звук, тем больше проплывает на экране рыбок.
2. СИЛА ЗВУКА.

2.1. Дракон.

На рисунке огнедышащий дракон. Чем громче произносится звук, тем больше пламя, вырывающееся из пасти дракона. Выполнение упражнения позволяет сочетать работу над дыханием и голосом.

2.2. Кошкин дом.

Перед ребенком ставится задача удерживать силу громкости в заданном диапазоне. Игра имеет 4 уровня громкости. При изменении силы голоса лифт, в котором поднимаются кошки, переходит с одного этажа на другой. По мере произношения звука в заданном диапазоне громкости, кошки заполняют комнаты, в окнах которых зажигается свет.

2.3. Радуга

Игра для самостоятельной работы. На картинке уровни громкости обозначены разными цветами радуги. Выбранный диапазон отмечается черной точкой. Ставится задача произнести долго, в пределах одной громкости любой гласный звук. Время удержания силы голоса в заданном диапазоне постепенно увеличивается в зависимости от уровня сложности.
3. ЗВОНКОСТЬ.

3.1. Факир.

Змея поднимается и опускается в зависимости от основной частоты голоса. Внимание ученика обращается на то, что змея поднимается при произнесении звонкого звука, а при произнесении глухого лежит неподвижно.

3.2. Игра «Догони»

Цель игры – научить произносить в нормальном и быстром темпе изолированные гласные, звонкие согласные, а также слоги, составленные из этих звуков.
4. СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ.

На экране два листка бумаги, на одном из которых отображается график произношения слова с выделением ударного слога силой голоса и протяжным произношением с голоса воспитателя. На другом ребенок пытается получить аналогичный график при произнесении этого же слова.


5. ИНТОНАЦИЯ.

Цель: учить воспроизводить интонацию вопросительного, побудительного и повествовательного предложения.

На экране два листка, на одном из которых отображается график произношения фразы с нужной интонацией с голоса воспитателя, на другом – график произношения фразы ребенком.
6. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ.

Применяется для выработки навыка правильного произношения гласных и согласных звуков.

6.1. Замок.

На рисунке замок на берегу моря, который охраняется солдатами с пушкой. В море пиратский корабль, осаждающий замок. В микрофон произносится звук, выбранный для постановки. Если звук произносится близко к записанному образцу, то ядро поражает корабль.


6.2. Марсианин.

На экране марсианин стреляет по приближающемуся кораблю. Если звук произносится правильно, то марсианин уничтожает корабль


7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ.

7.1. Лабиринт -1.

На рисунке ходит клоун и собирает зверей в клетки. Направление движения клоуна и выбор звука обозначены в центре экрана. При правильном произнесении звука клоун движется в заданном направлении и собирает зверей.

7.2. Собери слово.

Игра аналогична предыдущей.
8. СПЕКТРЫ.

Постановка звука начинается с показа произношения воспитателем. Спектр произнесенного звука фиксируется в виде ломаной кривой. Вслед за воспитателем произносит этот звук ребенок. Его результат тоже фиксируется в виде кривой, которая сравнивается с предыдущей.


Таким образом, вы убедились, что программа проста в управлении, носит занимательный характер, что стимулирует работу ребенка. Она может быть использована на разных этапах обучения.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница