Информационно-методические материалы по организации профилактической антинаркотической работы среди несовершеннолетних и молодежи




Скачать 0.65 Mb.
страница 1/3
Дата 21.09.2016
Размер 0.65 Mb.
  1   2   3


Информационно-методические материалы

по организации профилактической антинаркотической работы среди несовершеннолетних и молодежи

Введение……………….……..………………………………………………...2




  1. Особенности подросткового возраста……………………………………5




  1. Факторы риска и защиты в формировании зависимости от ПАВ..........7



  1. Организация оказания наркологической помощи несовершеннолетним. Ранее выявление несовершеннолетних, склонных к формированию зависимости от ПАВ………………………………………………….......10




  1. Принципы и подходы в работе по профилактике зависимого поведения………………………………………………………………….13




  1. Психологические аспекты профилактики формирования зависимого поведения………………………………………………………………….16




  1. Организация профилактической работы в образовательных организациях……………………………………………………………..22




  1. Межведомственное взаимодействие…………………………………….30




  1. Практическая часть……………………………………………………….35



  1. Нормативные ссылки…………………………..…………………………41



  1. Литература……………………………..………..………………………..43

Введение
В настоящее время благодаря работе специалистов многих стран профилактика наркомании имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии, является системой научных знаний. В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории населения разработаны различные стратегии деятельности.

Проблема злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) актуальна в любой стране мира. Государственные и общественные организации многих стран предпринимают действия по ее преодолению. Благодаря этим усилиям современное общество изменило свое отношение к данной проблеме и признало необходимость активной профилактической деятельности.

Во многих странах разрабатываются основные стратегические подходы, создается научно-исследовательская база, реализуются разнообразные программы, проводятся антинаркотические акции и другие профилактические мероприятия.

Сложившаяся ранее традиция - бороться с последствиями приема наркотиков, - не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих механизмов для всех видов аддиктивного1 поведения, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто.

Наиболее доступным и широко практикующим методом профилактики является пропаганда здорового образа жизни в учебных заведениях. Выбор этой возрастной категории не случаен, потому что именно подростки в силу своей наивности, любознательности, протеста против общественных устоев больше остальных могут поддаваться пагубному влиянию.

Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. При раннем столкновении с психоактивными веществами катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию. Одновременно останавливается личностный рост, разрушаются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения. У подростков и молодежи разрываются или деформируются связи с ближайшим позитивным социальным окружением (семья, образовательные учреждения), появляется реальная угроза оказаться в социальной изоляции и быть поглощенными криминальными группировками.

При правильном подходе в профилактической работе возможно оградить юношей и девушек от неправильного, а может, и рокового выбора в

своей жизни.

Данные методические материалы предлагаются для использования в работе специалистами, занимающимися антинаркотической профилактической деятельностью в подростковой среде.

При составлении был учтен опыт профилактической работы, проводимой на территории Краснодарского края.

В нашем регионе уделяется особое внимание вопросам совершенствования работы, направленной на формирование здорового образа жизни населения.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных ве­ществах» установлено, что од­ним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по про­филактике наркомании и стимулирование дея­тельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Законом Краснодарского края от 25.10.2005 № 937-КЗ «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края» в целях прекращения роста и уменьшения наркологической заболеваемости установлены организационные и правовые основы профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Принимаемые в крае меры, направленные на профилактику алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, способствуют решению первоочередных задач по совершенствованию комплексной системы мер, направленной на формирование у молодежи мотивации на ведение здорового образа жизни.

Благодаря комплексным мероприятиям, проводимым всеми службами и ведомствами и направленным на предупреждение потребления несовершеннолетними психоактивных веществ, за последние 5 лет (с 2010 года) в крае стабилизировалась ситуация по потреблению ПАВ несовершеннолетними:

- на 48% снизилось число несовершеннолетних, состоящих под наблюдением врачей психиатров-наркологов (с 717 до 372 чел.);

- на 55% снизилось число детей до 14 лет, состоящих под наблюдением (с 90 до 40 чел.);

- на 74% снизилось число несовершеннолетних, состоящих на диспансерном учете с установленным диагнозом синдрома зависимости от психоактивных веществ (с 27 до 7 человек). Так, в 2014 году были зарегистрированы: 1 несовершеннолетний с диагнозом «синдром зависимости от алкоголизма» (в 2010 году - 13 чел.), 1 несовершеннолетний с диагнозом «синдром зависимости от наркомании» (в 2010 году – 2 чел.). Снизилось число несовершеннолетних с диагнозом «синдром зависимости от токсикомании» - с 12 до 5 человек соответственно.

С 2010 года не зарегистрированы несовершеннолетние, перенесшие алкогольный психоз.

Отмечается снижение показателей и в группе профилактического наблюдения:

- на 50% снизилось число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь (с 510 до 255 человек);

- на 8% снизилось число несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества (с 60 до 55 человек);

- на 54% снизилось число детей, употребляющих токсические вещества (с 120 до 55 человек).

За прошедшие пять лет на 40% уменьшилось число впервые выявленных потребителей психоактивных веществ среди несовершеннолетних (с 494 чел. в 2010 году, до 295 - в 2014 году).

С целью предупреждения формирования эпизодического и систематического употребления психоактивных веществ, развития наркологических заболеваний, с несовершеннолетними «группы риска», которым не установлен диагноз наркологического расстройства, и их родителями проводятся индивидуальные профилактические мероприятия: профилактические беседы, консультации медицинского психолога, мероприятия по социальной адаптации.

На начало 2015 года в «группе риска» находилось 1402 несовершеннолетних. За период с 2010 года их число снизилось на 25%.

В Краснодарском крае стратегия развития наркологической помощи базируется на трех основных направлениях: профилактика, диагностика и лечение, медицинская реабилитация.

Приоритетными направлениями работы наркологической службы края является совершенствование системы оказания помощи детям и подросткам, развитие системы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, направленной на подрастающее поколение, мотивация на ведение здорового образа жизни, отказа от курения и потребления алкоголя.

1. Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - это особый период развития, в котором начинают формироваться такие важные качества личности, как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению.

Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки в самоопределении.

В связи с этим кризис подросткового возраста является значимым фактором риска, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется  для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома. Не случайно его называют возрастом «бури и натиска», «эмоционального шторма». 

Это возраст кардинальных преобразований «в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.».

Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах и приводить к неблагоприятным последствиям.

Кризисные периоды подросткового возраста отличаются значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувства безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Кризис подросткового возраста становится фактором риска.

Особенностью подросткового возраста является личностная и эмоциональная незрелость и, как результат, дефицит сформированных механизмов самоконтроля и саморегуляции, что делает подростков особенно уязвимыми для формирования зависимых форм поведения.

В целом жизненная ситуация, в которой находится несовершеннолетний, также становится безысходной, поскольку зависимость практически прекращает социальный прогресс личности, уровень его образования остается низким, затрудняется профессиональная ориентация и овладение специальностью, появляются эпизоды криминального поведения и проблемы с законом.

Практический опыт работы показывает эффективность своевременно организованного профилактического наблюдения за несовершеннолетними у врача психиатра-нарколога. Зачастую комплекс профилактических мер позволяет подростку осознать возможные последствия употребления психоактивных веществ и сделать верный выбор.

Прекращение наркотизации подростков - трудная, но возможная задача, и чем раньше выявлены такие подростки, тем больше шансов на их возвращение к трезвой, здоровой и успешной жизни.

2. Факторы риска и защиты

в формировании зависимости от ПАВ

На возникновение и развитие наркологических заболеваний в детском и подростковом возрасте влияет множество факторов: наследственность; особенности индивидуального развития (рост, созревание, индивидуализация, формирование, обучение); возраст и пол; наличие сопутствующей психической патологии и др.

Среди основных факторов, способствующих на степень предрасположенности подростков к употреблению психоактивных веществ, можно выделить:



  • экономическое/социальное неблагополучие - дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых являются безработными или имеют малопрестижный род занятий;

  • частые перемены места жительства – оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями (чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения у ребенка «первой пробы»);

  • семейная предрасположенность – дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску к формированию зависимости от ПАВ;

  • неумелость и непоследовательность в воспитании – в семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе, либо дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску употребления алкоголя и наркотических веществ;

  • склонность к антисоциальному поведению и гиперактивность – если поведение ребенка в раннем возрасте сопровождается гиперактивностью, вероятность «первой пробы» возрастает;

  • неуспеваемость в учебном процессе – начиная со средней школы, неудачи в учебе усиливают риск возникновения зависимости;

  • протест в подростком возрасте – этот период известен увеличением протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употребление запрещенных веществ и алкоголя; кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания; зачастую риск реализуется в употреблении психоактивных веществ;

  • появление в кругу общения сверстников, употребляющих психоактивные вещества – это один из наиболее важных индикаторов, указывающих на возможность совершить «первую пробу».

Наряду с факторами, способствующими наркотизации и алкоголизации подростков и молодежи, существуют факторы, этому препятствующие, или защитные.

Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя. От употребления психоактивных веществ удерживает целый ряд защитных факторов:



  • внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость;

  • чувство юмора;

  • важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей;

  • склонность жить по нормам общества.

Однако, главное звено проблемы находится в точке противопоставления среды и личности, окончательный выбор варианта жизни остается за самим подростком.

Подростки с устойчивым негативным отношением к потреблению наркотических веществ обладают следующими общими качествами:



  • имеют низкие показатели психологической внушаемости;

  • обладают своими индивидуально-психологическими, достаточно конструктивными, способами преодоления стрессовых переживаний и конфликтных ситуаций, уверены в себе, разумны и рассудительны;

  • стремятся к самостоятельному, психологически эффективному способу преодоления любопытства, отдают отчет своим действиям, обладают адекватной самооценкой.

Отсюда становятся понятными основные базовые направления весьма эффективной психопрофилактической работы с подростками:

1. Стрессопрофилактика - это не только нейтрализация стрессовых факторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможной, например, таких как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.). Прежде всего, это обучение, воспитание и развитие в подростке способности к самостоятельному, психологически эффективному способу преодоления стресса, а также сознательной психологической саморегуляции.

2. Снижение внушаемости в процессе психологических тренингов и психокоррекционных упражнений.

3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания, альтернативными приему ПАВ способами, раскрывающими положительный личностный потенциал.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ

употребления и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) для подростков



Факторы риска

Факторы защиты

1. Зависимость от ПАВ родителя и/или других родственников.

2. Употребление ПАВ членами семьи.

3. Негативные коммуникации в парах родитель-ребенок и мать-отец.

4. Плохой мониторинг со стороны родителей.

5. Развод родителей, адаптация к повторному браку родителя.

6. Нереалистические ожидания в отношении развития ребенка.

7. Дистантное, малозаботливое и непостоянное родительство, недостаток любви к ребенку.

8. Отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность.

9. Предпочтение мнения сверстников мнению семьи.

10. Плохая успеваемость, исключение из школы.

11. Проблемы с правоохранительными органами.

12. Низкий уровень ожидания от будущего.



1. Воспитание в семье с высокими моральными ценностями.

2. Позитивные коммуникации в семье.

3. Просоциальные установки семьи с наличием правил, мониторинга и эмоциональной привязанности.

4. Сплоченность и твердость семьи.

5. Интеллектуально-культурная ориентация.

6. Эмоциональная близость к матери.

7. Любовь между всеми членами семьи, адекватное выражение любви к ребенку.

8. Положительное поведение окружающих сверстников.

9. Уважение семейных ценностей.

10. Хорошие навыки общения, умение разрешать конфликты.

11. Хорошая школьная успеваемость.

3. Организация оказания наркологической помощи несовершеннолетним. Ранее выявление несовершеннолетних, склонных к формированию зависимости от психоактивных веществ.


Оказание наркологической помощи несовершеннолетним осуществляется в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю «наркология»», утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 года № 929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» и в соответствии со стандартами первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при наркологических расстройствах, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 сентября 2012 года № 124н-135н.

За несовершеннолетними, имеющими наркологические заболевания, осуществляется профилактическое наблюдение и диспансерный учет в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями». Согласно приказу, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат лица, которым установлены диагнозы: алкоголизм, наркомания, токсикомания. За лицами, обратившимися за наркологической помощью, у которых злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организуется профилактическое наблюдение.

Диагноз наркологического заболевания, требующего взятия на диспансерный учет или организацию профилактического наблюдения за несовершеннолетним, устанавливается при наличии диагностических критериев, в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

Как уже говорилось выше, с целью предупреждения формирования эпизодического и систематического употребления психоактивных веществ, развития наркологических заболеваний несовершеннолетним «группы риска», замеченным в разовом употреблении психоактивных веществ, которым не установлен диагноз наркологического расстройства, рекомендуется проведение индивидуальных профилактических мероприятий: профилактические беседы, консультации, психокоррекционные занятия с медицинским психологом, мероприятия по социальной адаптации.

Практический опыт работы показывает эффективность своевременно проведенных превентивных мероприятий и профилактического наблюдения в отношении несовершеннолетних. Зачастую комплекс профилактических мер позволяет подростку осознать возможные последствия употребления психоактивных веществ и сделать верный выбор.

Одной из важнейших задач в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является работа по раннему выявлению детей и подростков, употребляющих психоактивные вещества на стадии первых проб. Это позволяет своевременно проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, предупреждать формирование зависимости от психоактивных веществ.

Для решения этих задач на базе диспансерно-поликлинического отделения № 2 ГБУЗ «Наркологический диспансер» министерства здравоохранения Краснодарского края разработана программа амбулаторного реабилитационного сопровождения несовершеннолетних.

Первые пробы ПАВ и возникновение зависимости от них никогда не остаются только проблемой ребенка, а всегда затрагивают всю семью и определяют направленность антинаркотической работы со всей семьей в целом. Поэтому программа реабилитационного сопровождения, кроме индивидуальной и групповой работы с подростками, включает консультирование и работу с родителями и другими членами семьи, диагностику и коррекцию проблем, существующих в семье и ближайшем окружении несовершеннолетних. Несовершеннолетним оказывается содействие в организации дополнительной занятости и досуга, посещении спортивных секций, трудоустройстве.

Большого внимания требуют к себе и те несовершеннолетние, кто только начинает усваивать аддиктивные стереотипы поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в группу потребителей.

С этой категорией детей и подростков также необходимо проводить реабилитационные мероприятия с участием врача психиатра-нарколога, медицинского психолога, специалиста по социальной работе.

Говоря о профилактике и раннем выявлении детей и подростков, употребляющих ПАВ, нельзя не сказать об особой роли анонимного тестирования учащихся на наркотики.

Краснодарский край – один из первых регионов в России, в котором проводится тестирование учащихся на наркотики. За период с 2009 года протестировано 650 тысяч обучающихся в общеобразовательных организациях Краснодарского края.

Мероприятия по организации и проведению тестирования осуществлялись в соответствии с Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2009 № 993-р «О проведении выборочного анонимного добровольного информированного экспресс-тестирования», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.07.2011 № 699 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края на 2012-2014 годы».

С 2013 года тестирование учащихся проводилось в рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 № 1156 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Во время проведения тестирования постоянно проводится большая разъяснительно-информационная работа среди преподавателей, учащихся, их родителей о целях и порядке тестирования, обязательном соблюдении принципов конфиденциальности и анонимности при проведении тестирования. Проводится работа, направленная на информирование о системе наркологической помощи и медико-социальной реабилитации при наркологических заболеваниях и игровой зависимости, формирование мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью и медико-социальной реабилитацией.

За 2012-2015 годы по результатам тестирования отмечается низкая выявляемость потребителей наркотических веществ, значительное снижение курильщиков – положительный результат на котинин (продукт метаболизма никотина) в 2014-2015 учебном году отмечался у 14% обследуемых (в 2013-2014 учебном году котинин выявлен у 16,9%, в 2012-2013 учебном году - у 24,2% учащихся).

В 2015 году во исполнение Федерального закона от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», статьи 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014) «О наркотических средствах и психотропных веществах», вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Согласно вышеупомянутому приказу, утвержден новый Порядок, в соответствии с которым выявление потребителей психоактивных веществ среди учащихся будет осуществляться путем проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Краснодарского края.


4. Принципы и подходы

в работе по профилактике зависимого поведения


Важность профилактики заключается в том, что специалист выступает не только в роли информатора, проливающего «свет» на все «зло», исходящее от любого наркотического вещества, но и восполняет пробелы в формировании негативного отношения к психоактивным веществам в целом. Помогает посмотреть на проблему через призму социализации, охватывая личностно-ориентированный и духовно-ориентированный подходы, закладывая по «кирпичикам» основу здорового, трезвого образа мысли и жизни.

Профилактика наркологических заболеваний – это совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения болезней зависимого поведения. Вот почему так важна межведомственная слаженность в профилактической работе.

Среди основных принципов деятельности по профилактике заболеваний зависимого поведения:


  • системность;

  • осуществление профилактики на индивидуальном, семейном и социальном уровнях;

  • гарантированность получения и доступности наркологической, медико-социальной помощи больным наркологическими заболеваниями;

  • соблюдение конфиденциальности полученной информации;

  • приоритетность профилактики потребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних (приоритетность первичной профилактики);

Накопленный опыт, в том числе педагогический, показывает, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый результат и могут не только не ликвидировать проблему, но и усугубить ее. Следовательно, при организации коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками.

Профилактику любого заболевания принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа развития болезней и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

В подростковой наркологии первичная профилактика - это предотвращение аддиктивного (зависимого от психоактивных веществ) поведения подростков.

Хотелось бы поподробнее остановиться именно на первичной профилактике, т.к. не будем забывать основное правило медицины - «болезнь легче предупредить, чем лечить».

Меры первичной, превентивной, профилактики направлены на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика имеет решающее значение в спасении каждого отдельного подростка и всего подрастающего поколения от смертельной опасности.

Эффективность первичной профилактики определяется двумя критериями: во-первых, массовостью; во-вторых, личностной направленностью. Первичная профилактика должна служить повышению наркоустойчивости подростков и молодежи. Наркоустойчивость каждого отдельного человека напрямую зависит от уровня развития его личности, от его способности субъектно (ответственно) принимать решения в условиях неопределенности и риска.

На сегодняшний день в антинаркотической профилактической работе используется множество различных методов и подходов. К ним относятся массовые акции для населения, конкурсы, лекции, беседы, семинары, тренинги, а также распространение для разных категорий населения информационно-методических наглядных агитационных материалов по профилактике зависимости от ПАВ.

1. Информационный подход основан на использовании знаний о действии алкоголя, наркотиков, табака на организм подростков. Сторонники этого подхода убеждены, что информирование населения о последствиях их употребления будет являться эффективным толчком для формирования здорового поведения и мотивации на отказ от употребления ПАВ.

2. Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Употребление наркотиков объясняется важнейшей ролью социальной среды в развитии человека, которая является источником обратной связи для личности, рассматривается как система поощрений и наказаний. В социуме прежде всего следует искать предпосылки употребления наркотических веществ личностью.

Как более частный вариант этого подхода, можно рассматривать педагогический подход. Он объясняет риск формирования девиантного поведения вредными привычками, педагогической запущенностью, воспитанием в социально неблагополучных семьях.

3. В рамках подхода формирования жизненных навыков наркотическая зависимость рассматривается как научение определенной форме поведения, которая транслируется конкретной субкультурой. Предметом профилактики является повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к предложениям попробовать то или иное ПАВ.

4. Подход, основанный на аффективном обучении, развитии эмоциональной сферы человека. Считается, что употреблять наркотики, прежде всего, начинают люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своего воспитания так называемый «запрет на эмоции».

5. Личностно-ориентированные подход, согласно которому ребенок не будет курить или употреблять психоактивные вещества по внутриличностным мотивам.

6. Духовно-ориентированный подход понимает наркоманию как выражение кризиса духовности в обществе. Цель профилактики наркомании - сформировать у подростка нравственное поведение, систему ценностей, из которой наркотик был бы исключен.

7. Представители досугового (альтернативного) подхода считают, что профилактика наркомании заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности. Для этого необходимо развивать такие социальные программы, в которых подростки могли бы реализовывать собственные потребности в острых ощущениях, стремление к риску, повышенную поведенческую активность.

8. Формирование здорового образа жизни. Основная идея этого подхода - формирование здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.

9. Суть этнокультурного подхода состоит в том, что наркомания рассматривается в контексте «кризиса культуры» и «кризиса сознания» на современном этапе культурно-исторического развития. Кризис понимается не как «тотальный упадок умирающей цивилизации», а как сложившееся рассогласование внешней и внутренней среды человека.

Каждый из подходов имеет свои возможности и ограничения. Ведущими профилактических программ, как показывает практика, являются либо педагоги, либо социологи, либо врачи. Поэтому психологические формы и методы работы они используют только в качестве вспомогательных элементов.

При проведении различных по своей направленности профилактических мероприятий на практике редко происходит разделение аудитории на подростков, которые еще не пробовали  ПАВ (первичная профилактика) и тех, кто уже совершил первые пробы, но еще не имеет физической зависимости от употребляемого вещества. Нередко те же профилактические модели выполняют функции вторичной профилактики и по отношению к зависимым потребителям ПАВ.

5.Психологические аспекты профилактики

формирования зависимого поведения

При проведении профилактических мероприятий в подростковой среде необходимо учитывать психологические особенности этой возрастной группы.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница