Литература как искусство слова




Скачать 2.82 Mb.
страница 1/13
Дата 22.09.2016
Размер 2.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Литература как искусство слова.

Цели: дать начальное представление о литературе как искусстве слова; выяснить уровень начитанности учащихся, воспитывать любовь к чтению.

Ход урока:

І. Орг. момент. Знакомство

ІІ. Тема. Цель. Мотивация.

1. Выявление уровня начитанности учащихся – беседа о книгах, прочитанных летом. - какие книги вы прочитали летом? Важно ли запоминать название книги и её автора? - какие из прочитанных книг вам особенно понравились? Помните ли вы имена героев? Можете ли пересказать события, о которых рассказывает книга? - чему учат вас ваши любимые книги? - как можно начать рассказ о прочитанной книге? - чем можно завершить этот рассказ?

2. .Беседа — Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?— Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?

— На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?

ІІІ. Работа над темой

1.Слово учителя. Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство

2. УЧЕБНИК С.4 Предисловие от авторов.

3.Литература как учебный предмет Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях: Литература (лат.) — «написанное». Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей. Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

4.УЧЕБНИК С.5, до 1 абз. С.6.

5. Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.»

6.Релаксация− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”. – Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

7.Начальная школа научила нас быть грамотными читателями.– А кто такой, на ваш взгляд, грамотный читатель? Формулируем вместе с детьми определение грамотного читателя. Фронтальная работа. Грамотный читатель – тот, кто видит:* фактуальную сторону текста – то, что написано прямо; * подтекст – то, что можно прочитать между строк; * может сформулировать концепт, то есть выделить главные мысли текста.

8. Беседа о предмете «Литература».

- литература – искусство слова; - литература – отражение внутреннего мира человека; - литература – часть культурной жизни общества

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства. Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Литература начинается с литеры – то есть с буквы. УЧЕБНИК С.7-8 до 1 абз.

9.– Давайте теперь с точки зрения грамотных читателей рассмотрим выражение: «Литература как искусство слова». Как вы думаете, что оно обозначает?

– Слово «литература» нам уже знакомо. Перейдём к слову «искусство». Какие виды искусства нам известны?

10. Работа в парах. Предлагаем детям к каждому виду (живопись, музыка, театр, архитектура и др.) написать, какие инструменты/ материалы используются в том или ином случае.


Вид искусства

«Инструменты»

живопись

Холст, краски, кисти

Скульптура

Гипс, бронза, мрамор, резец

Архитектура

Камень, мрамор, строительные инструменты

Кинематограф

Пленка, кинокамера, декорации

Музыка

Рояль,. Ноты. Музыкальные инструменты

Литература

Книга

театр

Декорации, сцена, костюмы

ІV. Итоги урока. Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души. Эпилог. Стихотворение. Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской. В твоем распоряжении отныне Прекрасный мир прекрасного, людской Трагедией, построенный в пустыне. И на тебе горит его тавро Ответственности, действия и слова. В нем многое из нового старо, И старое – значительно и ново. Входи в него хозяином смелей! Он ждет тебя и требует ответа. Согрей его трагедией своей, Прибавь ему ещё любви света!

Чем больше человек читает, тем больше он знает и понимает. Начитанность – показатель общего развития и внутренней культуры человека.

V. Д\з: С.4-7, отв. письм. С. 8, в.2,

Истоки УНТ, его основные виды. Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости.

Цели: познакомить с терминами фольклор, жанры фольклора; повторить сведения об устном народном творчестве; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм, формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию; воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход урока.

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка д\з

Что такое литература? Высказывания о книге и чтении. Почему?

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

IV. Работа над темой урока

1. Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в прошлое, далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас, и называется она…. устное народное творчество. На сегодняшнем уроке мы продолжим начатое в начальных классах знакомство с устным народным творчеством, вспомним некоторые жанры фольклора,

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Больше узнать о жанрах устного народного творчества, различать их виды, читать, слушать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать и делать выводы, учиться радоваться своим успехам, успехам товарищей).

- А сейчас закройте глазки и про себя скажите « Я готов, я внимателен, я самый способный, у меня есть желание сегодня хорошо работать.»

- Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки. - Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же Как вы понимаете слово «устное».



«Устное»

Народное

«Творчество»

«из уст в уста», .т.е. без записи текста

создал народ, а не кто-то один.

« творить», создавать

Как одним словом можно сказать «устное народное творчество»?……….фольклор ФОЛЬКЛОР – это живой цветок со множеством лепестков жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

Работа с учебником стр. 10-11.

- Что такое фольклор? Что такое устное народное творчество? Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Назовите.

2. Задание: соотнесите попарно произведения и жанры устного народного творчества.


Виды фольклора

примеры

песни

Березонька, Ноченька

сказки

«Марья Моревна»

Пословицы и поговорки

В трех соснах заблудился. На чужой сторонушке, рад родной воронушке. (пословица)

загадки

Что на свете слаще всего? (Сон)

считалки

На золотом крыльце сидели…

скороговорки

Сшит колпак не по - колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать

потешки

Ладушки- ладушки! Где были?- У бабушки. Что ели?- кашку! Что пили?- бражку

3.- Ребята, скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? - Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

- А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести? (Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

- Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.(Примерные ответы: 1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем. и т.д.)

4. УЧЕБНИК. С.13-14

5. Работа с литературоведческим словарём: УЧЕБНИК С.15

- Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам, прочитаем их и запишем себе в тетради. Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь. Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.



К пословицам близки КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. С.14

6.Учебник С.19. Установите соответствие. В.3



7. Сравнительный анализ:УЧЕБНИК.С.15

- Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»


Пословица

Поговорка

Сходство Краткость Ритмичность Рифмованность Отражение народной мудрости




Различие

Законченное суждение Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению



Различие

Нет законченного суждения: она лишь его часть Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян» Часто является средством речевой характеристики человека



8. Игровая пауза. Учитель вызывает ученика, говорит шепотом пословицу. Ученик изображает. Класс отгадывает.1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. 2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. 3. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

9. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование. Учебник. С.15. (после таблицы) Чтение пословиц о жизни С.17.- А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете. Молодцы.

V. Подведение итогов урока:

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?- Был ли сегодняшний урок для вас интересным?- Что нового вы для себя узнали? Что такое фольклор? Кто создает жанры УНТ?

Назовите малые фольклорные жанры. Большие. УЧЕБНИК .ТЕСТЫ. 3,4 с.11,12 Что такое пословица? Поговорка? Чем они похожи и их различия. Хочется пожелать вам, чтобы вы в своей речи почаще пользовались пословицами и поговорками. И не только в речи, но чтобы жить они вам помогали, указывали правильный путь в трудной ситуации. Именно «правильный путь», ведь в них заключена вековая мудрость нашего народа.

ІV. Итоги урока.

V. Д\з: С.10 -18, в.с.20. Записать 3 пословицы и объяснить их смысл

Загадки как отображение народной мудрости.

Цель: Продолжить знакомство с унт, рассмотреть особенности построения, пути рождения загадки, раскрыть роль загадки в фольклоре, расширить представление о типах загадок, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к культуре.

Ход урока:

I. Орг.момент.

II. Актуализация знаний. Проверка д\з. Что такое фольклор? Кто создает жанры УНТ?

Назовите малые фольклорные жанры. Большие. Что такое пословица? Поговорка? Чем они похожи и их различия. Что такое афоризмы? Прочитайте 3 пословицы и объясните их смысл.

ІІІ. Мотивация.

- Ребята, какие жанры фольклора вы знаете? (сказки, колыбельные песни, потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, , пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка). 2) Зимою греет, Весною тлеет, Летом умирает, Зимой оживает (снег). (загадка) 3) Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи, киса, ночевать, Приди Васеньку качать… (колыбельная песня) 4) Ехали, ехали В лес за орехами, По кочкам, по ямкам, Бух, и провалились. (потешка) 5) Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной. (приговорка) 6) Раз, два – упала гора, Три, четыре – прицепило, Пять, шесть – бьют шерсть, Семь, восемь – сено косим, Девять, десять – деньги весить. (считалка) 7) Ласковое слово слаще мёда. (пословица) 8) Семь пятниц на неделе. (поговорка)

ІV. Работа над темой урока

1. Слово учителя. Вот мы с вами оказались в царстве УНТ. Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками как видом устного творчества, рассмотрим содержание и форму загадок, выясним роль метафоры в ней, а также научимся определять виды загадок и отгадывать их. Как вы думаете, почему этот жанр фольклора имеет такое название? От какого слова он происходит? (От слова «думать» - думать, догадываться) Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

Загадка является свидетельством остроты ума людей, яркого, образного восприятия и понимания мира. Большинство ученых связывает их возникновение с довольно распространенным явлением в жизни древних –с иносказательной, тайной речью, которая использовалась и в военных, и в дипломатических делах, и в повседневной хозяйственной жизни. Её необходимость обусловливалась многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека. Само слово загадка указывает на то, что этот вид фольклора апеллирует к человеческой мысли. Умению отгадывать загадки когда-то придавали большое значение. Оно были мерилом мудрости и ума. От этого умения зависела дальнейшая судьба человека.

2. УЧЕБНИК, С.20-21. Что такое загадка? Какие бывают виды загадок? (Описательные, математические, еще загадки-вопросы)

Найдите на С.21 Загадки о явлениях природы1, 2 вода, снег

На С.22 загадки о предметах 7.циркуль,8 резинка,15 перчатка

На С.23 математические загадки 29. Трое, 21 отдать с корзинкой

3.Беседа. • Вспомните прочитанные народные сказки, где персонажи спасают кого-то или себя от беды, угадывая поставленные им загадки. («Мудрая девушка», «Котигорошко»)

• В старину отгадывание загадок было частью свадебного обряда - своеобразным экзаменом на умственную зрелость. В лирических песнях, широко известных и ныне живут воспоминания об этой древней традиции: Девочка моя, Галя, то я тебе загадаю. Как угадаешь - моя будешь, а не угадаешь - чужая будешь. В чем же заключается основная особенность загадки? (В том, что в ее основе лежит метафорическое вопрос.)

• А что такое метафора? Метафора (от греческого - перемещение, удаление) - перенос черт одного предмета на другой на основе сходства. Итак, предмет изображения в загадке называется не прямо, а скрыто. Чтобы дать ответ на метафорический вопрос, надо уметь сопоставить жизненные явления на основе их родства или сходства.

4. Игра «Мы - ученые» Чтобы почувствовать поэтичность загадок, заглянем в творческую мастерскую и выясним, почему именно такие образы в загадках сравниваются или сопоставляются? Научная задача для всех групп учащихся - объяснить ход мышления авторов загадки (почему именно такой признак взят для сравнения или противопоставления). Представители каждой группы имеют право на свою версию, могут советоваться с товарищами из своей группы. Побеждает тот, кто наиболее аргументировано, убедительно и четко выразит свою научную теорию возникновения данной загадки. Время для подготовки - 1 минута.

1. «Черная корова всех людей поборола, а белая кобыла всех сведет» (для I группы).

2. «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (для II группы).

3. «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» (для III группы).

Ориентировочные вопросы к ученым-представителей I группы:

1. О чем говорится в загадке? (Об изменении дня и ночи) 2. Откуда вы узнали, ведь слов «день» и «ночь» нет в загадке? (В загадке о ночи и день говорится не прямо, а в переносном смысле. Ночь - черная корова, день - белая кобыла).

3. Почему ночь названа черной коровой, а день - белой кобылой? (Выясняем, как мог возникнуть образ черной коровы. Необходимо, чтобы учащиеся вспомнили, что по форме месяц похож на серебряный рог в темноте неба, тогда можно представить и саму темноту, словно корову с рогами-месяц).

Загадка- это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается отгадать.)

5.Игра «Мы - волшебники» Иметь знания, владеть умениями - это значит иметь в руках палочку, а значит, быть сильным. Представив себя волшебниками, угадайте и превратите загадки на пословицы и поговорки - и наоборот (для каждой команды - одна загадка и одна пословица). Вы должны заполнить представлены таблицы.


Загадки

Отгадки

Пословицы Отгадки

Кто нас кормит?

Труд.

Труд людей кормит.

Что старше ума?

Внимание.

Внимание старше ума.

Что в свете всех милее?

Сон.

Милее всего - сон.

Что в огне не горит, в воде не тонет?

Правда.

Правда в огне не горит, в воде не тонет.

Что печет без огня?

Стыд.

Стыд жжет без огня.

6.Составление загадок

На основе представленных слов составить загадки:

1. Мел - белый зайчик, доска - черное поле, пишет - скачет;

2. Луна - золотой серп или медная подкова, ночное небо - темный луг, находится в определенном месте - потеряно. Образец. Белый зайчик черным полем скачет.

V. Подведем итог. Что такое загадка? Много ли загадок вы знаете? Каково значение загадок, пословиц, поговорок в нашей жизни? Какое произведение называется загадкой? Назовите основные особенности загадок. Сравните загадки на одну и ту же тему (о глазах) в фольклоре разных народов: Украинская: Два брата под одной крышей, один другого не видит. Российское: Два братца через грядку смотрят, Да не сойдутся. Греческое: Два брата поссорились, одна гора их развела (в переводе). Так как звучат загадки на одну тему в фольклоре разных народов? Загадки имеют яркий национальный колорит, отражают особенности быта народа, его мировоззрения

VI. д/з С.23 (лампа) Письменно, выучите загадки, запишите 2 пословицы или поговорки, или афоризмы о сказке Сегодня на уроке вы прикоснулись к языковой сокровищницы нашего народа, к его волшебному миру мудрости. Желаю вам черпать всю жизнь из этого колодца, чтобы в вашем сердце всегда находилось место для загадочного, тайного, волшебного. Погружайтесь в чудесный мир грез и фантазий, будьте и сами волшебниками, которые умеют творить добро и нести в жизнь лучше. Молодцы! Вижу, что со сложной работой вы справились отлично. А мне осталось добавить, что на этом знакомством с фольклором мы не заканчиваем. Мы только начали интересное и увлекательное путешествие по стране Фольклора. И на следующий урок нас ждет в гости город сказок



Игра «Мы - ученые»

объяснить ход мышления авторов загадки (почему именно такой признак взят для сравнения или противопоставления). Время для подготовки - 1 минута.

1. «Черная корова всех людей поборола, а белая кобыла всех сведет» (для I группы).

2. «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (для II группы).

3. «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» (для III группы).

5.Игра «Мы - волшебники» Иметь знания, владеть умениями - это значит иметь в руках палочку, а значит, быть сильным. Представив себя волшебниками, угадайте и превратите загадки на пословицы и поговорки



Загадки

Отгадки

Пословицы Отгадки

Кто нас кормит?







Что старше ума?







Что в свете всех милее?







Что в огне не горит, в воде не тонет?







Что печет без огня?







6.Составление загадок

На основе представленных слов составить загадки:

1. Мел - белый зайчик, доска - черное поле, пишет - скачет;

2. Луна - золотой серп или медная подкова, ночное небо - темный луг, находится в определенном месте - потеряно.



Игра «Мы - ученые»

объяснить ход мышления авторов загадки (почему именно такой признак взят для сравнения или противопоставления). Время для подготовки - 1 минута.

1. «Черная корова всех людей поборола, а белая кобыла всех сведет» (для I группы).

2. «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (для II группы).

3. «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» (для III группы).

5.Игра «Мы - волшебники» Иметь знания, владеть умениями - это значит иметь в руках палочку, а значит, быть сильным. Представив себя волшебниками, угадайте и превратите загадки на пословицы и поговорки



Загадки

Отгадки

пословицы

Отгадки

Пословицы Отгадки

Кто нас кормит?













Что старше ума?













Что в свете всех милее?













Что в огне не горит, в воде не тонет?













Что печет без огня?













6.Составление загадок

На основе представленных слов составить загадки:

1. Мел - белый зайчик, доска - черное поле, пишет - скачет;

2. Луна - золотой серп или медная подкова, ночное небо - темный луг, находится в определенном месте - потеряно.



Игра «Мы - ученые»

объяснить ход мышления авторов загадки (почему именно такой признак взят для сравнения или противопоставления). Время для подготовки - 1 минута.

1. «Черная корова всех людей поборола, а белая кобыла всех сведет» (для I группы).

2. «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (для II группы).

3. «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» (для III группы).

.Игра «Мы - волшебники» Иметь знания, владеть умениями - это значит иметь в руках палочку, а значит, быть сильным. Представив себя волшебниками, угадайте и превратите загадки на пословицы и поговорки



Загадки

Отгадки

Пословицы Отгадки

Кто нас кормит?







Что старше ума?







Что в свете всех милее?







Что в огне не горит, в воде не тонет?







Что печет без огня?







.Составление загадок

На основе представленных слов составить загадки:

1. Мел - белый зайчик, доска - черное поле, пишет - скачет;

2. Луна - золотой серп или медная подкова, ночное небо - темный луг, находится в определенном месте - потеряно.



Игра «Мы - ученые»

объяснить ход мышления авторов загадки (почему именно такой признак взят для сравнения или противопоставления). Время для подготовки - 1 минута.

1. «Черная корова всех людей поборола, а белая кобыла всех сведет» (для I группы).

2. «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (для II группы).

3. «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый» (для III группы).

.Игра «Мы - волшебники» Иметь знания, владеть умениями - это значит иметь в руках палочку, а значит, быть сильным. Представив себя волшебниками, угадайте и превратите загадки на пословицы и поговорки



Загадки

Отгадки

Пословицы Отгадки

Кто нас кормит?







Что старше ума?







Что в свете всех милее?







Что в огне не горит, в воде не тонет?







Что печет без огня?







.Составление загадок

На основе представленных слов составить загадки:

1. Мел - белый зайчик, доска - черное поле, пишет - скачет;

2. Луна - золотой серп или медная подкова, ночное небо - темный луг, находится в определенном месте - потеряно.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница