Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
№
п/п
|
Тема
Тип урока
|
Кол-во
часов
|
Элементы содержания
|
Деятельность учащихся
|
Планируемы результаты.
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
|
|
План
7а- 7б
|
Факт
7а -7б
|
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
|
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (8 часов)
|
1
|
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
Урок ввода новых знаний.
|
1
|
Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств.
|
Беседа. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.
|
Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 6-11
|
2.09
5.09
|
|
2
|
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Основа композиции – основа дизайна и архитектуры.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
Симметрия. Асимметрия и динамическое равновесие.
Движение и статика. Ритм.
|
Задания 1-4 стр. 20 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»
|
Освоение основных типов композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная.
Изучение плоскостной композиции.
Развитие интуитивного чувства композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое.
Освоение понятий ритм и движение, разрежённость и сгущённость.
Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20
|
9.09
12.09
|
|
3
|
Прямые линии и организация пространства
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.
|
Задания 1-3 стр. 22. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»
|
Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22
|
16.09
19.09
|
|
4
|
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и пятна
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Цвет.-мощное художественно-выразительное средство.
Законы цветовой композиции. Композиционное сочетание цветов. Основы цветоведения. Спектр. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Локальный цвет. Цветовая гамма). Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции.
Свободная линия, цветовой или тоновый мазок. Абстрактная композиция. Её смысл и образная вырази-тельность. Свободные формы – важный элемент дизайна. Свойства свободных форм – неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий.
|
Задания 1-2 стр. 27 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка
2. Создать композицию
из цветных линий,
прямоугольников и кругов (теплая или холодная гамма)
3. Создать композицию из произвольного количества разнообразных фигур по принципу
цветовой гармонии или контраста.
4. Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина сумерек», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.)
|
Формирование навыков по монтажности соединений элементов, порождающей новый образ.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27
|
23.09
26.09
|
|
5
|
Буква — строка — текст. Искусство шрифта
Урок ввода новых знаний.
|
1
|
Шрифт. Искусство шрифта. Восприятие шрифта.
Характер шрифта: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, а также скругленный или рубленый, ясно читаемый или декоративный.
Любая буква или иероглиф как изобразительный элемент или цветовой акцент, организующий композицию. Изобразительные возможности шрифта.
Эмблемно-знаковая графика. Обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак.
Эмблема или товарный знак.
|
Задания 1-4 стр. 31 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Создать композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой.
2. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.
3. Создать композицию, аналогичную предыдущей, но с использованием цвета. Цвет строк и других элементов должен гармонировать с цветом фона. (Работа выполняется на компьютере)
|
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31
|
30.09
3.10
|
|
6
|
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Текст и изображение как элементы композиции
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Основа графического дизайна – искусство композиции.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения.
Плакат. Изобразительный язык плаката. Взаимодействие текста и изображения. Синтез изображения и слова. Задача искусства плаката и сферы его применения.
Композиционные принципы макетирования плаката.
Монтаж в плакате – соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости.
|
Задания 1-3 стр. 39 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения , объединяющие в себе изображения и текст:
а) вместо прямоугольников –фотографии, вместо линий – строки текста («рыба»).
б) вместо пятен – изображения (фото, рисунок), вырезанные по контуру, вырастающие, как строки, из фона;
в) фотография служит фоном для текста («рыба») и других композиционных элементов.
2. Макетирование открытки (в реальном формате)
|
Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Получение новых знаний: Изображения, используемые в плакате (рисунок, фотография). Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки).
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39
|
7.10
10.10
|
|
7-8
|
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна Обобщающий урок.
|
2
|
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Книга как синтетическое искусство. Единство литературы, графики и дизайна. Элементы книги: переплёт, форзац, титульный лист, шмуцтитул, разворот. Обложка (переплет) книги или журнала. Дизайн книги и журнала. Изобразительный стиль книги или журнала.
«Мелочи», которые участвуют в ритмической организации композиции: номера страниц, цветовые плашки фона, цвет шрифта в заголовках, стрелки у подписей к иллюстрациям и т. д.
|
Задания 1-2 стр. 45 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Графическое макетирование. Деловая игра «Коллективное макетирование книги (журнала)». Предварительные эскизы.
2. Создание макета журнала или книги (разворот или обложка).
Выполняется в технике коллажа или компьютерной графики.
Коллективная работа.
Дополнительное задание (по желанию)
1.Создать «тематический » алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы — обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы — архитектурные элементы и т. п.;
|
Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45
|
14.10 -21.10,
17.10 -24.10
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (11 часов)
|
9
|
Объект и прост-ранство.
От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональ-ность.
Урок ввода новых знаний.
|
3
|
Представление о пространственной композиции, о ее восприятии с разных точек зрения. Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве. Главное мерило всему в архитектуре и дизайне – человек.
Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
|
Задания 1-3 стр. 53 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Упражнения на изобретательность: а)выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий;
б) создание объемно-пространственного макета, с решением задачи соразмерности объема (дома) и площади поля (композиция фронтальная или глубинная);
2. создание объемно-пространственной композиции из 2-3 объемов, с решением задачи пропорциональности и соразмерности домов по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля.
Создать ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметров путем противопоставления сгущенности и разреженности в из расположении.
|
Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.
Формирование художественного отношения к вещи как материальному отражению времени и человека.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53
|
28.10
31.10
|
|
10
|
Архитектура — композиционная организация пространства.
Урок закрепления
новых знаний
|
3
|
Условность и метафоричность выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета.
Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов : ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Использование в макете цвета и фактуры.
|
Макетные упражнения (выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий).
|
Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57
|
11.11
14.11
|
|
11
|
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.
Композиционная взаимосвязь объектов в макете.
|
Задание стр. 57 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях.
|
Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57
|
18.11
21.11
|
|
12
|
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
|
Задания 1-3 стр. 64 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.
|
Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образно-ассоциативного мышления.
Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64
|
25.11
28.11
|
|
13
|
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
|
Задания 1-2 стр. 69 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
|
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69
|
2.12
5.12
|
|
14-15
|
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
Урок закрепления
новых знаний
|
2
|
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
|
Задания 1-2 стр. 75 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Схематическая зарисовка.
Создание образно-тематической инсталляции.
|
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
Сочетание образного и рационального.
Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75
|
9.12 -16.12,
12.12 -19.12
|
|
16-17
|
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
Урок закрепления
новых знаний
|
3
|
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.
Роль материала в определении формы.
|
Задания 1-2 стр. 81 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.
Проект «Из вещи – вещь»
|
Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81
|
23.12
26.12
|
|
18-19
|
Цвет в архитектуре и дизайне
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.
|
Задания 1-2 стр. 87 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Выполнить комплект упаковок из 3-5 предметов
|
Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.
Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87
|
|
|
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 часов)
|
20
|
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Урок ввода новых знаний.
|
|
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
|
Задания 1-3 стр. 101 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Зарисовки храма или общественного здания любого стиля.
2. Живописный этюд части города.
3. Фотоколлаж (Задания 1-3 стр. 101)
|
Воплощение умения «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком.
Обращение внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.).
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101
|
|
|
21
|
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки.
Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
|
Задания 1-3 стр. 109 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Образ современного города и архитектурного стиля будущего.
|
Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.
.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109
|
|
|
22
|
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.
|
Задания 1-3 стр.114 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
|
Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115
|
|
|
23
|
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.
|
Задания 1-2 стр. 119 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.
|
Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119
|
|
|
24
|
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.)
|
Задания 1-2 стр. 125 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации)
|
Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125
|
|
|
25
|
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.
|
Задания 1-3 стр. 131 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.)
|
Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131
|
|
|
26
|
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Обобщающий урок.
|
1
|
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
|
Задание стр. 135 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»
|
Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135
|
|
|
ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 часов)
|
27
|
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Урок ввода новых знаний.
|
1
|
Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
|
Задание стр. 142 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты»
|
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142
|
|
|
28
|
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.
|
Задания 1-3 стр. 146 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)
|
Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146
|
|
|
29
|
Дизайн и архитектура моего сада.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.
|
Задания 1-2 стр. 153 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Макетирование фрагмента сада из природных материалов
|
Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153
|
|
|
30
|
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового.
|
Задания 1-2 стр. 161 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)
|
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161
|
|
|
31
|
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Урок закрепления
новых знаний
|
1
|
О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.
|
Задание стр. 168 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»
|
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и китч.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168
|
|
|
32
|
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
Урок закрепления
новых знаний
|
|
Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.
|
Задания 1-2 стр. 173 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Изменение образа средствами внешней выразительности.
|
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173
|
|
|
33
|
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Урок закрепления
новых знаний
|
|
Человек как объект дизайна.
Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
|
Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»
|
Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе.
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173
|
|
|
34
|
Моделируя себя – моделируешь мир.
Обобщающий урок.
|
|
Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.
|
Заключительное занятие. Обобщение темы года.
|
|
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»
|
|
|
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.
5. Учебник: Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение. 2011. – 175с. : ил.
6.Современная живопись. В поисках свободы: от классицизма к авангарду/сост. С. Дзуффи, Ф. Кастриа. — М., 2002.
7. Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.
8. Энциклопедия для детей и юношества. История искусства, изобразительное искусство и архитектура. — М., 1996.
9. «Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал.
10. «Искусство» — учебно-методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).
11. «Юный художник», журнал.
12. «Художественная школа» — журнал для художников-педагогов и любителей изобразительного искусства.
13. «Вестник образования», журнал — официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации.
14. «Вестник учебной и детской литературы», журнал.