Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе



Скачать 153.78 Kb.
Дата 06.09.2016
Размер 153.78 Kb.
Приложение 7

Методические рекомендации

по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе
Содержание

1. Введение. Правовая основа использования официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе

2. Основные функции официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе:

2.1. Предоставление официальной информации о воспитательной деятельности через интернет-сайт учреждения общего среднего образования;

2.2 Своевременное обеспечение достоверной информацией по воспитательной работе;

2.3 Осуществление взаимосвязи между информационными ресурсами воспитательной работы;

2. 4 Реализация воспитательной работы;

3. Эффективность использования официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе

1. Введение. Правовая основа использования официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе

Стремительное развитие науки активно формирует новую информационную среду жизнедеятельности современного человека. Системе общего среднего образования необходимо подготовить подрастающее поколение к успешной социализации в условиях информационного общества: заложить основы умений и навыков восприятия информации, научить целенаправленному использованию средств информационных технологий и Интернета в обучении, повседневной жизни, социальных коммуникациях и самовоспитании. Для этого в процессе образования сегодня широко используются информационные и коммуникационные технологии как средство развития, обучения, общения, способ получения и обмена информацией.

Особое внимание следует уделить использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования (далее – сайта), который действует на основании Указа Президента Республики Беларусь от 01 февраля 2010 г. № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 № 645 «Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций». Его информационное наполнение должно отражать деятельность по направлениям, определенным Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, реализацию мероприятий Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011- 2015 гг., программы и раздела идеологической и воспитательной работы годового плана работы учреждения общего среднего образования.

2. Основные функции официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе

Сайт должен выполнять следующие функции в воспитательной работе: предоставление официальной информации о воспитательной деятельности; своевременное обеспечение достоверной информацией по воспитательной работе; осуществление взаимосвязи между информационными ресурсами воспитательной работы; организация воспитательной работы.



2.1. Предоставление официальной информации о воспитательной деятельности через интернет-сайт учреждения общего среднего образования

Доступ к сайту открыт всем желающим, каждый пользователь может оперативно познакомиться с учреждением общего среднего образования, поэтому основная функция сайта – предоставление официальной информации о воспитательной деятельности. Для этого рекомендуется размещать устав учреждения образования, сведения об администрации, педагогах, график работы педагога-психолога, педагога-организатора, педагога социального, решаемые цель и задачи, раздел идеологической и воспитательной работы годового плана, раздел работы СППС, план защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Вызывают интерес у посетителей сведения об истории, традициях, особенностях воспитательной работы и достижениях. Через размещенную информацию можно познакомить пользователей с материально-технической базой, работой столовой, библиотеки, организованным медицинским обслуживанием. Текстовую информацию следует сопровождать наглядными материалами, например, используя возможности проведения заочной экскурсии, знакомства с фотолетописью, просмотра фильма об учреждении образования. Примерная схема размещения информации о воспитательной работе на сайте содержится в Приложении 1 к данным рекомендациям.

Следует учесть, что потребители официальной информации сайта оценивают качество воспитательной работы и возможность сотрудничества с учреждением общего среднего образования. Потенциальных партнеров может интересовать привлекательный имидж, открытость деятельности, наличие условий для взаимодействия. Версия информации на иностранном языке даст возможность презентовать опыт воспитательной работы учреждения образования зарубежным коллегам, привлечь к взаимодействию иностранных партнеров-единомышленников, создаст условия для сотрудничества и участия в международных мероприятиях.



2.2 Своевременное обеспечение достоверной информацией по воспитательной работе

Важной функцией сайта является своевременное обеспечение достоверной информацией по воспитательной работе. Следует учесть запросы разных групп пользователей и соблюдать адресность, разновариативность, доступность восприятия, направленность на удовлетворение существующих информационных потребностей.

Для обучающихся учреждения общего среднего образования, законных представителей несовершеннолетних рекомендуется размещать новости о мероприятиях в школе, параллели, классе. Своевременный привлекательный анонс мероприятий - это эффективный способ вовлечения в воспитательный процесс, повышения мотивации к участию в социально активной деятельности, способ организации взаимодействия с семьей. Удобно для пользователей размещение информации по направлениям воспитательной работы, баннерное оформление объявлений, горячих новостей, ленты и архива новостей. После проведения мероприятий рекомендуется размещать на сайте фотоматериалы, которые будут интересны не только участникам, но и станут своеобразной презентацией проводимой деятельности.

Особое внимание следует уделить организации свободного времени обучающихся, размещая информацию о системе дополнительного образования детей и молодежи. У посетителей должна быть возможность познакомиться через сайт с возможностями организации культурно-досуговой деятельности не только в школе, но и в районе, городе. Рекомендуется размещать описание работы объединений по интересам, фотографии с занятий, отзывы детей и родителей, продукты деятельности. Данная информация будет способствовать осознанности выбора кружка, секции, факультатива, включению обучающихся в организованную культурно-досуговую деятельность.

Необходимо закладывать возможность дистанционного просвещения участников образовательного процесса через своевременное обеспечение достоверной информации по воспитательной работе. Следует соблюдать актуальность и новизну содержания, эстетику оформления, привлекательность названий. Рекомендуется размещать информацию педагога-психолога и педагога социального, которая будет интересна обучающимся разных возрастных групп, педагогическим работникам и законным представителям несовершеннолетних. Возможна подготовка материалов на интернет сайт обучающимися в рамках реализации концепции «Равный обучает равного». Для использования эффективного потенциала законных представителей несовершеннолетних рекомендуется ведение рубрики «Лучший семейный опыт». Такая информация обычно вызывает большой интерес и доверие, легко адаптируется для практического применения.

Для удобства пользователей следует представить на сайте образцы заявлений для зачисления в школьный лагерь, на факультативные занятия, для освобождения от занятий по семейным обстоятельствам.



2.3 Осуществление взаимосвязи между информационными ресурсами воспитательной работы

Для осуществления взаимосвязи между информационными ресурсами воспитательной работы государственных органов и организаций сайт должен являться своеобразной точкой входа в информационное пространство. Необходимо размещать подборку ссылок на полезные ресурсы: нормативные правовые документы по организации воспитательной работы, материалы методического обеспечения воспитательного процесса, информацию для подготовки к воспитательным мероприятиям, информационным часам. Возможно оформление разделов: социокультурные проекты, белорусский Интернет для педагога, журналы и книги для родителей, библиотеки, педагогические сообщества. Обязательно наличие переадресации на рекомендуемые надежные источники: сайт Министерства образования Республики Беларусь, Детский правовой сайт Республики Беларусь, на издания белорусских СМИ и др. Рекомендуется оформление рубрики «Куда обратиться», где могут быть размещены адреса сайтов учреждений и структур, занимающихся воспитательной работой, их график работы и перечень вопросов, по которым можно обращаться, номера «горячих» линий и телефонов доверия.



2. 4 Организация воспитательной работы

Деятельность сайта направлена на организацию воспитательной работы: развитие коллектива участников образовательного процесса, повышение роли органов ученического самоуправления и личностной общественной активности, активизацию использования методики коллективных творческих дел, формирование традиций, основанных на использовании телекоммуникационных технологий, воспитание информационной культуры обучающихся.

Для эффективного педагогического влияния необходимо соблюдать следующие принципы:

активности всех участников процесса воспитания, формирующего мировоззрение, идеологические взгляды, потребности, опыт, эмоции, волю, нормы поведения обучающихся;

единства воспитания и общения всех субъектов воспитательного процесса, закладывающего социально приемлемый стиль поведения при информационном обмене, взаимодействии, взаимоотношениях в коллективе и классе;

открытого взаимодействия в информационном пространстве, создающего условия для развития партнерства и сотрудничества;

сочетания воспитания и самовоспитания, активизирующего внешнее педагогическое воздействие через использование внутреннего потенциала личности;

выбор методов практического применения информационных и коммуникационных технологий в различных видах деятельности, направленный на возможность их активного внедрения в повседневную жизнь.

Сайт продукт коллективной работы школьного сообщества, разработкой, созданием и развитием которого занимается инициативная группа участников образовательного процесса, распределяются поручения, определяются обязанности для решения задач, возникающих в ходе деятельности. Так как ресурс рассчитан на разные группы пользователей, то следует использовать потенциал и практический вклад обучающихся, педагогических работников и законных представителей несовершеннолетних. Рекомендуется проводить коллективное обсуждение и поиск путей совершенствования работы сайта. Совместная деятельность не только благоприятно влияет на развитие школьного сообщества, но способствует повышению личностной общественной активности, формированию лидерских качеств. Система работы, основанная на использовании сайта должна быть социально-личностно-ориентированной, способствующей решению задач социального воспитания. Необходимо, чтобы обучающиеся получили возможность проявлять себя, самореализовываться, развивать креативность, адекватную самооценку, уверенность в собственных силах, рефлексию.

Рекомендуется обратить внимание на работу Web-странички общественных организаций и ученического самоуправления, размещать устав действующих объединений, план и информацию о проводимой работе, фотографии с мероприятий. Для выявления инициатив и реализации детских и молодежных идей, развития самодеятельности обучающихся необходимо использовать включение интерактива. Эффективной формой являются интернет-проекты, которые позволяют обучающимся реализовать свои собственные идеи, выбирать способы деятельности для решения реальных проблем общественной жизни. Включение в их реализацию педагогических работников и законных представителей несовершеннолетних позволяет активизировать использование в практике работы высокоэффективной методики коллективных творческих дел. Для реализации детско-взрослого взаимодействия через сайт рекомендуется организовать выпуск электронных газет и журналов, проводить интернет-конкурсы, оформлять тематические фотоальбомы, предоставлять возможность размещения рисунков и flash-роликов воспитательной направленности.

Необходимо регулярно размещать информацию по подведению итогов воспитательных мероприятий, оформив разделы: спортивные достижения, художественное творчество и т.д. Следует представлять активных участников, победителей спортивных состязаний, творческих конкурсов, волонтеров, отмечая педагогических работников и законных представителей несовершеннолетних, которые способствовали результативности достижений обучающихся. Такая информация на сайте имеет огромное воспитательное значение, развивает коллектив, придает особую значимость успехам, укрепляет веру в собственные силы, повышает самооценку, стимулирует. В практике работы учреждений общего среднего образования проведение конкурсов «Ученик года», «Лицо месяца», по результатам которого размещаются фотография и информация о победителе, о его способностях, увлечениях и достижениях.

Гарантия и стимул развития системы воспитательной работы - обеспечение информационного взаимодействия всех участников информационного обмена. Необходимо через сайт дать возможность участникам образовательного процесса обсудить проблемы воспитательной работы, представить свою точку зрения, выразить отношение или позицию, например, с помощью чата. Для создания удобной и безопасной среды общения всех субъектов воспитательного процесса рекомендуется ввести обязательную регистрацию и соблюдение правил сетевого этикета.

Особенностью сайта может стать собственная социальная сеть без рекламы и нежелательного контента. Это даст возможность общаться, переписываться между собой, добавлять и редактировать информацию о себе, обмениваться фотографиями. Каждый сможет вести свой блог – страницу сайта. В рамках социальной сети можно создавать группы – открытые или закрытые сообщества пользователей для совместной работы над общими задачами, ведения дискуссий на отдельные темы. Рекомендуется обеспечить возможность отправления сообщения, оперативную обратную связь, проведение опросов и формирование статистики результатов через создание модуля голосования. В работе по данному направлению возможен выход на постоянную аудиторию, создание online-клубов по интересам, налаженный эффективный диалог. Следует использовать обратную связь с выпускниками школы, используя особый воспитательный потенциал такого общения. Информационное взаимодействие педагогических работников на сайте является основой для повышения профессиональной компетентности, для самообразования и стимуляции творческой активности. Рекомендуется организовывать обмен мнениями по различным актуальным вопросам, волнующим педагогическое сообщество через тематические форумы.

Через работу сайта необходимо организовать онлайн консультации, рассылку информации, функционирование виртуальной приемной директора и заместителя директора по воспитательной работе, гостиной социально-педагогической и психологической службы. Возможно оформление рубрики «Спрашивайте – отвечаем», где у посетителей будет возможность выбрать специалиста, которому задается вопрос и получить оперативную адресную помощь. Необходимо организовать голосование по организации воспитательной работы, направленное на изучение удовлетворения реальных запросов участников образовательного процесса.

В практике учреждений общего среднего образования проведение родительских собраний в форме web-конференций, в рамках которых любой желающий пользователь Интернета может задать вопрос или высказаться по актуальным вопросам воспитательной работы. Такие мероприятия помогают обеспечить активность родительской общественности, являются эффективным средством объединения и консолидации общих усилий на решение существующих проблем.

Результатом информационного взаимодействия участников воспитательного процесса через сайт должна быть коррекция деятельности, совершенствование воспитательной системы с учетом пожеланий и запросов.

Эффективный опыт использования телекоммуникационных технологий должен стать основой для формирования традиций учреждения образования, для создания современной устойчивой модели воспитательной работы.

Сайт – эффективное средство формирования стиля поведения обучающихся, соответствующего информационному образу жизни. Через посещение ресурса, изучение информации, участие в интерактивных формах общения должно проходить обучение восприятию и обработке больших объемов информации, овладению способностью принятия самостоятельного решения. Рекомендуется обратить особое внимание на совместную работу школы и семьи по информационной безопасности обучающихся в Интернете, обучению молодежи адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению, готовить ее к безопасной жизнедеятельности в информационном обществе. У обучающихся следует формировать уровень знаний, который позволит им свободно ориентироваться в информационном пространстве, включиться в информационное взаимодействие, адаптироваться к современной информационно насыщенной социокультурной среде. Должны развиваться коммуникативные навыки, формироваться информационное мировоззрение и информационная культура.

3. Эффективность использования официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе

Оценке эффективности использования сайта в воспитательной работе рекомендуется проводить через анализ посещаемости, востребованности информации, ее влияния на активизацию и совершенствование практической деятельности, на уровень воспитанности. Следует учесть, что показателем эффективности работы сайта учреждения образования является обновление его информации не реже 1 раза в неделю.



Интернет-сайт учреждения общего среднего образования должен быть продуманной, гибкой и открытой для обновлений структурой, не только реальным информационным каналом, но и творческой лабораторией для участников образовательного процесса, отражающей и активизирующей воспитательную жизнь, и одновременно - высокотехнологичным инструментом саморазвития школьного сообщества.
Приложение 1
Примерная схема размещения информации о воспитательной работе на сайте

Страница

Рекомендуемая информация

Главная

приветствие

устав учреждения образования

структура учреждения образования

новости воспитательной работы учреждения образования

новости воспитательной работы районного (отдела) управления образования, городского (областного) комитета (управления) по образованию

режим работы

символика учреждения образования (при наличии)

поиск информации по воспитательной работе и результаты

опросы по организации воспитательной работы

Одно окно

электронное обращение

график приема граждан администрацией учреждения образования

образцы заявлений (в школьный лагерь, для освобождения от занятий по семейным обстоятельствам)

перечень административных процедур воспитательной направленности, осуществляемых учреждением образования, а также вышестоящими организациями

режим работы вышестоящих организаций и заинтересованных структур, занимающихся воспитательной работой

номера «горячих» линий и телефонов доверия

ответы на часто задаваемые вопросы по организации воспитательной работы

голосование по актуальным вопросам воспитательной работы

О воспитательной работе учреждения общего среднего образования

цель и задачи воспитательной работы

история и традиции воспитательной работы

достижения в воспитательной работе

документы (план идеологической и воспитательной работы, план защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и др.)

информация об администрации, специалистах СППС, педагогах, выполняющих обязанности классных руководителей

Педагогическим работникам

раздел воспитательная работа в «Методической копилке»

о деятельности учебно-методического объединения классных руководителей

сценарии из опыта воспитательной работы

материалы к разработке классных и информационных часов, внеклассных мероприятий

тематические интернет-ресурсы

Обучающимся

расписание работы объединений по интересам (в школе и вне) воспитательной направленности, спортивного зала

школьное самоуправление

общественные организации в учреждении образования

профориентация

доска Почета учреждения образования

выпускники учреждения образования

«В помощь ученику» (материалы для информационных часов, внеклассных мероприятий, рекомендации, советы, полезные ссылки)

анонс воспитательных мероприятий

подведение итогов воспитательной деятельности

ссылки на полезные источники (проекты, конкурсы и т.д.)

чат

Родителям

анонс воспитательных мероприятий

советы, рекомендации по семейному воспитанию

информация об активных родителях

форум для обсуждения актуальных проблем воспитания

Музей

информация, посвященная различным вопросам работы виртуального и реально существующего музея

Социально-педагогическая и психологическая служба

график работы специалистов СППС

советы и рекомендации педагогическим работникам, законным представителям, обучающимся

виртуальная гостиная

Библиотека

график работы

библиотекарь - родителям

библиотечный репетитор

мысль в подарок

диванчик, или задушевный разговор

в субботу – в школьную библиотеку

календарь знаменательных и памятных дат

библиотекарь – педагогическому работнику




библиотечные новости об изданиях по воспитательной работе

Карта сайта


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница