Основная образовательная программа основного общего образования



Скачать 7.33 Mb.
страница 1/41
Дата 29.08.2016
Размер 7.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 39

Ленинского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Ассоциированная школа ЮНЕСКО









УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ Гимназия № 39

______________ И.П.Киекбаева

Приказ № 320 от 30.08.2013г.




Основная образовательная программа

основного общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

ПРИНЯТА

на заседании Педагогического совета

от 29.08.2013г. протокол № 1

Уфа – 2013

СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..

...4

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………......

..7-84

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………

...7

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

программы основного общего образования………………………………………………..


..8-67

1.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………….

…...8

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты………………………..

….12

1.2.3. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ……………………..

15-23

1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий……………………………………….

….15

1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся……………………………………..

….19

1.2.3.3. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом………………………………………..

….22

1.2.4. Планируемые результаты освоения учебных программ…………………………………...

.23-67

Русский язык…..................................................................................................................................................

…..23

Башкирский язык (государственный)…..........................................................................................................

…..29

Литература…......................................................................................................................................................

…..31

Иностранные языки. Английский язык (основной)……………………………………………………….…

Немецкий язык (второй иностранный)………………………………………………………………….……

Французский язык (второй иностранный)………………………………………………………..…………

Китайский язык (второй иносранный)………………………………………………………………..……..



…..31

…..33


…..33

…..35


История России. Всеобщая история…………………………………………………………………………..

…..35

Обществознание……………………………………………………………………………………….……....

…..38

История и культура Башкортостана……………………………………………………………………..…...

…..43

География……………………………………………………………………………………………………...

…..43

Математика. Алгебра. Геометрия……………………………………………………………………..…..….

…..47

Информатика…………………………………………………………………………………………………...

…..51

Физика…………………………………………………………………………………………………..….…..

…..53

Биология………………………………………………………………………………………………..….……

…..56

Химия………………………………………………………………………………………………..……….…

…..58

Изобразительное искусство………………………………………………………………………………......

…..61

Музыка…………………………………………………………………………………………………….…...

…..63

Технология……………………………………………………………………………………….…………....

…..64

Черчние………………………………………………………………………………………………….….….

…..65

Физическая культура…………………………………………………………………………………..……...

…..65

Основы безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………………...

…..67

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образователь-

ной программы основного общего образования…………………………………….……..


70-84

1.3.1. Общие положения……………………………………………………………...………………………

….70

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов……...………………………………………………..

….72

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов………………………………………………….

….73

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов…………………………………………………….…

….79

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений

как инструменты динамики образовательных достижений…………………………………………..


….82


1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему обще-

му образованию……………………………………………………………………..…………………...


.…84


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….………

85-202

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного

общего образования……………………………………………………………………………


85-91

2.1.1. Технология развития УУД…………………………………………………………………………..…

…..86

2.1.2. Условия и средства формирования универсальных учебных действий…………………………….

…..91

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………………..…….

96-102

2.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………………….…

…..96

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования………….

…..98

Русский язык……………………………………………………………………………………………………

Башкирский язык (государственный)…………………………………………………………………….…..

Литература……………………………………………………………………………………………………..

Иностранные языки. Английский язык (основной)…………………………………………………………

Немецкий язык (второй иностранный)………………………………………………………………….……

Французский язык (второй иностранный)………………………………………………………..…………

Китайский язык (второй иносранный)………………………………………………………………..……..

История России. Всеобщая история……………………………………………………………………….....

Обществознание…………………………………………………………………………………………..…..

История и культура Башкортостана………………………………………………………………………….

География………………………………………………………………………………………………..…….

Математика. Алгебра. Геометрия………………………………………………………………………..…...

Информатика………………………………………………………………………………………………..…

Физика……………………………………………………………………………………………………….....

Биология……………………………………………………………………………………………………...…

Химия………………………………………………………………………………………………………..…

Изобразительное искусство…………………………………………………………………………….….…

Музыка…………………………………………………………………………………………………………..

Технология……………………………………………………………………………………………………..

Черчение…………………………………………………………………………………….…………………..

Физическая культура……………………………………………………………………………………….....

Основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………..…



…..98

…102


…103

..…111


…..133

..…146


..…154

..…156


…..169

…..172


…..180

…..187


…..191

…..192


…..194

…..196


..…197

…..198


..…199

..…200


..…201

…..202


2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся……………………………….…

204-248

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся…………………………………

….205

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.…

….209

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации

обучающихся…………………………………………………………………………………...


….210


2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся….

….212

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися…………………………………....

….215

2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности с

общественными организациями, системой дополнительного образования, иными

социальными субъектами……………………………………………………………………..


….230


2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации

обучающихся…………………………………………………………………………………...


…232


2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и

безопасного образа жизни……………………………………………………………………..


…233


2.3.9. Деятельность в области непрерывного экологического здоровьесберегающего

образования обучающихся…………………………………………………………………...


…236


2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся…………………..

…241

2.3.11. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации

обучающихся…………………………………………………………………………………


…247


2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации

обучающихся………………………………………………………………………………....


…248


2.4. Программа коррекционно-развивающей работы……………………………………….…

250

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….……..

264-309

3.1. Учебный план основного общего образования………………………………………….…

264

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы………………...

267-309

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного

общего образования……………………………………………………………………………..……...


…269


3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы

основного общего образования…………………………………………………………………..…….


…277


3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного

общего образования……………………………………………………………………………….……


…289


3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы……….…

…290

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы

основного общего образования……………………………………………….………………………...


…294


3.2.6. Модель организации внеурочной деятельности………………………………………………………...303

3.2.7. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий……………..……………………....309


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Гимназия) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООП ООО), Устава Гимназии, учитывает требования к ее структуре. Программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа (сост. Е.С.Савинов.  М.: Просвещение, 2011) и обеспечивает организацию гимназического образовательного процесса основной школы в переходный период.



В соответствии с требованиями Стандарта Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Раздел включает:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования гимназии и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

  • программу коррекционной работы (работа с одаренными детьми; детьми, требующими особого педагогического внимания в период адаптации и т.д.).

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Раздел включает:

  • учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

  • систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.

Участники образовательного процесса (обучающиеся и их родители (законные представители) в момент заключения Договора, отражающего ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения ООП, знакомятся:

  • со своими правами и обязанностями в части формирования и реализации ООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и уставом образовательного учреждения;

  • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Гимназии.

ООП ООО Гимназии  определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Разработка ООП ООО осуществлялась с привлечением органов самоуправления (Управляющий совет и Попечительский советы гимназии), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.



В основе реализации ООП ООО Гимназии лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования  развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

ООП ООО Гимназии сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

  • обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

  • изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения гимназического образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

В программе учтены тенденции развития Гимназии и охарактеризованы главные направления модернизации ее деятельности. Программа не противоречит документам, регламентирующим осуществление гимназического образовательного процесса. Программа предназначена для определения перспективных направлений деятельности Гимназии по выполнению имеющегося социального заказа и прогнозам его изменений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница