|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ № 39
Ленинского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
|
|
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ Гимназия № 39
______________ И.П.Киекбаева
Приказ № 320 от 30.08.2013г.
Основная образовательная программа
основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
от 29.08.2013г. протокол № 1
Уфа – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..
|
…...4
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………......
|
..7-84
|
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………
|
…...7
|
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования………………………………………………..
|
..8-67
|
1.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………….
|
…...8
|
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты………………………..
|
….12
|
1.2.3. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ……………………..
|
15-23
|
1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий……………………………………….
|
….15
|
1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся……………………………………..
|
….19
|
1.2.3.3. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом………………………………………..
|
….22
|
1.2.4. Планируемые результаты освоения учебных программ…………………………………...
|
.23-67
|
Русский язык…..................................................................................................................................................
|
…..23
|
Башкирский язык (государственный)…..........................................................................................................
|
…..29
|
Литература…......................................................................................................................................................
|
…..31
|
Иностранные языки. Английский язык (основной)……………………………………………………….…
Немецкий язык (второй иностранный)………………………………………………………………….……
Французский язык (второй иностранный)………………………………………………………..…………
Китайский язык (второй иносранный)………………………………………………………………..……..
|
…..31
…..33
…..33
…..35
|
История России. Всеобщая история…………………………………………………………………………..
|
…..35
|
Обществознание……………………………………………………………………………………….……....
|
…..38
|
История и культура Башкортостана……………………………………………………………………..…...
|
…..43
|
География……………………………………………………………………………………………………...
|
…..43
|
Математика. Алгебра. Геометрия……………………………………………………………………..…..….
|
…..47
|
Информатика…………………………………………………………………………………………………...
|
…..51
|
Физика…………………………………………………………………………………………………..….…..
|
…..53
|
Биология………………………………………………………………………………………………..….……
|
…..56
|
Химия………………………………………………………………………………………………..……….…
|
…..58
|
Изобразительное искусство………………………………………………………………………………......
|
…..61
|
Музыка…………………………………………………………………………………………………….…...
|
…..63
|
Технология……………………………………………………………………………………….…………....
|
…..64
|
Черчние………………………………………………………………………………………………….….….
|
…..65
|
Физическая культура…………………………………………………………………………………..……...
|
…..65
|
Основы безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………………...
|
…..67
|
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образователь-
ной программы основного общего образования…………………………………….……..
|
70-84
|
1.3.1. Общие положения……………………………………………………………...………………………
|
….70
|
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов……...………………………………………………..
|
….72
|
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов………………………………………………….
|
….73
|
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов…………………………………………………….…
|
….79
|
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений
как инструменты динамики образовательных достижений…………………………………………..
|
….82
|
1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему обще-
му образованию……………………………………………………………………..…………………...
|
.…84
|
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….………
|
85-202
|
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного
общего образования……………………………………………………………………………
|
85-91
|
2.1.1. Технология развития УУД…………………………………………………………………………..…
|
…..86
|
2.1.2. Условия и средства формирования универсальных учебных действий…………………………….
|
…..91
|
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………………..…….
|
96-102
|
2.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………………….…
|
…..96
|
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования………….
|
…..98
|
Русский язык……………………………………………………………………………………………………
Башкирский язык (государственный)…………………………………………………………………….…..
Литература……………………………………………………………………………………………………..
Иностранные языки. Английский язык (основной)…………………………………………………………
Немецкий язык (второй иностранный)………………………………………………………………….……
Французский язык (второй иностранный)………………………………………………………..…………
Китайский язык (второй иносранный)………………………………………………………………..……..
История России. Всеобщая история……………………………………………………………………….....
Обществознание…………………………………………………………………………………………..…..
История и культура Башкортостана………………………………………………………………………….
География………………………………………………………………………………………………..…….
Математика. Алгебра. Геометрия………………………………………………………………………..…...
Информатика………………………………………………………………………………………………..…
Физика……………………………………………………………………………………………………….....
Биология……………………………………………………………………………………………………...…
Химия………………………………………………………………………………………………………..…
Изобразительное искусство…………………………………………………………………………….….…
Музыка…………………………………………………………………………………………………………..
Технология……………………………………………………………………………………………………..
Черчение…………………………………………………………………………………….…………………..
Физическая культура……………………………………………………………………………………….....
Основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………..…
|
…..98
…102
…103
..…111
…..133
..…146
..…154
..…156
…..169
…..172
…..180
…..187
…..191
…..192
…..194
…..196
..…197
…..198
..…199
..…200
..…201
…..202
|
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся……………………………….…
|
204-248
|
2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся…………………………………
|
….205
|
2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.…
|
….209
|
2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации
обучающихся…………………………………………………………………………………...
|
….210
|
2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся….
|
….212
|
2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися…………………………………....
|
….215
|
2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности с
общественными организациями, системой дополнительного образования, иными
социальными субъектами……………………………………………………………………..
|
….230
|
2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации
обучающихся…………………………………………………………………………………...
|
…232
|
2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни……………………………………………………………………..
|
…233
|
2.3.9. Деятельность в области непрерывного экологического здоровьесберегающего
образования обучающихся…………………………………………………………………...
|
…236
|
2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся…………………..
|
…241
|
2.3.11. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации
обучающихся…………………………………………………………………………………
|
…247
|
2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации
обучающихся………………………………………………………………………………....
|
…248
|
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы……………………………………….…
|
…250
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….……..
|
264-309
|
3.1. Учебный план основного общего образования………………………………………….…
|
…264
|
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы………………...
|
267-309
|
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного
общего образования……………………………………………………………………………..……...
|
…269
|
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы
основного общего образования…………………………………………………………………..…….
|
…277
|
3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного
общего образования……………………………………………………………………………….……
|
…289
|
3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы……….…
|
…290
|
3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы
основного общего образования……………………………………………….………………………...
|
…294
|
3.2.6. Модель организации внеурочной деятельности………………………………………………………...303
3.2.7. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий……………..……………………....309
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Гимназия) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООП ООО), Устава Гимназии, учитывает требования к ее структуре. Программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа (сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2011) и обеспечивает организацию гимназического образовательного процесса основной школы в переходный период.
В соответствии с требованиями Стандарта Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Раздел включает:
-
пояснительную записку;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования гимназии и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
-
программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
-
программу коррекционной работы (работа с одаренными детьми; детьми, требующими особого педагогического внимания в период адаптации и т.д.).
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Раздел включает:
-
учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
-
систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.
Участники образовательного процесса (обучающиеся и их родители (законные представители) в момент заключения Договора, отражающего ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения ООП, знакомятся:
-
со своими правами и обязанностями в части формирования и реализации ООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и уставом образовательного учреждения;
-
с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Гимназии.
ООП ООО Гимназии определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Разработка ООП ООО осуществлялась с привлечением органов самоуправления (Управляющий совет и Попечительский советы гимназии), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
В основе реализации ООП ООО Гимназии лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
ООП ООО Гимназии сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:
-
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
-
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
-
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
-
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
-
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:
-
бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
-
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
-
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
-
процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
-
обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
-
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
-
изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения гимназического образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
В программе учтены тенденции развития Гимназии и охарактеризованы главные направления модернизации ее деятельности. Программа не противоречит документам, регламентирующим осуществление гимназического образовательного процесса. Программа предназначена для определения перспективных направлений деятельности Гимназии по выполнению имеющегося социального заказа и прогнозам его изменений.
-
|