муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «СОШ № 32»
№ от
Н.П. Морозова
|
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
МБОУ «СОШ № 32»
|
РАССМОТРЕНО на заседании
методического совета
МБОУ «СОШ № 32»
протокол №
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность»
для учащихся 8- 9 классов
Составитель: Животкова
ОксанаНиколаевна,
учитель информатики
учебный год 2015 – 2016
Пояснительная записка
Еще в конце XX века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно. Главным приоритетом в системе образования становятся не только знания, умения и навыки, но и личность учащегося, с присущими ему индивидуальностью, особенностями и способностями.
Перед образовательным процессом всё более решительно ставится задача выделения учебного времени на творческую работу учащегося, нацеленную на активную учебно-познавательную деятельность и использование современных информационных технологий.
Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Под воздействием новых информационных технологий меняется взгляд на самообразование, на содержание и методы обучения предметным дисциплинам. Бурно развивающийся процесс информатизации образования позволяет использовать в обучении широкий спектр средств новых информационных технологий. Одним из её главных элементов является компьютерная графика.
Компьютерная графика – это сравнительно новая область деятельности человека, которая представляет комплекс аппаратных и программных средств для создания, хранения, передачи, обработки и наглядного представления графической информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Под компьютерной графикой понимают и совокупность методов и приёмов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные.
В образовательных стандартах компьютерная графика трактуется как одна из важнейших технологий представления информации, что говорит о возросшей важности данной области знаний.
Широкое распространение мультимедиа технологий вызывает необходимость усилить подготовку школьников теоретическим основам компьютерной графики и практическим навыкам по созданию реалистических изображений.
Графическая программа – программа создания, обработки, просмотра, хранения графических изображений. Графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные.
Улучшение качества изображений, монтаж фотографий выполняются в растровых программах (Paint, AdobePhotoShop, CorelPhoto-PAINT, Gimp...). Растровое изображение строится из множества пикселей. Эффективно используется для представления реальных образов. При масштабировании и вращении растровых картинок возникают искажения. Растровые рисунки могут быть легко распечатаны на принтерах.
Для создания иллюстраций, в области дизайна, технического рисования, для оформительских работ обычно используются векторные программы (AdobeIllustrator, MacromediaFreehand, CorelDraw). Векторное изображение описывается в виде последовательности команд. Не позволяет получать изображения фотографического качества. Векторные изображения могут быть легко преобразованы без потери качества.
Расписание занятий:
Занятия проводятся в кабинете № 32 1 раз в неделю, в среду с 13-25
Программа реализуется в течение одного года обучения.
Новизна программы
Современный человек постоянно сталкивается с компьютерной графикой в своей жизни;математика, физика и многие другие науки требуют от учащихся развитых навыков рисования и обработки готовых цифровых изображений.
Актуальность программы:
Нормальный здоровый ребенок может очень много. Нужно только открыть ему радость творчества, удовлетворение от успеха, научить радоваться своим победам и преодолевать трудности.
Чтобы достигнуть каких-либо успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый «багаж» творческих идей, то не будут пугать и незнакомые задачи, появится уверенность в своих силах, а со временем придет и успех.
Работа на компьютере позволяет развить внимание, логическое и абстрактное мышление, навыки самостоятельной работы и умение быстро переключаться с одного действия на другое. Кроме того, для ребенка это шанс стать победителем!
В 8 и 9 классах учащиесяначинают изучение темы «Компьютерной графика», но для уверенной работы в графических программах и использования навыков в дальнейшей деятельностиможно и нужно практиковаться в течение длительного промежутка времени, наработать некоторый автоматизм действий.
Цели и задачи программы.
Цельюявляется систематизация знаний о современных графических программах, овладение основными программными средствами для работы с растровой и векторной графикой и приобретение практических навыков работы с программными продуктами растровой и векторной графики на уровне квалифицированного пользователя.
Эта цель реализуется через следующие учебные задачи:
-
обеспечить сознательное и прочное овладение учениками основами знаний о принципах и процессах создания и обработки графических изображений;
-
сформировать у учеников целостное представление о принципах работы в программах растровой и векторной графики;
-
раскрыть роль графических программ в развитии современного общества;
-
привить навыки сознательного и рационального использования инструментальных программных средств в своей учебной деятельности для решения конкретных задач.
Ведущими идеями программы является создание
-
возможности для гармоничного развития личности и обеспечения эмоционального комфорта и сохранения здоровья ребенка в образовательном процессе: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.
-
условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и запросов учащихся;
-
условий для самоопределения, саморазвития.
Принципы построения программы
-
научности
-
доступности
-
системности знаний
-
всесторонности
-
гармоничности в содержании знаний, умений и навыков
-
учёт возрастных и индивидуальных особенностей
Принципы педагогического процесса
-
принцип творческого развития
-
принцип доступности
-
принцип индивидуального подхода
-
принцип успешности
-
принцип практической направленности
-
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья
-
сохранения здоровья учащихся
Методы
-
кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
-
демонстрация - используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера, при этом получая новую учебную информацию.
-
практическая работа – всеучащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.
-
декомпозиция, расчленение сложной задачи на более простые, которые в свою очередь могут быть подвергнуты декомпозиции. В основе метода лежит анализ. Этот метод способствует грамотному использованию программного обеспечения, развитию структурированности мышления учащихся.
-
метод проектов – гдедеятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место.
Содержание программы
предполагает более углубленное изучение информатики, развивает творческий подход к усвоению учебного материала, имеет большую практическую направленность.
Формы проведения
Занятия могут проходить со всемиучащимися так и по подгруппам, индивидуально. Занятия проводятся вформе лекций, бесед, демонстраций. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся как самостоятельные задания, так и повторяются на практике изученные в ходе лекций и демонстраций приёмы, подготавливаются индивидуальные проекты по актуальным для учащихся темам. Предполагается широкое использование технических средств, проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов.
Срок обучения –36 часов.
Форма контроля
Промежуточный отчёт:
-
Защита проекта по векторной графике.
Итоговая аттестация:
-
Защита проекта по растровой графике.
Защита группового проекта.
Структура проекта.
Проект состоит из нескольких этапов:
-
Выбор темы.
-
Постановка цели и задач.
-
Выбор средств и методов изменения (создания) изображения.
-
Создание и редактирование изображения..
-
Подготовка к защите и защита работы.
-
Анализ положительных и отрицательных моментов работы и выступления.
Темы для групповых проектов:
«Мои увлечения»,
«Боги древнего мира»
«Мой родной город»
«Техника в нашей жизни»
«Красота спасет мир».
Оценка процесса групповой проектной деятельности учащихся
Критерии оценки
|
Показатели
|
1.1. Актуальность
|
Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата
|
1.2. Технологичность
|
Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность
|
1.3. Соответствие объемам учебного времени
|
Качественное выполнение проекта в определенные сроки
|
1.4. Безопасность
|
Соблюдение правил ТБ
|
1.5. Содержательность
|
Информативность, смысловая емкость проекта
|
1.6. Разработанность
|
Глубина проработки темы
|
1.7. Завершенность
|
Законченность работы, доведение до логического окончания
|
1.8. Наличие творческого компонента в процессе проектирования
|
Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.
|
1.9. Коммуникативность (в групповом проекте)
|
Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.
|
Оценка оформления проекта
Критерии оценки
|
Показатели
|
2.1. Соответствие стандартам оформления
|
Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, библиографии
|
2.2. Системность
|
Единство, целостность отдельных частей текста, взаимодополнение текста и изображения.
|
2.3. Лаконичность
|
Простота и ясность изложения
|
2.4. Аналитичность
|
Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов
|
2.5. Дизайн
|
Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.
|
2.6. Наглядность
|
Проработанность видеоряда: четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей
|
Оценка защиты проекта.
Критерии оценки
|
Показатели
|
3.1. Качество доклада
|
Системность, композиционная целостность
Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы
Краткость, четкость, ясность формулировок
|
3.2. Ответы на вопросы
|
Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов
Аргументированность, убедительность
|
3.3. Личностные проявления докладчика
|
Уверенность, владение собой
Настойчивость в отстаивании своей точки зрения
Культура речи, поведения
Удержание внимания аудитории
Импровизационность, находчивость
Эмоциональная окрашенность речи
|
Оценочный лист проектной групповой проектной деятельности (ГПД)
№ п/п
|
Критерии оценки
(ГПД)
|
Показатели
|
Объекты оценивания
|
Оценка ГПД
|
|
|
|
|
Продукт
|
Процесс
|
Оформление проекта
|
Защита проекта
|
|
1.1
|
Актуальность
|
Современность тематики
проекта, востребованность проектируемого результата
|
Защита проекта
Пояснительная записка
Видеоряд
(подбор иллюстраций)
|
|
|
|
|
|
1.2
|
Технологичность
|
Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность
|
Защита проекта
Пояснительная записка
Видеоряд
(подбор иллюстраций)
|
|
|
|
|
|
1.3
|
Соответствие
объемам учебного времени
|
Качественное выполнение проекта в определенные сроки
|
Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
1.4
|
Безопасность
|
Соблюдение правил ТБ
|
Пояснительная записка, доклад,
видеоряд
|
|
|
|
|
|
1.5
|
Содержательность
|
Информативность, смысловая емкость проекта
|
Защита проекта
Пояснительная
записка
Видеоряд
|
|
|
|
|
|
1.6
|
Разработанность
|
Глубина проработки темы
|
Защита проекта
Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)
|
|
|
|
|
|
1.7
|
Завершенность
|
Законченность работы, доведение до логического окончания
|
Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
1.8
|
Наличие творческого компонента в процессе проектирования
|
вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.
|
Пояснительная записка, доклад
|
|
|
|
|
|
1.9
|
Коммуникативность (в групповом проекте)
|
Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.
|
Доклад
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
2.1
|
Соответствие стандартам оформления
|
Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения
|
Пояснительная записка Видеоряд
|
|
|
|
|
|
2.2
|
Системность
|
Единство, целостность отдельных частей текста, взаимодополнение текста и изображения.
|
Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
2.З
|
Лаконичность
|
Простота и ясность изложения
|
Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
2.4
|
Аналитичность
|
Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов
|
Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
2.5
|
Дизайн
|
Композиционная целостность текста, иллюстративный материал
|
Пояснительная записка Видеоряд
|
|
|
|
|
|
2.6
|
Наглядность
|
Проработанность видеоряда: четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей
|
Иллюстративность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
3.1
|
Качество
доклада
|
Системность, композиционная целостность; полнота
представления процесса,
подходов к решению проблемы; краткость, четкость,
ясность формулировок
|
Процесс защиты
проекта
Поведение
учащегося -
докладчика
|
|
|
|
|
|
3.2
|
Ответы
на вопросы
|
Адекватность ответов
поставленным вопросам;
аргументированность;
полнота, убедительность;
содержательность, краткость
|
Процесс защиты
проекта
Поведение
учащегося -
докладчика
|
|
|
|
|
|
3.3
|
Личностные про-
явления
докладчика
|
Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения;
культура речи, поведения.
Удержание внимания
аудитории; импровизационность, находчивость;
эмоциональная окрашенность речи
|
Процесс защиты
проекта
Поведение
учащегося -
докладчика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
|
|
|
|
|
Методика работы с оценочным листом
Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Оценка ГПД» ставится оценочный балл.
Он исчисляется так:
если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;
при частичном присутствии — 0.5 балла;
если отсутствуют — 0 баллов.
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».
Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
Календарный учебный график.
Продолжительность учебного года
Начало учебного года – 02.09.2014г.
Начало учебных занятий – с 02.09.2014 г.
Окончание учебных занятий – 31.05.2015 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
Начало учебного года
|
02.09.
|
Продолжительность
учебного года
|
36 недель
|
Промежуточная аттестация
|
22 – 29 декабря
|
Итоговая аттестация
|
21 апреля – 30 мая
|
Окончание учебного года
|
31 мая
|
Каникулы зимние
|
29.12.2014 – 12.01.2015
|
Каникулы летние
|
01.06.2015 – 31.08.2015
|
Режим проведения занятий в период каникул.
Проводятся индивидуальные консультации по временному расписанию, составленному на период каникул.
Учебно-тематический план
Тема занятия
|
Количество часов
|
1 четверть
|
|
Графический редактор векторной графики. Виды графических программ
|
1
|
Окно программы векторной графики. Рисование простых фигур. Основы работы с объектами.
|
3
|
Системы цветов в компьютерной графике.
|
1
|
Работа с заливками. Создание рисунков из кривых
|
3
|
Методы упорядочивания и объединения объектов.
|
2
|
Индивидуальное занятие (каникулы)
|
1
|
2 четверть
|
|
Экструзия.Эффект перетекания, искажения.
|
2
|
Работа с текстом
|
1
|
Импорт и экспорт изображений
|
2
|
Зачетный проект
|
3
|
Экструзия.Эффект перетекания, искажения.
|
2
|
Работа с текстом
|
1
|
Промежуточная аттестация (выбор темы, разработка изображения).
|
1
|
3 четверть
|
|
Работа с текстом
|
1
|
Импорт и экспорт изображений
|
2
|
Графический редактор растровой графики. Интерфейс редактора растровой графики.
|
2
|
Выделение и трансформация областей.
|
1
|
Работа со слоями. Инструменты рисования.
|
2
|
Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета
|
2
|
Маски и каналы
|
2
|
Индивидуальное занятие (каникулы)
|
1
|
4 четверть
|
|
Работа с текстом
|
1
|
Корректирующие инструменты. Ретушь
|
2
|
Смешивание слоев. Режимы отображения слоев.
|
1
|
Работа с фильтрами
|
2
|
Зачетный проект
|
2
|
Итого:
|
36 ч.
|
Содержание программы.
Наименование разделов и дисциплин
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Теоретические
|
Практические и лабораторные занятия
|
Раздел 1. Графический редактор векторной графики
|
18
|
3
|
15
|
Зачетный проект
|
Виды графических программ
|
1
|
1
|
|
|
Окно программы векторной графики.Рисование простых фигур.Основы работы с объектами.
|
3
|
1
|
2
|
|
Системы цветов в компьютерной графике.
|
1
|
1
|
|
|
Работа с заливками.Создание рисунков из кривых
|
3
|
|
3
|
|
Методы упорядочивания и объединения объектов.
|
2
|
|
2
|
|
Экструзия.Эффект перетекания, искажения.
|
2
|
|
2
|
|
Работа с текстом
|
1
|
|
1
|
|
Импорт и экспорт изображений
|
2
|
|
2
|
|
Зачетный проект.
|
3
|
|
3
|
|
Раздел 2. Графический редактор растровой графики
|
18
|
4
|
14
|
Зачетный проект
|
Интерфейс редактора растровой графики.
|
2
|
1
|
1
|
|
Выделение и трансформация областей.
|
1
|
|
1
|
|
Работа со слоями. Инструменты рисования.
|
2
|
|
2
|
|
Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета
|
2
|
1
|
1
|
|
Маски и каналы
|
2
|
1
|
1
|
|
Работа с текстом
|
1
|
|
1
|
|
Корректирующие инструменты. Ретушь
|
2
|
1
|
2
|
|
Смешивание слоев. Режимы отображения слоев.
|
1
|
|
1
|
|
Работа с фильтрами
|
2
|
|
2
|
|
Зачетный проект
|
3
|
|
3
|
|
итого
|
36
|
6
|
27
|
|
Графический редактор векторной графики
Ученик должен
знать:
-
виды и средства компьютерной графики;
-
принципы формирования изображений на экране;
-
цветовые модели и их назначение;
-
систему управления цветом;
уметь:
-
использовать стандартные инструменты векторного редактора;
-
создавать векторные рисунки из кривых;
-
работать с узлами кривых и траекториями;
-
использовать различные виды заливок;
-
создавать объемные изображения, используя экструзию;
-
создавать изображения с помощью инструмента «перетекание»;
-
импортировать и экспортировать изображения;
-
работать с простым и фигурным текстом.
Векторный способ формирования графических образов, достоинства и недостатки.
Физические модели восприятия цвета объекта. Понятие о цветовой модели. Аддитивная цветовая модель RGB. Субтрактивная цветовая модель CMYK. Цветовая модель HSB. Перевод из одной цветовой модели в другую. Система управления цветом.
Практические занятия
Рисование простых фигур. Основы работы с объектами. Системы цветов в компьютерной графике. Работа с заливками. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочивания и объединения объектов. Экструзия. Эффект перетекания, искажения. Работа с текстом. Импорт и экспорт изображений
Графический редактор растровой графики
Ученик должен
знать:
-
особенности растрового способа формирования графических изображений
уметь:
-
использовать стандартные инструменты растрового редактора;
-
работать с выделенными областями;
-
работать со слоями;
-
использовать маски и каналы;
-
выполнять различные коррекции изображения.
Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Пиксель и его характеристики. Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Цветовые каналы. Маска. Слой. Тоновая коррекция. Ретушь
Практические занятия
Интерфейс редактора растровой графики. Выделение и трансформация областей. Работа со слоями. Инструменты рисования. Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета. Маски и каналы. Работа с текстом. Корректирующие инструменты. Ретушь. Смешивание слоев. Различные режимы слоев. Работа с фильтрами.
Материальное обеспечение
-
Занятия проходят в кабинете № 32
-
Ноутбук, проектор, экран.
-
Наглядные пособия (электронные приложения) по отдельным темам.
Литература:
-
Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
-
Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
-
Аша Калбег. Компьютерная графика и анимация. – СПб.: Астрель, 2004.
-
Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
-
Симонович С. и др. Специальная информатика: Учебное пособие / С. Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002
-
Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. — К.: «Диалектика», 2005.
-
Павел Девицкий.Gimp для фотографа: эффективные методы обработки. Электронное издание.
-
Материалы сайтаhttp://gimp.ru/download/docs/
-
Материалы сайта http://www.metod-kopilka.ru.
|