Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой




Скачать 75.97 Kb.
Дата 08.10.2016
Размер 75.97 Kb.
Методика работы с программой
“Специализированная компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, представляет собой серию упражнений различной сложности, направленных на коррекцию речевых нарушений, проявляющихся в рамках стертой формы дизартрии. Программа позволяет эффективно работать с детьми с другими нарушениями речи: дислалией, ринолалией, заиканием. Программа ,,Игры для Тигры,, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста – 5 – 7 лет, может применяться при работе с детьми среднего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Специализированная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования.


В компьютерной логопедической программе ,,Игры для Тигры,, реализованы следующие принципы:
1. Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания (воспроизведение заданного ритма). Таким образом, с помощью предлагаемой компьютерной логопедической программы ,,Игры для Тигры,, создаются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения в рамках стертой формы дизартрии.
2. Принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Структура и содержание программы направлены на коррекцию основных речевых нарушений в рамках стертой формы дизартрии. Программа ,,Игры для Тигры,, предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными потребностями ребенка позволяет проводить комплексную работу по коррекции речевых нарушений. Таким образом, компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, способствует коррекции основных речевых нарушений в рамках стертой формы дизартрии:
- звукопроизношения,
- просодических компонентов устной речи,
- фонематического слуха,
- формированию фонематического восприятия,
- развитию лексики и грамматического строя речи,
- коммуникативных навыков,
- способствует развитию моторики артикуляционного аппарата,
- обратных речевых кинестезий,
- мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
- слухового и зрительного восприятия,
- внимания,
- памяти,
- словесно-образного и словесно-логического мышления.
3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа ,,Игры для Тигры,, предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка и зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
4. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе ,,Игры для Тигры,, результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде определенных мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективный уровень развития некоторых речевых навыков ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. Таким образом, в результате сотрудничества ребенка и компьютера при решении определенных задач программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.
5. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию. Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Реализация этого принципа особенно актуальна при работе с детьми дошкольного возраста, так как основным видом деятельности в этом возрасте является игра.
Компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы ,,Игры для Тигры,, встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.
Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным. Эти задачи должны отвечать следующим требованиям:
- отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без применения компьютерной программы затруднительно или практически неосуществимо традиционными методами;
- достижение желаемого коррекционно-обучающего эффекта в более короткие, по сравнению традиционными методами, сроки;
- возможность создания у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению;
- возможность индивидуализации учебно-коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
Компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Основное управление происходит при помощи манипулятора-мышь, но при необходимости может дублироваться клавишами клавиатуры. Такое двойное управление представляется целесообразным в ситуации, когда ребенок использует мышь при выполнении заданий, а логопед управляет программой при помощи клавиатуры. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе работы. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения.
Компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, реализует принцип интерактивности обучающих программ – ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь – оценка результатов деятельности является немедленной. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.
Выбор главного героя обусловлен наличием у детей ассоциативной связи между тигром и рычанием (тигр рычит). Так как результаты проведенного нами исследования показывают, что у 98 % детей старшего дошкольного возраста с диагнозом стертая форма дизартрии наблюдается нарушение произношения звука ,,р,,, то выбор образа главного действующего героя программы представляется обоснованным. В процессе работы с программой ребенок общается с Тигренком, который во время общения часто рычит. Это создает дополнительное слуховое воздействие на восприятие ребенком правильного произношения звука ,,р,, на занятии и вне выполнения заданий, способствует появлению желания ребенка подражать речи главного героя – научиться рычать как Тигренок.
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
Главный герой программы Тигренок выполняет и оценочную функцию. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.
В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, предлагает серии упражнений (модули), объединенные в четыре блока:
- ,,Звукопроизношение,,,
- ,,Просодика,,,
- ,,Фонематика,,,
- ,,Лексика,,.
Названия блоков соответствуют частям Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы.
Цветовое решение каждого блока (,,Звукопроизношение,, - розовый, ,,Просодика,, - зеленый, ,,Фонематика,, - голубой, ,,Лексика,, - желтый) сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии коррекционной работы в рамках каждого блока.
На начальном этапе использования компьютерной логопедической программы ,,Игры для Тигры,, целесообразно начать работу с блока ,,Просодика,,. Это позволит освоить навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребенка в получении положительных результатов при ее использовании.
Выбор необходимого блока программы производится наведением на него курсора-указателя в виде отпечатка лапы Тигренка и нажатием на левую клавишу мыши.
Каждый блок программы ,,Игры для Тигры,, состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При наведении курсора на выбранный модуль на экране появляется список упражнений, направленных на коррекцию или развитие определенных речевых навыков. Выбор необходимого упражнения внутри модуля происходит наведением курсора на его название и нажатием левой клавишей мыши.”


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница