|
Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой
|
Скачать 75.97 Kb.
Дата |
08.10.2016 |
Размер |
75.97 Kb. |
|
Методика работы с программой
“Специализированная компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, представляет собой серию упражнений различной сложности, направленных на коррекцию речевых нарушений, проявляющихся в рамках стертой формы дизартрии. Программа позволяет эффективно работать с детьми с другими нарушениями речи: дислалией, ринолалией, заиканием. Программа ,,Игры для Тигры,, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста – 5 – 7 лет, может применяться при работе с детьми среднего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Специализированная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования.
В компьютерной логопедической программе ,,Игры для Тигры,, реализованы следующие принципы:
1. Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания (воспроизведение заданного ритма). Таким образом, с помощью предлагаемой компьютерной логопедической программы ,,Игры для Тигры,, создаются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения в рамках стертой формы дизартрии.
2. Принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Структура и содержание программы направлены на коррекцию основных речевых нарушений в рамках стертой формы дизартрии. Программа ,,Игры для Тигры,, предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными потребностями ребенка позволяет проводить комплексную работу по коррекции речевых нарушений. Таким образом, компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, способствует коррекции основных речевых нарушений в рамках стертой формы дизартрии:
- звукопроизношения,
- просодических компонентов устной речи,
- фонематического слуха,
- формированию фонематического восприятия,
- развитию лексики и грамматического строя речи,
- коммуникативных навыков,
- способствует развитию моторики артикуляционного аппарата,
- обратных речевых кинестезий,
- мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
- слухового и зрительного восприятия,
- внимания,
- памяти,
- словесно-образного и словесно-логического мышления.
3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа ,,Игры для Тигры,, предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка и зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
4. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе ,,Игры для Тигры,, результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде определенных мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективный уровень развития некоторых речевых навыков ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. Таким образом, в результате сотрудничества ребенка и компьютера при решении определенных задач программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.
5. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию. Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Реализация этого принципа особенно актуальна при работе с детьми дошкольного возраста, так как основным видом деятельности в этом возрасте является игра.
Компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы ,,Игры для Тигры,, встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.
Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным. Эти задачи должны отвечать следующим требованиям:
- отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без применения компьютерной программы затруднительно или практически неосуществимо традиционными методами;
- достижение желаемого коррекционно-обучающего эффекта в более короткие, по сравнению традиционными методами, сроки;
- возможность создания у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению;
- возможность индивидуализации учебно-коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
Компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Основное управление происходит при помощи манипулятора-мышь, но при необходимости может дублироваться клавишами клавиатуры. Такое двойное управление представляется целесообразным в ситуации, когда ребенок использует мышь при выполнении заданий, а логопед управляет программой при помощи клавиатуры. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе работы. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения.
Компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, реализует принцип интерактивности обучающих программ – ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь – оценка результатов деятельности является немедленной. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.
Выбор главного героя обусловлен наличием у детей ассоциативной связи между тигром и рычанием (тигр рычит). Так как результаты проведенного нами исследования показывают, что у 98 % детей старшего дошкольного возраста с диагнозом стертая форма дизартрии наблюдается нарушение произношения звука ,,р,,, то выбор образа главного действующего героя программы представляется обоснованным. В процессе работы с программой ребенок общается с Тигренком, который во время общения часто рычит. Это создает дополнительное слуховое воздействие на восприятие ребенком правильного произношения звука ,,р,, на занятии и вне выполнения заданий, способствует появлению желания ребенка подражать речи главного героя – научиться рычать как Тигренок.
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
Главный герой программы Тигренок выполняет и оценочную функцию. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.
В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа ,,Игры для Тигры,, предлагает серии упражнений (модули), объединенные в четыре блока:
- ,,Звукопроизношение,,,
- ,,Просодика,,,
- ,,Фонематика,,,
- ,,Лексика,,.
Названия блоков соответствуют частям Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы.
Цветовое решение каждого блока (,,Звукопроизношение,, - розовый, ,,Просодика,, - зеленый, ,,Фонематика,, - голубой, ,,Лексика,, - желтый) сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии коррекционной работы в рамках каждого блока.
На начальном этапе использования компьютерной логопедической программы ,,Игры для Тигры,, целесообразно начать работу с блока ,,Просодика,,. Это позволит освоить навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребенка в получении положительных результатов при ее использовании.
Выбор необходимого блока программы производится наведением на него курсора-указателя в виде отпечатка лапы Тигренка и нажатием на левую клавишу мыши.
Каждый блок программы ,,Игры для Тигры,, состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При наведении курсора на выбранный модуль на экране появляется список упражнений, направленных на коррекцию или развитие определенных речевых навыков. Выбор необходимого упражнения внутри модуля происходит наведением курсора на его название и нажатием левой клавишей мыши.”
|
|
|