САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
(Дальневосточная пожарно-спасательная академия)
Рабочая программа учебной дисциплины
ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Направление подготовки
280705.65 «Пожарная безопасность»
квалификация (степень) «специалист»
Санкт-Петербург
2013
1. Цели и задачи дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза»
Цели освоения дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза»:
Курс «Пожарно-техническая экспертиза» включает изучение теоретических основ и практического опыта расследования пожаров. Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, базовому блоку, к дисциплинам специализации.
Цель обучения - приобретение слушателями знаний теоретических и методологических основ в области пожарно-технической экспертизы.
Арсенал научно-технических методов и средств, используемых при экспертизе пожаров, постоянно модернизируется и расширяется. Для дальнейшей квалифицированной деятельности будущие специалисты обязательно должны представлять себе современные методики и средства научно-технического обеспечения расследования пожаров их возможности и область применения.
Рассматриваемый при изучении дисциплины материал охватывает основные методы исследования вещественных образцов, изымаемых с мест пожаров, которые являются наиболее часто встречающимися объектами пожарно-технической экспертизы. Современные научные знания в области расследования пожаров, отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что рациональный аналитический комплекс, использующийся в этих целях должен сочетать в себе полевые и лабораторные методы исследования. Дисциплина рассматривает и те и другие.
Изучение данной дисциплины позволяет не только ознакомиться с различными методиками пожарно-технической экспертизы, но и выработать практические навыки в самостоятельной работе с вещественными доказательствами, научиться осмысливать полученные экспериментальные данные и делать на их основе необходимые экспертные выводы.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способностью применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОК-15);
способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области экспертной деятельности:
способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
способностью применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5).
в области информационной деятельности:
способностью вести экспертно-криминалистические учеты, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);
способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10);
способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-11);
способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);
способностью составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-13);
в области организационно-методической деятельности:
способностью обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-17);
способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
в области профилактической деятельности:
Специализация «Инженерно-технические экспертизы»:
способностью применять методики инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК - 2.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК - 2.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве (ПСК - 2.3).
2. Место дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» в структуре ООП
Дисциплина «Пожарно-техническая экспертиза» относится к базовой части профессионального цикла ООП по направлению по направлению подготовки 031003.65 «Судебная экспертиза»профиль подготовки – инженерно-техническая экспертиза. (С3)
Изучение учебной дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» опирается на учебные курсы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (С1) и на учебные курсы базовой части математического и естественнонаучного цикла (С2), а также на профессиональный цикл (С3). Основой изучения дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» являются дисциплины профессионального цикла: «Криминалистика», «Судебная фотография и видеозапись», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Административное право», «Гражданское право», «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий», «Электротехника и пожарная безопасность электроустановок», «Строительные конструкции при пожаре (взрыве)» и др.
Вместе с тем важное значение в формировании естественнонаучной картины мира имеют учебные дисциплины базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С2): «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований», «Компьютерные технологии в экспертной деятельности», «Физика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
«Пожарно-техническая экспертиза»
В результате освоения дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» обучающийся должен демонстрировать способность и готовность
в учебно-практической деятельности:
-
приобретать новые знания в области экспертизы пожаров, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий;
-
владеть основными теоретическими и экспериментальными методами исследования причин пожара;
-
использовать знания о современных методиках пожарно-технической экспертизы;
-
планировать работу на стаи проверки по факту пожара,а также в составе следственных групп;
-
использовать знанияо возникновении горения и механизма развития горения из очага;
-
использовать знания опорядке проведения экспертного исследования пожара;
-
владеть навыками оформления документов дела о пожаре с учётом нормативно-правовой базы действующего законодательства.
в социально-личностных отношениях:
-
обладать способностью проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции;
-
следовать этическим и правовым нормам, принципам толерантности, к социальной адаптации, работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям;
в научно-исследовательской деятельности:
умение проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов;
в научно-инновационной деятельности (в соответствии с профилем подготовки):
-
проявлять активность, умение и способность к применению новых фундаментальных результатов в области экспертизы пожаров к созданию новых практических, в том числе технических и технологическихметодов решения поставленных задач;
-
знать физический фундамент современной техники и технологий проведения экспертиз.
знать:
-
цели, задачи и организацию работ по расследованию и исследованию пожаров в Российской Федерации;
-
техническое обеспечение работ по расследованию и исследованию пожаров;
-
работы по исследованию пожаров, регламентируемые ведомственными актами;
-
порядок выезда на место пожара;
-
стадии осмотра и методы их проведения;
-
возникновение горения и механизм развития горения из очага;
-
методику установления очага пожара;
-
порядок проведения экспертного исследования пожаров;
-
основы методологии установления места возникновения (очага) пожара;
-
методические основы решения вопроса о причине пожара;
-
возможности ЭВМ и специальной техники в решении задач пожарной криминалистики.
-
методы исследования различных материалов – вещественных доказательств в пожарно-технической экспертизе,
-
теоретические основы применения различных аналитических методов в пожарно-технической экспертизе.
уметь:
-
применять методы исследования пожаров в пожарно-технической экспертизе.
владеть
-
современными информационными технологиями, используемыми в пожарно-технической экспертизе;
-
современными методиками пожарно-технической экспертизы.
4. Структура и содержание учебной дисциплины
«Пожарно-техническая экспертиза»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы108 часов.
4.1 Объем учебной дисциплины
«Пожарно-техническая экспертиза» и виды учебной работы
для очной формы обучения
Вид учебной работы
|
Всего
часов
|
Семестры
|
9
|
10
|
Общая трудоемкость дисциплины в часах
|
252
|
108
|
144
|
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах
|
7
|
3
|
4
|
Аудиторные занятия (всего)
|
180
|
92
|
88
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции
|
60
|
28
|
32
|
Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)
|
120
|
60
|
56
|
Другие виды аудиторных занятий (контрольная работа)
|
|
|
|
Зачет
|
|
4
|
|
|
|
|
36
|
Самостоятельная работа (всего)
|
36
|
16
|
20
|
В том числе:
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
36
|
16
|
20
|
Вид аттестации
|
|
дифференцированный зачет
|
экзамен
|
|