Урок 1
Вводное занятие.
ДЛЯ ЧЕГО НАДО ИЗУЧАТЬ ОБЖ? ЦЕЛИ КУРСА ОБЖ В 8 КЛАССЕ
Цель: познакомить учащихся с особенностями и целями курса ОБЖ, основной и дополнительной литературой.
Учебно-наглядный комплекс: учебник по ОБЖ, дополнительная литература.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в курс ОБЖ для 8 класса.
1.Вводная беседа «Для чего нужно изучать ОБЖ?».
Учитель. Скажите, что изучает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Как расшифровывается аббревиатура «ОБЖ»? (О - основы, то есть самое важное, основное, не особенно вдаваясь в детали, тонкости. Б - безопасность, то есть жизнь без опасностей, возможное избежание риска для себя и окружающих. Жизнедеятельность, то есть повседневная жизнь во всех ее проявлениях: быт, работа, транспорт, отдых и т. д.)
Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья - пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях его развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Как вы думаете, почему, с чем это связано? (Учащиеся высказывают свои мнения, свое видение этой проблемы.) Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Страна несет огромный моральный и экономический ущерб, соизмеримый с национальным доходом.
В этих условиях главная задача нашего курса видится в том, чтобы обеспечить вас специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, умелых действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках защищать свое Отечество.
Изучение этого курса в 8 классе предусмотрено базисным учебным планом из расчета 1 ч в неделю. Содержание курса ОБЖ (обязательный минимум) в 8,10-11 классах определено Министерством образования РФ и в учебнике по ОБЖ А. Т. Смирнова раскрывается в следующих темах: «Опасные и чрезвычайные ситуации», «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны», «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний», «Основы здорового образа жизни», «Вооруженные силы РФ - защитники нашего Отечества», «Боевые традиции Вооруженных Сил России», «Символы воинской части».
2. Знакомство с основными разделами учебника; прочтение вступительной статьи авторов учебника.
3. О б з о р дополнительной литературы по курсу ОБЖ.
Учитель. Кроме учебника при изучении курса можно пользоваться дополнительной литературой. Предлагаю вашему вниманию минимум из большого количества литературы по ОБЖ, который ориентирован, в первую очередь, на тех, кто изучает курс ОБЖ в школах, техникумах, вузах, и призван помочь в его освоении. (Учитель показывает книги и кратко рассказывает об их содержании. Учащиеся записывают в тетрадь библиографические сведения о предлагаемых пособиях.)
Список дополнительной литературы 1. Ильичев, А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.
2. Дарман, П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. -М.: Яуза, 2000.
3. Ильин, А. Школа выживания в природных условиях. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Ильин, А. Первые действия в экстремальной ситуации. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.
5. Ильин, А. Как избежать голодной смерти. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
6. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. - М.: Слово, ACT, Компания «Ключ-С», 1997.
7. Снайдер, Ди. Курс выживания для подростков (ч. 1 и 2). -Волгоград: Ведо, 1992.
Учитель. Необходимо также использовать опыт, накопленный поколениями, народные приметы и советы, сообщения и предупреждения средств массовой информации.
III. Определение основных целей курса ОБЖ.
1. Конспектирование в тетради.
Учитель определяет основные цели курса, а ученики записывают их в тетрадь:
1) Выработать привычки ЗОЖ (здорового образа жизни).
2) Выявлять признаки потенциальной опасности и по возможности, устранять их.
3) Более полно представлять характер грозящей опасности, предвидеть возможные пути ее развития.
4) Принимать верные меры по самоспасению и оказанию помощи другим.
5) Действовать уверенно в любых сложных ситуациях.
2. Р а с с у ж д е н и я учащихся.
Учитель предлагает учащимся порассуждать на тему автономного выживания в условиях природной среды, о минимуме жизненно необходимых вещей, способных помочь в подобных ситуациях. (В условиях автономного пребывания человек часто сталкивается с факторами возникновения стрессового состояние, а именно:
- одиночество;
- потеря ориентировки;
- различные травмы и т. д. Одним из первых психологических ощущений, которое испытывает человек, оказавшийся один на один с природой, является чувство страха - естественная реакция человека на опасность. Человек должен уметь оказать самопомощь, построить убежище, спасти необходимое снаряжение и имущество, оборудовать временное укрытие, добыть воду и пищу и т. п.)
IV. Итог урока.
- Изложите, каков обязательный минимум содержания по ОБЖ.
- Почему важно изучение предмета ОБЖ? Подтвердите свое мнение убедительными примерами.
- Сформулируйте лично для себя ту позицию, которая значима для вас по обеспечению собственной жизнедеятельности. Проанализируйте, все ли знания и умения есть у вас для того, чтобы реализовать эту позицию.
Домашнее задание: составить список из 5 предметов, которые должен иметь человек для выживания в условиях автономного пребывания в природе, и обосновать их наличие в списке.
Урок 2
Безопасное поведение пешеходов на улицах и дорогах
Цели:
-
углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
-
развивать логику, мышление; творческие способности детей;
-
воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.
Ход занятия:
Учитель: « Кого называют пешеходом?»
Ученики: «Человек, который идее по дороге пешком».
Учитель: «Кого называют водителем?»
Ученики: «Человек, который управляет транспортом».
Учитель: «Если человек ведет коляску, кем он является – пешеходом или водителем?»
Ученики: «Пешеходом».
Учитель:« А человек, который едет на велосипеде?»
Ученики: «Водитель».
Учитель: «Ребята, скажите, пожалуйста, что такое тротуар?»
Ученики: «Тротуар – это дорожка для пешехода».
Учитель: «А что такое мостовая?»
Ученики : «Это дорога для транспорта».
Изучение нового материала.
Учитель в форме беседы рассказывает о правилах дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход: «Итак, кто такой пешеход? Пешеход – человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производящей на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мотоцикл, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Обязанности пешеходов:
-
Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны и не мешая другим участникам дорожного движения.
-
Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ней невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю), а вне населенного пункта – навстречу движению транспортных средств.
-
Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
-
Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. А при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
-
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и убедиться, что переход будет безопасен.
-
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выхолить на проезжую часть из-за (стоящей у тротуара машины), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
-
Выйдя на проезжую часть пешеходы должны не задерживаться или останавливаться, если это на связано с обеспечением безопасности движения.
-
Пешеходы не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
-
При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю».
Вопросы, которые возникли при сообщении:
-Что такое «островок безопасности»?
- Какие машины относятся к специальным транспортным средствам?
(Дети отвечают на вопросы.)
Закрепление.
Учитель: «Ребята, давайте мы с вами проведем маленькую разминку»
Задание «Проверь себя». Каждый ученик выполняет самостоятельно.
Если ты согласен, в клеточках ставь “да”, если не согласен “нет”
|
1.
|
Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.
|
Да
|
2.
|
На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.
|
Нет
|
3.
|
Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.
|
Нет
|
4.
|
Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.
|
Да
|
5.
|
Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
|
Да
|
6.
|
На желтый сигнал светофора нужно стоять.
|
Да
|
7.
|
Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.
|
Нет
|
Поле выполнения задания вместе с классом разбирают вопросы.
- А сейчас послушайте загадки и постарайтесь отгадать:
Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят…(Дети!)
(Учитель показывает дорожный знак)
|
|
В синем круге пешеход
Не торопится, идет…
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно. (Дорожка для пешеходов)
(Учитель показывает дорожный знак)
|
|
- А вот еще:
На асфальте есть полоски,
И на знаке есть полоски,
Только здесь при зеленом свете
Переходите улицу, дети. (Пешеходный переход)
(Учитель показывает дорожный знак)
|
|
Я в кругу с обводом красным
Это значит тут опасно.
Тут поймите, запрещенье
Пешеходного движенья. (Движение пешеходов запрещено)
(Учитель показывает дорожный знак)
|
|
Практическая работа.
«Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…
Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу?
И почему на пешеходных переходах нарисована зебра?» - Ответить на этот вопрос предлагается ответить каждому ученику письменно. Письменная работа выполняется самостоятельно каждым учеником в течение 10 минут.
Выполнив задание, желающие 2 ученика читают свои рассказы на уроке. Остальные ученики задают им вопросы, оценивают их мини-рассказы. Те дети, которые не читали свои мини-рассказы на уроке, собирают и сдают тетради учителю.
Работа с историческими аналогами.
Учитель зачитывает исторические факты, почему на пешеходных переходах нарисована зебра? Кто это предложил?
«Дорожной разметке, обозначающей пешеходной переход, и за свою полосатую раскраску получившую название "зебра", исполнилось 57 лет. Впервые подобная разметка появилась в сентябре 1953 года в Германии и постепенно распространилась по всему миру. В данном случае нельзя не отметить и тот факт, что в разработке "зебры" принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Поэтому на пешеходном переходе водители инстинктивно снижают скорость, а пешеходы становятся внимательнее.
Как сообщает ГИБДД, в России пешеходная "зебра" появилась значительно позже – лишь в середине 60-ых годов прошлого века, когда в стране были введено сразу несколько новых графически символов дорожной разметки.
Стоит также отметить, что в Германии, стране, фактически давшей миру новую пешеходную разметку, в честь 60-летия "зебры" планируется провести своеобразный праздник».
Урок 3
Правила безопасного поведения на транспорте.
Цель: учащиеся должны знать причины возникновения пожаров на транспорте и правила безопасного поведения.
Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.
Место проведения: школьный класс.
Время проведения: 45 мин.
План:
1.Вводная часть:
2.Основная часть:
-
изучение нового материала
3.Заключение:
АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде — центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:
* при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
* тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
* не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
* курите только в установленных местах;
* не возите с собой горючие, химически — и взрывоопасные вещества;
* не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
* при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.
АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ.
Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте — тормоза, на втором — рулевое управление, на третьем — колеса и шины).
Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ
Сохраняйте самообладание — это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля.
Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.
При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.
Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок — накройте его собой. Немедленно обращайтесь к проводнику.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ В САМОЛЕТЕ
Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками — возможен взрыв.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.
Урок 4
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
Учебные вопросы.
1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.
2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания.
3. Первичные средства пожаротушения.
Цель. После изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
• об основных причинах и последствиях пожара;
• об основных мерах пожарной безопасности в быту;
• о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
б) уметь:
• правильно действовать в случае пожара в доме;
• эвакуироваться из горящего здания;
• пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);
в) иметь представление:
• об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;
• об огнестойкости строительных конструкций.
Основное содержание уроков:
Основные пять поражающих факторов пожара, вредно воздействующих на людей, можно представить в виде схемы (схема 2).
Основные причины пожара в доме:
• неосторожное обращение с огнем;
• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
• утечка бытового газа;
• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.
Объяснив основные причины возникновения пожаров в жилых зданиях, попросите учащихся рассказать о мерах по обеспечению пожарной безопасности в доме. Чем больше учащиеся дадут предложений, тем полнее удастся вместе с ними составить перечень основных правил пожарной безопасности:
• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);
• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;
• не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);
• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);
• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;
• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);
• устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка .
Контрольные вопросы.
Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре? Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях? Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?
Используя схему 3, попытайтесь вместе с учениками ответить, как себя должен вести человек, если в его доме (квартире) начался пожар.
|