Тема
|
Деление и рост клеток
|
Цель
|
Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки.
|
Задачи
|
— углубить знания учащихся о процессах, происходящих в клетке;
— продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника;
— сформировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.
|
Формируемые УУД
|
Личностные:
- выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- формировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.
Регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности;
- искать пути решения проблемы и средства достижения цели
- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке.
Познавательные:
- принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, четко выполнять требования познавательной задачи;
- работать с учебником;
- объяснять значение новых терминов;
- уметь использовать символы и схемы для структурирования информации.
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, находить дополнительную информацию.
|
Основные понятия
|
клетка, ядро, хромосомы, деление, рост.
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
|
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания.
Электронное приложение к учебнику Л.Н.Сухорукова, Биология. Живой организм. 5 класс
|
Организация пространства
|
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД
|
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
|
Стоя приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
|
|
|
Регулятивные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности;
Коммуникативные:
Сотрудничество с учителем.
|
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
7 мин.
|
Учитель даёт тему прошлого урока «строение растительной и животной клетки»
Учитель задает два вопроса.
1. какое строение имеет растительная клетка
2. Чем растительная клетка отличается от животной и клетки гриба
?
|
Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа. Ученики по очереди обмениваются своими идеями.
Если вся команда приходит к консенсусу, один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.
В парах Ученик А делится своим ответом. Ученик Б активно слушает. Если Ученик А заканчивает до окончания заданного времени, Ученик Б задает вопросы чтобы Ученик А продолжил отвечать. Затем ученики меняются ролями.
|
Процессы жизнедеятельности клетки:
1. растительной
2. животной
3. грибной
1.Строение растительной клетки:
А) ядро
Б) цитоплазма
В) пластиды
Г )вакуоли
Д)включения
2. Животной клетки нет пластид и вакуолей а в грибной есть вакуоли
|
Учащиеся знают и умеют описывать процессы жизнедеятельности клетки; знают значение движения цитоплазмы и разницу между межклеточным веществом и межклетниками.
|
Личностные:
Оценивать собственный вклад в работу группы;
Коммуникативные:
Вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли и идеи.
|
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
3 мин.
|
Учитель показывает растения (большое и маленькое)
и предлагает связать тему урока с тем, что они написали.
-Что мы будем изучать на уроке?
Учитель объявляет тему урока «Деление и рост клетки», просит записать название в тетрадь.
|
Учащиеся говорят тему урока
После того как учащиеся сказали тему урока, они вместе с учителем выясняют с каким процессами жизнедеятельности связана тема урока.
Как происходит процесс размножения (деления) и роста клетки.
|
|
Учащиеся умеют связывать различные понятия между собой.
|
Регулятивные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении.
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель: постановка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала. (создание условия для выявления «Чего мы еще не знаем?»)
20 мин.
|
Учитель ставит проблемный вопрос учащимся.
- Почему растения растут?( диск)
- Мы вернемся к этому после изучения новой темы.
Учитель дает задание обсудить в группах прочитанное.
.
Учитель включает видеоролик «Деление клетки». (Анимация)
Учитель после просмотра видеоролика даёт учащимся задание заполонить информацию о хромосомах в виде
После заполнения модели учитель включает ролик «Фазы деления», «Рост клетки».
Учитель предлагает зарядку для глаз и и общего утомления
Учитель предлагает посмотреть деления клеток корня с помощью цифрового микроскопа
Учитель даёт учащимся задания распределить в правильной последовательности фазы деления клетки, а затем рост клетки..
|
Предлагают версии решения проблемной ситуации.
Учащиеся прочитывают материал.
Далее учащиеся смотрят видеоролик.
После просмотра видеоролика учащиеся выполняют структуру
В первой ячейке учащиеся заполняют определение термина «хромосома»
Во второй ячейке местоположение.
В третьей ячейке функции.
В четвертой свойство.
учащиеся находят делящие клетки
Учащиеся обсуждают в группах прочитанный материал.
учащиеся находят делящие клетки
Работа с учебником
|
ДО
|
УТВЕРЖДЕНИЕ
|
ПОСЛЕ
|
|
1. Клетки всех частей растений способны к делению.
|
|
|
2. Делению ядра предшествует деление клетки.
|
|
|
3. В ядрах новых клеток количество хромосом меньше в два раза.
|
|
|
4. Все содержимое клетки распределяется неравномерно между двумя новыми клетками
|
|
|
5. Ядро молодой клетки расположено в центре.
|
|
|
6. В зрелой клетке много мелких вакуолей.
|
|
Карточки с фазами деления клетки и ростом клетки, которые нужно распределить в правильной последовательности.
|
Учащиеся знают, умеют описывать процесс деления клетки и рост.
|
Личностные:
- оценивать собственный вклад в работу группы;
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Познавательные:
- работать с учебником, составлять схемы-опоры;
- объяснять значение новых терминов
Коммуникативные:
- обсуждать информацию в группе;
- выражать свои мысли и идеи.
|
V. Первичное закрепление
Цель.
6 мин.
|
Определить фазы деления и тестирование
|
Учащиеся выполняют тренажёр (с используя компьютер работа в парах и группах)
|
|
Учащиеся знают, умеют описывать процесс деления клетки и рост.
|
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Познавательные:
- сравнивать и выделять признаки.
|
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
6 мин.
|
Учитель определяет «магическое число» для упражнения по теме «Деление и рост клетки».
Действие продолжается пока учитель не остановит процесс.
|
Члены команды считают вслух, начиная с 1. Каждый раз когда новое число делится на «магическое число, ученики не проговаривают его, а молча встают и высказывают одно предложение по теме «Деление и рост клетки».
|
Учитель определяет «магическое число» для упражнения по теме «Деление и рост клетки».
Члены команды считают вслух, начиная с 1. Каждый раз когда новое число делится на «магическое число, ученики не проговаривают его, а молча встают и высказывают одно предложение по теме «Деление и рост клетки».
Действие продолжается пока учитель не остановит процесс.
|
Учащиеся знают, умеют описывать процесс жизнедеятельности клетки.
|
Личностные:
- осознавать неполноту знаний;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы;
Познавательные:
- находить отличия; объяснять значение новых терминов;
- сравнивать и выделять признаки;
Коммуникативные:
- выражать свои мысли и идеи.
|
VII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2 мин.
|
Учитель организует беседу с классом для проведения рефлексии.
- Какие новые знания вы сегодня получили?
- Какая тема вызвала у вас наибольшие затруднения?
- Что было интересного на уроке?
Просит оценить себя заранее условленными жестами.
-Спасибо за урок! Если вы уходите с урока в хорошем настроении нарисуйте веселое лицо на плакате.
Если же вы чем то недовольны то нарисуйте свои эмоции.
|
Работа с
Компьютером
Работа с цифровым микроскопом
|
|
Осознание учащимися степени активности на уроке, а также учебной деятельности как себя, так и группы, и класса в целом.
|
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
Регулятивные:
-уметь оценивать свою работу на уроке
|
VIII. Д/з.
1 мин.
|
Стр 48-49
Составить рассказ от первого лица «Один день из жизни клетки».
|
Записывают домашнее задание.
|
|
Умеют применить полученные знания и связать их в тексте.
|
Познавательные:
-работать с материалом учебника;
-сравнивать и выделять признаки;
- объяснять значение новых терминов
|
1. Установите соответствие стадий деления клетки.
2. Установите стадии роста клетки.
Закрепляющее задания.
1. Делятся клетки:
А. всех частей растений; Б. некоторых частей растений.
2. Хромосомы:
А. участвуют в обмене веществ; Б. передают наследственные признаки.
А. количество хромосом такое же, как в материнской клетке.
Б. количество хромосом отличаются от материнской клетки.
4. Содержимое клетки распределяется между двумя клетками:
А. равномерно; Б. неравномерно.
5. Хромосомы перед делением способны как бы __________________ себя.