1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Образовательно-воспитательные задачи
5. Заключение
6. Приложение
6.1 Перспективный план
6.2 Конспекты занятий
Введение
С принятием закона РТ №44 от 28.07.2004г. «О государственных языках РТ и других языках РТ», и приказом Министерства образования и науки РТ №463 от 29.06.2001г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», определивших татарский и русский язык как государственные, сформированы правовые основы для создания целостной системы обучения татарского языка в условиях новой языковой ситуации.
Объективные условия, предопределившие место и роль татарского языка, как родного и неродного в системе образования, способствуют формированию новых концептуальных подходов к обучению татарского языка как неродному.
Педагоги отмечают важность обучения второму языку как средству общения для понимания дошкольниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа, в том числе и татарского. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку.
Актуальность проблемы обучения татарскому языку в детском саду обусловлена практической потребностью, в связи, с чем возникает необходимость теоретических и практических разработок, которые могут быть положены в основу совершенствования учебно-методических комплексов по татарскому языку.
Целью методической разработки «Мы учим татарский язык» является описание методики использования современных технических инновационных средств обучения.
Объект – процесс обучения детей татарскому языку.
Предмет – изучение взаимосвязи занятий по обучению детей татарскому языку с компьютерными играми-презентациями.
Гипотеза – занятия с применением компьютерных игр-презентаций способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности.
Задачи:
-
Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей татарскому языку.
-
Разработать специальный цикл занятий «Играя, мы учим татарский язык».
-
Выявить эффективность практического применения методической разработки.
Пояснительная записка
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными и современными. Ведь задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание детей. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.
Достижение высоких результатов в обучении дошкольников второму языку зависит от создания благоприятной психологической атмосферы на занятиях, положительной мотивации.
Одним из наиболее оптимальных средств повышения мотивации к изучению татарского языка является использование на занятиях информационно-комуникационных технологий.
Предлагаемый цикл занятий «Играя, мы учим татарский язык» - это результат направленных поисков и размышлений о том, с помощью каких средств и методов дать детям необходимые знания по изучению татарского языка. Специальный цикл занятий рассчитан на 3 года обучения.
В данной работе подробно представлены занятия с использованием компьютерных технологий.
Ценность работы состоит в том, что использование компьютерных технологий позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию).
Методическая разработка предлагает усвоение языкового материала на основе разнообразных тем («Животные и птицы», «Игрушки», «Семья», «Одежда» и др.). По тематическому признаку проводится и отбор словарного минимума необходимого для элементарного общения. Прежде всего, занятия направлены на развитие устной разговорной речи.
Для данной разработки характерно большое внимание к слову в обучении. А это очень важно, ведь слово минимальная единица языка, необходимая для создания предложений. Работа над словом – это не только введение новой лексики и организация ее запоминания, но и начало работы над связной речью.
Образовательно-воспитательные задачи
1. Пробуждать интерес к изучению татарского языка.
2. Активно помогать каждому ребенку в освоении программы по обучению детей татарскому языку.
3. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.
4. Формировать умения строить предложения, учить отвечать на вопросы, точно употребляя слова по смыслу.
5. Развивать восприятие, внимание, память детей; интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности.
6. Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям татарского народа.
7. Воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Используемое оборудование:
-
компьютер;
-
презентации, выполненные в программе Power Point.
Порядок введения тем:
1-й год обучения:
-
«Знакомство»
-
«Мы учим татарский язык»
-
«Игрушки»
-
«Семья»
-
«Овощи»
-
«Фрукты»
-
«Наш дом, комната»
-
«Посуда»
-
«Детский сад»
-
«Части тела»
-
«Продукты питания»
-
«Одежда»
-
«Дикие животные»
-
«Домашние животные»
Во 2-й год обучения вводятся темы:
-
«Осень»
-
«Зима, зимние развлечения»
-
«Домашние птицы»
-
«Птицы»
-
«Страницы из дневника жизни М. Джалиля»
-
«Весна»
-
«Профессии»
-
«Г. Тукай»
3-й год обучения:
-
«Государственные праздники»
-
«Казань – столица Татарстана»
-
«Мы идем в школу»
Структура
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение года — 36 занятий. Продолжительность занятий 20-30 минут. Структура каждого занятия определяется его содержанием. Каждое занятие имеет основные части:
1. Введения детей в новую тему
2. Рассмотрение нового материала
3. Закрепление лексического минимума, через компьютерные игры – презентации.
4. Подведение итогов занятия.
Отчет об эффективности практического применения методической разработки
Мною было проведено диагностирование в начале и середине года, анализ результатов показал, что компьютерные игры, подобранные в соответствии с тематикой занятий повышают результативность. Так, среднее значение высокого уровня в начале года было – 16,5%, а в середине года – 21,5%; среднего уровня в начале – 43,5%, в середине – 51%; и низкого уровня в начале - 40%, в середине – 27.5%. Что дает четкое представление о том, что данная работа может быть положена в основу совершенствования учебно-методических комплексов по татарскому языку.
Заключение
Занятия с использованием компьютера – это, на мой взгляд, одно из самых важных результатов инновационной работы в детском саду. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать занятие по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать занятие современным.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
-
обеспечить положительную мотивацию обучения;
-
проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
-
повысить эффективность занятия.
Разработанный мною цикл занятий по обучению детей татарскому языку показал свою эффективность. Я заметила, что компьютерные игры, подобранные в соответствии с тематикой занятий повышают результативность. Компьютер – отличный помощник в обучении детей татарскому языку.
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств, формированию познавательных способностей, стремлению к самосовершенствованию.
1-й год обучения
Месяц
|
Тема занятия
|
Программное содержание
|
Цикл компьютерных игр-презентаций
|
Сентябрь
|
«Знакомство»
|
Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку; развивать умения слушать и понимать татарскую речь
Обогащение и активизация словаря:
Синең исемең ничек? Бу нәрсә? Бу кем? Кыз, малай, мин, син, исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт
|
|
«Мы учим татарский язык»
|
Октябрь
|
“Игрушки”
|
Познакомить с новыми словами; (названия игрушек, из чего они сделаны); развивать активную речь; закрепить правила обращения с игрушками
Обогащение и активизация словаря:
Курчак, куян, аю, ат, төлке, туп, уен, уенчык, шакмак
|
“Мозаика”
Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет
|
“Чего не стало?”
Цель: Учить детейотгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
|
«Семья»
|
Расширять запас понимаемых слов; учить детей отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?»; воспитывать бережное отношение к близким людям; вызвать интерес к детскому фольклору
Обогащение и активизация словаря:
Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай, тату
|
“Собери ромашку”
Цель: Активизировать словарь детей; формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
|
“Кто, что делает?”
Цель: Учить детей отвечать на вопросы “Кто это?”, “Что делает?”; воспитывать бережное отношение к близким людям
|
Ноябрь
|
«Овощи»
|
Обогащать словарь ребенка; активизировать знания об овощах;
называть основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают
Обогащение и активизация словаря:
Бакча, бәрәңге, кәбестә, кишер
|
“Чего не стало”
Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
|
“Четвертый лишний”
Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
|
«Фрукты»
|
Познакомить с новыми словами; активизировать знания об овощах, фруктах; учить детей связному описанию;
называть основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить Обогащение и активизация словаря:
Алма, груша, әфлисун
|
«Скажи, какой»
Цель: Закреплять характерные признаки овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильные их названия
|
“Четвертый лишний”
Цель: Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
|
Декабрь
|
«Наш дом, комната»
|
Познакомить с новыми словами; учить детей составлять фразы из 2-3 слов; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; называть основные части дома
Обогащение и активизация словаря:
Бүлмә, идән, ишек, карават, өй, өстәл, тәрәзә, урындык
|
«Построим дом»
Цель: Учить называть основные части дома; развивать мыслительную деятельность
|
“Что изменилось?”
Цель:
Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
|
«Посуда»
|
Познакомить с новыми словами; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа
Обогащение и активизация словаря:
Кашык, кәстрүл, савыт, тәлинкә, чәйнек, чынаяк
|
Мозаика «Наша посуда»
Цель: Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет; расширять знания детей по теме; обратить внимание на национальный орнамент посуды татарского народа
|
“Четвертый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
|
Январь
|
«Детский сад»
|
Развивать связную контекстную речь;
воспитывать у детей самоконтроль за речью; называть для чего нужен детский сад, кто в нем работает, что есть в детском саду.
Обогащение и активизация словаря:
Бала – балалар
|
“Мозаика”
Цель:
Учить детей логическому мышлению; развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет
|
“Что вам нужно на занятии?”
Цель: Развивать умение классифицировать; уточнить знания о предметах, необходимых на занятиях в детском саду; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления
|
Февраль
|
«Части тела»
|
Учить понимать слова, обозначающие части тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).
Обогащение и активизация словаря:
Авыз, аяк, баш, бит, борын, колак, кул, күз
|
Звуковое лото «Человек»
Цель: определить по звуку, что делает человек; расширять и активизировать словарь детей
|
«Цвета»
Цель: Развивать умения детей классифицировать, развивать связную речь; развивать сенсорные способности детей
|
“Назови одним словом”
Цель: Учить детей обобщать предметы называть их одним словом
|
“Что изменилось?”
Цель:
Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
|
Март
|
«Продукты питания»
|
Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания"; закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа.
Обогащение и активизация словаря:
Аш, ботка, бал, йомырка, ипи, ит, каймак, шикәр, май, сөт, чәй
|
“Чего не стало?”
Цель: Учить детей отгадывать, какого предмета не стало, называть на татарском языке, описывать по основным признакам, не видя его.
|
“Четвертый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
|
«Одежда»
|
Познакомить с новыми словами, активизировать их в речи; называть основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды Обогащение и активизация словаря:
Күлмәк, бияләй, башмак, бүрек, оек, оекбаш, яулык, итек, пәлтә, тун, чалбар
|
“Четвертый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
|
“Укрась одежду национальным узором”
Цель: Уточнить и закреплять представления об основных элементах татарского узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции; вызвать интерес к узору
|
Апрель
|
«Дикие животные»
|
Познакомить с новыми словами; закрепить в речи названия животных
и их детенышей; где живут, чем питаются)
Обогащение и активизация словаря:
Аю, бүре, төлке, куян
|
«Чья тень?»
Цель: закреплять названия животных; развивать речь детей: пополнять и активизировать словарь
|
«Кто где живет»
Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и месте их обитания; развивать внимание, память, сообразительность; развивать умение классифицировать
|
«Кто как кричит?»
Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и кто как кричит; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления
|
“Четвертый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
|
Май
|
«Домашние животные»
|
Познакомить с новыми словами; закрепить названия животных и их детёнышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений Обогащение и активизация словаря:
Песи, зт, ат, сыер, кәҗә, каз, тавык, эт
|
“Четвертый лишний”
Цель:
Учить определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект
|
«Чей детеныш?»
Цель: Закреплять названия животных и их детенышей; развивать внимание, связную речь, быстроту мышления
|
«Кто как кричит?»
Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и кто как кричит; развивать связную речь, внимание, быстроту мышления
|
«Кто где живет»
Цель: Уточнить знания детей о названиях животных и месте их обитания; развивать внимание, память, сообразительность; развивать умение классифицировать
|
|