АВТОНОМНОЕ учреждение ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
«Учебно-методический центр гражданской ЗАЩИТы»
ГКЧС ЧУВАШИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со слушателями
ТЕМА 27.
|
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР
|
Обсуждена на Методическом совете
От «__»_____________2012 года
Протокол №___
г. Чебоксары - 2012 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» ГКЧС Чувашии
_____________ В.П.Петров
«___» ______________ 2012 г.
|
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со слушателями
ТЕМА 27.
|
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР
|
Продолжительность занятия: 2 часа.
Метод: Групповое занятие.
Учебные цели:
1. Изучить составляющие всестороннего обеспечения сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Место проведения: Учебный класс.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Графопроектор – 1 шт.
-
Слайды по теме – 1 комплект.
Учебные вопросы и расчет времени
|
Вводная часть
|
5 мин.
|
1.
|
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий формирований ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
|
40 мин.
|
2.
|
Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
|
25 мин.
|
3.
|
Основы взаимодействия при проведении АСДНР и оформление решения о порядке взаимодействия.
|
15 мин.
|
|
Заключительная часть
|
5 мин.
|
Литература
-
Постановление Правительства РФ от 27.04.00 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских иных средств».
-
Руководство по взаимодействию Министерства РФ ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и МО РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера от 29.06.95 г.
-
Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны. ВНИИ ГОЧС. – М., 2000 г.
-
Постановление КМ ЧР от 20.10.01 г. № 20 «О республиканском материальном резерве» для проведения первоочередных работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
-
Постановление КМ ЧР от 09.10.2000 г. № 186 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда КМ ЧР».
Организационно-методические указания
Практическое занятие по данной теме проводится с категориями слушателей:
-
начальники аварийно-спасательных служб и их начальники органа управления гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО ЧС) отрабатывают материал темы путем самостоятельного изучения в течение 4 часов;
-
с начальниками (работниками) ОУ ГО ЧС городов, районов, министерств и ведомств (штатными) и начальниками ОУ ГО ЧС ОЭ (штатными) – общее время на отработку темы 4 часа, из них 2 часа под руководством преподавателя, 2 часа путем самостоятельного изучения материалов темы;
-
с НОУ ГО ЧС ОЭ (по совместительству) и работниками ОУ ГО ЧС ОЭ – общее время на отработку темы 2 часа, из них 1 час под руководством преподавателя, 1 час путем самостоятельного изучения материалов темы;
-
с остальными категориями слушателей – согласно расчета учебного времени. Учитывая, что на проведение занятия по данной теме отводится 1 (2) часа, а объем учебного материала большой, преподавателю необходимо тщательно готовиться к проведению занятия, учитывая категорию обучаемых.
После изучения данной темы руководящий состав должен знать:
-
особенности всестороннего обеспечения АСДНР основных видов обеспечения, их характеристику;
-
порядок создания материально-технического обеспечения при проведении АСДНР;
-
организацию взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС.
Уметь:
-
организовать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами;
-
оценивать обстановку и принимать решения в организации обеспечения действий формирований;
-
осуществлять меры по взаимодействию и оформлению решения при проведении АСДНР.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Защита населения и национального достояния от последствий ЧС всегда была важнейшей функцией государства. Наиболее остро вопрос защиты населения встал после Чернобыльских событий, которые способствовали проведению ряда организационных мероприятий с выделением необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения всестороннего обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований и РСЧС.
Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по решению задач ГО включает:
-
определение перечня мероприятий и сроков их выполнения;
-
определение необходимых сил и средств для их выполнения;
-
распределение мероприятий (задач) по срокам их выполнения за силами (формированиями), средствами и исполнителями;
-
организацию взаимодействия между силами РСЧС и ГО объекта, города, района, республики;
Первый учебный
вопрос:
|
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий НАСФ и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
|
В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение – комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам силами ликвидации ЧС. К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.
Разведка. При организации обеспечения действий сил особое внимание обращается на то, чтобы все виды разведки, система наблюдения и лабораторного контроля могли своевременно обеспечить начальников и органы управления, командиров частей и формирований необходимыми данными и для принятия решений на проведение АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации и защиту личного состава сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Разведка – важнейший вид обеспечения действий формирований. Она организуется и ведется с целью своевременного добывания данных об обстановки, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления, районах чрезвычайных ситуаций. Разведка ведется непрерывно всеми формированиями и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).
Разведка должна проводиться комплексно, активно, своевременно, целеустремленно и непрерывно, а добытые ею разведывательные данные должны быть достоверны.
В зависимости от применяемых сил и средств, характера решаемых задач разведка подразделяется на общую и специальную.
Общая разведка ведется с целью быстрого получения основных данных об обстановке, необходимых для принятия решения на проведение АСДНР.
Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов, организаций, учреждений и предприятий, звенья разведки формирований, а также головные учреждения СНЛК.
Специальная (радиационная и химическая, пожарная, инженерная, медицинская, бактериологическая, ветеринарная и фитопатологическая) разведка ведется с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения; уточнения пожарной обстановки и определения способов борьбы с огнем; выявления характера разрушения; уточнения медицинской, эпидемической, ветеринарной и фитопатологической обстановки; определения объема и характера АСДНР.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, пожарной, инженерной, медицинской, эпидемической, ветеринарной, фитопатологической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения СНЛК.
При угрозе нападения противника все силы и средства разведки приводятся в готовность к действиям, разведывательные группы городских районов выводятся в загородную зону, остальные разведывательные формирования доукомплектовываются до штатной численности, оснащаются приборами и обеспечиваются транспортом в местах постоянной дислокации. Вывод этих сил в загородную зону осуществляется с началом рассредоточения и эвакуации.
На территории объектов выставляются посты радиационного и химического наблюдения. Наблюдатель обнаружив радиоактивное, химическое заражение или бактериальных средств, докладывает старшему наблюдательного поста (командиру формирования), по его указанию подает сигнал оповещения.
Воздушная разведка: уточняет центры (эпицентры) ядерных взрывов; определяет уровни радиации в очаге поражения и по следу радиоактивного облака; характер разрушений и пожаров; состояние мостов, переправ, основных железнодорожных и автомобильных магистралей, гидротехнических сооружений и других объектов.
Речная разведка (звено речной разведки): уточняет радиационную, химическую, пожарную и инженерную обстановку в очагах поражения на прибрежной территории и на объектах речного флота: в портах, на пристанях, причалах, в шлюзах и на акваториях; выявляет возможность использования водных путей для ввода сил ГО в очаг поражения; определяет уровни радиации, наличие и тип отравляющих веществ, характер разрушения мостов, переправ, и гидротехнических сооружений.
Железнодорожная разведка (разведка на средствах ж/д транспорта): выявляет радиационную, химическую, пожарную и инженерную обстановку на железнодорожном направлении и на объектах железнодорожного транспорта.
Разведывательная группа района (города), двигаясь по назначенному маршруту, устанавливает наличие и степень заражения маршрута, наблюдением и непосредственным осмотром определяет характер разрушения дорог и дорожных сооружений, места пожаров и направления их распространения.
Разведывательная группа объекта экономики и разведывательные звенья формирований определяют (уточняют) уровни радиации на маршруте и на своем объекте, выявляют наличие химического заражения, характер разрушений зданий, пожаров, определяет пути подъезда к участкам работ, местам скопления пораженных, отыскивают защитные сооружения, определяют состояние и условия спасения находящихся в них людей, а также определяют места и характер повреждений на коммунально-энергетических и технологических сетях.
Группа (звено) радиационной и химической разведки определяет степень радиоактивного и химического заражения местности; выявляет участки и маршруты с наименьшими уровнями радиации, уточняет тип отравляющих веществ; определяет места, где нельзя вести работы без изолирующей одежды; отыскивает вторичные источники химического заражения и определяет их характер; определяет направления распространения радиоактивного облака и воздуха, зараженного отравляющими веществами; обозначает границы зон заражения и пути их обхода; осуществляет контроль за изменениями радиационной и химической обстановки на объекте и прилегающей местности.
Отделение разведки команды пожаротушения выявляет пожарную обстановку на маршрутах движения и в очаге поражения, определяет участки сплошных пожаров, препятствующих действиям сил и средств, потребность в противопожарных силах; отыскивает водоисточники и определяет способы подачи воды.
Группа инженерной разведки определяет состояние и характер разрушения дорог, мостов, путепроводов, дамб, плотин и объем работ по их восстановлению; отыскивает объезды разрушенных участков дорог и дорожных сооружений; выявляет наличие строительных материалов для производства работ; определяет состояние линий и объектов связи, гидротехнических и коммунально-энергетических сооружений и систем, устанавливает степень и характер их разрушений и возможности быстрого восстановления для обеспечения проведения АСДНР; определяет характер и степень разрушений зданий, характер завалов улиц и защитных сооружений, условия и способы наиболее эффективного использования инженерной техники, объем проведения АСДНР; определяет возможность производства взрывных работ и осуществляет фотографирование участков (объектов) работ с наиболее сложной инженерной обстановкой.
Группа медицинской разведки отряда первой медицинской помощи (ОПМП) определяет санитарно-эпидемическую обстановку на маршруте движения и в очаге поражения; выявляет места нахождения пораженных, их количество и состояние, определяет пути выноса и эвакуации пораженных, определяет район развертывания ОПМП, объем работ по оказанию медицинской помощи, потребное количество сил и средств, безопасные места сбора и погрузки пораженных перед эвакуацией из очага поражения.
Группа (звено) эпидемической разведки в очаге бактериологического поражения выявляет характер заболевания людей, определяет количество больных; производит отбор проб воздуха, почвы, воды, продовольствия, растений; собирает образцы примененных боеприпасов, насекомых, грызунов; устанавливает способ применения бактериальных средств, направление распространения аэрозольного облака, границы очага поражения; устанавливает необходимость проведения карантинных мероприятий; осуществляет наблюдение за изменением обстановки в очаге поражения.
Вид возбудителя инфекционных заболеваний людей определяется лабораторными исследованиями.
Звенья ветеринарной и фитопатологической разведки на объекте сельскохозяйственного производства отбирает пробу внешней среды, фуража, растений, и других объектов ветеринарного и фитосанитарного надзора для лабораторных исследований; устанавливают характер и степень заражения посевов сельскохозяйственных культур, места выпаса, размещения и водопоя животных; определяют границы зон заражения, характер заболевания животных, их количество и необходимость проведения карантинных мероприятий; определяют пути эвакуации и перегона животных.
Вид возбудителя инфекционных заболеваний животных и растений определяется лабораторными исследованиями.
О результатах разведки командиры разведывательных групп (звеньев) докладывают начальникам (командирам), выславшим разведку.
Разведывательные формирования выполняют свои задачи под единым командованием, что обеспечивает начальнику (командиру) большую достоверность и полноту разведывательных данных.
Планирование разведки осуществляется заблаговременно, при этом разрабатывается план разведки с пояснительной запиской.
Инженерное обеспечение включает:
инженерную разведку объектов и местности в районе действий;
оборудования районов, занимаемых силами ликвидации чрезвычайных ситуаций;
устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации;
оборудование и содержание переправ через водные преграды; обеспечение ввода сил ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону ЧС;
инженерные мероприятия по преодолению разрушений, затоплений;
оборудование пунктов водоснабжения.
Подготовка путей движения, подвоза и эвакуации осуществляется инженерными частями (подразделениями), формированиями с максимальным использованием существующих дорог и переправ. Для пропуска сил через труднопроходимые участки привлекаются подразделения и формирования механизации с тягачами, бульдозерами и другой необходимой техникой.
Инженерные мероприятия по обеспечению ввода сил на объекты АСДНР заключаются в ведении инженерной разведки, оборудовании колонных путей и объездов на маршрутах ввода или восстановлении нарушенных дорожно-мостовых сооружений, оборудовании переправ через водные преграды, в прокладывании основных дорог в зонах разрушения города и маршрутов ввода сил от основных дорог на объекте ведения работ. Указанные работы выполняются отрядами обеспечения движения, специальными дорожно-мостовыми и другими инженерными формированиями.
Химическое обеспечение – комплекс мероприятий по созданию условий, для успешных действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций в обстановке радиоактивного, химического и бактериологического заражения и обеспечения их радиационной безопасности.
Химическое обеспечение включает:
радиационную, химическую и бактериологическую разведку;
своевременное и умелое использование средств индивидуальной и коллективной защиты
дозиметрический и химический контроль;
специальную обработку личного состава и техники, а также дегазацию и дезинфекцию участков местности, дорог и сооружений.
Разведка организуется для получения данных о радиационной, химической и бактериологической обстановке.
Использование средств защиты обеспечивает защиту личного состава от поражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ).
Дозиметрический и химический контроль включает определение доз облучения личного состава и степени заражения людей, вооружения, техники и других материальных средств радиоактивными и аварийно химически опасными веществами.
По данным дозиметрического и химического контроля производится оценка работоспособности людей, определяется порядок (сменность) использования сил ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении АСДНР, уточняются режимы работы на зараженной местности, необходимость и объем работ по специальной обработке частей (подразделений) и формирований, определяется возможность использования продуктов питания и питьевой воды, оказавшихся в зонах зараженных радиоактивными и аварийно химически опасными веществами. При осуществлении контроля используются технические средства частей ГО, а также оборудование и аппаратура лабораторий. Организуется дозиметрический и химический контроль начальниками химической и медицинской лабораторий.
Специальная обработка заключается в проведении дегазации, дезактивации и дезинфекции техники и других материальных средств и в санитарной обработке личного состава. Частичная специальная обработка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при заражении аварийно химически опасными веществами – немедленно.
Полная специальная обработка проводится, как правило, после выполнения задачи и включает проведение в полном объеме дегазации, дезактивации и дезинфекции техники и материальных средств, а при необходимости и проведение в рамках санитарно-гигиенических мероприятий санитарной обработки личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации.
В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не только обеспечивающими, а основными мероприятиями АСДНР. Так, например, разведка в большинстве видов чрезвычайных ситуаций является составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т.д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются меры медицинской защиты.
Медицинское обеспечение организуется и осуществляется в целях сохранения здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, своевременного оказания медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечения и быстрейшего возвращения в строй, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава сил инфекционных заболеваний.
Пораженным и больным оказывается первая медицинская помощь, первая врачебная и специализированная медицинская помощь. Первая медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи. Первую врачебную помощь оказывают медицинские учреждения в очагах поражения или вблизи них. Специализированную медицинскую помощь оказывают специализированные медицинские учреждения.
Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации чрезвычайной ситуации.
Техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении технически правильного использования, обслуживания, эвакуации и ремонта техники, состоящей на оснащении сил ГО и РСЧС, для проведения АСДНР.
Основными задачами технического обеспечения являются:
проведение технического обслуживания машин в установленные сроки и в полном объеме;
текущий ремонт и эвакуация техники, вышедшей из строя в ходе выполнения задач.
Для технического обеспечения действий сил привлекаются их штатные силы и средства, в частях ГО – подразделения технического обеспечения.
При организации технического обеспечения определяются порядок снабжения запасными частями и ремонтными материалами, размещение и порядок использования ремонтных мастерских, места развертывания сборных пунктов поврежденных машин и порядок эвакуации на них поврежденной техники.
В ходе проведения АСДНР текущий ремонт техники производится в местах выхода из строя силами водителей и подвижных ремонтных групп. В первую очередь подлежит восстановлению техника, требующая наименьшего объема ремонтных работ.
Техника, не подлежащая восстановлению на месте повреждения, доставляется на сборные пункты поврежденных машин, которые развертываются вблизи путей подвоза и эвакуации по возможности на территории ремонтных предприятий.
Техническое обслуживание и ремонт машин, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению, осуществляются после их специальной обработки.
Транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил ГО и РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зон чрезвычайной ситуации материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, использование табельных средств сил ГО и РСЧС, эвакуацию пораженных в загородные больничные базы всеми видами транспорта, а также доставку материальных средств, необходимых для проведения АСДНР.
Эвакуация пораженных осуществляется всеми видами имеющихся транспортных средств, оборудованных для этих целей.
Для доставки пораженных в медицинские учреждения привлекается санитарный и грузовой автотранспорт формирований.
На автомобильных дорогах, предназначенных для эвакуации пораженных, организуются медицинские распределительные пункты, пункты регулирования движения и технической помощи, заправочные станции, а также сборные пункты поврежденных машин, а в зимнее время – пункты обогрева людей.
|