Конгресс-центры регионального уровня




Скачать 0.88 Mb.
страница 1/3
Дата 03.10.2016
Размер 0.88 Mb.
  1   2   3


На правах рукописи

Федеральное агенство по образованию

Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-

Строительный Университет


Кафедра Архитектурного проектирования
Диссертация на тему:

КОНГРЕСС-ЦЕНТРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

(НА ПРИМЕРЕ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА)

Выполнила: Мельникова О.А.

Руководитель: доцент Монастырская М.Е.

Санкт-Петербург - 2013



План диссертации. Содержание.

Введение


Глава 1. Конгрессно-выставочная деятельность. Историко-культурные и историко-типологические предпосылки формирования современных конгресс-центров.

    1. Конгрессно-выставочная деятельность как наиболее значимое явление в сфере делового туризма и её место в социально-функциональной инфраструктуре Санкт-Петербурга.

      1. Особенности и направление развития конгрессно-выставочной индустрии в Балтийском регионе. Оценка роли Санкт-Петербурга в политике Балтийского региона.

1.1.2. Специфика и проблемы развития конгрессно-выставочной индустрии в Северной столице.

1.2. Анализ эволюции типологических особенностей объектов и архитектурно-планировочной организации участков общественно-делового назначения.

1.2.1. Исторические прототипы современных конгресс-центров (XIX – начало XX вв.).

1.2.2. Краткая история становления и развития конгресс-центров как самостоятельного типа общественных зданий, строений и сооружений (конец XX– начало XXI вв.).

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ и теоретическое обобщение российского и зарубежного опыта проектирования и строительства конгресс-центров. Конгресс-центры в структуре крупных городов и городских агломераций.

2.1. Анализ и обобщение российского и зарубежного опыта проектирования и строительства объектов конгрессной деятельности.

2.1.1. Достижения американской школы архитектурного проектирования и строительства конгресс-центров как базовых элементов инфраструктуры делового туризма. Американская модель центра съездов.

2.1.2. Европейские подходы к формированию конгресс-центров

2.1.3. Российский опыт организации объектов конгрессной деятельности.

2.1.4. Создание системы конгресс-центров различного уровня в странах Балтийского региона.

2.2. Типология существующих конгресс-центров и их проектных моделей.

2.2.1. Многоаспектная классификация конгресс-центров.

2.2.2. Типология конгресс-центров как архитектурно-планировочной формы.

2.3. Конгресс-центры регионального уровня как динамично развивающийся тип зданий делового туризма.

2.3.1. Основные требования к размещению конгресс-центров регионального уровня в структуре крупных городов и агломераций.



2.3.2. Основные требования к разработке архитектурно-планировочных решений конгресс-центров регионального уровня.

2.3.3. Анализ и оценка вариантов размещения конгресс-центра в территориально-административных границах Большого Санкт-Петербурга.

2.3.4. Анализ и оценка вариантов функционально-планировочной и объемно-пространственной организации территории проектирования.

Выводы по главе 2

Глава 3. Основные направления оптимизации типологических моделей конгресс-центров регионального значения.

3.1. Общие рекомендации по проектированию конгресс-центров регионального уровня

3.1.1.Рекомендации к размещению конгресс-центра регионального уровня.

3.1. 2. Рекомендации по функционально-планировочной организации конгресс-центров регионального уровня.

3.2. Проектные модели конгресс-центров регионального уровня

3.2.1. Выделение обязательных и дополнительных структурных связей между элементами функциональной организации конгресс-центров.

3.2.2. Специфика и режимы работ отдельных функциональных блоков конгресс-центра регионального уровня. Проектные модели.

3.3. Основные тенденции формирования конгресс-центров регионального уровня.

Выводы по главе 3

Приложения

Библиографический список

Список иллюстраций, схем, таблиц

Схемы, таблицы



Введение

В настоящее время Конгрессно-выставочная деятельность, как одна из ярчайших отраслей делового туризма является одной из крупнейших высокодоходных отраслей экономики и имеет огромное значение для принимающей стороны. Деловой туризм является самостоятельным сектором туризма и перспективным сектором для развития рынка гостеприимства. Деловой климат и деловая привлекательность страны, региона или города, успешное ведение бизнеса, достойная репутация в деловых кругах напрямую связана с уровнем развития в ней делового туризма. Деловой климат в стране определяет в определенной степени наличие и количество конгресс-центров, присобленных и адаптированных под постоянно меняющиеся требования посетителей, арендаторов и других участников конгрессной деятельности. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Санкт-Петербург обладает солидным потенциалом для развития конгрессно-выставочной индустрии, как на региональном, так и на международном уровне, а заключается в следующем:

богатейший культурный фонд северной столицы

это центр образования и науки

налаженная инфраструктура гостиниц и ресторанов в городе.

активное использование всех возможных типов транспортных коммуникаций.

Но в настоящее время город имеет недостаточный инфраструктурный потенциал для проведения международных и региональных конференций и выставок. Нехватка в Санкт-Петербурге крупных конгресс-залов (вместимостью 1000 человек и более) существенно снижает его возможности в области делового туризма. Город уже в ближайшие годы нуждается в создании двух-трех крупных конгрессных комплексов с числом мест свыше 1500 человек, так как именно такие мероприятия являются наиболее доходными и дают наибольший мультипликативный эффект.

С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более тесными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок тоже немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм.

Деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На долю туризма в целом приходится 3,2% мирового ВВП. Число рабочих мест в сфере туризма составляет ~192 млн, или 8% от общих показателей занятости в мире.Доля туризма в ВВП России в настоящее время составляет 2,5%,1 с учетом мультипликативного эффекта - 6,3%. В туристской отрасли России работает более 1 млн. человек, что составляет 2,3% занятого населения страны. За свои невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом ХХ столетия.

Мировое сообщество подобно многоэтажному зданию со сложной и запутанной внутренней структурой. Фундамент его – само общество, люди. Надземная часть состоит из множества различных по сложности элементов, расположенных по степени их важности снизу вверх. Роль лестниц, лифтов, коридоров и даже кабин для телепортации в нем выполняют коммуникационные процессы. Они развиваются и изменяются синхронно со всем зданием так же быстро как мир и люди, его населяющие.Современный конгресс-центр – это многофункциональное здание, набор помещений в котором варьируется от выставочных пространств, конференц-залов до специальных концертных залов и оригинальных энвайронмент пространств



Степень разработанности темы исследования.

На данный момент общие и локальные проблемы и задачи по разработке рекомендаций к проектированию конгресс-центров регионального уровня отечественной архитектурной наукой не решены. Отсутствует единая система нормативно-правовой документации по проектированию и строительству подобного рода сооружений.



Область исследования. Архитектура конгресс-центров, как перспективного типа зданий делового туризма.

Особую группу источников изучения темы, детально проанализированных и оцененных автором, составляют работы, посвященные формированию деловой функции в архитектуре. К ним относятся:



  1. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры «Деловой центра как новый тип общественного здания», защищенная Гельфонд Анной Лазаревной (Москва, Россия, 2002г.). В этой работе автор исследовал типологию здания делового центра как способ выражения его универсальности его структуры.

  2. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры «Архитектурно-типологическое формирование деловых клубов» (Н.Новгород, Россия, 2007 г.). Даняева Людмила Николаевна. Эта работа посвящена выявлению особенностей архитектурно-типологического формирования делового клуба.

Основные цели и задачи исследования:

  • Выявить тенденции и проблемы развития конгрессно-выставочной индустрии в Санкт-Петербурге. Сделать соответствующие выводы о том, какие функции необходимы современному конгресс-центру в Санкт-Петербурге.

  • Выявить исторические прототипы современных конгресс-центров, проанализировать эволюцию типологических особенностей.

  • Выявить особенности размещения конгресс-центров регионального уровня в структуре города и городской агломерации.

  • Выявить особенности архитектурно-пространственной организации и формирования функционально-планировочной инфраструктуры.

  • Обозначить характерные признаки конгресс-центров регионального уровня.

  • Сформулировать основные тенденции архитектурно-типологического формирования Конгресс-центров.

  • Разработать базовые типологические функциональные модели Конгресс-центров регионального уровня.

Основной объект исследования – конгресс-центры регионального уровня (на примере Санкт-Петербурга), как динамично развивающийся тип зданий, обслуживающих сферу делового туризма.

Сопутствующий объект исследования – системы конгресс-центров регионального и субрегионального значения и взаимодействие между ними.

Предмет исследования – основные приемы функционально-планировочной, объемно-пространственной и архитектурно-образной структуры конгресс-центров регионального уровня.

Хронологические и территориальные рамки исследования

- рассматривается история развития и формирования конгресс-центров с конца 20 века по настоящее время (с включением анализа формирования общественных зданий 19 века, явившихся социально-историческими прототипами Конгресс центров).

- географические границы исследования предполагают анализ становления и развития конгресс-центров в России, в странах Балтийского региона, в странах-лидерах мировой конгрессной индустрии.

Актуальность исследования определяется отсутствием теоретических и проектных рекомендаций по проектированию конгресс-центров на фоне развивающейся системы и необходимостью научного обоснования архитектурно-типологического формирования конгресс-центров.

Методика исследования включает анализ исторического и современного отечественного и зарубежного опыта архитектурно- типологического формирования конгресс-центров; изучение и обобщение научных, нормативно-правовых, инструктивно-методических источников; теоретическое моделирование; экспериментальное проектирование конгресс-центра регионального значения в г. Сестрорецке.

Научная новизна заключается в рассмотрении и выявлении закономерностей формирования типологии Конгресс-центров регионального значения в Санкт-Петербурге и странах Балтийского региона.

Публикации.

Объём и структура работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав с выводами и заключения, списка литературы из 55 наименований. Основное содержание изложено на 102 страницах и включает 55 приложений в виде рисунков и схем и 2 таблицы. Структура диссертации отражает методику исследования, взаимосвязь и последовательность решения поставленных задач.



Основные результаты и положения, выносимые на защиту:

понятие конгресс-центра регионального уровня на примере Балтийского региона;

тенденции архитектурно-типологического формирования конгресс-центров регионального значения;

теоретические базовые модели функциональной и объемно-планировочной структуры конгресс-центра регионального значения.


Глава 1. Конгрессно-выставочная деятельность. Историко-культурные и историко-типологические предпосылки формирования современных конгресс-центров.

    1. Конгрессно-выставочная деятельность как наиболее значимое явление в сфере делового туризма и ее место в социально-функциональной инфраструктуре Санкт-Петербурга.

1.1.1. Особенности и направление развития конгрессно-выставочной индустрии в Балтийском регионе. Краткая оценка и анализ роли Санкт-Петербурга в политике Балтийского региона.

Тема конгрессно-выставочного туризма за последние годы стала одной из популярнейшех тем научных работ в сфере экономической теории, ведь он является определяющим фактором инвестиционной привлекательности страны, и рычагом управления экономикой на макроуровне. Конгрессно-выставочная деятельность служит эффективным инструментом укрепления международного и межрегионального сотрудничества, создает оптимальные условия для обмена информацией на профсессиональном уровне, для демонстрции ресурсного потенциала инвестиционной привлекательности региона на внешних рынках.

Говоря о факторах, обусловивших высокие темпы развития делового туризма, следует отметить такой феномен нашей эпохи, как непрекращающийся процесс образования десятков тысяч организаций, ассоциаций и объединений, проводящих встречи на региональном, национальном и международном уровнях.2

В России специалисты вместо термина «деловой-туризм» часто используют английскую аббревиатуру MICE (Meetings, Incentives, Conferences , Exibitions - «деловые встречи, интенсив-туризм, конференции, выставки»). Поэтому, когда говорят об индустрии поездок со служебными целями наравне можно использовать три термина: деловой туризм или business travel, индустрия MICE и индустрия встреч. В настоящей работе принят термин деловой туризм.

Конгрессно-выставочный туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Под конгрессно-выставочным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий. По статистике ЮНВТО, доля конгрессного туризма в общем объеме деловых поездок составляет 10-12 %. Масштабность данного пласта в сфере делового туризма связана прежде всего с одной его отличительной особенностью - крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги.

Конгрессный туризм существует также как отдельное понятие, но в последние десятилетия нашего столетия все чаще употребляется в контексте с выставочной индустрией. В последнее время выставки и ярмарки все чаще сопровождаются конференциями и семинарами в целях повышения интереса к предмету мероприятия, а также для получения новой дополнительной информации, знаний от выставки. А некоторые торговые и технологические ярмарки предоставляют программу рабочих групп, разные демонстрационные курсы и форумы.

С другой стороны, многие конференции сопровождаются соответствующими выставками, которые повышают визуальное и практическое восприятие, а также обеспечивают дополнительные доходы организаторам конференций. По оценкам специалистов, около 20% выставок проводятся одновременно с соответствующими конференциями и наоборот. Удобство такого сочетания заключается в том, что участники конференций и выставок могут принимать в них участие, не покидая конгресс-центры или выставочные комплексы. Конгрессные мероприятия по масштабу часто не меньшие, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников.

В зависимости от конкретных целей, внутренней структуры, числа участников и ряда других признаков выделяются следующие формы научно-представительских мероприятий: дискуссия, конгресс, конференция, коллоквиум, круглый стол, презентация, саммит, съезд, симпозиум, семинар, форум, Workshop или рабочая группа.

Местами для проведения конгрессов (в иностранной литературе все средства размещения и проведения встреч называют «venues») в России и в мире служат: конгресс-центры, бизнес-отели, театры, конгрессные залы, концертные залы, экспозиционные центры , универстеты и другие объекты образования. В последнее время международные мероприятия все чаще стали проводить в зданиях, имеющих историческое значение: в замках и нетрадиционных сооружениях («unusual venues», т.е. «необычные средства проведения и размещения мероприятий). Пользуются популярностью мероприятия, проводимые на бортах судов, в замках, музеях. Часто симпозиумы и конференции проходят в теплое время на берегу морей и озер, активно сочетая деловую и рекреационную функции.

За время существования конгрессной индустрии появились и укоренились безусловные лидеры: США, Франция и Великобритания. Благоприятная конъюктура во многих отраслях промышленности, повышенный спрос на инвестиционные товары и развитая инфраструктура обеспечивают этим странам лидирующие позиции в рейтинге.

Ряд стран заслужили право проведения ежегодных мероприятий, так например, ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Ежегодно в середине ноября внимание туристской индустрии и общественности всего мира приковано к Лондону. Здесь проходит Всемирная туристская выставка (World Travel Market, WTM). Эта престижная, сугубо профессиональная выставка предназначена для установления прямых контактов между специалистами разных стран. Право на проведение таких престижных мероприятий говорит о том, что города имеют соответствующую материально-техническую базу для проведения подобных мероприятий и располагает широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей.

Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Именно на этих городах и странах и будет акцентирован анализ во второй главе исследования.

Одной из особенностей конгрессно-выставочного туризма является тот факт, что в европейском регионе доминируют внутренние конгрессно-выставочные туристские потоки. В общей совокупности посетителей выставок и конгрессов на деловых туристов из страны-организатора данного мероприятия (как правило, из других городов) в среднем приходится около 85–90%, остальные посетители – бизнесмены и деловые люди из стран Европы. Например, основными посетителями автомобильных выставок Германии являются деловые туристы из самой Германии, а также соседних государств (Австрии, Швейцарии, Франции), которые прибывают с целью обмена опытом. На европейские выставки, имеющие международный статус, приезжают деловые туристы преимущественно из стран европейского региона. Некоторые из выставок имеют сугубо национальный характер. Их посетители и экспоненты являются жителями близлежащих городов данной страны. В каждой специализации можно назвать 2–3 наиболее значимых выставки, которые известны во всем мире, имеют международный статус и могут собирать до 300 тыс. посетителей.

Для дальнейшего рассмотрения и анализа имеет смысл выделить некоторые спецефиеческие характеристики конгрессно-выставочной деятельности. Во-первых, это всесезонность (в отличии от туризма с целью рекреации и отдыха полностью отсутствует понятие «мертвый сезон», сезонность не ярко выражена). Во-вторых, массовость- общее число участников мероприятия может достигать нескольких тысяч. В-третьих, прогнозируемость- спланировать поездку можно за несколько лет до проведения. В-четвертых, большое разнообразие категорий (профессий) людей - непосредственных участников мероприятия (турагенства, организаторы, менеджеры направления).

Автором заданы географиеские границы исследования, в рамках которых будет производится подробный анализ основного объекта исследования - конгресс-центра регионального уровня (на примере Санкт-Петербурга). В качестве региона для Санкт-Петербурга выбран Балтийский регион. 3

В условиях глобализации регонализация и поляризация мира усиливаются. Формируются макрорегионы, внутри которых усиливаются процессы кооперации и интеграции, за счет которых участвующие в них страны стремятся повысить конкурентоспособность своих экономик на мировом рынке, а также усилить свою политическую значимость.4 Термин «Балтийский регион» прочно утвердился в международной жизни в начале 1990-х годов, но до сих пор существуют разные мнения относительно географических границ этого региона. За почти двадцать лет существования Балтийского региона удалось разрешить значительное число конфликтов, наладить сотрудничество по множеству вопросов. В этом есть большая заслуга и Санкт-Петербурга, на всех этапах участвовавшего в формировании и развитии международных институтов сотрудничества — как СГБМ5 и международных организаций, действующих под его эгидой, так и самостоятельных организаций. Но самое главное— Санкт-Петербург всегда участвовал в дискуссии о Балтийском регионе, в том числе, если этого требовали обстоятельства, — полемизировал и с международными институтами, созданными при его участии.

Регионы в мировой политике появляются, меняют свои границы и исчезают . Основой для создания нового региона в мировой политике часто являются представления людей, проживающих на определенной территории, разделенной государственными границами, об общности некоторых проблем, которые приобретают статус региональных. Для Балтийского региона важнейшими региональными проблемами являются экологические. Однако список региональных проблем не исчерпывяется вопросами охраны окружающей среды. К другим межгосударственным и межправительственным организациям и программам в Балтийском регионе в различных сферах деятельности относятся: охрана окружающей среды, экономика, транспорт, энергетика, инфраструктура, наука и образование, социальная сфера, культура, туризм и спорт.

К числу активно разрабатываемых проектов кооперации стран и районов Балтийского региона, кроме того, относятся: проекты развития автомагистралей, соединяющих страны региона: “Виа-Балтика”, “Виа-Ганзеатика”; проект развития энергосистемы “Балтийское энергетическое кольцо”; проекты развития приграничных районов сотрудничества – “Еврорегионов”; программы сотрудничества городов Балтийского моря;экологические программы, касающиеся бассейна Балтийского моря; образовательные программы (“Еврофакультет”, “Международный Балтийский университет”).

Итак, в заинтересованности Санкт-Петербурга к активному сотрудничеству со странами Балтийского региона сомневаться не приходится. Что касается интереса к Балтийскому региона с точки зрения населения: во-первых, в Санкт-Петербурге позитивный имидж Балтийского региона уже сформировался, а значит, его формирование и в более широком масштабе является возможным. Во-вторых, положительный имидж Балтийского региона выгоден Санкт-Петербургу с экономической точки зрения. Если потребители во всем мире станут покупать больше товаров, произведенных в Балтийском регионе, значит, они будут покупать и больше петербургских товаров. В-третьих, общественность в Санкт-Петербурге ощущает свою социальную ответственность не только за субъекты федерации российского Северо-Запада, но и за весь Балтийский регион.

Итак, Балтийский регион — это определенный символ трансграничной кооперации, международного сотрудничества, своего рода полюс экономической, политической и культурной интеграции, способствующий стиранию барьеров между странами и повышению их конкурентоспособности в мировом масштабе.


1.1.2. Специфика и проблемы развития конгрессно-выставочной индустрии в Северной столице.

Деловой туризм в России сегодня находится в стадии становления, поскольку это достаточно новое для нашей страны понятие, появившееся лишь в последнее десятилетие. По статистике около 80% рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербург. Правительства двух столиц принимают активные меры по внедрению конгрессной отрасли в инфраструктуру двух крупнейших городов страны.

Так, в Москве было утверждено приложение к постановлению Правительства Москвы от 17 марта 2009 г. № 198-ПП «Основные направления развития объектов выставочно-конгрессной деятельности в городе Москве в 2009-2015 гг. и на период до 2025 года». В приложении говорится о том, что правительство города считает выставочно-конгрессную деятельность одним из приоритетных направлений в развитии столицы, связывая с ней решение стратегической задачи превращения Москвы в один из финансовых центров мира. Среди сновных направлений - создание новых выставочно-конгрессных центров междунароного и федерального уровней.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Санкт-Петербурге. По данным СМИ, в июне 2013 года на встрече с президентов Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) губернатор Санкт-Петербург Георгий Полтавченко заявил: «Петербург – крупный культурный, экономический и научный центр не только России, но северной Европы. У нас есть все возможности для того, чтобы участники выставок могли совместить работу с насыщенной культурной программой. Это делает Петербург уникальным местом для проведения конгрессно-выставочных мероприятий. За прошлый год рейтинг Петербурга как места проведения международных форумов вырос на 33 пункта. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом».6

Бесспорно, Санкт-Петербург обладает огромным социально-экономическим потенциалом развития в качестве центра делового туризма. Этому способствуют, во-первых, уникальные культурно-исторические характеристики Петербурга, позволяющие конкурировать не только на российском, но и мировом уровне: масса музеев, театров, исторических дворцов. Город занимает 7-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и является одним из самых посещаемых туристских центров России.7 Во-вторых, это развитая транспортная инфраструктура - различные виды как внутригородского так и внешнего транспорта: наземный, воздушный, морской. В-третьих, Санкт-Петербург – это центр образования и науки с развитой научной средой.

По данным федереального агенства по туризму (Ростуризм) в Санкт-Петербурге въездной поток иностранных туристов постоянно растет. Так, по данным Ростуризма на 2009 год въездной поток вырос на 12 %, в том числе благодаря вступлению в силу Федерального закона № 237-Ф3 от 03.12.2008 г. «Об установлении безвизового въезда в Россию на паромах». Из общего количества туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2009 году, 55% составляют деловые туристы.

На сегодняшний день около двух третей крупных международных мероприятий города проводится в отелях, располагающих собственными деловыми зонами и залами для проведения заседаний и переговоров, часть мероприятий проводится в университетах и других объектах образования. Многие компании предпочитают проводить различные семинары и тренинги непосредственно в отелях не только в целях размещения участников из разных регионов в одном месте, но и с целью избежать временных накладок, связанных с перемещением по городу (особенно это касается крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, движение в которых затрудняется в часы пик). Конгресс-отели распространены не только в мировых столицах и городах с высокой деловой активностью, но и в курортных зонах, где бизнес-услуги позволяют загрузить средства размещения в низкий сезон. В столицах конгресс-отели обычно относятся к категории “четыре звезды”, а на курортах, где участники корпоративных мероприятий помимо работы еще расслабляются и отдыхают - к классу “пять звезд” и “де люкс”. Новейшие бизнес-отели представляют собой целый конгломерат, включающий в себя собственно конгресс-центр, отель, рестораны и бары, спортивно-оздоровительный и торгово-развлекательный комплексы, а иногда даже казино и кинотеатры-мультиплексы

Нало заметить, гостиничный бизнес в последнее время активно развивается в этом направлении: строятся новые современные бизнес-центры в отелях, проводится реконструкция существующих гостиниц с целью создания дополнительных площадей для проведения деловых встреч.. Как правило, вместимость таких залов не превышает 500 человек. В то время, как городу необходимы залы вместимостью более 1000 человек, и экомистами доказано, что именно массовые мероприятия с числом участкников более 1000 человек приносят максимальный доход и дают хороший мультипликативный эффект.

Но, несмотря на бурное развитие инфраструктуры, рынок делового туризма ощущает нехватку конференц-залов и специализированных конгресс-центров более крупных масштабов.

Большинство отдельных конгресс-центров как в России, так и по всему миру были построены в середине прошлого века в основном по заказу и на средства государственных и муниципальных властей и служили скорее для поддержания политических амбиций своих владельцев. К таким монстрам относятся, например, Кремлевский Дворец съездов, высотный Дворец науки и культуры в Варшаве, Дворец республики в Берлине8. В таких центрах есть и залы, вмещающие тысячи человек, и небольшие помещения для секционных заседаний, и огромные фойе. Эти объекты имеют большие преимущества при проведении мероприятий, в которых одновременно участвуют тысячи человек, а также съездов, сопровождаемых крупными выставками. Однако конъюнктура рынка делового туризма сейчас такова, что огромные площади требуются организаторам довольно редко, а во всех остальных случаях устроители предпочитают получать все услуги под одной крышей.

С одной стороны, конгресс-туризм не имеет сезонного характера. Но, с другой стороны, российские компании в последнее время тяготеют к проведению корпоративных мероприятий в период «высокого» сезона, хотя это и обходится им дороже. В результате в России наблюдается следующий расклад по сезонам: январь-март - 14%, апрель-июнь - 44%, июль-сентябрь - 30%, октябрь-декабрь - 12%. Т.е спад деловой активности наступает зимой (за несколько месяцев до и после Нового года). В эти периоды отели могут получать дополнительные доходы от других своих ресурсов. Например, от ресторанов, в которые ходят посетители “с улицы”.

Итак, не остается сомнений в том, что деловой туризм по своей экономической природе выгоден Санкт-Петербургу, однако, его развитию и продвижению в городе мешают нерешенные проблемы организационного, экономического, нормативно-правового, научно-технического, производственного и финансового характера. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести:

-отставание уровня развития нормативно-правовой базы туристской отрасли и системы государственного регулирования и поддержки делового туризма;

-слабый уровень интеграции Санкт-Петербурга в систему развития международного сотрудничества в области делового туризма;

-недостаточный уровень развития инфраструктуры делового туризма (средств размещения, общественного питания, транспортных услуг, объектов индустрии развлечений и др.);

-отставание в разработке и внедрении на туристском рынке города прогрессивных технологий туристского обслуживания и управления;

-недостаточный уровень рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов города на внутренний и внешний рынки;

- невысокий уровень развития научных исследований в области развития и продвижения туристской отрасли с участием научных организаций и учебных заведений Санкт-Петербурга;

-проблемы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров в области делового туризма.

- отсутствие маркетинговой организации (конгрессного бюро) для эффективного продвижения города на рынке международных встреч.

Для формирования положительных тенденций в области развития и продвижения регионального делового туризма необходимо осуществить комплексное решение проблем путем разработки и реализации соответствующей стратегии, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды, обеспечивающей эффективное управление данным процессом. Очевидным является то, что в России, в Санкт-Петербурге в частности, не хватает специализированных центров, способных вместить и обслужить необходимое количество участников съездов.

Тенденции развития рынка конгрессного туризма. В настоящее время можно выделить следующие особенности и тенденции развития рынка конгрессного туризма в мире:



  1. Рынок становится все более сегментированным по видам организаций, размерам, целям, бюджету и профилю делегатов.

  2. Техническая спецификация все больше зависит от аудиовизуальных средств и информационных технологий.

  3. Конгрессные мероприятия становятся все более насыщенными, и делегаты работают более интенсивно, что требует от организаторов достаточного количества хорошо оборудованных и комфортабельных комнат для проведения переговоров.

  4. Возрастает спрос на разные выставки во время проведения конгрессных мероприятий.

  5. При организации конгрессных мероприятий все больше внимания обращается на вопросы окружающей среды (организаторы мероприятий для их проведения выбирают места в экологически чистых зонах, например, на прибрежных чистых курортах и в гостиницах и конгрессных центрах, строго соблюдающих правила сохранения окружающей среды). 9

Среди них выделены проблемы, которые стоят перед архитектурной практикой и которые надлежит решать архитекторам и конструкторам в процессе работы над созданием новых проектов современных конгресс-центров:

1. включение выставочных площадей в структуру планировочной организации конгресс-центров

2. включение в планировочную организацию конгресс-центров конгресс-заллы вместимостью не менее 1500 человек

3. наличие расчетного количества конференц-залов по числу предпологаемых участников выставок, семинаров, конгрессов

4. 100%- ное обеспечение гостиничными номерами потенциально возможного потока деловых туристов в «высокий» сезон.

1.2. Анализ эволюции типологических особенностей объектов и архитектурно-планировочной организации участков общественно-делового назначения.

1.2.1. Исторические прототипы современных Конгресс-центров (XIX – 20-е годы XX века).

В рамках настоящей работы выявление и анализ прототипов современных конгресс-центров начинается с XIX века. Да, конгрессов в их современном понимании тогда еще не существовало, но на политическом и экономическом уровне проблемы стояли во все времена, а значит имели место определенные архитектурные типы зданий, удовлетворяющие такого рода потребностям. Прежде всего поиск был сосредоточен на зданиях, выполняющих в разлиные годы следующие функции: деловые, политические, зрелищные функции.

Еще в конце XVIII века, в первые годы царствования Екатерины II многие из иностранцев, пребывавших в Петербурге, большей частью англичане, люди торговые, собирались несколько раз в неделю в одной гостинице, которую содержал голландский выходец Корнелий Гардинер. В начале 1770 года он закрыл свою гостиницу. Тогда один из обычных посетителей, фабрикант Фрапцис Гарднер, предложил своим сотоварищам учредить клуб. Таким образом, в Санкт-Петербурге, по инициативе иностранцев, создался древнейший и наиболее фешенебельный из русских клубов — петербуржское Английское собрание или клуб. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

В провинциальных городах клубы стали возникать, главным образом, благодаря съездам дворян для выборов, т. е. со времен Екатерины II, и первоначально имели временный характер. Другим элементом, стремившимся к учреждению клубов, было офицерство, которое для устройства балов привлекало "господ граждан" или в качестве гостей, бесплатно, или же в качестве членов, с обязательным взносом.

Начиная с середины XIX века не только в губернских, но и во многих уездных городах пользовались популярностью Дома благородных собраний (дворянских собраний). Еще в 1785 году Екатерина II «Жалованной грамотой» утвердила всевозможные привилегии дворянству и определила для каждой губернии иметь свое Дворянское собрание, а также место для общих собраний.

Основной функцией собраний, как видно из названия, была деловая. Первый дом Дворянского собрания был построен в Нижнем Новгороде в 1826 году по проекту архитектора И.Е. Ефимова. Позже дома дворянских собраний появляются в Москве, Великом Новгороде и других городах Росии. Здесь дворяне собирались, решали важные вопросы, иногда веселились, играли в бильярд, проводили выборы должностных лиц, устраивали балы, спектакли, концерты. В общем, это было местом общения.

Таким образом, дворянские собрания - это прообразы нынешних общественных организаций. С единственным, но существенным отличием. Если сейчас в общественную организацию могут вступить все желающие, то в губернское Дворянское собрание входили только избранные - потомственные дворяне, получившие свой сословный статус по наследству. Архитектура таких сооружений была «адресной», была направлена на удовлетворение потребностей определенных классов (сословий) – дворянства, купечества

Неотъемлемой частью и главным компоновочным элементом этих зданий являлся главный большой зал для собраний и научных докладов, часто он же служил ареной для музыкальных и театральных представлений. Таким образом, для зданий Домов собраний, колонный зал становится характерным объемно-планировочным элементом центрально-осевого композиционного построения.

Подобные здания собраний, представляли типичную архитектуру «усадебного типа», они «довольствовались повторением форм жилых домов усадебного городского типа, не стремясь к поискам образца нового общественного здания». Архитектурное решение зданий домов собраний объединяется общностью композиционного решения, характерного для городского дворца-усадьбы, который останется ведущим до начала XX века. Е.К.Кириченко приводит следующую характеристику архитектуры клубных зданий этого периода: «... воссоздаются главные особенности классицизма. Возрождается парадный вестибюль, вытесненный холлом особняков модерна, даже планировка. Поперечная ось: парадный вестибюль - зал, выходящий в сад, и перпендикулярная ей продольная анфилада парадных комнат, идущая по обе стороны от вестибюля (большие парадные комнаты, почти лишенные мебели, украшенные лепниной и росписью, хрустальными люстрами с подвесками, белыми кафельными печами, каминами, скульптурой и, конечно, пилястрами и колоннами)».

­­­­В этом контексте сформировались функциональные составляющие, характерные для современных конгресс-центров:



  • общественно-деловая;

  • зрелищная и культурно-развлекательная (в колонных залах часто проходили балы, маскарады, танцевальные и музыкальные вечера, драматические представления);

  • досуговая (азартные игры, литературные и научные чтения);

  • функция питания.

К концу XIX века возрастает интерес к развитию народного образования, появляются различные образовательные курсы и кружки, народные университеты, которые посещали мещане, конторские служащие и рабочие. В этой среде стали появляться самодеятельные общества самообразования рабочих, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа, и создавались первые культурно-просветильные клубные здания. В России такого типа клубы получили распространение в 1900-х годах и пришли под названием «Народных домов», что свидетельствовало о распространяющейся тяге к культуре во все более широких народных слоях, уходя постепенно от принедлежности архитектуры к определенному сословию. Первые народные дома именовались «народными театрами» и были близки к театральным зданиям не только по композиции, но и по той роли, которая им предназначалась. Функция зрелищного предприятия была ведущей, дополнявшейся просветительскими задачами, которые носили вторичный характер. Основными помещениями народных домов, кроме большого зрительного зала были залы для народных чтений, библиотеки- читальни, чайная или столовая. Близость к театральным зданиям проявилась и в построении планов с традиционным расположением зрительного зала в центре композиции и с симметричным распределением вокруг него остальных помещений, традиционный характер носили обычно и их фасады, более скромные, но принципиально не отличавшиеся от театральных зданий.

   В народных домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие драматические и хоровые коллективы. А также с нарастанием революционного движения велись беседы на политические темы, под видом гуляний проводились маевки и митинги, что послужило причиной их закрытия после разгрома революции 1906-1907 года. Выжили лишь «общества самообразования рабочих», где больше внимания уделялось вопросам образования и духовного развития. В 1920-х гг. Народные дома были преобразованы в клубы или дворцы культуры.

Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде (гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).

В начале XX века в Москве были отстроены и начали работу две знаменитые гостиницы: «Метрополь» и «Националь», задуманные как роскошные отели мирового класса. Здания были оснащены самыми передовыми технологиями того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны. В отделке гостниц использовались дорогие материалы. Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи.

В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы «Националь» заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов. В 1918 году, сразу же после переезда советского правительства в Москву, «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов». Здесь до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий. Здесь можно установить некую аналогию с современными гостиницами, выполняющими, кроме основной и обязательной для данного типа здания функции – жилой, также общественно-деловую функцию.

К началу XX века активным участником в столичных клубах становится купечество - получают распространение купеческие клубы: Доходный Дом Московского купеческого общества (А. С. Каминский, 1887-89 гг.), Дом Московского купечества (арх.Ф.О.Шехтель, 1909 г.), Дом московского купеческого собрания в Москве (арх.И.А.Иванов-Шиц, 1907 г.). В купеческих клубах, в отличие от домов благородных собраний проектировалась сильно уменьшенная «представительская часть», предпочтение отдавалось развитию деловых помещений и помещений, предназначенные для развлечений: зал заседаний, библиотека, концертный зал, бильярдные комнаты, буфеты.10

Постепенное расширение сферы профессионально-общественной деятельности принимает целенаправленный характер и превращается в организованный процесс, что активизировало появление специальных многофункциональных зданий с конторской деятельностью - домов профессиональных объединений и обществ: например, клуб железнодорожников, г. Харьков (А. И. Дмитриев, 1927-1932 гг).

Здания этого типа представляют собой многофункциональные комплексы, где располагались конторские помещения, наряду с функцией общественных собраний предусматривалась и функция развлечений - неотъемлемой частью и главным объемно- планировочным элементом являлся один из больших залов для собраний и научных докладов, который также мог служить и для музыкальных и концертных представлений, в непосредственной близости находятся фойе и кулуары, кабинеты и малые залы для заседаний, библиотека с читальным залом, более удаленно обычно располагаются бильярдная, курительный салон, комнаты для бесед, столовая.11

С развитием городской культуры и городского образа жизни складывается универсальный, открытый городской тип деловых отношений, имеющих городской масштаб - свободное предпринимательство. Развитие деловых отношений в прошлом и настоящем выделяет конкретный социальный класс (сословие) - купец - предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который заключает в себе конкретное социально-экономическое содержание и как «заказчик» диктует определенные требования к функционально-пространственной организации своих зданий, создает и формирует их архитектуру.

Развитие многофункциональных общественно-деловых зданий, где органично сочетались досуговая и деловая деятельность и последовательно формировались деловые отношения российского предпринимательства, начиналось с Ярмарок. Характерным примером может служить Нижегородская ярмарка. К началу XX века Нижний Новгород сформировался как один из крупнейших промышленно-торговых центров России - «В этом смысле Нижний Новгород с его знаменитыми ярмарками, выставками, развивающейся промышленностью и торговлей - особенно показательная модель истории архитектуры в рассматриваемое время».

История формирования Нижегородской ярмарки - это одновременно история формирования архитектуры многофункциональных зданий досугово-делового назначения, которые в дальнейшем легли в основу формирования архитектуры современных зданий общественно-делового назначения, где органично сочетаются досуговая и деловая деятельность - торгово-деловая, организация выставок и презентаций, приемы и представительства, организация семинаров и конференций, культурно-развлекательная, обеспечение проживания и сервисного обслуживания.

В книге С. Шумилкина говорится: «Ярмарка сформировалась как крупное торговое государственное предприятие, вполне отвечавшее требованиям городского образа жизни того времени. К этому времени был образован уникальный архитектурный ансамбль, который не имел себе равных не только русском, но и в европейском градостроительстве XIX века. В нем административные, торговые культовые и развлекательные здания, а также сложные инженерно-технические сооружения были объединены в единую взаимосвязанную систему».

Ярмарка является примером нового качества архитектуры - многофункциональности и универсальности. На основополагающей особенности деловой функции строятся деловые отношения, определяющиеся практически любой из известных функций зданий (общественно-деловой, торговой, жилой, питания) и соответственно выделяющие такие функциональные составляющие как общественно-деловая (административная, финансовая, торговая), жилая, питания, которые формируют объемно-пространственную структуру многофункционального здания делового клуба. Сформировался своеобразный многофункциональный пространственный комплекс, необходимый для успешной досугово-деловой деятельности и отвечавший запросам российских купцов-предпринимателей.

В начале XX века, в силу социальных перемен происходит дальнейшее повышение культурно-коммуникативной активности общества, что способствовало формированию общегородских досуговых зданий общественно-культурного назначения - городских залов, которые являлись культурным многофункциональным центром. Они предназначались для проведения различных массовых мероприятий: общественных собраний и заседаний, выставок, банкетов и танцевальных вечеров, концертов и спектаклей. Многоцелевое использование городских залов отражалось и на функциональной структуре, где доминирующее значение имел зрелищный зал, параллельное проведение различных мероприятий обеспечивалось наличием других малых залов, кабинетных помещений, выставочными пространствами и рестораном.

Например, общественный Городской зал в Н.Новгороде (арх.Ф.Шехтель, 1912г.), состоящий из двух этажей, где на первом этаже располагался театр «Палас», а на втором этаже коммерческий клуб. Общий парадный вход позволял использовать театральный зал для функций клуба, для проведения вечеров и концертов, а некоторые клубные помещения использовались для театральных мероприятий. Архитектура здания выполнена в схематизированном классицизме - объемные элементы коринфского ордера заменяются плоскостными пилястрами, массив стены воспринимается единой плоскостью, традиционные формы классики сблизились с рационалистической тенденцией модерна, укрупненный масштаб форм, строгая графика и цельность объема.

Анализ развития и формирования исторических прототипов современных конгресс-центров позволил проследить качественное развитие архитектуры и функциональной структуры общественных зданий, выявить исторически сложившиеся признаки и особенности формирования зданий общественно-делового назначения в России в эпоху XIX- начало XX века. В результе анализа были выделены следующие особенности формирования общественных зданий:


  1. классовая принадлежность («адресность» архитектуры с общественно-деловой функцией)

  2. многофункциональность (наличие различных функций в структуре зданий: общественно-деловая, зрелищная, рекреационная, функция питания, служебная функция)

  3. доминирование деловой функции в планировочной организации (ядром функциональной композиции служит главный зал, вокруг которого формируется инфраструктура обслуживания, сервиса и развлечений)

  4. закономерность формирования архитектурно-пространственного облика зданий: как правило, центрально-осевая композиция, часто с испольщованияем ордерной системы, фронтальный характер застройки (цельность фронта застройки), утилитарные формы.


1.2.2. Краткая история становления и развития конгресс-центров как самостоятельного типа общественных зданий, строений и сооружений (30-е годы XX – начало XXI века).

В период 1920-х годов возникли основные разновидности клуба, ориентировавшиеся на различные связи и общественные контакты во внерабочее время между жителями города. Самым распространенным типом рабочего клуба в 30-е годы XX века были районные и городские клубы - Дома культуры, Дворцы культуры. Эти здания служили одновременно и центром общественных организаций, и театром, и клубом, и библиотекой-читальней, и общественной столовой, и музеем и т. д., рассматривались как комплексные сооружения, как единый политический и культурный центр. И набор помещений, и комплексность назначения, и внешний облик, и размеры, и характер организации прилегающего пространства - все в программах и проектах первых общественных зданий отражало требования нового социального заказа, возникшего в первые годы советской власти.

Композиция не решается единым объемом, функциональная организация плана диктует сложёную расчлененную общую композицию здания. Объемно- пространственная композиция решается по типу павильонного построения: отдельные помещения соединяются в соответствии с рациональной организацией функционального процесса, с выявлением во внешнем объеме различия размеров и форм внутреннего пространства отдельных помещений.

Социальные и функциональные проблемы, вставшие при проектировании клубов, обусловили необходимость проведения конкурсного проектирования, главной целью которого стало формирование нового типа здания, формулировка целей и задач его работы, вплоть до определения требований к отдельным помещениям. Программы проводимых конкурсов были однотипны и близки по содержанию, в которых предусматривались: театрально-концертный зал, кинозал, зал собраний, лекционные залы, библиотека, клубные помещения (для кружковой работы), спортивный зал. В большинстве конкурсных программ в различных соотношениях вместимостей сочетался театр и группа помещений для клубной работы. Это сочетание устойчиво легло в основу последующего развития клубов и дворцов культуры. Сложилось сочетание специальных театрально-зрелищных помещений и именно клубных помещений в здании рабочего клуба потому, что при отсутствии специальных зрелищных зданий (театров, кинотеатров) клуб (особенно в провинции) нередко являлся единственным культурным учреждением и большей частью выполнял функции зрелищных зданий (демонстрация кинофильмов). Основная работа клуба осуществлялась как зрелищная деятельность - показ кинокартин, концертов, спектаклей, «за счет другой именно чисто клубной деятельности.

В результате объемно-пространственные решения клубных зданий не отличались разнообразием - доминировал объем зрелищной части, а именно клубная часть являлась дополнением и не имела четкого функционального зонирования. В результате, в новых социальных условиях достаточно конкретно определилось функционально-планировочное решение клубного пространства, имеющее двухчастное деление на зрелищную и кружковую часть, и определенную функциональную взаимосвязь помещений.

В качестве типа зданий, сочетающего в себе жилую функцию помимо общественно-деловой выделялись Дома-коммуны, ориентировавшиеся на общественные связи во внерабочее время между жителями одного бытового коллектива с общением по принципу соседства.

В 1927-1928 гг. К.Мельников создает шесть проектов рабочих клубов, которые были осуществлены в Москве, клубы: союза коммунальников им. Русакова, фабрики «Свобода», завода «Каучук», завода им.Фрунзе, фабрики «Буревестник» и клуб фарфоровой фабрики в Дулеве. Проекты его рабочих клубов явились результатом длительной работы над рациональным использованием площади, не превышая заданной программой кубатуры здания, К.Мельников при помощи планировочных и объемно-пространственных композиционных средств и приемов создавал максимальные возможности разнообразного использования внутреннего объема здания. Он применил свой оригинальный прием - направлял потоки людей сразу на улицу, на внешние галереи и лестницы, что и объясняет появление знаменитых наружных объемов, которые стали характерной чертой клубов К.Мельникова. Стремясь максимально рационально использовать пространство здания, предназначенное для различных функциональных процессов, во всех своих проектах главным элементом делает основной зал. Предусматривая проведение массовых мероприятий с использованием всего объема зала, разрабатывает приемы трансформации зала (прием раздвигающихся «живых стен»), в целях образования залов для различных других форм клубной работы. Он организует внутреннее пространство, представляя предложения по трансформации и многоцелевому использованию залов. «Архитектор К.С.Мельников в своих проектах рабочих клубов применял «живые стены» не во имя голой архитектурной идеи. Им руководил, прежде всего, принцип точного предопределения функциональных черт помещения рабочего клуба. Этот принцип вылился в четкую органическую систему зал разной величины, соответствующих роду работ и количеству присутствующих».12 Созданное К.С.Мельниковым новое понимание возможностей формообразования в архитектуре вообще и принципиальная позиция архитектуры клубов в перенесении центра клубной жизни в «специальные залы-аудитории» - «системы зал разной величины, соответствующих роду работ и количеству присутствующих» - является универсальной базовой моделью проектирования зданий клубов любого типа, в том числе и здания делового клуба.

С 1930-х годов проектирование и строительство Дворцов и Домов культуры принимает массовый масштаб. Они проектируются как культурно-массовые комплексы с развитой (обогащенной) культурно- зрелищной функцией, включали клубную и иногда спортивную части. Дворцы культуры в отличие от рабочих клубов 1920-х годов, были рассчитаны на обслуживание рабочих и служащих одного или нескольких больших промышленных предприятий, членов их семей и жителей данного района. Дворцы культуры отличались развитой архитектурно- пространственной структурой: зрелищная часть - зрительный зал с фойе, кулуарами, репетиционными, артистическими помещениями; клубная часть - кружковые комнаты, лаборатории, библиотека, иногда спортивный зал.

Архитектура советских клубов «цеховой принадлежности» была включена в процесс формирования «диктатуры художественного вкуса» и полного отсутствия понимания того, что архитектура клубов и «клубная жизнь, основное содержание которой всегда - самодеятельное творчество» и «любительское, находящегося в постоянном движении». Появилось противоречие - движения жизни клуба и статично-идеальной типовой архитектуры клуба «по самой своей природе никогда не способной быть столь же мобильной, как жизнь в них». Изменения, происходившие в клубных зданиях, сводились «лишь к простым увеличениям числа его видов и чисто формальными новыми наименованиями случайных кружковых помещений, плохо приспособленных для новых занятий». Идеи централизованного управления и типовое проектирование с унификацией клубных программ и нормативным регулированием — привело в дальнейшем к кризису клубного здания, к утрате универсальности клубного здания, его коммуникативной роли и «клубности».

Считается, что постоянно претерпевая структурные изменения, деловой туризм в современном понимании начал развиваться в конце 40-х годов XX века, когда стали осуществляться первые регулярные авиарейсы из Европы в США. Но его наиболее интенсивное развитие приходится на 80-е годы XX века, в течение которых была доказана доходность делового туризма.

Из наиболее приближенных прототипов современных конгресс-центров, появившихся во второй половине XX века можно определить: Кремлевский дворец съездов, Москва, (арх. М. В. Посохин, также П.А. Миндоянц, Е.Н. Стамо, 1961 г.). Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец использовался и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра.

В Санкт-Петербурге эту функцию выполнял Дом Советов (арх-ры Н. А. Троцкий, Л. М. Тверской, Я. О.Свирский, 1936-1941 гг.).

Аналогичные проекты примерно в это же время реализуются в Варшаве, Берлине, других городах Европы: Дворец культуры и науки. Варшава. Польша (арх. Л. Руднев, 1952-1955 гг.), Дворец Республики. Берлин.Германия (арх-ры Х. Граффундер, Карл-Эрнст Свора, В.-Р. Айзентраут, Г. Кунерт, М. Прассер и Х. Ауст, 1976 г.).

Проектирование и строительство клубов велось по серийным типовым проектам, разработанным на основе программ Дворцов культуры. С 1970-х годов строятся клубы - Дворцы культуры с развитой зрелищной частью, включающей большой и малый зрительные залы, репетиционные залы, артистические и группы помещений для отдыха и кружковой работы. Но, построенные по типовым проектам здания клубов в результате действия централизованного регламентирующего административно-нормативного проектирования, в целом представляют собой санкционированную статичную нормативно-заданную форму организации деятельности и выражается в единообразии проектных решений сочетающих парадную схему театрального зала с однообразной ячеистой структурой кружковых помещений. Архитектурное решение отражает организованную упорядоченность и приобретает стандартные формы парадно- репрезентативного значения Домов и Дворцов культуры. В результате клубные здания превратились в ординарные учреждения с функциями предоставления определенных заданных культурных услуг, превратились в Дома культуры с административной (ведомственной) и территориальной привязкой. Преобладание таких парадно-рабочих композиционных схем свидетельствует о кризисных явлениях о невостребованности для новых актуальных функций клубов, вынужденных использовать инфраструктуру других (неклубных) многофункциональных зданий.



Следует отметить основные недостатки типового проектирования Домов культуры, которые именно актуальны и востребованы в современной практике архитектурно-пространственной организации клубов. Сохраняется традиционный недостаток - доминирующая стационарная театрально- зрелищная, диктующая пассивно-зрелищное участие в общей массе зрелищного стационарного зала, и неразвитая однородная по составу и вместимости клубно-кружковая часть. Планировочные недостатки состоят в том, что практически все клубные здания имеют недостаточное число помещений для клубной работы, отсутствуют рекреационные и коммуникационные пространства - зоны отдыха, гостиные и кулуары, нет условий для нерегламентированного общения и неформального отдыха. Неэффективно используются балконы, галереи, террасы, которые выходят на уличные фасады здания, где они нецелесообразны из-за повышенного уровня шума и загазованности, являются лишь формальными приемами для обогащения пластики фасада. В то время как могли бы использоваться для клубной работы и отдыха посетителей, развивая и обогащая внутреннее пространство здания. Переходы, внутренние галереи, холлы помимо коммуникационных связей должны служить для отдыха и неформально общения, а большинство из них являются транзитными маршрутами посетителей, что исключает возможность использования их в качестве рекреационных зон. Неэффективно используется внутреннее дворовое пространство (в 60% типовых проектов клубных зданий, имеются внутренние дворы), отсутствуют непосредственные выходы в этот двор, дворовые фасады не имеют окон, балконов, галерей, террас. Практика типового регламентируемого проектирования постоянно отстает от реальных требований социального заказа, что вызывает несоответствие архитектурно- планировочной структуры клубных зданий их назначению в процессе развития общества. Процесс типового проектирования и строительства приводили к тому, что клубные здания морально устаревали к моменту их ввода в эксплуатацию.13
Выводы по главе 1:

В первой главе выявлены основные тенденции и проблемы развития конгрессно-выставочной индустрии в Санкт-Петербурге. Сделаны выводы о том, какие функции необходимы современному Конгресс-центру в Санкт-Петербурге.

Выявлены исторические прототипы современных конгресс-центров среди зданий общественно-делового назначения XIX-XX веков. В качестве возможных прототипов среди зданий XIX-20-х гг. XX века обозначены: дома собраний (дворянские, купеческие), торговые дома, народные дома и дома профессиональных объединений. Прототипы среди зданий 30-х гг. XX -начала XXI века выделены: дома коммуны, гостиницы, дома советов, дома культуры; наконец первые конгресс-центры, построенные в 60-70-е гг. XX века. Проанализирована эволюция функционально-планировочной организации. В частности, построена «цепочка нанизывания» дополнительных функциональных потребностей зданий общественно-делового назначения с течением времени. Порядок добавления функций определен следующей последовательностью:

деловая, зрелищная, культурная, досуговая, питания;

культурно-просветитительская;

жилая, коммунально-бытовая;

политическая

универсальность, многофункциональность.

Выявлены основные недостатки при проектировании общественно-деловых зданий на рубеже XIX-XX веков- «прототипов» современных конгресс-центров:

1. Доминирование стационарно-зрелищной функции, в частности, отсутствие трансформируемых площадей.

2.Недостаточное количество помещений небольшой площади (в современном понимании речь идет о дополнительных офисах для мелкомасштабных переговоров).

3.Отсутствие рекреационных пространств.

4.Отсутствие коммуникационных пространств.

5.Отсутствие условий для неформального отдыха.

6.Переходы, внутренние галереи, холлы несут только коммуникационную нагрузку, не сочетают в себе рекреационную функцию.

7.Неэффективное использование внутреннего двора. Отсутствуют непосредственные входы во дворы, дворовые фасады не имеют окон, балконов, галерей, террас

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница