Опорный конспект
по РХБ заЩИТе
Тема:
БОЕВЫЕ СВОЙСТВА И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО,
ХИМИЧЕСКОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ, АВАРИЙНЫХ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОРУЖИЯ ОСНОВАННОГО НА НОВЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ
учебные Вопросы:
1. Боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия. Виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение.
2. Лучевая болезнь. Допустимые мощности доз облучения. Профилактика лучевых поражений.
3. Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов. Способы защиты личного состава, вооружения и военной техники: рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений, средств индивидуальной и коллективной защиты.
4. Противорадиационные препараты и порядок их использования. Особенности защиты личного состава и населения при радиационных авариях на предприятиях атомной энергетики.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по радиационной, химической и биологической защите
Занятия по радиационной, химической и биологической защите проводятся в классах, на городке РХБ защиты, приказарменной учебной базе, тактическом поле общевойсковой подготовки и огневой штурмовой полосе.
Главное внимание обращается на усвоение обучаемыми боевых свойств оружия массового поражения и способов защиты от них, выработку у личного состава уверенности в том, что умелое использование защитных свойств техники, местности и других средств защиты значительно ослабит воздействие поражающих факторов ядерного оружия, токсичных химикатов и зажигательных средств.
На занятие подразделение выводится в полном составе. Личный состав на занятие выходит с оружием и средствами индивидуальной защиты. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.
Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться на фоне тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, биологическом и воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.
При изучении ядерного, химического и бактериологического оружия противника необходимо вырабатывать у обучаемых твердую уверенность в том, что при быстром и умелом использовании имеющихся средств и способов защиты потери личного состава резко уменьшаются.
При использовании на занятиях имитационных средств необходимо строго выполнять требования мер безопасности, указанные в инструкциях по применению средств имитации радиоактивного и химического заражения.
Местность, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.
Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты и экипировки. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие, средства индивидуальной защиты на наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам. По результатам контрольного опроса выставляются оценки. Руководитель занятия объявляет обучаемым тему и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих требования мер безопасности при обращении с оружием, индивидуальными средствами защиты и имитационными средствами, применяемыми на занятии, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия.
При проведении основной части занятия следует исходить из конкретных условии, в которых организуется и проводится обучение личного состава.
На занятиях должны широко использоваться макеты, плакаты, схемы, муляжи, тренажная аппаратура, имитационные средства, учебные видео-, кинофильмы.
При изучении учебных вопросов руководитель занятия доводит материал методом рассказа с подробным разъяснением изучаемого материала.
После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.
Практические навыки, полученные личным составом на занятиях по РХБ защите, совершенствуются на всех проводимых тактико-строевых, тактико-специальных (тактических) занятиях и учениях.
После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет наличие оружия, состояние индивидуальных средств защиты и экипировки. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и за отработку нормативов (практических действий) в основной части, отмечает лучших военнослужащих по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты и экипировки.
ПЛАН
проведения занятия ПО РХБ ЗАЩИТЕ
Тема:
БОЕВЫЕ СВОЙСТВА И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО,
ХИМИЧЕСКОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ, АВАРИЙНЫХ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОРУЖИЯ ОСНОВАННОГО НА НОВЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ
занятие:
Боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия. Виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение. Лучевая болезнь. Допустимые мощности доз облучения. Профилактика лучевых поражений. Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов. Способы защиты личного состава, вооружения и военной техники: рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений, средств индивидуальной и коллективной защиты. Противорадиационные препараты и порядок их использования. Особенности защиты личного состава и населения при радиационных авариях на предприятиях атомной энергетики.
УТВЕРЖДАЮ
|
Командир (начальник)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(воинское звание)
|
|
|
|
(фамилия)
|
|
ПЛАН
Тема:
|
Боевые свойства и поражающие факторы ядерного, химического, биологического оружия, аварийных химически опасных веществ и оружия основанного на новых физических принципах.
|
Учебные вопросы:
|
-
Боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия. Виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение.
-
Лучевая болезнь. Допустимые мощности доз облучения. Профилактика лучевых поражений.
-
Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов. Способы защиты личного состава, вооружения и военной техники: рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений, средств индивидуальной и коллективной защиты.
-
Противорадиационные препараты и порядок их использования. Особенности защиты личного состава и населения при радиационных авариях на предприятиях атомной энергетики.
|
Место проведения занятия:
|
Класс общевойсковой подготовки.
|
Метод (форма) проведения:
|
Устное изложение и обсуждение изучаемого материала (рассказ-беседа).
|
Материальное обеспечение:
|
Оборудование класса общевойсковой подготовки, стенды, плакаты и схемы.
|
Требований безопасности и ограничения:
|
|
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
|
|
|
|
мин.
|
1.
|
Определение готовности подразделения к занятию:
|
|
|
-
принимаю доклад от дежурного по подразделению (командира подразделения) о готовности к занятию и наличии личного состава;
-
проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых;
-
проверяю готовность и состояние учебной материально-технической базы учебного места и оформление классной доски;
-
при наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, требую их устранить немедленно или устанавливаю другое время;
-
даю команду на раздачу учебной литературы и тетрадей.
|
2.
|
Напоминание материала предыдущего занятия:
|
|
|
-
напоминаю тему предыдущего занятия по радиационной, химической, биологической защите;
-
довожу, какие знания и навыки, полученные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.
|
3.
|
Опрос обучаемых:
|
|
|
а). звание, фамилия:
|
|
|
|
|
б). основные вопросы контроля:
|
|
|
|
4.
|
Доведение требований безопасности:
|
|
|
-
довожу порядок безопасного и безаварийного обращения с элементами материально-технической базы места проведения занятия;
-
устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия (способов безопасной отработки приёмов и действий) и ограничения для данного занятия;
-
убеждаюсь, что предстоящее занятие обеспечено безопасными условиями, а обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
|
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
|
|
|
|
мин.
|
№
п.п.
|
Учебные вопросы,
задачи, нормативы
|
Время
|
Действия руководителя
и его помощника
|
Действия
обучаемых
|
|
Организация занятия
|
|
Объявляю тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.
|
Слушают и уясняют тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.
|
1.
|
Боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия. Виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам. Краткая характеристика
|
|
Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.
|
Уясняют порядок отработки вопроса.
|
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
-
боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия;
|
Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого
|
|
|
|
|
|
|
поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение.
|
|
-
виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам;
-
краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва;
воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение поражающих факторов ядерного взрыва.
|
вопроса.
|
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия.
|
При возникновении вопроса задают его.
|
Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике.
|
Отвечают на вопросы.
|
2.
|
Лучевая болезнь. Допустимые мощности доз облучения. Профилактика лучевых поражений.
|
|
Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.
|
Уясняют порядок отработки вопроса.
|
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
-
степени лучевой болезни;
-
допустимые мощности доз облучения;
-
способы профилактики лучевых поражений.
|
Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.
|
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия.
|
При возникновении вопроса задают его.
|
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.
|
Отвечают на вопросы.
|
3.
|
Особенности поражающего действия
нейтронных боеприпасов. Способы защиты личного состава,
|
|
Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.
|
Уясняют порядок отработки вопроса.
|
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
|
Слушают, делают записи в тетради и уясняют
|
|
|
|
|
|
|
вооружения и военной техники: рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений, средств индивидуальной и коллективной защиты.
|
|
относятся к нейтронным боеприпасам;
-
особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов;
способы защиты личного состава, вооружения и техники от поражающих факторов ядерного оружия и нейтронных боеприпасов.
|
теоретические положения изучаемого вопроса.
|
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия.
|
При возникновении вопроса задают его.
|
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.
|
Отвечают на вопросы.
|
4.
|
Противорадиационные препараты и порядок их использования. Особенности защиты личного состава и населения при радиационных авариях на предприятиях атомной энергетики.
|
|
Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.
|
Уясняют порядок отработки вопроса.
|
Довожу основные положения изучаемого вопроса:
-
противорадиационные препараты из АИ и порядок их использования;
-
особенности защиты личного состава и населения при радиационных авариях на предприятиях атомной энергетики.
|
Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.
|
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия.
|
При возникновении вопроса задают его.
|
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике.
|
Отвечают на вопросы.
|
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
|
|
|
|
мин.
|
1.
|
Опрос по изложенному материалу:
|
|
|
Контрольные вопросы:
|
|
|
|
2.
|
Подведение итогов занятия с выставлением оценок по его результатам.
|
3.
|
Доведение недостатков, выявленных в ходе занятия и указаний по их устранению; доведение особенностей по подготовке к очередному занятию.
|
4.
|
Задание на самостоятельную подготовку:
|
|
|
|
Руководитель занятия
|
|
|
(воинское звание, подпись)
|
КОНСПЕКТ
по РХБ заЩИТе
Тема:
БОЕВЫЕ СВОЙСТВА И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО,
ХИМИЧЕСКОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ, АВАРИЙНЫХ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОРУЖИЯ ОСНОВАННОГО НА НОВЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ
учебные Вопросы:
1. Боевые свойства и поражающие факторы ядерного оружия. Виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и вооружение.
2. Лучевая болезнь. Допустимые мощности доз облучения. Профилактика лучевых поражений.
3. Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов. Способы защиты личного состава, вооружения и военной техники: рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений, средств индивидуальной и коллективной защиты.
4. Противорадиационные препараты и порядок их использования. Особенности защиты личного состава и населения при радиационных авариях на предприятиях атомной энергетики.
|