Методика разработки разделов дипломных проектов по грузовым автомобильным перевозкам




Скачать 1.03 Mb.
страница 1/5
Дата 05.09.2016
Размер 1.03 Mb.
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛОВ

ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

ПО ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ

Методические указания

Абакан

2010


УДК 623.437.46

О-53
Рецензент

А. Н. Борисенко, канд. техн. наук, доц. кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ХТИ – филиала СФУ

О-53 Методика разработки разделов дипломных проектов по грузовым автомобильным перевозкам : метод. указания к дипломному проектированию / сост. А. В. Олейников, В. А. Васильев ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан : РИО ХТИ – филиала СФУ, 2010. – 74 с.


Представлены рекомендации по разработке дипломных проектов по направлению «Автомобильные грузовые перевозки». Приведена методика оценки существующей организации перевозочного процесса на предприятии, методика разработки предложений по совершенствованию перевозочного процесса, методика оценки экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Предназначены для дипломного проектирования студентов специальности 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной и заочной форм обучения.
УДК 623.437.46

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета ХТИ – филиала СФУ
© ХТИ – филиал СФУ, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4

Раздел 1. Введение к дипломному проекту 4

Раздел 2. Исследовательская часть 5

Раздел 3. Технологическая часть 11

Раздел 4. Организационная часть 38

Раздел 5. Основные мероприятия по охране труда, безопасности движения и охране окружающей среды 42

Раздел 6. Графическая часть проекта 46

Раздел 7. Экономические расчеты в дипломных проектах по грузовым автомобильным перевозкам 46

7.1. Затраты на эксплуатацию подвижного состава и себестоимость перевозок грузов 47

7.2. Расчет технико-экономических показателей проекта 64

Заключение 72

Библиографический список 73




ВВЕДЕНИЕ

Транспорт – стратегически важный комплекс, в значительной степени определяющий мощь государства, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров.

Важное место в единой транспортной системе страны занимает автомобильный транспорт. В последние годы автомобильным транспортом в России перевозится около 80 % общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта, т. е. подавляющая часть грузов не может быть доставлена потребителям без автотранспорта.

Путь к повышению качества работы автомобильного транспорта лежит через улучшение его технического обслуживания и укрепление ремонтной базы, увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию, широкое применение автопоездов, увеличение времени работы транспортных средств в течение суток, снижение простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой, сокращение порожних пробегов и встречных перевозок.

В решении этих задач, направленных на дальнейшее совершенствование работы автомобильного транспорта и повышение эффективности использования транспортных средств, экономное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов, рост производительности труда и снижение себестоимости автоперевозок, важная роль принадлежит работникам высшего звена – инженерам по эксплуатации автомобильного транспорта.

Важная роль в закреплении и развитии навыков решения поставленных задач у молодых специалистов принадлежит дипломному проектированию и подготовке учащегося к защите проекта.

Дипломный проект – это сложная самостоятельная работа, требующая от автора проекта решения многих технических, организационных и экономических задач для обоснования принятого им варианта организации проектируемых перевозок грузов.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ
Во введении к дипломному проекту по грузовым автомобильным перевозкам следует раскрыть роль и значение автомобильного транспорта в единой транспортной системе страны и в решении народнохозяйственных задач, стоящих перед экономикой нашей страны на современном этапе. Следует отметить, какие передовые методы и формы организации труда и управления нашли применение при организации грузовых автомобильных перевозок и какова их эффективность.

Введение также должно содержать обоснование целесообразности избранной темы проекта. При этом должны быть обоснованы важность и актуальность решаемых в проекте задач, стоящих перед работниками автомобильного транспорта по увеличению объема перевозок грузов и повышению эффективности использования подвижного состава. Следует показать, насколько избранная тема проекта актуальна для конкретно рассматриваемого автотранспортного предприятия и какова практическая необходимость, целесообразность ее разработки и ожидаемый от разработки и внедрения мероприятий проекта эффект.


Раздел 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
В этой части проекта должны быть проведены исследования и всесторонний анализ существующего уровня организации перевозок грузов по теме проекта с выявлением и оценкой всех положительных и отрицательных факторов, оказывающих на него влияние. При проектировании новых перевозок грузов, ранее не осуществлявшихся, эта часть проекта также должна содержать в себе всесторонний анализ условий эксплуатации: организационных, технических, дорожных, экономических и климатических.

Результаты анализа существующего уровня организации перевозок, выявленные недостатки в этой организации и неиспользованные резервы должны явиться основой для предлагаемых автором проекта организационно-технических мероприятий по совершенствованию существующей и проектированию наиболее рациональной организации перевозок.

В исследовательской части проекта должны быть отражены:

– характеристика автотранспортного предприятия, на базе которого разрабатывается проект;

– общий анализ результатов деятельности автотранспортного предприятия за два года, предшествующие текущему;

– анализ существующей организации перевозок грузов или всесторонняя оценка факторов и условий, сложившихся к моменту проектирования новых перевозок;

– недостатки и неиспользованные резервы в существующей организации перевозок или факторы, не позволяющие организовать новые перевозки наиболее рациональным образом;

– предложения автора проекта по совершенствованию организации и технологии существующих перевозок или по внедрению рационального способа организации вновь проектируемых перевозок грузов.



Характеристика и анализ деятельности

автотранспортного предприятия
Характеристика автотранспортного предприятия, на базе которого осуществляется дипломное проектирование, должна содержать:

– полное наименование АТП, год его образования, ведомственную принадлежность (общего пользования или ведомственное) и тип (грузовое, смешанное);

– виды осуществляемых АТП перевозок грузов (внутригородские или междугородные перевозки промышленных, строительных, торговых и сельскохозяйственных грузов, централизованный завоз на станции железных дорог, в порты и аэропорты или вывоз из них грузов, перевозка грузов в сельской местности, прямые смешанные перевозки и т. п.);

– номенклатуру основных грузов и соответствие подвижного состава АТП характеру перевозок;

– перечень основной клиентуры, обслуживаемой АТП;

– состав парка (укрупненно по типам) и его распределение по видам перевозок;

– характеристику технического состояния парка по срокам службы, технической готовности и темпам обновления;

– обеспеченность АТП производственно-технической базой для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава и перспективы ее развития.

Если в проекте разрабатывается организация перевозок грузов, оплачиваемых по сдельным тарифам, то при анализе деятельности АТП следует рассмотреть показатели, характеризующие лишь перевозки этого вида, а при проектировании перевозок, оплачиваемых по повременным тарифам, – дать анализ деятельности АТП по использованию почасовых автомобилей. При этом делается сводная таблица основных показателей деятельности АТП, используемых для анализа (табл. 2.1).

Если деятельность АТП анализируется по использованию грузовых автомобилей, оплачиваемых по повременным тарифам, то из приведенной формы (табл. 2.1) следует исключить пункты 1; 2; 4; 9; 11; 12; 13 и привести значение средней эксплуатационной скорости и среднесуточного пробега, а себестоимость перевозок и доходную ставку дать за 1 авто-час работы.



Таблица 2.1






Основные показатели деятельности предприятия

______________________ за 20__год

(наименование АТП)






№ п/п

Показатели

Единица измерения

Значение показателя

1

Объем перевозок грузов

т




2

Грузооборот

т-км




3

Общий пробег

км




4

Средняя длина ездки с грузом

км




5

Среднесписочное число автомобилей

ед.




6

Средняя грузоподъемность одного списочного автомобиля

т




7

Общая грузоподъемность парка

т




8

Коэффициент выпуска подвижного состава







9

Коэффициент использования пробега







10

Время в наряде

ч




11

Время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку с грузом

ч




12

Средняя техническая скорость

км/ч




13

Выработка на один среднесписочный автомобиль:

в тоннах


в тонно-километрах

т

т-км






14

Расходы на эксплуатацию подвижного состава

руб.




15

Себестоимость 1 т-км

руб.




16

Доходы от перевозок

руб.




17

Доходная ставка за 1 т-км

руб.




18

Прибыль от перевозок

руб.




19

Балансовая прибыль

руб.




20

Средняя заработная плата одного работника

руб.




21

Производительность труда одного работника

руб. дохода




22

Фондоотдача

руб.




23

Рентабельность работы АТП:

общая


расчетная

%

%





При анализе работы АТП следует дать, прежде всего, общую оценку его деятельности по выполнению главной задачи – обеспечению запланированного объема перевозок грузов и грузооборота. Затем оценить влияние изменения отдельных технико-эксплуатационных показателей на выполнение плана перевозок грузов с указанием факторов, вызвавших эти изменения, а также имеющихся в распоряжении АТП неиспользованных резервов по повышению интенсивности использования подвижного состава.

Необходимо также дать оценку деятельности АТП по обеспечению плана доходов, прибыли и рентабельности и характера влияния на уровень этих показателей изменения объема транспортной работы, доходной ставки и себестоимости, а также имеющихся в распоряжении АТП резервов повышения эффективности работы.

В заключительной части анализа деятельности АТП следует показать ожидаемые результаты от внедрения мероприятий проекта на общие показатели работы АТП, на устранение имеющихся недостатков в использовании подвижного состава, на рост производительности труда и снижение себестоимости, на увеличение объема транспортной работы.


Характеристика и анализ существующей организации перевозок
В этой части проекта его автором должны быть изложены результаты выполненных им в процессе преддипломной практики исследований условий и характера перевозок на участке работы подвижного состава. Если проектом предусмотрено совершенствование существующей организации перевозок грузов на действующих маршрутах, то следует дать полную характеристику и детальный анализ этой организации.

При этом необходимо:

– начертить схему маршрута (маршрутов) и дать характеристику условий эксплуатации (категории дорог по участкам маршрута, состояние дорожного покрытия, ширину проезжей части, интенсивность движения, наличие регулируемых и опасных участков и др.). На маршруте следует указать нулевые, порожние и груженые пробеги и направления грузопотоков;

– дать характеристику грузопотоков на маршруте: наименование; объем и класс перевозимых грузов на отдельных участках маршрута с указанием грузоотправителей и грузополучателей; стабильность (неравномерность) грузопотоков по периодам года и перспективы их изменения на ближайшие 3–5 лет;

– охарактеризовать применяемый на маршруте подвижной состав и указать его соответствие характеру и мощности грузопотоков на маршруте, а также применяемым средствам механизации в пунктах погрузки и разгрузки;

– дать характеристику пунктов погрузки и разгрузки грузов;

– указать, является ли рассматриваемый маршрут рациональным, т. е. использовались ли при его разработке экономико-математические методы планирования перевозок;

– указать, каков режим работы маршрута, т. е. время начала и окончания работы пунктов погрузки и разгрузки и число рабочих дней в неделе, имеются ли возможности организации работы в субботние и выходные дни;

– дать характеристику имеющихся на маршруте средств оперативной диспетчерской связи;

– указать, нашли ли применение в организации труда водителей на маршруте передовые методы – бригадный подряд, внутрихозяйственный расчет и др.;

– выявить возможности применения на маршруте специализированных типов подвижного состава, а также контейнеров, пакетов, поддонов и других средств и устройств, позволяющих сократить время простоя подвижного состава под погрузочно-разгрузочными операциями и создать наилучшие условия для обеспечения сохранности перевозимых грузов и сокращения их потерь;

– систематизировать и обобщить материалы наблюдений, фотографий или хронометража рабочего дня водителей на маршруте, выполненные при изучении существующего уровня организации перевозок на маршруте;

– привести значения основных технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава на маршруте, полученных на основе анализа результатов работы автомобилей на маршруте за возможно более длительный период (месяц, квартал).

Результаты детального и всестороннего анализа существующей организации перевозок грузов по теме проекта должны быть оформлены автором проекта в виде конкретно сформулированных выводов о наличии в этой организации определенных недостатков и неиспользованных резервов, не позволяющих обеспечить на рассматриваемом участке работы наивысшую производительность и высокий уровень экономической эффективности использования подвижного состава.

В этой части проекта при проектировании новых перевозок грузов, ранее не осуществлявшихся, должны быть обобщены все те негативные факторы на объекте проектирования, которые могут оказать отрицательное воздействие на уровень организации проектируемых перевозок и их эффективность. На устранение отрицательного влияния этих факторов и должны быть направлены организационно-технические мероприятия проектов по организации новых перевозок.

Лишь полное выявление недостатков и неиспользованных резервов в существующей организации перевозок грузов и их четкая формулировка позволяют создать хорошую основу для разработки конкретных и эффективных мероприятий по совершенствованию этой организации.


Предложения по совершенствованию существующей

или проектированию новой организации перевозок грузов
В основу организационно-технических мероприятий по совершенствованию существующей или проектированию новой организации перевозок в соответствии с темой проекта должны быть положены исследования, проведенные автором проекта при анализе организации и эффективности использования подвижного состава на действующих маршрутах, или материалы изучения условий и факторов, при которых должны быть организованы новые перевозки.

При этом должны быть изучены и учтены передовой опыт организации подобных перевозок, передовые методы и формы организации труда водителей и задачи, стоящие перед работниками автомобильного транспорта по увеличению объема транспортной работы, повышению эффективности использования подвижного состава и улучшению качества работы автомобильного транспорта.

Каждое из предлагаемых проектом мероприятий должно быть реальным, исходить из действительных условий эксплуатации подвижного состава на маршруте и учитывать возможности АТП в осуществлении этих мероприятий в течение ближайших 3–5 лет. Проектируемый уровень организации перевозок должен предусматривать устранение недостатков и внедрение в производство неиспользованных резервов, выявленных при анализе существующей организации перевозок на маршруте, а также внедрение более прогрессивной организации и технологии перевозок и применение новых типов подвижного состава.

Основные организационно-технические мероприятия по совершенствованию существующей организации и технологии перевозок и повышению эффективности работы подвижного состава могут предусматривать: повышение коэффициентов технической готовности и выпуска парка; повышение среднего времени нахождения автомобилей в наряде; повышение среднетехнической скорости движения автомобиля на маршруте; повышение коэффициента использования грузоподъемности; сокращение времени простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой (на одну ездку с грузом или на одну тонну перевозимого груза); увеличение коэффициента использования пробега; использование передового опыта и внедрение наиболее прогрессивных форм организации труда.



Раздел 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В этой части проекта должен быть сделан выбор:

– способа перевозки груза с его обоснованием;

– метода организации движения подвижного состава на маршруте с его обоснованием;

– подвижного состава с его характеристикой;

– маршрута движения или маршрутизации перевозок;

– способа организации погрузочно-разгрузочных работ и механизмов для их выполнения с его обоснованием и характеристикой механизмов;

– технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава на маршруте.

Затем необходимо сделать расчет:

– производительности и других показателей использования подвижного состава на маршруте;

– потребности в подвижном составе;

– числа постов погрузки и разгрузки;

– потребности в контейнерах и поддонах.

Решение каждого вопроса технологической части проекта должно основываться на материалах анализа существующей организации перевозок грузов на маршруте и тех предложениях, которые разработаны автором проекта в его исследовательской части.
Выбор способа перевозки груза и его обоснование
В проектах по совершенствованию существующей организации перевозки грузов при разработке этого вопроса следует исходить из принятого на маршруте способа перевозок грузов и оценить целесообразность и эффективность его дальнейшего применения с учетом характера и условий перевозок на маршруте.

При проектировании новых перевозок грузов, ранее не осуществлявшихся, выбор способа перевозок должен целиком базироваться на характере проектируемых перевозок и условиях их осуществления.

Основными факторами, определяющими выбор способа перевозок, являются: род (вид) перевозимого груза, характер грузопотока (мощность, партионность и сезонность), расстояние перевозки, условия погрузки и разгрузки, дорожные условия, особенности вида и организации перевозок, срочность доставки груза.

При выборе того или иного способа перевозок грузов окончательный выбор должен быть сделан в пользу того метода, который позволяет обеспечить наибольшую эффективность использования подвижного состава, сокращение потерь груза, снижение себестоимости перевозок или сокращение народнохозяйственных транспортных издержек.

В проекте должны быть рассмотрена возможность и доказана целесообразность организации перевозок грузов одним из следующих наиболее прогрессивных методов: централизованные перевозки; перевозки грузов в контейнерах; пакетные перевозки грузов; перевозки грузов бригадно-комплексным методом; бестарные перевозки сыпучих, пылевидных и жидких грузов; перевозки грузов специализированным подвижным составом; использование автопоездов на перевозках грузов; перевозки грузов по рациональным маршрутам; перевозки грузов в смешанном и прямом смешанном сообщении и др.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница