Отчет на заседании Правительства Москвы 3 февраля 2015 года



Скачать 0.73 Mb.
страница 1/4
Дата 11.09.2016
Размер 0.73 Mb.
  1   2   3   4


Информационные материалы о ходе реализации

Государственной программы «Столичное образование»

Итоги 2014 года

(Отчет на заседании Правительства Москвы 3 февраля 2015 года)


  1. Общие сведения о Государственной программе

и объемах ее финансирования
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы» (далее – Программа) утверждена постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-ПП с общим объемом финансирования 1 538, 7 млрд. руб.

В соответствии с действующей редакцией Программы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 2014 года № 206-ПП, и объемами уточненных расходных обязательств города Москвы, установленных законами города Москвы о бюджете города на 2012 - 2015 годы и плановый период 2016 и 2017 годов общий объем финансирования Программы в 2012-2018 годах составляет 2 965,5млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета города Москвы – 1 799,9 млрд. руб.

2014 год – третий год реализации Программы – беспрецедентной не только по своему финансированию, но и по содержанию (программные мероприятия охватили все направления деятельности системы образования). Программа разрабатывалась и реализуется в тесном взаимодействии с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом информационных технологий города Москвы и другими органами исполнительной власти – соисполнителями Программы.



  1. Структура и контингент системы образования, подведомственной Департаменту образования города Москвы

По состоянию на начало 2015 года система столичного образования включает в себя (с учетом интеграционных процессов (по приказам, проектам приказов и поданным в Департамент образования города Москвы заявкам)):

696 полипрофильных школ, в т.ч. 600 школ с дошкольными отделениями;

2 детских сада, не вошедших в состав крупных полипрофильных многоуровневых образовательных организаций;

60 колледжей;

2 образовательные организации высшего образования;

45 образовательных организаций дополнительного образования.

Общий контингент обучающихся в системе образования города Москвы превышает 1 млн. 300 тыс. человек


III. Задачи 2014 года
Стратегические задачи системы образования в 2014 году и на последующий период вытекают из ряда законодательных актов и инициатив Президента Российской Федерации, принятых в 2012-2014 годах.

7 мая 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан ряд Указов, определивших основные направления социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Значительная часть положений данных Указов касается сферы образования.

Также вопросы развития образования были затронуты 28 июня 2012 года в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», привнесший в образовательную отрасль большое количество новых положений.

4 октября 2013 года состоялось заседание Государственного Совета Российской Федерации, посвященное вопросам повышения эффективности бюджетных расходов.

Кроме того, вопросы системы образования прямо или косвенно были затронуты в поручениях Президента Российской Федерации от 17 января 2014 года по итогам Конференции "Форум действий" Общероссийского народного фронта, от 23 июня 2014 года по итогам заседания Совета по науке и образованию, от 15 октября 2014 года по итогам Форума Общероссийского народного фронта, от 30 октября 2014 года по итогам съезда Российского союза ректоров, от 5 ноября 2014 года по итогам встречи с молодыми учеными и преподавателями истории.

12 декабря 2013 года и 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с Посланиями Федеральному Собранию Российской Федерации, многие положения которых также были посвящены вопросам развития отечественной системы образования.
Все заданные вышеназванными документами векторы развития нашли свое отражение в Программе, а также в Плане деятельности Департамента образования города Москвы на 2014 -2018 годы, работа по ним уже ведется. Кроме того, идеология Программы соответствует принципам, заложенным в Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р.
Ключевыми задачами на 2014 год в целях создания условий для социальной и образовательной успешности москвичей являлись:

- обеспечение доступности образования;

- повышение качества образования;

- укрепление материально-технической базы;

- улучшение условий труда и статуса педагога;

- повышение эффективности деятельности образовательных организаций;

- развитие государственно-общественного управления системой образования и повышение информационной открытости.

Кроме того, важным направлением работы системы образования в целом, каждой образовательной организации, каждого педагога является воспитательная деятельность. В преддверье 70-летия Победы это направление наполняется особым смыслом и содержанием.

«Каждому москвичу – хорошая школа, отвечающая его потребностям, недалеко от дома» – принцип, лежащий в основе задач и связанных с ними преобразований в системе образования города Москвы.
IV. Основополагающие принципы и механизмы решения

поставленных задач. Динамика изменений в системе образования
Целью Государственной программы «Столичное образование» является создание условий для социальной и образовательной успешности москвичей.

Для достижения данной цели с начала реализации Государственной программы, с 2012 года, в системе образования города Москвы произошли существенные изменения. При этом, следует отметить, что все то лучшее, что было накоплено в образовательных организациях - уникальные технологии, авторские методики, традиции и, главное, эффективные педагогические команды - в этих условиях не только сохранены, но получили новый импульс дальнейшего развития. Богатейший опыт московской системы образования стал основой для ее вывода на качественно новый уровень.

Состоялся переход от развития системы ради системы к развитию системы в интересах семьи. Смещение акцента преобразований на семью как основного заказчика и потребителя образовательных услуг обусловило актуальную логику развития образования города и страны через удовлетворение образовательных потребностей семьи.

Введение ряда целевых показателей, на основе которых начал формироваться рейтинг московских школ, послужило толчком для преобразований внутри образовательных организаций.

В свою очередь, мощным мотивирующим инструментом изменений стала новая логика финансового обеспечения, призванная выровнять по высокому уровню стартовые условия финансирования образовательных организаций, при этом лишающая директоров оснований для «выписывания индульгенций» самим себе, оправдывая низкие результаты работы нехваткой денежных ресурсов. Объектом финансирования на всех уровнях образования стал ребенок (воспитанник, учащийся), а не статус образовательной организации. Так, если еще в 2010 году финансирование подавляющего большинства московских школ, не обладающих статусом «лицей», «гимназия», «центр образования», «школа здоровья», составляло 63,1 тысячи рублей на 1 обучающегося, то на сегодняшний день объем финансового обеспечения в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ начального общего образования в государственных образовательных организациях города Москвы составляют 85,0 тысяч рублей на 1 обучающегося в год, основного общего – 107,0 тысяч рублей на 1 обучающегося в год, среднего общего – 123,0 тысячи рублей на 1 обучающегося в год.

Увеличение финансирования образовательных организаций в сочетании с финансово-хозяйственной самостоятельностью, более рациональным подходам к использованию кадровых ресурсов обеспечили опережающий рост заработной платы воспитателей, учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения.

Изменилось распределение управленческих функций между Департаментом образования города Москвы и образовательными организациями. Департамент сегодня создает условия и стимулы для развития, определяет общую политику в системе образования, а ключевым звеном системы стала образовательная организация, получившая реальные права и рычаги управления своим развитием в интересах московских семей. Следуя данной логике, ключевым работником стал педагог, непосредственно осуществляющий образовательный процесс, ключевой структурой – коллектив школы, призванный работать как слаженный механизм, своим качеством обеспечивающий рост объемов бюджетного и внебюджетного финансирования, ключевым менеджером – руководитель образовательной организации, который обязан сформировать эффективную команду педагогов и администраторов. При этом доля администраторов - «внутришкольных чиновников» - вслед за сокращением чиновников Департамента образования постоянно сокращается, освобождая учителя от избыточного надзора и давления, которые зачастую просто мешают его работе. Уменьшение штата управленцев затронуло не только образовательные организации, но и надшкольные управленческие структуры. За четыре года высвобождены 23 тысячи квадратных метров площадей, которые раньше занимали городские административные органы системы образования, и переданы для организации образовательного процесса.

Изменилась структура системы образования: в новых финансово-экономических условиях на смену большому количеству (более 4 тысяч) маленьких школ и детских садов с незначительным контингентом обучающихся и, как следствие, скромным бюджетом, неэффективными расходами и ореолом обездоленности и беззащитности, в т.ч. перед поставщиками, пришли крупные, финансово устойчивые образовательные организации, предоставляющие своим воспитанникам и учащимся широкий спектр образовательных программ, обеспечивающие полную нагрузку своим педагогическим работникам и большие возможности для их профессионального роста, широко использующие потенциал уникальной социокультурной среды города, являющиеся серьезными заказчиками товаров, работ и услуг в Москве.

Изменился подход к распределению ресурсов: на смену валовым поставкам оборудования пришли прямые заказы школ под конкретные проекты в интересах учеников, массовые типовые ремонты сменились ремонтами под конкретную педагогическую стратегию конкретной школы по дальнейшему использованию отремонтированных помещений.

Изменилась логика построения образовательного процесса. Внедряемый в московских школах эффективный учебный план расширяет для учащихся образовательные возможности за счет сотрудничества с другими школами, колледжами, вузами, делает образовательный процесс более гибким, учитывая, в том числе, потребности московских семей и индивидуальные способности учащихся. Благодаря такому подходу, для московских выпускников созданы условия для максимального наполнения их портфолио индивидуальных достижений, которые учитываются вузами при приеме.

Изменилось отношение школ к своей воспитательной функции. Различные мероприятия, программы, акции, направленные на всестороннее развитие ребенка, становление его личности, формирование твердой гражданской позиции и уважительного отношения к прошлому и настоящему страны, - воспитательная работа стала полноценной составляющей образовательного процесса. Накануне 70-летия Великой Победы расширение и углубление этого направления представляется особо важным.
Изменился подход к развитию таланта. Принцип развития одаренных детей, предполагавший только поиск и отбор талантливых учащихся, совершенствование талантов в узком круге «спецшкол», рассматривавший различные предметные олимпиады как элитное мероприятие для избранных и как инструмент подтверждения их исключительности, сменился принципом развития детской одаренности. Новая парадигма обеспечивает системное развитие разнообразных талантов каждого ребенка в каждой школе, в тесном сотрудничестве с городскими структурами, подведомственными столичным Департаментам образования, культуры, физической культуры и спорта и другим ведомствам, профильными вузами, специализированными образовательными организациями через создание профильных классов, сеть кружков, факультативов, семинаров, курсов, выездных лагерей. В этих условиях предметные олимпиады, школьным этапом которых с 2012 года охвачены все московские школы, становятся реальным инструментом выявления таланта каждого.

В этой же логике развивается и система дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы вышли за стены ограниченного круга образовательных организаций дополнительного образования. В Москве созданы финансовые и организационные механизмы, позволяющие сделать дополнительное образование неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса в каждой школе. Вовлечение же в орбиту дополнительного образования не только образовательных организаций, но и масштабного потенциала столичной науки, культуры, спорта является основой для выхода дополнительного образования в городе Москве на качественно новый уровень.

Изменилась система контроля знаний. Логика «контрольные работы и экзамены - для начальства» сменилась логикой «контроль – в интересах школы, семей, учащихся». Москва начинает внедрение системы контроля в образовании как инструмент сопровождения учебного процесса, ориентированный на достижение новых образовательных результатов и востребованный самой школой: внутришкольная система контроля, независимые диагностики позволяют школе объективно оценить свои сильные и слабые стороны, вовремя принять необходимые организационные и кадровые решения.

Изменилась система методической поддержки и сопровождения профессионального роста педагога. На смену методисту-администратору, «командующему» учителем, пришел методист-помощник, помогающий учителю в решении возникающих проблем. Повышение квалификации педагогов также перешло из разряда повинности, как оно долгое время воспринималось, в разряд востребованного инструмента профессионального роста, который заказывает школа по выбору самого учителя для повышения результативности его труда.

Система аттестации полностью переведена в электронный вид, освободив педагога от необходимости сбора документов, представления объемных бумажных отчетов, выстаивания многочасовых очередей для подачи материалов. Кроме того, аттестация теперь учитывает только реальные достижения педагогов за пять предшествующих аттестации лет, а не былые заслуги, звания и награды за всю трудовую деятельность, как это было раньше. Введение стандартизированных форм устранило субъективную составляющую при оценке достижений педагога.

Следствием изменений стало смещение «центров качества». «Столичное образование - это полторы тысячи школ, среди которых есть золотые крупицы, те образовательные учреждения, что успешно работают, создавая Школу будущего, нашу новую школу», - писала «Учительская газета – Москва» 7 июля 2009 года. Раньше качественное образование было прерогативой пары десятков элитных школ. Сегодня массовое качество образования - курс столичной системы образования.


В проводимых преобразованиях системы образования, двигаясь сонаправлено с другими регионами, но с опережением их, Москва оказалась раньше и более подготовлена к реализации президентских инициатив. Именно этот факт был отмечен Министром образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливановым 22 декабря 2014 года на заседании Исполкома Общероссийского профсоюза работников образования и науки: «Москва была, есть и будет лидером российской системы образования. Очень многое, что происходит в Москве сегодня, будет происходить в других российских регионах в будущем. Процессы реструктуризации сети образовательных организаций со своим пересмотром подходов к аттестации руководителей и учителей апробируются в Москве, чтобы потом применяться на федеральном уровне. Когда говорим о целях и задачах любых изменений в системе образования, исходим из того, что все эти изменения - касаются ли они повышения заработной платы учителей и других педагогических работников, изменений сети образовательных организаций, введения новых стандартов оснащения школ – должны работать на одну самую главную задачу – повышение качества образования и обеспечение для каждого ребенка доступа к качественному образования, независимо от социального положения и места проживания семьи. Исходя из этого, и следует оценивать процессы, которые происходят сегодня в московском образовании».
Результативность системы образования, солидность, масштабность, самостоятельность, надежность и устойчивость образовательных организаций, публичность работающих в системе людей, - основные параметры, обуславливающие авторитет московской системы образования. Если раньше перечисленные параметры были справедливы лишь в отношении единичных элитных школ, то сегодня созданы условия для соответствия этим критериям всей системы в целом.
Ниже приведена более подробная информация о деятельности системы образования по реализации указанных направлений и конкретным результатам данной работы, достигнутым в 2014 году.


  1. Воспитательная деятельность в системе образования

города Москвы
В образовательных организациях работа по воспитанию детей и молодёжи проводится на постоянной основе и особую значимость приобретает в ходе подготовки к предстоящему празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Среди наиболее масштабных программ, приуроченных к юбилею, следует отметить метапредметную олимпиаду «Не прервется связь поколений», которая будет проводиться уже во второй раз (в 2014 году авторами иллюстрированных сочинений на основе интервью с ветеранами стали более 2 тысяч школьников из 439 школ) и серию спортивных мероприятий – «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры», в которых примут участие около 750 тысяч школьников, Первый Чемпионат города Москвы по баскетболу среди школ «Победный мяч», организованный совместно с Федерацией баскетбола города Москвы, Открытый Кубок Москвы по гандболу и Московский турнир по шахматам, финал которого пройдет в музее Великой Отечественной войны.

Инициирован ряд образовательных проектов, посвященных Дню Победы. Среди них - открытые чтения произведений отечественной литературы о Великой Отечественно войне. В чтении литературных произведений в радиоэфире и на сайте Департамента образования города Москвы совместно с московскими школьниками будут участвовать учителя, ветераны, известные общественные и политические деятели.

Также будет проведен общегородской Конкурс детских рисунков военной тематики, посвященный 70-й годовщине Победы. По результатам конкурса лучшие работы по согласованию с Департаментом СМИ и рекламы города Москвы будут размещены на городских информационных носителях.

Важнейщая задача воспитания детей и молодежи в духе гражданства и патриотизма реализуется в системе образования города Москвы по следующим приоритетным направлениям:

- сотрудничество с ветеранскими организациями;

- подготовка обучающейся молодёжи к военной службе;

- развитие кадетского образования.



V.1. Cотрудничество с ветеранскими организациями;

Соглашением от 6 июня 2013 года между Московским городским советом ветеранов и Департаментом образования города Москвы на 2013-2016 гг. определены основные направления сотрудничества и совместной деятельности в области патриотического воспитания и утвержден План совместных мероприятий.

В рамках указанного Плана совместных мероприятий в ходе проведения городских мероприятий, посвящённых юбилейным, памятным событиям российской истории, основное внимание уделяется:


  • развитию системы школьных музеев, посвященных истории Отечественных войн;

  • патронатно-мемориальной и поисковой деятельности;

  • волонтерской деятельности.

Для образовательных организаций развитие системы школьных музеев является одним из важнейших направлений. В городской системе образования насчитывается более 1700 сертифицированных музеев, из которых военно-исторических музеев – 747.

Более 95 тысяч обучающихся принимают активное участие в слётах активистов военно-исторических музеев, проводимых в местах Боевой славы, музейно-исторических олимпиадах, выставках творческих работ, школе музейного актива.

В 2014 году в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе 50 тысяч ребят приняли участие в экскурсионных программах (к юбилею Победы музей посетит более 100 тысяч обучающихся).

В соответствии с решением Правительства Москвы обучающиеся образовательных организаций обеспечиваются бесплатным экскурсионным обслуживанием в музеях военно-исторической направленности, подведомственных Департаменту культуры города Москвы (Музейное объединение «Музей Москвы»; Мемориальный музей космонавтики; Музей-панорама «Бородинская битва»; Государственный музей обороны Москвы).

Одной из форм военно-патриотического воспитания обучающихся является патронатно-мемориальная и поисковая деятельность. Обучающиеся образовательных организаций совместно с ветеранскими организациями благоустраивают и осуществляют уход за 1000 объектов (памятники, обелиски, могилы и братские захоронения участников Великой Отечественной войны).

120 тысяч обучающихся из 479 образовательных организаций принимают активное участие в проведении общегородских массовых патриотических акций на объектах патроната.

В ходе «Вахты Памяти» 2013-2014 учебного года продолжена работа поисковыми объединениями образовательных организаций по выявлению неизвестных воинских захоронений, захоронению непогребённых останков погибших, установлению имён павших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поисковые отряды московских колледжей выезжали на места боевых действий Великой Отечественной войны в Зубцовский и Ржевский районы Тверской области и в Ельнинский район Смоленской области. Всего в ходе экспедиции найдены и с почестями перезахоронены останки 97 советских солдат и офицеров. Останки 2 военнослужащих вермахта переданы представителям «Народного союза Германии».

В Дни воинской славы России более 300 воспитанников из 17 образовательных организаций приняли участие в несении вахты Почетного караула на Посту № 1 у «Огня Памяти и Славы» на Поклонной горе.

В системе образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы насчитывается более 50 волонтерских объединений. Регулярно оказывается помощь ветеранам Великой Отечественной войны, прежде всего, одиноким и проживающим в домах-интернатах.

В рамках проведения акций «Свет в окне» «Чистый дом», «Ветеран живет рядом», «Весенняя неделя добра» более 8 тысяч студентов 60 колледжей провели работы по ремонту и уборке квартир ветеранов и территорий социальных домов, где проживают ветераны, оказали бесплатную юридическую помощь, бесплатные услуги парикмахеров, косметологов, организовали концертные программы.

Кроме этого, в преддверии празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Департаментом образования города Москвы и Московским городским советом ветеранов запланировано проведение межведомственных мероприятий:


  • смотр-конкурс на переходящий «Кубок Героев» за лучшую организацию патриотического воспитания в образовательных организациях;

  • общегородской фестиваль художественного творчества ветеранов и обучающейся молодежи, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

  • шахматный фестиваль ветеранов и молодежи, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.


V. 2. Подготовка обучающейся молодежи к военной службе

Подготовка обучающейся молодежи к военной службе осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Москвы, Военным комиссариатом города Москвы и Региональным отделением ДОСААФ России города Москвы в области военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки граждан к военной службе в вооруженных силах.

В настоящее время статус регионального центра по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодёжи города Москвы к военной службе получил Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы.

Комплексный план мероприятий Регионального центра на 2014-2018 гг., реализуется совместно с учреждениями Департаментов здравоохранения, физической культуры и спорта, Военным комиссариатом и региональным отделением ДОСААФ России.

Следующие показатели характеризуют результаты деятельности системы образования в 2014 году по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах:

- более 1400 выпускников поступили в 34 высших учебных заведения Министерства обороны Российской Федерации;

- 200 выпускников профессиональных образовательных организаций воспользовались возможностью досрочного призыва по профилю полученных ими профессий и специальностей;

- 16 тысяч десятиклассников приняли участие в 5-дневных военных сборах на базе соединений и воинских частей Западного военного округа.



  • 15 тысяч человек приняли участие в спартакиадах и военно-спортивных играх различного уровня. 14 - 18 июля 2014 года в Туле на базе 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознаменной ордена Кутузова дивизии прошел финал Всероссийской военно-спортивной игры «Победа». В игре приняли участие команды из 54 регионов 8 федеральных округов России. Команда «Москва», в состав которой вошли воспитанники кадетской школы № 1785 «Таганский кадетский корпус» и кадетской школы № 1778 "Московский Шереметьевский кадетский корпус" заняла 1 место.          

В финалах Всероссийских спартакиад второй год подряд команда «Москва» занимает первое место по военно-прикладным видам спорта.
V. 3. Развитие кадетского образования

Важной составляющей военно-патриотического воспитания молодежи является развитие кадетского образования как формы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе.

В ходе подготовки к 70-летию Победы директорский корпус Москвы выступил с инициативой об открытии кадетских классов на базе общеобразовательных организаций. Данная инициатива была поддержана ветеранской общественностью и Правительством Москвы.

С 1 сентября 2014 года в параллели 7-х классов 72 школ сформированы 72 кадетских класса. В структуре полипрофильного комплекса кадетское образование является одним из видов профильного обучения.

Одним из условий открытия кадетских классов являлась организация тесного взаимодействия с профильным силовым ведомством путем заключения соглашений о сотрудничестве между образовательной организации, профильным вузом, силовыми структурами различных уровней, ветеранской общественностью (по профилю кадетского класса) и военным комиссариатом.

Теперь почти в каждом районе города у ребят есть возможность изучать военное дело настоящим образом. Отличительной особенностью кадетских классов является то, что кадеты будут жить, общаться, развиваться рядом со своими сверстниками, а не в отрыве от них, сохраняя установившиеся связи, традиции на будущее. У них будет общее детство, что крайне важно для взаимопонимания в обществе.

18 февраля 2015 года в Государственном Кремлевском Дворце для московских кадет подготовлена большая театрализованная программа «Честь имею служить Отчизне», посвященная истории кадетства в России и приуроченная к Дню защитника Отечества. В числе гостей праздника Герои Советского Союза и России, ветераны Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащие, школьники, родители.

6 мая 2015 года планируется проведение в городе Москве первого парада кадет города Москвы на Поклонной горе, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница