Приложения. Дополнительный материал. (Содержание текстов может меняться при изменении социально-экономических показателей)



Скачать 139.97 Kb.
Дата 11.10.2016
Размер 139.97 Kb.
Приложения.

Дополнительный материал.

(Содержание текстов может меняться при изменении социально-экономических показателей)
Население

Япония входит в первую десятку стран мира по численности населения. Численность населения страны по данным ООН в 2005 году составила 127,7 млн человек. Япония стала первой страной Азии, перешедшей от второго к первому типу воспроизводства населения. Большое влияние на естественное движение населения оказала демографическая политика, которая проводится с начала 1950-х годов. Именно тогда была разработана общенациональная программа планирования семьи, которая обновилась в 1984 году. Для ознакомления общественности с ролью и методами планирования семьи широко используются печать, радио, телевидение. Занятия по планированию семьи проводятся в старших классах школы.

Одна из главных ограничительных мер демографической политики – повышение брачного возраста: для мужчин – 28 лет, для женщин – 26 лет. Также большое влияние на снижение рождаемости и естественного прироста оказывают различные экономические факторы, особенно постоянно растущие затраты на воспитание детей. Сегодня показатель естественного прироста - 1 промилле. Продолжительность жизни в стране — одна из самых высоких в мире: 82 года (78 лет для мужчин и 85 лет для женщин).

Такое радикальное изменение «демографического портрета страны» породило две очень серьезные проблемы. Первая из них – ускорение процесса «постарения» населения. Доля пожилых людей достигла 20%, а доля детей снизилась до 14%. В середине 1990-х годов в стране насчитывалось около 4тыс. человек, отметивших 100-летний юбилей. Такое старение населения приведет к увеличению расходов на социальное обеспечение и росту налогов. Вторая проблема связана с реальной угрозой депопуляции населения. По всем данным, уже в начале 21 века Япония перейдет в группу стран с отрицательным естественным приростом, и по имеющимся прогнозам население страны к 2025 году составит 120 млн человек

Население отличается национальной однородностью, около 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев.

Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм. Синтоизм зародился на основе японской мифологии, главными действующими лицами которой были боги – ками, обитавшие на священной горе Фудзи. Главным божеством является богиня Солнца – Аматэрасу. В синтоизме можно выделить два культа. Во-первых, это культ природы. Именно религия синто воспитала в японцах чуткое отношение к природе, умение любоваться ею. Во-вторых, это культ предков, в котором отразилось убеждение в том, что присутствие умерших продолжает ощущаться и в повседневной жизни японцев. Буддизм распространился в Японию из Китая. Сейчас в Японии сложился культ двух религий, что оказало решающее влияние на формирование японского национального характера. Эти религии поделили между собой «сферы влияния». Например, обряды благословения новорожденных и свадебный совершаются в синтоистских храмах, а похоронные и поминальные – в буддистских.

Население размещено по территории страны неравномерно. Средняя плотность — 338 чел на кв. км., но прибрежные районы Тихого океана являются одними из самых густонаселенных в мире.

В городах проживает 79% жителей. В 2000году в Японии было 11 городов- миллионеров. Ведущую роль среди агломераций играет так называемая большая тройка: столичная агломерация Кэйхин (Токио, Иокогама, Кавасаки, Тибу и др.); Хансин (Осака, Кобе и Киото и др.); Тюкё (Нагоя и его спутники). Также сформировался мегалополис – Токайдо (в переводе слово токайдо означает «дорога восточного побережья»). Его площадь -70 тыс.кв.км, проживает 70 млн жителей.



Японский культурный феномен

О японском культурном феномене написано много книг и статей. Тот факт, что язык, тра­диции, искусство, правила поведения и многие другие элементы национальной культуры этой страны имеют нередко совершенно специфиче­ские черты, никем не оспаривается.

Культурные особенности Японии во многом проявляются в ее материальной культуре. На­пример, давно уже стали нарицательными та­кие понятия, как «японский дом», «японский сад», «японская одежда».

Основной тип традиционного японского жилого дома более или менее одинаков во всех районах страны. Обычно такой дом имеет сплошные торцовые стены, тогда как другие стены раздвигаются, чтобы в жаркую погоду помещение могло продуваться вет­ром. Деревянные щиты и легкие рамы позволяют из­менять внутреннюю планировку помещения, число и размеры комнат. Полы в них покрыты соломенными циновками - татами - размером 1,8×0,9м. По ним ходят без обуви, а на ночь на них раскладывают для сна плоские подушки, наполненные ватой или со­ломой. Мебели в доме очень мало.



Японский сад также чрезвычайно отличается от европейского. Его основные признаки употребление камней и гальки, мхов и невысоких растений, небольшой раз­мер и асимметрия композиции. В японском саду де­ревья, кустарники, камни служат для олицетворения философско-религиозных представлений.

Во всем мире известна и традиционная японская одежда - кимоно (в буквальном переводе это слово означает «одежда»): длинный халат без карманов и пуговиц, который запахивается направо, Важная де­таль кимоно - пояс.

Специфика Японии широко проявляется и в ее духовной культуре. Это можно продемонст­рировать на примере таких важных составных частей культуры, как язык и письменность, искусство, летосчисление, календарь.

Согласно принятой лингвистической клас­сификации, японский язык образует особую, самостоятельную группу языков. Генетические связи его до конца еще не выяснены.

Чрезвычайно своеобразно и японское искус­ство. Традиционная японская живопись (ни­хонга) - это рисунки на шелке и бумаге, вы полненные водяными красками и тушью. Осо­бым видом искусства можно считать и икебану - аранжировку цветов, зародившую­ся еще в VI в. в буддийских храмах, а затем до­стигшую очень большого совершенства. Весьма оригинален и классический японский театр, для которого характерны небольшая числен­ность артистов, использование масок и пари­ков, исполнение всех ролей мужчинами, соче­тание мимики, песни, танца, пышность костюмов при отсутствии декораций. Большое распространение получил театр Кабуки (ка означает «песня), бу - «танец», ки - ­«мастерство»). Широко известны также ку­кольный театр Бунраку, театр теней.

Особо следует сказать о японском летоисчислении и японском календаре. В Японии применяется несколько разных систем летоисчисления.

Особого внимания заслуживают и японские традиции, которые во многом регламентируют всю жизнь людей. Среди них есть и уже отжив­шие традиции, в свое время оказавшие огромное влияние на японское общество, и полно­стью или почти полностью сохранившиеся. К числу первых можно отнести, например, ко­декс поведения самураев - военного сословия мелких дворян, высшей доблестью которых была преданность своему господину, вплоть до совершения харакири (хара означает «живот», кири - «резать»), т. е. самоубийства при помо­щи вспарывания живота.

К числу вполне сохранившихся можно от­нести традиции японской кухни, отличающейся большим своеобразием. В пищевом рационе японцев велика доля крахмалистых веществ, характерны преобладание растительных бел­ков над животными, основополагающая роль риса, большое значение рыбы и морепродуктов. По-прежнему японцы едят в основном натуральную пищу, т. е. используют продукты в том виде, в котором получают их от земли или от моря.

Широкую известность во всем мире получи­ла традиция японской чайной церемонии.

Очень интересны спортивные традиции японцев. К ним относятся: стрельба из лука, фехтование, дзюдо, карате, борьба сумо и др.

Особого внимания заслуживают и японские праздники.

Чтобы закончить характеристику японского культурного феномена, остается рассказать еще о некоторых особенностях японского образа жизни. При этом имеются в виду такие общие черты характера японцев, как трудолюбие, вежливость, стремление к взаимопониманию и доверию между людьми, но в особенности - семейные и рабочие отношения.

Как и в других странах, семья в Японии слу­жит первичной структурной ячейкой общест­ва. На протяжении веков считалось, что в со­став семьи входят родители и дети, умершие предки и еще не родившиеся потомки, что под­разумевало сохранение преемственности поко­лений.

Уровень образования в современной Япо­нии очень высокий. Фактически это страна полной грамотности. Перед Второй мировой войной среднее и высшее образование полу­чали только 10% всех японцев, в середине 1970-х гг. - уже 50%, а к концу ХХ в. этот по­казатель значительно вырос. Не менее важно и то, что из 10 млн японских школьников ныне 98% заканчивают полную среднюю школу. Словом, Япония может служить хорошим примером осуществления таких общих принципов современного образования, как приоритет­ность, непрерывность, высокое качество, демо­кратизация и др. Неудивительно, что по ин­дексу человеческого развития (ИЧР) страна за­нимает одно из первых мест в мире.


Хозяйство. Этапы развития.

Темпы роста японской экономики были одними из самых высоких во второй половине XX века. Каковы их причины? Была выработана стратегия развития с учетом местных условий и традиций, основывающаяся на заимствовании чужого опыта. Предполагалось сочетание крупного производства и мелких предприятий. Основное внимание уделялось и уделяется сейчас покупке лицензий на изобретения и быстрое внедрение их в производство; идут большие капиталовложения в науку; играет важную роль высокое развитие системы образования и др. Современная Япония – один из общепризнанных лидеров мировой экономики. Но тем не менее экономическое развитие страны в разные периоды второй половины 20 века было неодинаковым. В нем выделяют 4 этапа, каждому из которых соответствовала своя экономическая модель. Первый этап охватил в основном 1960-е гг., когда послевоенное восстановление экономики было уже завершено и началось ее бурное развитие. Темпы экономического роста были высокими: среднегодовой прирост ВВП составлял 11-13%. Именно это и олицетворяло наступление японского «экономического чуда». Обеспечили его отрасли обрабатывающей промышленности: черная и цветная металлургия, нефтепереработка и нефтехимия, некоторые отрасли машиностроения, например, судостроение. Все они отличались очень высоким уровнем производственной и территориальной концентрации, ориентировались на импортное сырье и топливо, были материалоемкими и трудоемкими. В этот период Япония превратилась в страну-фабрику по переработке импортного сырья и дальнейшем экспорте готовой продукции.

Второй этап развития японской экономики охватил 1970-е гг. На этом этапе началась структурная перестройка. Началось резкое сокращение выплавки мартеновской стали, первичного алюминия, производства удобрений и других «грязных» отраслей. Возросла ориентация на современные наукоемкие отрасли – разнообразную электронику, робототехнику, при сохранении большой роли автомобилестроения и производства промышленного оборудования. Идет повышение роли НИОКР, повышение непроизводственной сферы. Однако темпы годового прироста ВВП снизились до3-5%.

В качестве третьего этапа выделяют 1980-е гг., когда в японской модели произошли новые изменения. Возросло значение непроизводственной сферы: особенно научной, финансовой, сервисной деятельностью. Главными рычагами модернизации стали электронизация и комплексная автоматизация производства. Промышленность еще больше стала ориентироваться на наукоемкие отрасли. Их было выбрано 14:

производство авиа- и космической техники, оптических волокон, интегральных схем, промышленных роботов, медицинской электроники, компьютеров, информационных систем, новой керамики, лекарств, новых металлов, программно-запоминающих устройств, биотехнология, точное машиностроение. Одновременно начался перенос традиционных отраслей за пределы страны. Среднегодовой прирост ВВП невысокий -3,5%.

Четвертый этап – это 1990-е годы, когда развитие Японии по постиндустриальному пути продолжалось, но стало неустойчивым и кризисным. Прирост ВВП составил всего 1,5%. Экономический кризис проявлялся в дефиците государственного бюджета, в снижении потребительского спроса, в увеличении безработицы, в росте числа банкротств и др. Среди них – кризис японской системы управления.

Неудивительно, что на рубеже 20-21 веков Японии снова пришлось приступить к реформированию своей экономической модели: изменение прежней финансовой системы, децентрализацию управления. Она предусматривает и ограничение модели традиционного японского менеджмента, основанной на пожизненном найме работников, при котором от их преданности фирме, трудового стажа зависели заработок и получение социальных благ. Однако такая перестройка в Японии стала встречать противодействие. Тем не менее сегодня Япония медленно выходит из экономического кризиса.

Промышленность

Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но ведущей сферой является непроизводственный сектор (сфера услуг, финансы).

Хотя Япония бедна природными ресурсами и импортирует сырье для большинства отраслей промышленности, по выпуску продукции многих отраслей она занимает 1-2 место в мире. Промышленность в основном концентрируется в пределах Тихоокеанского промышленного пояса.

Электроэнергетика в основном использует импортное сырье. В структуре сырьевой базы лидирует нефть, растет доля природного газа, гидроэнергетики и атомной энергии, сокращается доля угля.

В электроэнергетике 60% мощности приходится на ТЭС и 28% — на АЭС. В настоящее время работает 20 АЭС на привозном сырье. В стране построены самые мощные АЭС в мире, например, Фукусима. АЭС создаются в пределах Тихоокеанского пояса, но на отдаленном расстоянии от крупных городов.

ГЭС располагаются каскадами на горных реках. По выработке гидроэлектроэнергии Япония занимает 5 место в мире. В Японии, бедной ресурсами, активно ведутся разработки альтернативных источников энергии.

Черная металлургия. По объему выплавки стали страна занимает 2 место в мире после Китая. Доля Японии на мировом рынке черной металлургии—23%. Крупные комбинаты вблизи Осаки и Токио в основном работают на привозном сырье.

Крупнейшие центры, работающие ныне почти полностью на привозном сырье и топливе, расположены вблизи Осаки, Токио и др. В городе Фукуяма расположен крупнейший металлургический комбинат «Ниппон кокан». Еще одна важная черта японской черной металлургии – высокий уровень территориальной концентрации. Характерно образование не отдельных центров, а крупных металлургических районов. Все эти районы располагаются на морском побережье (смотри карту в приложении).



Цветная металлургия. Вследствие вредного влияния на окружающую среду сокращается первичная выплавка цветных металлов, но передельные заводы расположены во всех крупных промышленных центрах.

Машиностроение. Дает 40% продукции промышленного производства. Главными подотраслями среди множества развитых в Японии являются электроника и электротехника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

Япония прочно занимает I место в мире по судостроению, специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Главные центры судостроения и судоремонта находятся в крупнейших портах (Йокогама, Нагасаки, Кобе).

По выпуску автомобилей (13 млн. шт. в год) Япония также занимает I место в мире. Основные центры — Тоёта, Иокогама, Хиросима.

Основные предприятия общего машиностроения находятся в пределах Тихоокеанского промышленного пояса — сложное станкостроение и промышленные роботы в Токийском районе, металлоемкое оборудование — в Осакском, станкостроение — в Нагойском районе.

Исключительно велик удельный вес страны в мировом выпуске радиоэлектронной и электротехнической промышленности.

По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

В Японии также развиты целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность.
Сельское хозяйство и рыболовство.

Сельское хозяйство Японии остается важной отраслью, дает около 2% ВНП; в отрасли занято 6,5% населения. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных. Сельскохозяйственное производство ориентировано на производство продовольствия (свои потребности в нем страна на 70% обеспечивает сама).

Обрабатывается 13% территории, но так как в некоторых районах можно получить 2-3 урожая в год, то посевная площадь больше обрабатываемой.

Растениеводство дает 70% продукции сельского хозяйства. Ведущую роль играет выращивание риса и овощей, развито садоводство. Интенсивно развивается животноводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство). Однако страна импортирует сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое землепользование (0,5-1 га). Многие хозяйства – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также развивается животноводство.

В периферийных с/х районах выращивают рис и другие культуры, разводят крупный рогатый скот. На островах Кюсю и Сикоку возделывают субтропические культуры.

В связи с исключительным расположением отмечается изобилие рыбы и морепродуктов в рационе японцев, страна ведет промысел во всех районах Мирового океана, имеет более трех тысяч рыболовных портов и располагает самым большим рыболовным флотом (свыше 400 тысяч судов). Вылов рыбы и морепродуктов из расчета на душу населения достиг 100кг в год, они занимают очень важное место в пищевом рационе японцев (40%). Морское рыболовство в Японии подразделяют на прибрежное, морское и океаническое. Прибрежным рыболовством (в пределах 12-мильной зоны) занимаются небольшие артели, поставляющие свежую рыбу на специальные аукционы. Морское рыболовство осуществляется в 200-мильной экономической зоне. Ловится тунец, макрель, сардина, треска и другие. Океаническое рыболовство осуществляется в открытом море и 200-мильных зонах иностранных государств. Оно в последние годы значительно снизило уловы.

Большое значение играет развитие марикультуры (морское рыборазведение). Здесь развиты самые разнообразные виды марикультуры, созданы искусственные нерестилища, рыбные «пастбища». Уже в 1980-х годах в Японии выращивали 32 вида рыб, 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков. Именно марикультура обеспечивает всю добычу устриц, жемчуга, основную часть креветок, гребешков и др. Морскую капысту с подводных плантаций используют в пищу и для получения йода.
Транспорт

По характеру транспортная система Японии напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и пассажиров намного превосходит любую из них.

В Японии развиты все виды транспорта за исключением речного и трубопроводного. По объему грузоперевозок первое место принадлежит автомобильному транспорту (60%), второе место — морскому. Роль железнодорожного транспорта сокращается, а авиаперевозок — растет. В структуре внутреннего пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный.

Костяк транспортной системы образуют железные дороги. Главные магистрали проходят вдоль северного и южного побережья о. Хонсю, а более короткие поперечные дороги пересекают центральную гористую часть острова. Дополнением служат дороги на других островах. Со временем все дороги были продублированы автомобильными магистралями. Железные дороги Японии имеют очень высокий технологический уровень. Все основные магистрали электрифицированы. Широкое распространение получили монорельсовые дороги, дороги для движения судов на магнитной подушке. Япония наряду с Францией занимает лидирующее место по развитию высокоскоростных железных дорог, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью 200-250км/ч. Успехи Японии в этой области можно продемонстрировать на примере магистрали «Синкансен», открытой в 1964 году. Эта линия соединила между собой города мегалополиса Токайдо. Сначала длина магистрали была 515 км, по ней курсировал бело-голубой экспресс «Хикари», вмещающий до 2000 пассажиров. На трассе 300 мостов, 66 туннелей. Расстояние от Токио до Осаки преодолевает за 2,5 часа. В 1996 году стал курсировать суперэкспресс «Нодзоми» со скоростью 300 км/ч. Сейчас дорога вышла за пределы одного острова. Густота движения по «Синкансен» велика – 285 поездов в сутки. В Японии построена целая сеть высокоскоростных магистралей.

По протяженности автодорог Япония занимает 5 место в мире, по густоте -3 место, а по грузообороту и по размерам автопарка (70 млн машин) - 2 место (после США). Автомобильные трассы проходят параллельно железным дорогам, образуя полимагистрали.

Исключительна велика роль морского транспорта. Морской флот Японии занимает первое место по количеству судов. Морские порты обеспечивают как каботажные (между своими портами), так и международные перевозки. Всего в стране более 1000 портов, 19 из них имеют международное значение. Среди них 9 портов принадлежат к категории мировых (грузооборот более 50 млн тонн в год). Они образуют 3 портовых комплекса: Кейхин (побережье Токийского залива, в составе 4 порта); Ханшин (район Осаки), Токай (район Нагоя).

По уровню развития воздушного транспорта Япония также находится на одном из первых мест в мире. По размерам пассажирооборота уступает только США. Самые крупные аэропорты находятся в Токио (Ханеда и Нарита) и Осаке.

В Японии характерна проблема преодоления природных преград (горы, проливы). На ее железных дорогах насчитывается 3,5 тыс. туннелей. Наибольшую трудность представляет обеспечение надежной связи между островами. Острова соединены между собой мостами, подводными транспортными туннелями. Самый длинный в мире туннель «Сэйкан» имеет длину 54км, из которых 23км проходят на глубине 100м. Благодаря этому туннелю поезд от Токио до Саппоро проходит за 6 часов (ранее за 16ч.).



В связи с очень активными внешнеэкономическими связями Япония обладает самым крупным торговым флотом в мире.

гидроэнергетика и туризм. Несмотря на проведение региональной политики, сглаживание территориальных диспропорций идет довольно медленно.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница