Применение икт на уроках физики




Скачать 75.01 Kb.
Дата 29.09.2016
Размер 75.01 Kb.
Применение ИКТ на уроках физики
Акимян Наталья Александровна

г.Соликамск, МБОУ «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №3»

учитель физики

[email protected]


Я работаю в МБОУ ВСШ №3 г.Соликамска. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3 является некоммерческим бюджетным муниципальным гражданским светским общеобразовательным учреждением. Основными целями общеобразовательного учреждения являются: формирование общей культуры личности, обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Тема данной статьи выбрана в соответствии со спецификой данного образовательного учреждения, так как школа работает по очно-заочной системе обучения. Нашу «школу взрослых» характеризует принадлежность большинства обучающихся к группам повышенного риска- неблагополучные семьи, беженцы, малокультурные слои, лица в местах лишения свободы.

Причиной отставания в учебе является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности и девиантным поведением. Поэтому учебный процесс в вечерней школе следует организовывать особым образом. В нем следует предусматривать меры, обеспечивающие не только качественное изучение и усвоение учащимися пропущенного материала, но и стимулирующие их сознательное и систематическое дальнейшее обучение.

Мой стаж работы в школе 30 лет. За время педагогической деятельности я поняла, что без развития у ребят познавательного интереса к предмету педагогу не обойтись. Использование информационных технологий раскрывает педагогу большие возможности в этой сфере. В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельность человека. Любой учитель должен формировать информационно-коммуникативную компетенцию, научить учащихся умению получать информацию из электронных источников.

В нашей школе имеется сеть Интернет, в кабинете физики ЖК-телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, DVD-плеер.

Применение информационных технологий позволяет:



  1. Повысить и развивать познавательный интерес к предмету

  2. Отрабатывать знания, умения, навыки с каждым учеником

  3. Поднять уровень обученности слабых учеников

  4. Развивать самостоятельность учащихся

  5. Посылать домашние задания по электронной почте

  6. Повышать качество наглядности

  7. Использовать электронные таблицы

  8. Использовать при изучении, повторении, контроле учебного материала

  9. Готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ

Использование информационных технологий способствует:

  1. Повышению уровня профессиональной культуры

  2. Снижение трудоемкости

  3. Повышение уровня функциональной грамотности

Как известно, физика-наука о природе, изучает различные физические явления, законы природы. Учителя физики проводят большое количество опытов, демонстраций, лабораторных работ с целью объяснить учащимся причины возникновения и протекания явлений. Поэтому преподавание физики представляет собой наиболее благоприятную среду для применения ИКТ.

С 1989-2004 год я работала над темой «Развитие познавательного интереса учащихся через проведение нестандартных уроков физики и внеклассные мероприятия» Мною были написаны сценарии уроков и внеклассных мероприятий. Затем эти мероприятия были проведены в рамках городских семинаров и школы передового опыта на базе МОУ СОШ №2. В 2004 году опыт работы был заслушан на краевой конференции при ПОИПКРО.

Мультимедийные сценарии уроков, авторские видео уроки, внеклассные видео я использую на своих уроках.

Темы мультимедийных сценариев:

7 класс


  1. Архимедова сила (урок театрализованное представление)

  2. Давление твердых тел, жидкостей, газов (урок –игра «Счастливый случай»)

  3. Взаимодействие тел (урок –игра «Морской бой»)

  4. Работа, мощность, энергия (урок-игра «Восхождение на пик Знаний»)

  5. Суд над трением (театрализованный урок)

8 класс

1. Закон Ома (урок-игра «Биржа знаний»)

2.Расчет количества теплоты (урок- КВН)

3.Агрегатные состояния вещества (урок-соревнования)

4.Расчет электрических цепей

9 класс


1.Основы динамики (урок-игра «На старт!»)

2.Основы кинематики (урок-игра «Брейн-ринг»)

3.Закон сохранения импульса (урок-соревнование)

4.Кинематика (урок-игра «Угадай мелодию»)

5.Динамика (урок-игра «Космическое путешествие»)

10 класс


1. Молекулярная физика (урок-игра «Физико-математический бой»)

2.Электростатика (урок-игра «Слабое звено»)

3.Законы постоянного тока (урок-игра «Кто хочет стать физиком?)

4.Магнитное поле (урок-соревнование)

11 класс

1. Ядерному взрыву-нет, нет, нет! (урок-конференция)

2.Электромагнитная индукция (урок игра «Слабое звено»

3.Световые волны (урок-игра «Физический бой»)

Темы внеклассных презентаций:

7 класс


1.Волшебная физика (вечер)

2.В мире физики (КВН)

3 Игра» Пентагон»

4.Игра «Четвертый лишний

5.Атмосферное давление (вечер)

6.Эта забавная физика (игра)

7.Давление в нашей жизни (вечер)

8.Физика по интересам (кроссворды, ребусы)

8 класс

1.Игра «Физическая лапта»



2. Игра «Отгадай физическую величину

3.Игра «Ленточка»

4.Игра «Что, где, когда?)

5.Игра «Десяточка»

9 класс

1.Трение в нашей жизни (вечер)



2.Физика и музыка(вечер)

3.Игра «Что, где, когда?

4.Игра в лото и домино

10 класс


1. Интеллектуальный марафон

2.Игра «Ассоциации»

3.Игра «Пентагон»

11 класс


1.Интеллектуальный марафон

2.Игра «Брейн-ринг»

Темы презентаций к урокам:

1.Механические волны

2.Излучение и спектры

3.Фотоэффект

4.Электромагнитные колебания

5.Электромагнитная индукция

6.Физика атомного ядра

7.Конденсатор в цепи переменного тока

8.Магнитное поле

9.Давление. Сила давления

Темы видеоуроков:

1.Физика в сказке (7 кл)

2.В мире тепла и холода(8 кл)

3.Глаз и зрение(8 кл)

4.В мире кристаллов(9 кл)

Кроме этого в своей педагогической деятельности я использую:

1.Мультимедийные сценарии уроков

2.Физические лаборатории

3.Тренажеры

4Мультимедийные энциклопедии

5.Диски с ЕГЭ и ГИА

6.Видеоуроки

7.Электронные учебники

8.Анимации, моделирование физических процессов, опыты

9.Видеоролики и видеофрагменты, физику в картинках

10.Учебные видеофильмы

Компьютеры на уроках физики, прежде всего, позволяет выдвинуть на первый план экспериментальную, исследовательскую деятельность учащихся. Замечательным средством для организации подобной деятельности являются компьютерные модели. Компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или явлений и открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию уроков. Следует отметить, что под компьютерными моделями понимаются компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Наибольший интерес у учащихся вызывают компьютерные модели, в рамках которых можно управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности. Приведу в качестве примеров два вида такой деятельности, опробованные на практике:

1. Урок-исследование в 11 классе по теме «Фотоэффект». Учащимся предлагается самостоятельно провести исследование зависимости фототока от частоты падающего света, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» позволяет буквально за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае урок приближается к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Я в этом случае являюсь лишь помощником в творческом овладении знаниями.

2. Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. В 10 классе при решении задач по теме «Движение тел, брошенных под углом к горизонту», я предлагаю учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность последующей самостоятельной проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей готовлю индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности.

В своей деятельности использую различные сайты и порталы. Итак, применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулирует познавательную и творческую активность и самостоятельность учащихся, формированию УУД в условиях ФГОС. Несомненно, применение ИКТ напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Поэтому, я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Список использованной литературы:

1. Бордовская Н.А., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

2. Варламов С.Д., Эминов П.А. Сурков В.А.Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003.

3. «Открытая физика 1.1». ã2004. ООО «Физикон», Полный мультимедиа курс физики, разработанный под руководством профессора Козела С.М., (МФТИ). Механика, термодинамика, колебания и волны, электромагнетизм, оптика, квантовая физика.

Аннотация

В данной статье мною обобщен личный педагогический опыт с целью проанализировать преимуществ и проблем применения IT технологий на уроках физики в вечерней школе.



Ключевые понятия и термины: ИКТ, УУД, ФГОС.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница