Программа «Прибайкалье- край родной»




Скачать 76.21 Kb.
Дата 24.09.2016
Размер 76.21 Kb.
Программа «Прибайкалье– край родной» направлена на реализуию в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий , спецификой географического расположения Прибайкальского района, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Региональный компонент

в системе внедрения ФГОС в ДОУ.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На педагогов дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну, свою малую Родину и гордится ими. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Это и есть побуждение к созданию авторской программы «Прибайкалье – край родной».



Программа «Прибайкалье – край родной» реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, спецификой географического расположения Прибайкальского района, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родных сел - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.



Целью программы является:

осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.



Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных:

  1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;

  2. Развитие интереса, положительного отношения к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.

  3. Формирование общих представлений о своеобразии природы Прибайкальского района, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;

  4. Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.

  5. Воспитание навыков трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволит не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном селе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свое село и его жителей.

В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Все содержание программы условно объединено в модули:

Содержание образовательной деятельности детей 5-6 лет:

Модуль 1 «Моя семья»

Модуль 2.«Мой детский сад»

Модуль 3.«Край родной»

Модуль 4.«Прибайкалье –край родной».

Модуль 5. «Растительный мир Прибайкалья».



Содержание образовательной деятельности детей 6-7 лет:

Модуль 1.«Край родной»

Модуль 2. «Богатство родного края»

Модуль 3.«Природа родного края»

Модуль 4. «Растительный мир Прибайкалья».

Модуль 5.«Животный мир Прибайкалья».

Модуль 6.«Красная книга Прибайкалья».

Модуль 7.«Заповедная природа».

Модуль 8.«Культурное наследие Прибайкалья»

Модуль 9.«Население Прибайкалья».



Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном селе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.



Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории села, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий.

Большую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными людьми родного села: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, людьми разных профессий. Ведь не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.



Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах необходимо оформление уголков краеведения подбор материалов по ознакомлению детей с родным селом, природой родного края и родной страной. Но наибольшую ценность имеют мобильные мини – музеи: «Моя Турка», «Мой Гремячинск», «Мой Горячинск» В их создании необходимо участие всех сотрудников ДОУ Туркинского округа, родителей, детей, что будет способствать укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном селе стали для детей личностно значимыми в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта. Для этого необходимо создание целой серии авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным селом, оформление картотеки сюжетно-ролевых игр.

Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству села, охране природы, участие детей в различных мероприятиях, проводимых администрацией поселений, праздничных концертах для ветеранов, праздниках посвященных Дню села. Необходимо активное сотрудничество с библиотекой сел, проведение совместных литературных гостиных, участие в выставках детских рисунков.

Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному селу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через: организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах групп и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фото коллажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего села.

Родителям необходимо оказывать помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами (изделий из пуха, растения родного края и т.д.), оказание помощи при организации экскурсий (пеших), приобщение детей к традициям своей семьи, своего народа обеспечивать потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участие в мероприятиях учреждения.



Каковы же результаты проведения предполагаемой работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории села, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному селу с дошкольного возраста, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Воспитание любви к своей Родине, своему селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».



Очень хочется, чтобы впечатления детства у воспитанников ДОУ Туркинского округа, стали истоками любви к родным селам, к людям, живущим в них, истоками патриотических чувств.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница