Программа развития внимания, памяти, мышления учащихся




Скачать 395.8 Kb.
страница 1/2
Дата 27.08.2016
Размер 395.8 Kb.
  1   2
Программа развития внимания, памяти, мышления учащихся

на уроках информатики
Часть 1

Пояснительная записка
Цель программы – наметить приемы развития внимания, памяти и мышления, опираясь на возрастные особенности школьников, используя предметный материал. В 1 части содержатся приемы, способы развития, упражнения для учащихся, изучающих информатику с применением программно-методического комплекса «Роботландия». По мнению психологов, именно в этом возрасте такая работа по развитию детей особенно плодотворна.

Способность организовать внимание – это главное условие осуществления познавательного процесса, поэтому основное содержание программы нацелено на развитие внимания. У детей младшего школьного возраста прежде всего необходимо формировать устойчивое внимание, так как длительность сосредоточения у них небольшая, развивать распределение внимания, объем внимания; наглядностью, эмоциональностью, интересным материалом включать непроизвольное внимание. Контроль за вниманием нужно довести до автоматизма, т.к. на его основе развивается память и мышление. Необходимо постепенно развивать у учащихся преднамеренное внимание.

Жизненный опыт человека существует благодаря памяти. Без памяти невозможно приобретать знания, развивать мышление и речь. Как же развить и улучшить память? Выполнять советы и практические упражнения при четырех непременных условиях:


  • постоянной заинтересованности

  • вере в успешность тренировок

  • убежденности в необходимости улучшения памяти

  • умении самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности памяти.

В учебном процессе реализуется 4 функции мышления:

  1. Понимание

  2. Решение проблем и задач

  3. Целеполагание

4. Рефлексия (деятельность, направленная на осмысление знания, анализ его содержания). Учитывая возрастные особенности мышления, необходимо в учебном процессе развивать качества ума детей, самостоятельность мышления, критичность, гибкость и пытливость мысли. Необходимо научить учащихся приемам решения мыслительных задач: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и абстракциям. Это будет способствовать лучшему усвоению теоретических основ информатики, формированию умения составлять алгоритмы для решения разных задач, приобретению специальных навыков в управлении компьютеров.
Диагностика внимания
Тест 1. Объем внимания

Инструкция: 1) 1 секунду посмотреть на картинку: 5 2 4

2) сложить и сумму записать

3) написать в каких фигурах цифры


Обработка результатов: если все названо – уровень высокий, если названа сумма +1 фигура – средний уровень, меньше – низкий уровень.

Тест 2. «Корректурная проба»

Инструкция: Испытуемому дается корректурная таблица и карандаш. Сообщается: Внимательно просматривайте строки таблицы. Вычеркивайте все буквы Н, К, Р, Т. Работайте как можно быстрее, старайтесь не допускать ошибок. Время работы 5 минут. Обработка результатов:



  1. вычислить показатель точности: А=(n-n1)/n n – число исключенных букв, n1 – число ошибок.

  2. вычислить показатель темпа работы: Т=N/t, N – число просмотренных букв t – время работы в минутах.

  3. вычислить коэффициент продуктивности работы: К=А*Т

  4. Подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Нормальная концентрация: 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация.


Организация урока информатики и внимания

  • Любой урок должен начинаться с определения его целей и задач. Цель мобилизует внимание.

  • На самых первых уроках учитель знакомит учащихся с памяткой «Что значит быть внимательным. Правила внимания» (Памятки находятся в специальных папках на каждом рабочем месте ученика в кабинете информатики.)


Памятка 1. Внимание!

1. Быть внимательным – это значит следить за каким-то движением. Чтобы слушать внимательно, надо следить за движением мысли учителя.

2. Правила внимания.

1) Поза, состояние мускулов, связаны со вниманием: собран, напряжен, спина прямая – внимание само собой обостряется. Сядьте прямо, настройтесь!

2) Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в отвлекающей обстановке, стараясь не замечать того, что мешает работе.

3) Тренируйтесь в переключении внимания с объекта на объект, выделяя наиболее важное.

4) Лучший способ развить внимание – быть внимательным к людям.

3. Способы для улучшения навыков слушать.

1) Учитесь медленно сосредоточиться.

2) Устройте себе радио и телеэкзамен: послушайте вместе с кем-нибудь передачу и проверьте, сколько положений вы запомните, попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею.

3) Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внимание.

4) Следите за своим подсознательным стремлением перестать слушать.

5) Повторяйте про себя распоряжение, указание, главные положения.

6) Помогайте слушать другим: не повторяйте одно и то же несколько раз, нужно учить других и себя слышать с первого раза.

7) Научитесь находить самые ценные сведения в информации.

8) Слушая, делайте записи.

4. Упражнения для развития внимания.

1) «Пальцы»

Сядьте удобно. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Первые 2 недели выполнять упражнение по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно довести время упражнения до 15 мин.

2) «Стрелка»

Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о посторонних вещах, когда ваше внимание должно быть приковано к стрелке.

3) «Читать неинтересную книгу»

Нужно читать 1-2 раза в неделю неинтересную для вас книгу. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется неинтересным и скучным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст. Внимание становится послепроизвольным. Умение “втягиваться” в любую работу, даже самую неинтересную - огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности.

Упражнения для тренировки внимания нужно выполнять в течение трех месяцев. Как показывают наблюдения, это минимальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты.



  • Во всех классах на протяжении длительного времени учитель напоминает учащимся, что значит быть внимательным (это значит следить за каким-то движением. Чтобы слушать внимательно, надо следить за движением мысли учителя.), учит принимать позу внимания, повторяет с учащимися упражнения для развития внимания, советует выполнять их дома в течение нескольких месяцев.

  • Применяются на уроках различные схемы (например: схема знакомства с исполнителем).

  • При повторении и закреплении изученного часто создается соревновательная ситуация, вводятся игровые моменты, за особые успехи вручаются ребятам «медали». Ведь именно на этом этапе урока трудно управлять вниманием младшеклассников.

  • Постоянно поддерживается интерес к уроку, что достигается без особого труда с применением увлекательных компьютерных программ, нестандартных вопросов, оригинальных задач из «Роботландии».

  • Создается доброжелательный микроклимат на уроке, используется наглядность (всевозможные модели, красочные карточки, яркие трафареты и др.).

  • Для формирования произвольного внимания учитель учит удерживать инструкцию на протяжении всего занятия, неоднократно проговаривать ее в ходе выполнения задания, проверять себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать, таким образом развивается контрольная функция внимания.


Упражнения на развитие внимания для младшеклассников

на уроках информатики


  1. 5 вопрос, стр.8, т.1: «Внимательно прочитайте рассказ. Какие правила поведения, гигиены и техники безопасности в кабинете информатики успели нарушить Вова Бякин и его товарищ за несколько минут?» Комментарий: упражнение развивает распределение и объем внимания.

  2. «Пишущая машинка» На доске – определение. Например, такое: «Пиктограмма –упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета или действия». Учащиеся должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается все должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши. Кто ошибется, тот выходит из игры. Комментарий: упражнение тренирует переключение внимания.

  3. Компьютерная игра «Курсор». Задание: перемещать курсор по тропинке до «победного костра». Малейшее отклонение от пути возвращает курсор назад. Комментарий: упражнение улучшает сосредоточенность и устойчивость внимания, увеличивает длительность непроизвольного внимания, чему способствует мотивация, интерес и эмоции.

  4. Работая с программой «Блокнот» ученики выполняют такое задание: «Без ошибок переписать такие слова: ОБРАБОТКА, ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА, АЛГОРИТМ, ИНФОРМАЦИЯ и другие». Комментарий: упражнение тренирует концентрацию внимания.

  5. При изучении интерфейса программы «Блокнот», ученикам предлагается ответить на вопросы: А какое сегодня число? Который час? Ученики ищут ответ на экране компьютера. Комментарий: упражнение тренирует распределение внимания.

  6. Вопросы №4, 5 стр.11, т.2: Рядом с каждым действием алгоритма переноса 3 или 4 кольца напишите номер стержня, который не участвует в перекладывании. Рядом с каждым действием алгоритма переноса 3 или 4 кольца напишите номер кольца, которое переносится при этом перекладывании Комментарий: упражнение на развитие концентрации внимания.

  7. Работа с тренажером «Правилка». Задание: исправить ошибки в словах. Комментарий: развивает такие свойства внимания, как устойчивость (этому способствует мотивация, если задание выполнено успешно, то присваивается звание «Профессор»; переключение внимания (с одного правила на другое); распределение внимания (когда выполняется «смесь» и «суперсмесь» и нужно в центре внимания удерживать сразу 3 правила); сосредоточенность внимания. Здесь формируется очень важное умение: удерживать инструкцию на протяжении всей работы, четко выполняя цель работы: найти и исправить ошибки в данных словах.

  8. Вопрос 3, стр.67, т.1: Петя Кук и Катя Пушкова придумали игру в информацию. Кук придумывает алгоритм обработки информации, но не рассказывает о нем. Катя сообщает Пете данные; Петя, обработав информацию, сообщает результат. Катя должна отгадать, как Петя обрабатывает информацию. Комментарий: упражнение развивает сосредоточенность внимания.

  9. «Запрещенные корабли». Работая с программой «Морской бой», ученики должны правильно расставить корабли на своем поле, иначе игра не начнется. Комментарий: упражнение развивает основные свойства внимания: устойчивость, распределение, сосредоточенность внимания.

  10. Задание 2, стр. 23, т.2: Заполнить таблицу состояний для задачи Переливашки. Комментарий: упражнение воспитывает устойчивость, переключение, распределение внимания.

  11. Задачи на кодирование (шифрование информации)

  • Задание 2 стр.71, тетрадь 1:

Зашифруйте по описанному алгоритму следующий текст: Жила-была одна старушка, старая-престарая. Восемьдесят лет ей было.

  • Задание 3 стр.71: Поставьте в соответствие каждой букве число (а-01, б-02, в-03, г-04 и т. д.). Прочитайте закодированный текст.

180602332001, 05010301112006 08102030 051821081516

Комментарий: упражнения развивают основные свойства внимания.



  1. Вопрос 1, стр.5, т.3: Исполнитель Муравей умеет выполнять команды ВВЕРХ, ВНИЗ, ВЛЕВО, ВПРАВО. Понятны ли ему команды КВЕРХУ, НАПРАВО и ВЫМОЙ ЛАПЫ? Почему? Комментарий: упражнение на переключение внимания с известного исполнителя на неизвестного.

  2. Игра в ИСПОЛНИТЕЛЯ. Учитель вместе с классом создает и записывает СКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ. Например: ПОДНИМИ РУКУ, ОПУСТИ РУКУ, СЯДЬ, ВСТАНЬ, ПРЫГАЙ, МЯУКАЙ. Ученик – исполнитель либо выполняет команду, либо произносит: «Не понимаю» (когда команда не входит в СКИ, например, ПРЫГНИ вместо ПРЫГАЙ) или НЕ МОГУ (когда команда не может быть выполнена, например, две руки подняты, а поступает команда ПОДНИМИ РУКУ). Комментарий игра тренирует переключение, распределение и объем внимания.

  3. Работа с программой «Квадратик». Задание: начертить круг, квадрат, треугольник. Учащиеся должны учесть, что фигура рисуется только на чистом поле, нужно дать вовремя команду «ОЧИСТКА». Комментарий: упражнение развивает переключение внимания и объем внимания.

  4. Задание: составить алгоритм, по которому Машинист переставил бы цистерну на нижний путь. Комментарий: составляя алгоритм для исполнителя «Машинист», ученики развивают основные свойства внимания: устойчивость, распределение, объем и сосредоточенность, так как при этом они учитывают условия, когда исполнитель отвечает «Не могу», учатся в нужный момент давать команду «Стрелка».

  5. «Путаница» – игра, используемая для разминки на уроке. Задание: распутайте эти замысловатые высказывания, не переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтете известные пословицы: ЕН ЯНАЗ БОРДУ, НЕ ЯУССЙ В ДОВУ; ЛМА НОТИЛОЗК, АД ОДРОГ; НА МОДОН СМЕТЕ И АМЕКНИ ХОМОМ ТРАСБОТАЕ; ВЫРЕПЙ НИЛБ МОМКО. Комментарий: упражнение на развитие концентрации внимания.

  6. Задание: внимательно посмотреть на таблицу со СКИ «Плюсика» и по памяти записать команды. Комментарий: упражнение на развитие концентрации внимания.

  7. Задание: решить с помощью Плюсика задачу: для покупки было отложено 990 руб. купили 27 общих тетрадей по 13 рублей, 3 альбома по 41 рублю и книга за 213 рублей. Сколько денег останется? Комментарий: Работа с программой «Плюсик» развивает внимание, так как при решении задач ученик должен внимательно обдумать алгоритм решения, чтобы вовремя «опустить» в стек нужное число и не допустить ситуации «Не могу».

  8. Игра «Максит». Задание: выбирая числа в строках или столбцах, набрать большую сумму, чем у противника. Чтобы выиграть у компьютера, ученики должны не только использовать оптимальную стратегию, но и быть внимательными. Комментарий: игра тренирует переключение и распределение внимания.

  9. Задание: набрать текст стихотворения Багаж. При наборе текстов учащиеся должны выполнять дисциплину пробелов: пробел всегда ставится после знака препинания, а также перед тире, перед скобкой, перед кавычками. Комментарий: используя это правило, ученики развивают сосредоточенность, устойчивость и переключение внимания.

  10. Задание: проделав несколько опытов отгадать первые десять «черных ящиков» Буквоеда. Комментарий: работа с «Буквоедом» развивает направленность и сосредоточенность внимания.

  11. «Корректурная проба» – диагностика и развитие внимания (См. раздел «Диагностика внимания».

  12. Задание 2, 3 стр.44, т.5: найти ошибочные названия файлов и найти правильные названия: рассказ, 1996_year, identification, alpha txt, elephant, slon, slon_afr, eleph*,слон_афр Комментарий: развивает переключение и концентрацию внимания.

  13. Задание: вставить пропущенные буквы в упражнениях «Микрона». Комментарий: тренирует сосредоточенность, переключение внимания.

  14. Задание: собрать компьютерную мозаику в программе «Силуэт». Комментарий: занятие компьютерной мозаикой тренирует распределение внимания.

  15. Задание: подготовить закрашенный рисунок с помощью графического конструктора «Раскрашка». Комментарий: выбор нужного шаблона в данный момент требует переключить внимание.

  16. Задание: по точкам с заданными координатами нарисовать кораблик. Комментарий: это трудное задание для третьеклассников, так как требует высокого уровня переключения, сосредоточенности и устойчивости внимания.

  17. Задание: открыть файл home.kp, решить такие задачи:

  • Удалить дерево, изображенное на картинке.

  • Переместить дерево в сад.

  • Посадить еще одно дерево в саду.

  • Вынести дерево из-за забора.

  • Увеличить яблочки на дереве в два раза.

  • Изменить цвет кроны дерева.

  • Изменить толщину ствола дерева, стоящего в саду

  • Изменить цветовое заполнение ствола дерева.

. Комментарий: при работе с оборотной страницей «Раскрашки» ученикам требуется максимальная концентрация внимания для успешного выполнения заданий.

  1. Задание: повторить как можно точнее подготовленный образец рисунка в графическом редакторе «Художник». Комментарий: при выполнении таких лабораторных работ ученики тренируют концентрацию внимания (нужно повторить точь-в-точь образец), развивается контрольная функция внимания, так как учащимся постоянно нужно контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности, следить за правильностью выбора цвета и шаблона.

  2. Вопрос 3, стр.72, т.7: Полумесяц на ночном пейзаже можно было рисовать так:

  • Сначала была нарисована окружность

  • Затем половина окружности стерта Ластиком

  • Далее с помощью инструмента Линейка нарисована отрезок-хорда полумесяца

  • Наконец, Лейкой была закрашена внутренность полумесяца желтым цветом.

После этого выполнена Откатка. Какой будет картинка? Комментарий: упражнение тренирует устойчивость внимания.

  1. Задания: 1)открыть необходимый для работы файл, отредактировать рисунок, сохранить работу под другим названием.2) Нарисовать 3 бабочки. Самую красивую сохранить в виде фрагмента и объекта. Комментарий: работа с файлами в «Художнике» требует особого распределения внимания у школьников, постоянно нужно следить за тем, какой это процесс: чтение или запись, какой вид файла: картинка, объект или фрагмент.

  2. Задания: переместить «тигра» из файла zvery в лес из файла les; переместить игрушки в песочницу, работая с файлами igry, pesok. Комментарий: Лабораторные работы: Коллаж объектов и Коллаж фрагментов тренируют контрольную функцию внимания, здесь особенно важно не перепутать порядок своих действий.

  3. Вопрос 3 стр.29, т.8: Какие каталоги надо последовательно пролистать, чтобы «пройти» путь из Каталога выставки в Каталог рисунков старшеклассников Комментарий: развивает устойчивое внимание.

  4. Задание: подготовить ноты своей любимой песни или из тетради №9 с помощью музыкального редактора «Шарманщик». Комментарий: набор мелодии в редакторе «Шарманщик» тренирует устойчивость внимания.

  5. Вопрос 4 стр.49 т.9: Вспомните (из Микрона. Раскрашки или Художника) правила именования файлов. Какие ошибки допущены при наборе имени файла с мелодией: «Катюша».Song? Комментарий: : развивает переключение и концентрацию внимания.

  6. Вопросы на стр.4, т.10: Как ответит Кукарача, получив команду НАЛЕВО? Как ответит на команду ВНИЗ? Комментарий: тренируют устойчивость внимания

  7. Задания:

  • Составьте программу прогулки Кукарачи по заданной траектории, так чтобы он обошел ее пять раз.

  • Заставьте исполнителя Кукарачу обойти все клетки поля так. Чтобы в каждой из них он побывал только один раз.

  • На одном из перевернутых кубиков буква «И». Составьте слово «ИГРА».







1

2

3

4

5

6

7

8

9

1




























2




?






















3




























4







Г

Р

А













5




?






















6




























  • В клетках, расположенных рядом с углами клетчатого поля, находятся кубики с перевернутыми цифрами 1 и 2. Кукарача стоит в центре поля – в клетке (5,5). Расставьте кубики так, чтобы единичка стояла в левом верхнем углу, а двойка – в правом нижнем.

  • Помогите Кукараче составить слово КОТ. На одном из кубиков есть буква «Т».







1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

К

























2

О

























3




?






















4




?






















5




?






















6































  • Буква «К» находится где-то на второй строке между первым и десятым столбцами. Переместить ее на десятую строку.

Комментарий: все задачи Кукарачи тренируют концентрацию внимания, помогают сформировать произвольное внимание.

38.Задание: сравнить визитные карточки. Найти отличия в их оформлении. Комментарий: упражнение на развитие объема, переключения и распределения внимания.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница