Сравнительный анализ и оценка эффективности института народного изъявления в зарубежных странах



Скачать 496.83 Kb.
страница 1/6
Дата 13.09.2016
Размер 496.83 Kb.
  1   2   3   4   5   6
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет права

Кафедра конституционного и муниципального права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему: Сравнительный анализ и оценка эффективности института народного изъявления в зарубежных странах

Студентка группы № 5КА

Эрлих Дарья Вячеславовна
Руководитель ВКР

Д.ю.н., профессор Данилов С.Ю.
Рецензент ВКР

К.ю.н., доцент Мишина Е.А.


Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ




ОГЛАВЛЕНИЕ 2

Введение 3

Глава I. История становления института референдума 5

1.1.Начало пути института референдума до начала XX века 5

1.2.Развитие референдума в XX веке 10

Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий. Современное право, 2012. № 8. С. 53-56. http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77248317 10

Дайси А.В. Основы государственного права Англии. Введение к изучению английской конституции 19

Глава II. Характеристика института референдума в зарубежных странах 22

2.1. Определение института референдума, механизм существования референдума в системе осуществления народовластия 22

2.2. Референдум как разновидность прямой демократии 28

2.3. Оценки института референдума. Сторонники института референдума и их аргументы 31

2.4. Оценки института референдума. Проблемы института референдума 33

Заключение 38

Список использованных источников 42

Нормативно-правовые акты 42

Книги 43

15.Дайси А.В. Основы государственного права Англии. Введение к изучению английской конституции http://www.twirpx.com/file/697949/ 43

Статьи 45

Диссертации и авторефераты диссертаций 46

Литература на иностранном языке 46





Введение




«Масса умнее князя»

Никколо Макиавелли

Слова Никколо Макиавелли, приведенные выше, рождают весьма острую дискуссию между теми, кто считает институт референдума неэффективным и даже вредным для общественного развития институтом, и тех, кто видит в институте референдума предпосылку расцвета демократии и эффективный механизм реализации права человека на участие в управлении государством.

Актуальность тематики дипломного исследования обусловлена, в первую очередь, отечественными примерами неспособности представительных органов решать возникающие проблемы. При обращении к опыту зарубежных стран, особенно Европы, отчетливо видна частая практика использования института прямой демократии, референдума для разрешения различных вопросов как на государственном уровне, так и на местном.

Цель настоящей работы заключается в сравнительно-правовом исследовании института референдума и оценке его эффективности в зарубежных странах. Для достижения данной цели было определено несколько задач:



  1. Изучить историческое развитие института референдума;

  2. Изучить общие теоретические положения института референдума;

  3. Изучить общие механизмы института референдума;

  4. Сравнить доктринальные подходы к пониманию института референдума и различные подходы к оценке референдума;

  5. Установить факторы, определяющие модель института референдума;

  6. Определить особенности института референдума, его достоинства и недостатки при реализации;

  7. Определить особенности института референдума в условиях демократических и недемократических режимов.

Предметом данной дипломной работы являются вопросы законодательного закрепления и реализации института референдума в различных зарубежных странах.

Объектом исследования является зарубежное законодательство, касающееся регулирования института референдума.

Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды ученых-правоведов М.В. Баглая, С.Ю. Данилова, В.В. Маклакова, А.А. Мишина, и т.д.

Методологическую базу исследования составили следующие методы:



  • диалектические методы;

  • методы анализа и синтеза;

  • исторический и статистический методы

  • сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

Структура работы обусловлена целью и задачами выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава I. История становления института референдума

    1. Начало пути института референдума до начала XX века

Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления населения в разрешении внутригосударственных и международных проблем известен издавна. Считается, что прародителем референдума является Швейцария, где народное законодательство имело место быть уже при возникновении союза, также референдумы практиковались во Франции, со времен великой революции.1 В старинных землях Анпенцелл Внешнего Родена и Анпенцелл Внутреннего Родена, Герсац, Гларус, Ури, Швиц, Обвальден, Нидвальден, осуществлялась реализация практически полного народного законодательства. Это народное законодательство ограничивалось только властью немецкого правителя-императора, но это ограничение было незначительным и потом стало, в общем-то, фиктивным.2 Начиная с XIII-XIV в. Население этих земель принимало свои законы на мирных сходах. В 1294 году в Швице состоялся первый мирской сход. Обладая правами имперской семьи, сход принимал значительные постановления. Их суть заключалась в том, чтобы никто под угрозой большого штрафа не мог продавать недвижимое имущество монастырям и иностранцам, т.е. Швицкий сход стремился обезопасить свою общину от посягательств со стороны дворянства и духовенства. Главным образом, мирские сходы существовали в двух формах: очередные и внеочередные (чрезвычайные). Проекты законов предлагались как кантональным советом, так и просто определенным числом граждан. 3



Первым проведенным референдумом в истории считается референдум: проведенный в 1449 году в кантоне Берн Швейцарии. В 1798 году, когда Франция завоевала Швейцарию, была принята новая Швейцарская конституция, в которой в числе прочего ограничивались права граждан на народное законодательство. В качестве обоснования этого ограничения цюрихский политик ссылался на то, что народ легко увлечь и заинтересовать определенной идеей и, соответственно, манипулировать им, тогда как законодательное учреждение своей деятельностью может обеспечить основательную разработку, всестороннее обсуждение и решение соответствующего вопроса, максимально детальную разработку идей и наилучшее их выражение. Население не способно осуществить такого рода функцию, поэтому она должна быть делегирована совету или иному схожему учреждению.4 Схожих позиций придерживался и известный ученый того времени – Вельти, считавший, что нужно объективно и критически оценивать способность данного института, декларировавшего столь высокие философские идеям, по-настоящему служить этим идеям.5

Наибольшее распространение референдум получил в Швейцарии в первой половине 19 столетия, когда под влиянием французской оккупации начался подъем кантональных движений за народные права. В 1802 г. на референдуме был решен вопрос о принятии конституции Гельветической Республики. В 1830-40-х гг. именно путем референдума утверждались конституции отдельных кантонов Швейцарии. Начиная с 1848 г., когда Конституция Швейцарии узаконила институт референдума и народной инициативы на уровне федерации, кантона и коммуны, по 1971 г. в 157 случаях референдума 63% были инициированы Парламентом и 13% - избирателями. Общая характеристика референдумов Швейцарии сводится к констатации консервативности данного института в данный период времени. «Референдум носит консервативный характер. Большинство швейцарских референдумов оканчивается поддержкой статус-кво и отклонением предложенных реформ».6 Однако все авторы отмечают прогрессивный характер швейцарских референдумов. Так, по мнению Курти, референдум – это своеобразная политическая школа для народа: вовлекающая в дела государства все классы населения. Референдум оказался чрезвычайно полезным для законодательства и всей жизни тем, что он доставил больше влияния на них общественному мнению и всеобщей воле: ведь представительные учреждения везде, где только они могут действовать самовластно, слишком склонны превращаться в особое сословие, в касту, которая вместо общественных интересов блюдет лишь свои собственные. Народные голосования референдума напоминают парламентариям об их обязанностях; они заставляют их искать сближения с народом».7 Восторженные отзывы о швейцарских референдумах поступали от таких ученых, как Еллинек и Дайси8. По мнению П.И. Новгородцева, отличительной особенностью первых референдумов Швейцарии 19 столетия был незначительный перевес большинства голосов над меньшинством. К примеру, референдум 1875 г. по вопросам гражданского брака набрал 213 199 голосов за и 205 069 против. Эта ситуация, по мнению П.И. Новгородцева, служила результатом отсутствия неподготовленности общественного мнения по обсуждаемым вопросам, невозможностью примирить крайности утверждения, что существенно снижало компромиссную сущность референдума. Однако, несмотря на это, конституции многих государств конца 19 – начала 20 вв. предусматривали институт референдума по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

Например, в 1912 году в Конституцию Швейцарии внесены поправки, относящие утверждение международных договоров на неопределенный срок либо срок более 15 лет к компетенции общефедерального референдума. Вслед за Швейцарией референдумы имели место в Норвегии, Италии, Ирландии, Дании, Франции, США и др. Особенно стоит отметить референдум в Норвегии 1905 г., на котором был окончательно разрешен вопрос о прекращении шведско-норвежской унии. Даже В.И.Ленин, так холодно отзывавшийся о капиталистических странах, высоко оценил это неосуществимое без войн и революций самоопределение.9

В конституционном законодательстве США референдум получил закрепление в конце 19 – начале 20 вв. Несмотря на то, что первые референдумы в США датируются 1640 г., лишь с 1898 г. институт референдума, как и институт прямой законотворческой инициативы, стал реальностью для политической жизни некоторых штатов. По мнению М.Н. Марченко, установленная хронология института референдума в США подвергается сомнениям. Первые референдумы восходят к американской революции, в ходе которой американские штаты представили проекты конституций на утверждение собственными избирателями. Для того времени данное явление было настоящим, великим новаторством. С конца 19 века вошло в практику вынесение на одобрение избирателей конституциональными конвентами штатов проектов конституций. Эта практика встретила сильное противодействие со стороны судебной системы, считавшей, что законодательное право не может быть никому передано легислатурой. В тот период в конституции некоторых штатов были внесены правила об обязательном одобрении законов, касающихся займов и налогообложения, на референдуме. 10

Несмотря на отдельные проявления прямой демократии, наибольшее распространение институт референдума получил после 1918 г. Именно после первой мировой войны волна демократизации избирательного права (предоставление права голоса женщинам, введение в ряде стран пропорциональной избирательной системы) затронула также все формы прямой демократии (референдум, народная инициатива, отзыв главы государства и др.). Институт референдумы был включен в Конституцию Австрии 192011 (ст. 43-45, 60), Вольного города Данцига 1922 года (ст. 43, 47-49), Чехословакии 1920 года (ст. 46)12, Греции 1927 года (ст. 125)13, Латвии 1922 года (ст. 48, 50, 65, 72-80), Литвы 1928 года (ст. 103- 104) и т.д. Положения о референдуме содержались в Основных законах немецких земель Бадена, Баварии, Бремена, Гессена, Пруссии, Саксонии, Тюрингии, Вюртемберга.14

В связи с подобным широким распространением института референдума появились случаи проведения референдума в целях обхода представительских учреждений и разрешения конфликта между высшими государственными органами. Например, право главы государства передавать законопроект на всенародное голосование в обход парламента в случае несогласия с последним было закреплено в Веймарской Конституции 1919 г. и Основном законе Чехословакии 1920 г.



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница