Упаковка и тара
Любая перевозка грузов, вне зависимости от выбора транспортных средств, по нормативам должна производиться строго в упакованном виде. Благодаря использованию упаковки повышается безопасность перевозок, и грузы находятся под надёжной защитой от повреждений. Также применение упаковки делает процедуру формирования грузов по различным показателям, учёт и контроль перевозимых товаров, и грамотного наполнения вагонов и автомобилей более удобной и универсальной. Также следует отметить, что упаковка положительно сказывается и на выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Главной составляющей упаковки считается тара. По сути своей, тара – это ёмкость для размещения товара, именуемая, в случае, если речь идёт о перевозке грузов, транспортная тара. Транспортная тара является самостоятельной транспортной единицей. Возможны ситуации, подразумевающие доставку грузов в потребительской упаковке. Данные сведения должны быть отражены в договоре.
Нормативно-техническая документация содержит всю необходимую информацию о типе и качестве упаковки, правилах использования той или иной упаковки для транспортировки разных видов грузов.
Производить упаковку перевозимых товаров должен грузоотправитель. В случаях, когда между сторонами заключён договор на транспортно-экспедиционные услуги, возможно включение в данный документ пункта, согласно которому транспортно-экспедиционная компания берёт на себя работы по упаковке товаров.
Тару классифицируют по типу формы. Среди наиболее часто используемых единиц тары
-
Ящики
Ящиками принято называть транспортную тару, не имеющую открытых сторон, корпус которой имеет прямоугольную форму в параллельном дну сечении. Изготовлен данный вид тары может быть из пластмассы, досок, металла или фанеры, а также возможно сочетание разных материалов. У ящиков имеется дно, торцевые и боковые стенки и в большинстве случаев крышка.
Крайне желательно, чтобы такие элементы тары, как ручки, шарниры и т.п. не выдавались из конструкции. Это относится и к шурупам и гвоздям. Предусмотрено оснащение ящиков, имеющих большой вес, деревянными брусьями. Это помогает при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ при использовании средств, относящихся к категории подъёмно-транспортных. Для обеспечения устойчивой погрузки необходимо, чтобы усиливающие бруски располагались в шахматном порядке, как на крышке, так и на дне. Это гарантирует взаимозацепление в процессе штабелирования. В случае надобности возможно дополнительное укрепление ящиков посредством окантовки с помощью ленты, изготовленной из пластмассы или стали.
Данный вид тары подходит для грузов, относящихся к категории тяжёлых и бьющихся.
-
Бочки
Являются транспортной тарой с корпусом, форма которого параболическая или цилиндрическая. Данный вид тары с доньями, снабжён зигами катания или обручами.
Материалом для производства бочек может служить дерево, металл или пластмасса. ЗПУ бочковых крышек обязательно должны быть зафиксированы. Надёжное закрытие должно быть обеспечено и винтовым затвором. Применение металлических пластин и некоторых других приспособлений используется для закрытия пробок сливных отверстий. Если доставка грузов по железной дороге предполагает перевозку в бочках жидких грузов, склонных к брожению, бочки оборудуются специальными затворами, позволяющими осуществлять выпуск газов, и исключающими выход жидкости наружу. Обязательно, чтобы на затворах данного типа имелась специальная заметная маркировка с внешней стороны.
Как правило, в бочках перевозят большие объёмы жидких грузов. Для каких конкретно грузов подходит данный вид транспортной тары, определено в нормативно-технической документации.
-
Барабаны
Представляют собой цилиндрической формы транспортную тару. Зиги катания и обручи на барабанах отсутствуют. Корпус барабанов может быть гофрированным или гладким, дно – плоское. Форма барабана цилиндрическая, имеет вид обечайки, которая включает в себя скреплённые между собой слои бумаги. Для производства таких частей барабана, как крышка и дно, используется клееная фанера, многослойная бумага, жесть. Также возможно изготовление с применением данных материалов в сочетании друг с другом. Металлическая лента является скрепляющим звеном между обечайкой и днищем. Зажимно-запорные устройства используются для фиксирования крышек.
В жд доставке грузов барабаны применяются в качестве транспортной тары для газов, как жидких, так и пастообразных. Необходимым условием для этого является пропитка внутренних стенок, или же использование ненатуральных материалов.
-
Мешки
Это транспортная тара, представляющая по форме своего корпуса рукав. Тара мягкая. У рукава имеется горловина и дно. Мешок может иметь как открытую, так и закрытую горловину. Надёжное закрытие мешков обязательно. Любое несанкционированное проникновение должно быть исключено.
Применение данного вида транспортной тары для доставки грузов, неустойчивых к сжатию и т.п., не является уместным.
-
Короба
Считаются достаточной упаковкой, когда произведены из прочного плетения и гарантируют сохранение товаров при транспортировке. Конструкция затворов должна быть такой, чтобы доступ к товару во время перевозки был невозможен. Масса груза и прочность короба должны находиться во взаимном соответствии. Прочность полов и ручек должна быть высокой, чтобы исключить повреждения при проведении обработки грузов. В случае упаковки в короб не выдерживающих давления грузов, транспортная тара оснащается прочными крышками. Конструкция создаётся таким образом, что короба можно ставить один на другой.
-
Стеклянные баллоны
Считаются достаточной упаковкой лишь тогда, когда произведено обёртывание стеклянных сосудов лёгкими материалами, а сами сосуды помещены в защитную ёмкость, снабжённую ручками и крышками. Толщина мягкого слоя – не меньше 40 мм. Распределение слоя – равномерное.
-
Кипы, рулоны, пакеты
Применимы при жд перевозке грузов, устойчивых к механическим повреждениям (толчкам, сжатиям, ударам) и загрязнениям, при этом надёжно упакованных и закрытых. Комбинирование упаковочных материалов подходит для упаковки в кипах. Упаковку можно усилить деревянными планками. Это не исключает необходимость крепкого обвязывания кип. Пластмассовая плёнка, ткань, гофрированный картон, бумага не является достаточной упаковкой.
-
Клетки для животных
Обязательно должны обладать высокой степенью прочности. Пол должен быть сплошным. Обеспечение доступа воздуха – обязательное условие для транспортной тары данного типа. Бруски решётки должны находиться друг от друга на расстоянии, исключающем возможность животных просовывать через эти отверстия свои конечности. Фиксирование дверей и крышек при жд перевозках обязательно, во избежание случайного открывания.
-
Фляги
Имеют корпус и горловину цилиндрической формы. Горловина имеет меньший, чем корпус диаметр. Есть приспособление для затвора, снабжённое затвором и крышкой. Фляги являются многооборотной транспортной тарой.
-
Коробки
Данный вид транспортной тары имеет плоское дно. Форма корпуса может быть разной. Есть крышка, которая может быть на шарнире или съёмной.
Разновидности упаковки и тары, а также упаковочных средств, предназначенных для упаковки определённых товаров, отражаются в технических условиях, стандартах и прочей нормативно-технической документации. Требования ГОСТа существуют практически для всех типов упаковок и грузов.
Параметры, по которым осуществляется выбор той или иной тары и упаковки для перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом – это форма, размер, вид, вес груза и т.п. Значение имеет также конструкция перевозимого груза, характеристика и состав продукции, которые могут иметь огромное значение для способа обращения с грузом.
Процесс упаковки грузов должен быть безопасным не только для перевозимого товара, но и для исполнителей данного процесса. Следовательно, недопустимо наличие острых и не только предметов, выступающих наружу. В противном случае это может привести к телесным повреждениям работников.
Эксплуатация тары подразумевает соблюдение следующих требований:
-
Тару следует загружать не более номинальной массы брутто
-
Способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары
-
Груз в таре должен находиться ниже уровня ее бортов
-
Опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении
Составление упаковочного листа на каждую партию грузов предусмотрено. Возможно составление общего упаковочного листа. Также грузовой лист может быть составлен на каждое грузовое место. В случае составления общего упаковочного листа, его выкладывают в первое грузовое место каждой партии.
Прочие сопроводительные документы при доставке грузов по железной дорогое тоже должны быть упакованы. В основном они помещаются в водонепроницаемые пакеты или конверты из специальной водонепроницаемой бумаги.
Контейнеры считаются транспортной тарой-оборудованием. Принято считать контейнером многократно используемое транспортное оборудование, годное для перевозки грузов и их временного хранения. Объём грузов может быть 1 м3 и более. Контейнер оборудован приспособлениями, позволяющими снимать его с транспортных средств, а также позволяющие выполнять его механизированную установку. Контейнер является ёмкостью частично или полностью закрытой, в которую могут быть помещены грузы.
Характеристики контейнера постоянны, а, следовательно, он отличается прочностью и может использоваться многократно. Конструкция контейнера такова, что подразумевает возможность доставки грузов и несколькими видами транспорта, без процесса промежуточного затаривания. Также благодаря конструкции контейнера грузовые операции выполняются легче. Хранение грузов в контейнере надёжно.
По назначению контейнеры подразделяются на:
-
Универсальные (служащие для перевозки широкой номенклатуры штучных грузов без тары и в таре или в облегченной упаковке). Согласно с ИСО (Международной организацией стандартизации) универсальные контейнеры делятся на межконтинентальные (крупнотоннажные) и внутриконтинентальные (массой брутто 2,5 т). К универсальным следует относить и малотоннажные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т
-
Специализированные (служащие для хранения грузов и их многократной перевозки, определенной номенклатуры (опасных, насыпных, жидких скоропортящихся и прочих)). Специализированный контейнер - это конструкция, стандартную по размерам и максимальной массе брутто. Согласно нормативно-техническим документам, в основном специализированные контейнеры должны быть отмечены специальной информаций о виде груза, находящегося в них.
|