Урок русского языка



Скачать 0.54 Mb.
страница 1/4
Дата 04.10.2016
Размер 0.54 Mb.
  1   2   3   4

  1. Иванова Л.К. Требования к современному открытому уроку по русскому языку

Современный урок русского языка

Задача модернизации образования — это плавный переход от репродуктивного исполнительского педагогического мышления, в основе которого лежит деятельность учащихся по образцу, по заданному алгоритму, к продуктивному самостоятельному проектированию образовательного процесса школы как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности.

Современный урок русского языка должен быть направлен на решение главной задачи модернизации образования, которая обеспечивает становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и самим собой.

Стратегические принципы урока русского языка:


  • применение основных положений личностно ориентированного обучения;

  • развитие речи учащихся в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитие мыслительных способностей школьников;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, когда конкретная деятельность учащихся преобразуется в результаты, имеющие социальную значимость.

Современный урок русского языка - это урок, который предусматривает:

Воспитание любви к русскому языку, сознательное отношение к родному языку как духовной ценности, осознание языка как формы выражения национальной культуры и истории народа.

Развитие познавательной деятельности учащихся на основе анализа, исследования несложных ситуаций, классификации изучаемых явлений, а также формирование образного и логического мышления.

Осуществление коммуникативного подхода в обучении, когда учителем создаются условия для включения ученика в коллективный поиск ответа с аргументацией своей точки зрения.

Рефлексия деятельности учащихся, которая предусматривает владение навыками самоконтроля, совместной деятельности, объективной оценки своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых и эстетических ценностей.

Использование инновационных моделей обучения, обеспечивающих высокую результативность и направленных на развитие личности в условиях сотрудничества и сотворчества (разноуровневое, проблемное, блочно-модульное обучение; компьютерные технологии, метод проекта, технология критического мышления, технология педагогической мастерской и др.).

Реализация межпредметных связей на основе интегрированных уроков, обеспечивающих формирование у школьников целостной информационной картины мира.

Выбор эффективных форм контроля, которые обеспечивают высокое качество обучения и готовность учащихся к объективней независимой оценки качества знаний, к государственной итоговой аттестации в новой форме за курс основной и средней школы.

обеспечивающих высокую результативность и направленных на развитие личности в условиях сотрудничества и сотворчества (разноуровневое, проблемное, блочно-модульное обучение; компьютерные технологии, метод проекта, технология критического мышления, технология педагогической мастерской и др.).

Реализация межпредметных связей на основе интегрированных уроков, обеспечивающих формирование у школьников целостной информационной картины мира.

Выбор эффективных форм контроля, которые обеспечивают высокое качество обучения и готовность учащихся к объективной независимой оценки качества знаний, к государственной итоговой аттестации в новой форме за курс основной и средней школы.
Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ленинградской области (2006 г.) предусматривает увеличение количества часов на изучение русского языка в 7 классе на 1 час в неделю и в 8 классе на 1 час в неделю.

Увеличение количества часов на изучение русского языка в 7 и 8 классах позволит более успешно решить следующие задачи обучения русскому языку:



  • систематизировать знания по всем разделам языкознания;

  • совершенствовать речевую деятельность учащихся;

  • сочетать знания об устройстве и функционировании русского языка с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных и эстетических качеств личности школьника;

  • создавать условия для успешного овладения основными видам речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи (слушаем, читаем, пишем, говорим) на каждом уроке.

Каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения и понимания текстов, в том числе и лингвистических.

Поэтому нет необходимости выносить утверждённые региональным Базисным планом часы на изучение русского языка в 7 и 8 классах в отдельный спецкурс, а целесообразно включить их в программы по русскому языку, которые реализуются в образовательном учреждении.




  1. Терешина В.А. Требования к современному открытому уроку по литературе.

1. «Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ» (Ю.А. Конаржевский).

2. Изучение художественного произведения на уроках должно помочь учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность.

3. В процессе анализа литературного произведения, формирования языковых и речевых умений, освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу.

4. Изучение литературного текста направлено на развитие и усовершенствование коммуникативных навыков обучающихся на основе осознания ими функций языка и художественной образности текста.

5. В процессе изучения литературы учителю необходимо рассматривать произведение в историко-литературном контексте, усиливать внутрипредметные связи курса: художественно-универсальные («вечные образы» культуры), межтекстовые (цитаты, реминисценции, заимствования и т.п.) и историко-биографические (творческие контакты между писателями).

6. Урок литературы должен предполагать реализацию межпредметных связей: взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.



  • Содержание русского языка и литературы предполагает постижение их как национально-культурных ценностей.

  • Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, живопись, театр, музыка и литература, формируя у учащихся представление о критериях эстетической оценки произведения.

  • Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает у них активное отношение к природе и окружающему миру.

7. Проектируя урок литературы, учитель должен использовать воспитательный потенциал предмета, учитывая особую роль литературного образования в процессах формирования и воспитания личности, развития её нравственных качеств.

8. В ходе урока литературы ученик должен получить возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников:



  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

9. Для формирования указанных общеучебных умений и навыков необходимо текстуальное изучение произведений, аналитическая работа с текстом художественного произведения, планомерное обучение учащихся созданию устного и письменного связного текста на литературную тему, то есть реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

10. Современным требованием к уроку литературы является формирование навыка поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе в справочной литературе, периодике, используя телевидение и ресурсы Интернета. У учащихся формируются умения находить необходимую информацию по заданной теме, оценивая её критически и отделяя основную информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

11. Важнейший приоритет в преподавании предмета – работа с художественным текстом.

На уроках могут быть использованы следующие виды усложняющейся учебной деятельности:



  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

12. Особого внимания требует заключительный этап урока – рефлексия, организация учителем рефлексивной деятельности учащихся.

Рефлексия – это условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с его целями; проанализировал, интерпретировал и творчески переработал полученную на уроке информацию; осмыслил проделанную на уроке работу, дал самооценку собственной деятельности.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать при необходимости свой образовательный путь.

Литература.



  1. Литература. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М., Вентана-Граф, 2007.

  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока.

  3. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. – СПб., 2008.




  1. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков в 7 – 8 классах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(дополнение к тематическому планированию по русскому языку в 7 классе)




тема

количество часов

применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, употребление языковых единиц в речи, совершенствование речевой деятельности

Повторение изученного в 5-6 кл.

5 ч.

+ 1 ч. р.р.



Систематизация знаний по орфографии. Работа с таблицами, составление кластеров, составление учащимися словарных диктантов (15 – 20 слов).

Систематизация знаний по словообразованию. Поморфемная запись слова (рас-сказ-ыва-ть; длин-н-ый; со-бир-а-л).

Лексическая стилистика: книжная, разговорная лексика, переносное значение слова, метафора, эпитет, сравнение.

Лингвистические словари.




Причастие.

5 ч.

+ 1 ч. р.р.



Образование причастий. Суффиксы причастий. Правописание причастий.

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами.

Поморфемная запись причастий (рас-сморт-е-нн-ый).

*Совершенствование умения различать словосочетания типа: - сущ.X + прич. X; прич. + сущ.; прич. X + нар.

*Анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нём причастий.

Анализ примеров перехода причастий в прилагательные.

Сопоставление синонимических конструкций: причастный оборот – СПП с придаточным определительным.

Работа с картиной, фотографией (использование причастий).

Письмо наизусть (использование причастий в речи).


Деепричастие.

2 ч.

+ 1 ч. р.р.



Образование деепричастий, суффиксы деепричастий.

Поморфемный анализ деепричастий (с-дел-а-в).

Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида.

*Интонационно правильное чтение предложений с обособленными членами, выраженными деепричастными оборотами.

Синонимия деепричастий: деепричастный оборот и придаточное обстоятельственное.

Отличие деепричастий от причастий.

*Роль деепричастий в тексте: письмо наизусть «Зима, крестьянин, торжествуя…»

*Деепричастия в составе пословиц и фразеологических оборотов (не давши слова, крепись, а давши, держись; не зная броду, не суйся в воду; что имеем, не храним, потерявши, плачем; снявши голову, по волосам не плачут; сломя голову и др.).



Наречие.

5ч.

+ 1 ч. р.р.



Систематизация знаний о правописании наречий, существительных, прилагательных, глаголов.

Поморфемный анализ (на-лев-о; по-нов-ому; по-немец-к-и).

Словообразовательно-орфографический анализ наречий.

Разряды наречий по значению.

Различение наречий и созвучных слов других частей речи (красиво писать – платье красиво).

Использование орфографического словаря для определения слитного или раздельного написания наречий.

Различение на письме наречий и созвучных сочетаний (вовремя проснуться – во время работы).

Наречия в тексте.

Употребление наречий для достижения точности и выразительности текстов разных стилей и типов речи.

Экспрессивное использование наречий. Наречия в составе фразеологических оборотов, подбор синонимов – наречий: со всего маху, раз и навсегда, скрепя сердце, при царе Гороха, с минуты на минуту, чуть свет, как пить дать, на скорую руку, средь бела дня, кот наплакал, как звёзд на небе, куры не клюют и др.

Рассказ по картине с использованием наречий (слева, справа, вдали, вокруг, вдалеке и др.)



Предлог.

2 ч.

+ 1 ч. р.р.



Правописание производных предлогов.

Предлоги в тексте.

Предлоги в составе пословиц и фразеологических оборотов: на грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся, от умного научишься, от глупого разучишься, оказаться между молотом и наковальней, свой среди чужих, читать между строк, сидеть на двух стульях, находиться между жизнью и смертью и др.

Работа по картине (предлоги предложены учителем).



Союз.

3 ч.

+ 1 ч. р.р.



Систематизация знаний. Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях с сочинительными союзами. Постановка знаков препинания в предложениях с подчинительными союзами.
Культура речи. Орфоэпические нормы произношения союзов что, чтобы. Употребление союзов с учётом их стилистической окраски (в течение, в продолжение и др.).

Работа с фразеологизмами, в состав которых входят союзы: замена синонимами, шутливые рисунки, толкование фразеологизмов.

Работа по картине. Использование союзов.


Частица.

1 ч.

Различение приставки не и частица не, их употребление с разными частями речи (обобщение).

Дефисное написание частиц –то, -таки, -ка.



Повторение.

1 ч.

+ 1 ч. р.р.



Типы словарей.

Публичное выступление на морально-этическую тему.

Примечание. После изучения каждый темы можно провести итоговую контрольную работу на рейтинговой основе.

Образец – 6 класс, составленный Львовой С.И.




8 класс


Повторение изученного в 5-7 классах (5 часов).

Основные сведения о языке и речи.

Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности.

Повторение орфографии:

  • безударные гласные в корне;

  • «ь» во всех частях речи;

  • правописание глаголов;

  • слитное, дефисное и раздельное написание.

Повторение пунктуации:



  • причастный и деепричастный обороты.

Итоговая работа по повторению изученного (в тестовом варианте).



  1. Устное высказывание на лингвистическую тему с использованием таблиц.

  2. Фонетический, морфологический и пунктуационный разборы.

  3. Использование поморфемного письма (раз-брос-а-нн-ый).

  4. Составление учащимися словарных диктантов на заданную тему (12-15 слов).

  5. Проведение взаимных диктантов (работа в парах).

  6. Индивидуальные доклады об особенностях орфографии.

  7. Сочинение-миниатюра «Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и легким. Поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих» - М. Панов. Письменный ответ на вопрос, Согласны ли вы с данным высказыванием (≈50 слов).

  8. Работа с языковыми средствами: метафора, эпитет, сравнение, переносные значения слова, фразеологические обороты.

Использование приема «Двойной дневник» в работе по

синтаксису и пунктуации:


«Двойной дневник»

Афоризм или цитата

Комментарий (не лингвистический) ученика по поводу цитаты.

При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою. – В. Жуковский

(цитата из упр. Учебника)



Человек тем и отличается от животного, что у него есть душа, поэтому он может мыслить, страдать, стыдиться своих дурных поступков, помогать другим людям.


9. Работа по картине. Отработка пунктуационных навыков. Учитель устно беседует о содержании картины (3-5 вопросов), предлагает словарь на тему картины. Затем учащиеся составляют текст или предложения на основе картины.

Например, как может быть организована работа с картиной Ю. Ракши «Проводы ополчения» (учебник 8 класса по ред. Н.М. Шанского).



  1. Рассматривание картины.

  2. Беседа:

  • Почему так названа картина?

  • Когда и где происходит действие?

  • Какое настроение передано в картине? Какие цвета преобладают?

  • О чем думают, провожая родных на войну, молодые и пожилые люди?

  1. Словарь: двенадцатый век, войны в кольчугах, на голове шлемы, вооружены копьями, вдоль широкой реки, крепостная стена с башнями, тревога и скорбь, девочка с цветами в руках, надежда, вера, молодая женщина с сыном, на мальчике длинная рубаха, старик с палкой в руках, сидящая женщина в отчаянье, молодая девушка в платке.

Словосочетание. Простое предложение (2 часа).

Публицистический стиль (1 час).

  1. Правильное употребление словосочетаний.

  2. Виды предложений по цели высказывания.

  3. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные, не восклицательные.

Предложение как элемент текста.


  • Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге, рецензия на книгу, пришел из школы, приехал с Урала).

  • Особенности интонации конца предложения.

  • Использование побудительных предложений для текста-рекламы: любимой книге фильма, компьютерной программы.

  • Составление вопросов для анкеты на одну из тем: вступление в клуб любителей собак, спортивную секцию, музыкальную школу, в изостудию и т.д. (5-6 вопросов). Заполнить эту анкету от лица родственников, друга.

  • Составление вопросов для интервью с любимым певцом, актером, учителем.

  • Составление двойного дневника.

Например:

«Двойной дневник»



Афоризм или цитата

Комментарий ученика (после решения лингвистической задачи).

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Л. Толстой (цитата из упр.).

Человек, который помогает другим людям: родным, друзьям, малознакомым людям – достоин уважения. Он живет не только для себя.

Письмо наизусть (отработка интонации, виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске)

Публицистический стиль.

  1. Составление таблицы-кластера (Задачи публицистического стиля, особенности стиля, сфера использования, языковые средства).

  2. Использование характерных для публицистического стиля выразительных средств языка:

    • риторических вопросов, восклицаний (Что за …, Как …)

    • вопросно-ответной формы

    • инверсии

  3. Средства связей предложений в тексте: повтор одного и того же слова, однокоренных слов, лексических синонимов, местоимений.

Главные члены предложения (2 часа).

Научный стиль (1 час).

Морфологические способы выражения подлежащего и разных видов сказуемого.


  1. Обобщение: составление концептуальной таблицы: «Виды сказуемого» (взять из сборника «Технологии в предметах гуманитарного цикла»).

  2. Синонимическая замена разных видов сказуемого (листья желтели, листья стали/начали желтеть, листья стали/были желтые).

  3. Письмо наизусть. Стих А.С. Пушкина. Виды сказуемого и способы его выражения.

  4. Работа с картиной. Составление предложений с разными видами сказуемого.

    • существительное (мест) + глагол

    • существительное (мест) + связка + глагол

    • существительное (мест) + прилагательное, причастие

    • существительное + существительное

(Например: картина И. Шевандронова «На террасе» (учебник 8 класса по ред. Н.М. Шанского).

Мальчик, сидя на террасе, увлеченно читает книгу. Мальчик начал читать книгу и очень увлекся ею. Книга так интересна, что мальчик не замечает красоты летнего сада. Чувствуется, что мальчик увлечен чтением. Летняя терраса – любимое место чтения юноши.



  1. Составление словарика терминов по истории, физике, математике, биологии, географии (5-6 терминов). Лексическое толкование с использованием грамматической основы существительное + существительное.

  2. Выписывание из книг «В мире мудрых мыслей» цитат, где грамматическая основа существительное + существительное или существительное + неопределенная форма глагола. Комментарий к одной из цитат. Например:

Цитата

Комментарий ученика

Твердое сознание долга есть основа характера.

Человек, в котором есть чувство долга, не подведет другого человека, будет выполнять свои обязанности честно и хорошо.

Культура речи. Способы связи сказуемого с подлежащим.

  1. При подлежащем Кто, кто-то, кто-нибудь сказуемое ставится в форме мужского рода единственного числа (кто-то постучал в окно).

  2. Если в составе подлежащего есть слова сколько, столько, несколько, много, немало и др. - сказуемое употребляется только в форме единственного числа (на столе лежало несколько книг).

  3. Если в составе подлежащего есть слова большинство, множество, ряд, то сказуемое употребляется в единственном и множественном числе (Большинство школьников сдало/сдали экзамены).

  4. При однокоренных подлежащих сказуемое обычно используется в форме множественного числа (В учебнике имеются тексты, упражнения, иллюстрации).

  5. Если подлежащее – слова: депутат, врач, судья, дирижер, режиссер и др., то сказуемое употребляется в форме и мужского, и женского рода (Судья объявил/объявила приговор. Но судья Яковлева объявила приговор.).

Научный стиль

  1. Составление таблицы-кластера «Научный стиль»

    • задачи стиля,

    • основные особенности научного стиля,

    • сфера использования,

    • языковые средства (термины, употребление слов в прямом значении, отсутствие образности, эмоционально-экспрессивной лексики; употребление осложненных и сложноподчиненных предложений).

  2. Анализ статьи из учебников истории, биологии, географии (не более 120 слов) с точки зрения научного стиля.

  3. Устное высказывание на лингвистическую тему: «Научный стиль». Способы выражения грамматической основы в предложении.

  4. Работа с фразеологическим словарем: фразеологические обороты, где есть глагол-сказуемое (пуд соли съесть, принять решение и др.).

Однородные члены предложения (2 часа).

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

  1. Работа над интонацией

Интонация перечисления

Интонация в предложениях с обобщающими словами



(интонация предупреждения: на обобщающее слово падает логическое ударение, перед однородными членами голос понижается, пауза, однородные члены произносятся с понижением голоса).



  1. Правильное построение и выразительное чтение предложений с однородными членами.

  2. Работа с фразеологизмами (смех и слезы, ни свет ни заря, и стар и млад, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять и др.).

  3. Использование предложений с однородными членами в текстах публицистического стиля.

    • Анализ текста. Роль однородных членов как выразительных средств языка.

    • Сочинение-рассуждение на основе литературного текста (ответ на проблемный вопрос. Использование предложений с однородными членами).

    • Письмо наизусть. Пунктуационный разбор (А.С. Пушкин, И.А. Бунин).

    • Правильное построение предложений с однородными членами, соединенными союзами не только …. но и, … как … так и … и др.

    • Работа с картиной (натюрморт).

Устная работа: Какие предметы изображены? Какими красками пользуется художник и почему?

Письменная работа: на основе картины придумайте 4-6 предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах предложения.

Культура речи. Употребление однородных членов предложения в речи.

  1. Работа с речевыми ошибками (смешение родовых и видовых понятий, лексическая несочетаемость).

  2. Составление по схемам предложений с однородными членами на определенную тему (Родина, сказка, добро, школа, любимый предмет и т.д.).

Односоставное предложение (4 часа).

  1. Различие односоставных и двусоставных предложений.

  2. Использование синонимии односоставного предложения.

  3. Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.

  4. Отличие слов категории состояния от наречий и кратких прилагательных.

  5. Безличное предложение в составе сложного.

  6. Именительный представления как фигура речи.

  7. Распространенные и не распространенные назывные предложения.

  1. Использование синонимии односоставных и двусоставных предложений.

  2. Составление таблиц односоставного предложения




пример

Лицо мыслится … (определенно, неопределенно, лица нет, лицо есть)

Способы выражения главного члена предложения

Вид односоставного предложения.




  • отличие слов категории состояния от наречий и кратких прилагательных (светло, темно, грустно, весело, тихо и др.).

слова категории состояния

наречия

краткие прилагательные

Ему весело.

Она весело улыбнулась.

Она была весела.

  1. Использование односоставных предложений в текстах разных стилей.

  • Описание сюжета картины.

  • Составление диалога.

  • Составление социальной рекламы (живи в гармонии с природой).

  1. Работа с инструкцией учебника (как готовиться к диктанту, к изложению и др.).

  2. Составление правил этикета (в школе, за столом, в транспорте, в разговоре со старшими, в другой стране и др.).

  3. Составление принципов жизни, которым могли бы следовать.

  4. Сочинение-рассуждение на основе личных преставлений.

  5. Использование именительного представления в речи (описание природы, местности, процессов труда).

Письмо по памяти. Вид односоставных и двусоставных предложений.

Синтаксический разбор сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения.

Работа с цитатой и комментарий к ней.


Предложения с обособленными членами предложения (6 часов)

  1. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами предложений.

  2. Интонационные и пунктуационные особенности сравнительного оборота.

  3. Работа с лингвистической статьей.

    1. Работа над интонацией и пунктуацией обособленных и необособленных членов предложения.

    2. Замена предложений с обособленными членами сложными предложениями синонимические конструкции).

    3. Составление (поэтапное) плана-конспекта. Обособление?

Обособленные члены предложения со значением

Добавочного сообщения

Сравнения

Уточнения, присоединения – уточняющие члены предложения

  • Определения

  • Приложения

  • Обстоятельства

  • Дополнения

Сравнительные обороты

Присоединительные члены предложения

Учащиеся иллюстрируют конспект примерами (выборочно); готовят сообщение на лингвистическую тему по плану:

  • Смысловые признаки обособленных членов предложения.

  • Грамматические (члены предложения)

  • Интонационные (интонация обособления)

  • Пунктуационные

    1. Самостоятельная работа с параграфом - «Наедине с правилом».

Учащиеся извлекают часть информации из прочитанной лингвистической статьи, составляют схемы, таблицы, иллюстрируют примерами из параграфа, составляют план, тезисный план, формулируют вопросы и т.д.

Использование обособленных членов в текстах разных стилей и типов речи.

Письмо наизусть. Пунктуационный анализ М.Горький «Песня о Соколе» (Море, огромное, …) и др.

Использование обособленных членов предложения в официально-деловом стиле (Доверенность. Я, …, проживающий …, имеющий паспорт …., выданный … доверяю…).

Работа с картиной: составление словосочетаний с обособленными членами, предложений (3-4) по содержанию картины.

Правильное построение и выразительное чтение предложений с обособленными членами предложения.

Правильное употребление деепричастного оборота в предложении.


Предложения с вводными конструкциями и обращениями.

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания воздействия на собеседника.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.




  1. Работа над интонацией с вводными конструкциями (пауза, более ускоренное произношение в вводных конструкциях).

  2. Составление предложений со словами, которые никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми (как будто, вдруг, только, поэтому, причем, все-таки, когда, причем и др.).

  3. Различие вводных слов и созвучных членов предложений.

  4. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

  5. Пересказ небольших текстов с сохранением вводных конструкций.

  6. Письмо по памяти. Пунктуационный разбор.

  7. Работа с картиной. Составление предложений на тему картины с включением вводных конструкций (вводные конструкции предварительно составлены учителем): наверное, по-видимому, конечно, вероятно и т.д.

Обращение. Особенности интонации предложений с обращениями. Основные функции обращения: звательная, оценочная, изобразительная.

  1. Работа над интонацией в предложении с обращением (звательная интонация: логическое ударение, резкое падение голоса, пауза после обращения).

  2. Чтение басни. Роль обращения в тексте (звательная, оценочная, изобразительная). Как обращения характеризуют героев, их взаимоотношения? (И. Крылов «Демьянова уха», «Кукушка и петух», «Ворона и лисица»).

  3. Составление социальной рекламы с обращением.

  4. Смысловые, интонационные, грамматические и пунктуационные различия существительных в роли подлежащего и обращения.

  5. Письмо по памяти. Пунктуационный разбор (1-2 строфы).

  6. Устное высказывание на лингвистическую тему.

  7. Устное обращение (основное значение, синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности, цель использования в поэтической речи).

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.

  1. Правильное построение и выразительное чтение предложений с вводными конструкциями и обращениями.

  2. Исключения из речи «ненужных вводных слов»: типа, короче, так сказать, значит, ну, как его, как бы.

  3. Использование риторического обращения как приема публицистического и художественного стиля.

  4. Употребление обращения в поэтической речи, обращение – олицетворение.


7 класс
«Повторении изученного в 5-6 классах».

Иванова Л.К.
БЛОК 1.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница